Программа по развитию физкуьтуры и спорта, олимпийского движения «Школа – территория здоровья»
Программа по развитию физкуьтуры и спорта, олимпийского движения «Школа – территория здоровья»
Учебно-воспитательный процесс в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты - ценность». Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры и спорта, олимпийского образования.
Мониторинг обучающихся показал, что вопросам здоровья и физического развития детей в семье и школе уделяется недостаточное внимание. Малоподвижный образ жизни, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация является главными причинами этого. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Поэтому всё это и сподвигнуло меня на написание данной программы. Надеюсь, что она пригодиться в работе моим коллегам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по развитию физкуьтуры и спорта, олимпийского движения «Школа – территория здоровья» »
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Покровская начальная общеобразовательная школа Октябрьского района»
Программа
по развитию физкультуры и спорта, олимпийского движения
«Школа – территория здоровья»
Содержание
Обоснование актуальности, цели, задачи
Сроки реализации
Содержание программы
Ресурсное обеспечение программы
Ожидаемые результаты
Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов
Программа по развитию физической культуре и спорту, олимпийскому движению составленана основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21 декабря 2012 года
СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденные приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 года № 2106.
Приказ министра образования и науки « О введении третьего обязательного урока физической культуры» от30 августа 2010 г № 889.
Письмо Минобразования и науки РФ. Департамент развития системы Физкультурно-спортивного воспитания по отдельным вопросам введения третьего часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях письмо от 28.12.2011 №19-337.
«Методические рекомендации по проведению мониторинга физического развития обучающихся» письмо Минобразования науки РФ от 29 марта 2010 г № 06-499.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189.
Обоснование актуальности, цели и задачи
Учебно-воспитательный процесс в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты - ценность». Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья, развития физической культуры и спорта, олимпийского образования.
Мониторинг обучающихся показал, что вопросам здоровья и физического развития детей в семье и школе уделяется недостаточное внимание. Малоподвижный образ жизни, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация является главными причинами этого. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Приоритетным сегодня должно быть не только физическое развитие школьников, приобретение ими различных умений и навыков, но и формирование физической культуры личности, ориентации на сознательное приобретение ими различных навыков по физической культуре и спорту, олимпийскому движению. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием развитии физической культуры и спорта, олимпийского образования.
В преддверии проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи актуальными становятся вопросы внедрения олимпийской тематики в учебно-воспитательный процесс, создание инновационной системы, предусматривающей организацию олимпийского образования, не только в области спорта, но и науки, так как важную роль в поиске талантов играют различные интеллектуальные соревнования, прежде всего олимпиады.
Программа по развитию физкультуры и спорта, олимпийского движения «Школа – территория здоровья» разработана педагогическим коллективом школы на 2011-2016 годы
В Программе отражены цели, задачи, мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование у них здорового образа жизни, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Программа имеет школьный статус и утверждена на педагогическом совете.
Цель: формировать разностороннее развитие личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи курса:
-внедрение разнообразных форм спортивно-оздоровительной досуговой деятельности;
- обеспечение индивидуально - дифференцированного подхода во внеурочной деятельности ребёнка на основе рекомендаций школьного психолога, врача;
- выявление индивидуальных возможностей, способностей и талантов ребёнка;
- укрепление здоровья школьников посредством развития физической культуры и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- формированиеобщих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитиеинтереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга;
- развитие материальной базы и создание условий для занятий физической культуры и спортом.
Многолетние исследования по проблеме физического развития на этом возрастном этапе является формирование личности ребёнка, его психическое и социальное развитие. Реализация этой цели требует принципиальных изменений, касающихся всех компонентов методической системы: содержания, методов, средств и форм организации обучения. Анализ возможностей образовательного пространства школы, возрастающих потребностей учащихся и их родителей привёл к выбору принципов обучения.
Настоящая программы направлена на:
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
-принцип непрерывности и преемственности, который определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе не от случая, к случаю, а каждый день, на каждом уроке, внеклассном мероприятии. Обязателен учёт того, что уже было сделано в рамках организационных мероприятий и в учебно-воспитательной работе.
