Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для 6 класса "Красота и грация"»
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО–ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Красота и грация»
Руководитель кружка:
Учитель по физической культуре
МОУ СОШ№4
Давыдова Анастасия Юрьевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо продолжать развивать у школьников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по ритмике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографической подготовке, учебно-тематический план и содержание курса.
Цель программы: создание условий для развития творческой самостоятельности, физических и художественно-эстетических качеств ребенка посредством занятий хореографическим искусством.
Задачи:
Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям
Развитие интереса к занятиям ритмикой, хореографией, танцами, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора
Формирование общих представлений о культуре движений
Формирование культуры общения между собой и окружающими
Развитие музыкальности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Развитие умения воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности,
Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений и жестов в танцах, играх, хороводах, упражнениях.
Программа предусматривает теоретическую, физическую, техническую, хореографическую подготовку. Возраст детей, участвующих в данной дополнительной образовательной программе 6 класс (девушки). Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:
Фронтальная
Работа в парах, тройках, малых группах
Индивидуальная
Реализуя данную образовательную программу, ожидаются следующие результаты.
Ребёнок должен знать:
Порядок занятия;
Базовые элементы, комплексы и связки хореографии;
Понятие танцевального рисунка;
Понятие музыкальный образ
Ребёнок должен уметь:
Чётко выполнять элементы подготовки один и в группе, отдельно и в связках.
Управлять движениями рук, ног, головы в различных направлениях и в различных темпах;
Чётко выполнять базовые элементы, комплексы и связки хореографии.
Справляться с заданиями, которые развивают специальную физическую подготовку (выносливость, осанку, гибкость, быстроту, уверенность);
Быть самокритичным и критичным;
Тактично выражать своё мнение по отношению к другим;
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья с помощью танца и хореографии обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации к танцевальному искусству, через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся к занятиям танцами и хореографией, формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья посредствам танцевального искусства.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка. Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация» предназначена для обучающихся 6 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю 6 класс – 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Занятие состоит из трех частей:
Вводная - в нее входит поклон, разминка.(15-20 минут)
Основная - она делится на тренировочную (изучение нового материала, повторение, закрепление пройденного) и. танцевальную (разучивание танцевальных движений, комбинаций, композиций).(45-60минут)
Изучение программы начинается с несложных движений и задания, затем расширяется, совершенствуется и обогащается в последующем году. Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация » отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация » является формирование следующих умений:
проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
соблюдение правил поведения, дисциплины на занятиях в танцевальном классе, в игровом творческом процессе.
Соблюдение правил игрового общения, правильного отношения к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Анализ, сопоставление, обобщение, знаний и умений полученных во время занятий
Проявление настойчивости в достижении цели.
Взаимодействие с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация »- является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа.
иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
развить способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья
1.Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Предметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Красота и грация »- является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Получение необходимых сведений о многообразии танцев особенностях танцев народов мира, народных танцев;
обучение танцевальной азбуке, танцевальных позиций, элементов музыкальной грамоты.
работа с танцевальными движениями: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы);
импровизирование;
Умение работать в группе, в коллективе. Выступление перед публикой, зрителями.
умение самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «фитнес-аэробика» обучающиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
способы сохранения и укрепление здоровья с помощью танца и хореографии;
влияние танцевального искусства на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений, комплексов и связок для сохранения и укрепления здоровья;
уметь:
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
находить выход из стрессовых ситуаций;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья с помощью танца у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Участники кружка должны приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в художественном коллективе, добиваясь высоких результатов. Качество приоритетных знаний проверяется в течение года, для этой цели проводился два раза в год мониторинг достижения ребенком: планируемых результатов освоения программы. Кроме этого результат отслеживается в участии в мероприятиях школьного и городского уровня, в концертах, фестивалях, конкурсах.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Практические занятия по программе «Красота и грация » проходят в учебном кабинете или в спортивном зале, оснащенном спортивным инвентарем и оборудованием
Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);
Магнитофон, музыкальные диски.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1.
Правила техники безопасности, поведения и нахождения на занятиях в спортивном зале. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий ритмики.
1ч
2.
Гигиена спортивных занятий. Инструкция для занимающихся ритмикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся, к причёске, правила поведения после занятий)
1ч
3.
Ритмика как вид фитнеса и средство физического воспитания. Роль в повседневной жизни.
1ч
4.
Музыкально-ритмическая деятельность, построения, перестроения, слушанье и разбор танцевальной музыки.
1ч
5.
Обогащение музыкально-слуховых представлений. Развитие умений координировать движение с музыкой.
1ч
6.
Хореография – как искусство, ее специфика, особенности и путь развития.
1ч
7.
Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса.
1ч
8.
Позиции рук в классическом стиле. Основные понятия и комплекс упражнений.
1ч
9.
Позиции ног в классическом стиле. Основные понятия и комплекс упражнений.
1ч
10.
Основные танцевальные точки, шаги, диагональ, середина. Комплекс упражнений на развитие быстроты и силы.
1ч
11.
Разучивание танцевальных шагов. Шаг с приседанием, приставной, с притопом. Комплекс упражнений на развитие мышц ног.
1ч
12.
Танцевальные элементы «марш». Перестроения «линии». Комплекс упражнений на развитие гибкости.
1ч
13.
Ритмический рисунок и схема. Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп).
1ч
14.
Пластичная гимнастика. Упражнения для развития плавности и мягкости движений под музыку.
1ч
15.
Элементы ассиметричной гимнастики. Развитие умений быстро менять направление и характер движений.
1ч
16.
Работа в парах. Синхронность, координация, точность с использованием танцевальных упражнений.
1ч
17.
Элементы гимнастики и акробатики. Упражнения на развитие дыхания и правильной осанки.
1ч
18.
Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве. Комплекс упражнений на развитие быстроты и реакции.
1ч
19.
Красота движений. Понятие о характере музыки и ее разнообразии.
1ч
20.
Танцы народов РФ, их особенности и костюмы.
1ч
21.
Простейшие фигуры в танцах. Разучивание танца в парах.
1ч
22.
Творческая деятельность. Сочинение и импровизация танцевального этюда.
1ч
23.
Значение образа в танце. Понятие пантомима. Комплекс упражнений на развитие пластичности и грации движений.
1ч
24.
Театрализация и танец. Путешествие в мир сказок.
1ч
25.
Влияние занятий танцами и хореографией на состояние организма и здоровья человека.
1ч
26.
Построение занятия (разминка, интервальный блок, заминка). Приемы самоконтроля. Знакомство с круговой тренировкой. Противопоказания.
1ч
27.
Основные виды движений. Подвижные игры, игровые упражнения в танцевальном искусстве.
1ч
28.
Простейшие музыкальные композиции. Повторение техники выполнения упражнений для рук и ног.
1ч
29.
Профилактические и коррекционные упражнения для укрепления мышц спины, живота, бедер и стоп.
1ч
30.
Комплексы упражнений для растягивания мышц и подвижности суставов.
1ч
31.
Комплексы упражнений направленные на расслабление связочно - мышечного аппарата и правильного дыхания.
1ч
32.
Разучивание комплекса выученных базовых элементов танца и хореографии.
1ч
33.
Составление и совершенствование итоговой музыкальной, танцевальной композиции из изученных упражнений
1ч
34.
Итоговое занятие. Выполнение контрольных упражнений и связок.
1ч
Список литературы
«Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (-Волгоград: Учитель, 2008)