Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» направлен на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы -35 часов в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортландия» является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
№ п/п | Класс | Дата по плану | Фата фактическая | Тема занятия | УУД (регулятивные,познавательные, коммуникативные) |
1 | | | | За здоровый образ жизни. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
2 | | | | Разучивание русской народной игры «Кот и мышь». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
3 | | | | Разучивание русской народной игры «Горелки». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
4 | | | | Игры и забавы на свежем воздухе. Разучивание русской народной игры «Пчелки и ласточка» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
5 | | | | Движение есть жизнь. Разучивание украинской народной игры «Колдун». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
6 | | | | Спорт в жизни людей. Разучивание украинской народной игры «Перепелочка». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
7 | | | | Игры и забавы. Разучивание белорусской народной игры «Иванка». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
8 | | | | Разучивание белорусской народной игры «Хлоп, хлоп, убегай». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
9 | | | | Играя, подружимся с бегом. Игра «Бездомный заяц». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
10 | | | | Бег в нашей жизни. Игра «Борьба за флажки». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
11 | | | | Играя, подружимся с бегом. Игра «Пустое место». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
12 | | | | Соревнуемся в эстафетах. Игра «Команда быстроногих». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
13 | | | | Игры – эстафеты. «Эстафеты – поезда». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
14 | | | | Игры – эстафеты. « Большая круговая эстафета» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
15 | | | | Вот и зима пришла! Зимние забавы. « Клуб ледяных инженеров» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
16 | | | | Зимние забавы на свежем воздухе. «Клуб ледяных инженеров». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
17 | | | | Зимние забавы. Игры – эстафеты на санках. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
18 | | | | Зимние забавы. Игры – эстафеты на лыжах. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
19 | | | | Кто сильнее? Игры – соревнования. «Бой петухов». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
20 | | | | Игры – соревнования. «Борьба всадников». | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
21 | | | | Игры – соревноания. «Эстафета с чехардой» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
22 23 | | | | Игры на развитие психических процессов. «Узнай соседа по повадкам». Игры на развитие психических процессов. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
24 | | | | Игры на развитие психических процессов. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
25 | | | | Игры на развитие психических процессов. | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
26 | | | | Спортивный праздник « Мама. папа и я – спортивная семья!» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
27 28 | | | | Сюжетные игры «Птица без гнезда» Сюжетные игры «Мы - веселые ребята!» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
29 | | | | Сюжетные игры. «Совушка» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
30 | | | | Игры с прыжками «Зайцы в огороде» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
31 | | | | Игры с прыжками «Поймай, лягушку!» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
32 | | | | Игры с прыжками «Кружилиха» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | | |
33 | | | | Мой веселый звонкий мяч! «Гонка мячей по кругу» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
34 | | | | Необычный кросс. Игра: «Охраняй, капитана!» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |
35 | | | | Подведение итогов «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» | Умение принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств, планировать свои действия при игре, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения двигательных действий; Осуществлять анализ выполненных действий при игре, активно включаться в процесс выполнения заданий, выражать творческое отношение к выполнению заданий; Уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися, участвовать в коллективном обсуждении. |
| | |
| | |
| | |
| | |