- принцип медико-психологической компетентности учителя
Сроки реализации
Название
этапа
Сроки
Задачи исследования
Основные направления деятельности. Мероприятия
Ответственные
Ожидаемый результат
Форма представ-
ления
Подготовительный
Июль- август 2013 учебный год
1.Разработка программы «Школа – территория здоровья»
2.Оценка условий, при которых возможно достижение цели
3.Выявление проблем
1. Постановка цели и задач программы
2.Формирование гипотезы прогнозирующих результатов
3.Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта по организации и применению здоровьесберегающих технологий
3.Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к работе по программе
Творческая группа
Будет создана программа «Школа – территория здоровья», предусматривающая рациональную организацию процесса обучения и воспитания в тесной связи с вопросами здоровьесбережения обучающихся, физкультуры и спорта
Программа
Формирующий этап
Сентябрь 2013
Осуществление инструктивно - методической работы с участниками образовательного процесса в рамках реализации программы
1.Подбор педагогических работников, определение функциональных обязанностей.
2. Проведение родительского собрания.
Диагностика и состояние здоровья обучающихся, гигиенических условий обучения и воспитания, состояния горячего питания.
3.Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в школе.
Заместитель директора по УВР, творческая группа, учителя физической культуры классные руководители
Будут использованы планы, программы, расписание, предусматривающее снятие перегрузки учащихся. Школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над программой
Обсуждение и утверждение программы на педсовете.
Совещание творческой группы по итогам второго этапа
Практический (основной) этап
Сентябрь 2013 – май 2016 г.
Осуществление программы основного этапа
Реализация программы по выбранным направлениям:
Учебная деятельность
Внеучебная деятельность
Работа с родителями
Заместитель директора по УВР, творческая группа, учителя физической культуры, классные руководители
Каждый ребёнок получит возможность укреплять и развивать своё здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал. Сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация, снизится уровень заболеваемости.
Письменный отчёт о ходе выполнения программы по полугодиям учебного года. На педагогических советах, МО учителей физической культуре
Обобщающий этап
Июнь 2016 г.
Оценивания эффективности работы над программой.
Подготовка и формирование выводов и рекомендаций
Обработка полученных данных, соотнесение результатов программы с поставленными целями и задачами: анализ всех результатов; подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией; описание и оформление хода работы над проектом; изучение общественного мнения участников образовательного процесса о степени удовлетворённости результатами работы над программой и дальнейшей работе по данному вопросу
Заместитель директора по УВР, творческая группа, учителя физической культуры, классные руководители
Будут подготовлены методические рекомендации по формам и методам работы по развитию физкультуры и спорта, олимпийскому движению.
Будет подготовлено описание опыта по
1.Отчёт на педагогическом совете.
2.Размещение опыта работы на сайте школы
Содержание программы
Программа включает в себя три основных направления развития физкультуры и спорта, олимпийского образования в школе.
Первое направление - учебная деятельность.
Уроки физической культуры — основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Каждый урок физической культуры имеет целевую направленность, конкретные задачи. На уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физкультуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, отдыха и досуга.
Регулярное включение в учебный процесс различных видов игр позволяет направленно развивать и совершенствовать двигательные функции ребёнка, в результате чего формируется новый, более высокий уровень развития таких физических качеств, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, осваиваются новые виды движений.
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности. Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений. Раздел «Физическое совершенствование», ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Олимпийское движение в России». Раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья. При планировании учебного материала по базовым видам спорта в связи с климатическими условиями раздел «Лыжная подготовка» заменён разделом «Кроссовая подготовка».
Второе направление – внеурочная деятельность.
Для массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Система внеурочной деятельности по физическому воспитанию включает в себя различные формы работы. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках, малые спортивные олимпиады. На тематических классных часах проводятся викторины и конкурсы, посвящённые физической культуре и спорту, олимпийскому движению.
Внеучебную физкультурно-спортивную работу важно использовать для военно-патриотического воспитания учащихся. Массовые военно-спортивные игры: «Орленок», «Малая зарница», «Добрые молодцы», «Мы - защитники Отечества» вовлекают школьников в походы по местам боевой славы, воспитывают их в духе героических традиций советского народа, готовности защищать Отечество.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этики, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные мероприятия помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта
Спортивные состязания «Безопасное колесо» укрепляют контакт между учащимися в классах, сотрудничество между школой и ГИБДД. Для динамической разрядки между уроками можно использовать теннисные столы, установленные в коридорах школы.
В период всплеска простудных заболеваний необходимо проводить фито и ароматерапия. Результат этого – снижение количества заболевающих детей.
Третье направление – работа с родителями.
В первые годы жизни ребенка родители следят за его физическим развитием — ростом, весом, здоровьем, двигательной активностью. С поступлением в школу интерес родителей к физическому воспитанию детей ослабевает. Задача школы убедить родителей в том, что здоровье, жизнеспособность детей зависят от их физического развития. Она сплачивает совместными целями, общим – здоровым ритмом. Цель семьи и школы создать в системе совместную работу. Родители вместе с детьми участвуют в днях здоровья, веселых стартах, в туристических походах, в соревнованиях «Папа, мама и я — спортивная семья», «Всей семьей — на старт!». Проведение праздника «Фестиваль стран», посвященный олимпийскому движению.
Повышение роли семьи в развитии физической культуры и спорта
Направление
Основные мероприятия
Сроки
Ответственные
Изучение семьи
Сформировать базу данных о семьях учащихся, отразив в ней информацию о:
- социальном составе семьи;
-уровне и образования родителей;
- социальном статусе семьи
Ежегодно
Кл. руководители
Информирование родителей
Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей учащихся. Регулярно оформлять:
- доску объявлений для родителей о жизнедеятельности школы;
- выпуск тематических родительских бюллетеней в начальной школе (посвящённой физической культуре и спорту);
- стенд «Наши родители»;
- информация о текущих спортивных достижениях школы за учебный год
2013 - 2016
Администрация школы, методсовет
Просвещение родителей
Сформировать на базе методического объединения классных руководителей творческую группу учителей с целью организации просветительской деятельности
2013 г.
Заместитель директора по ВР
Разработать качественно новую программу родительских собраний для родителей учащихся
2013 - 2016
МО классных руководителей
Разработать рекомендации для родителей по оказанию ими помощи в ходе исследовательской и проектной деятельности обучающихся
2013 -2016
МО учителей начальных классов
Основные мероприятия по реализации программы развития физической культуры и спорта, олимпийского образовательного образования
Направление
Мероприятия
Ответственные
Сроки
Изменения в содержании образования
- Обновление содержания образования по новому учебно-методическому комплекту: УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А.
-Включение третьего часа урока физической культуры
- Корректировка воспитательной системы школы по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования
Заместитель директора по УВР, руководитель МО
Сентябрь
2013 -
Внедрение информационных технологий
Применение в учебно –воспитательном процессе современных педагогических технологий:
- информационные технологи;
- модель концентрированного обучения «Погружения в образ»;
- обучение на проблемно – поисковых основах;
- здоровьесберегающие технологии;
Заместитель директора по УВР, руководитель МО
Обеспечение сохранения и укрепления здоровья учащихся
Мониторинг состояния здоровья обучающихся
Весь период
Валеологическая служба школы
Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся
Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил по ОФП
Весь период
Администрация
Расширение сети спортивных кружков
Проведение малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены), часы здоровья
Весь период
Учителя физкультуры, врач, кл. руководитель
Регулярное проведение Дней здоровья
Проведение конкурса на самый спортивный класс
Ежегодно, май
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников
Весь период
Оздоровление учащихся в летнем пришкольном лагере «Здоровячок»
Ежегодно июнь, июлю
Администрация
Работа семейного клуба «Здоровья»
Весь период
Администрация, родительский комитет
Регулярное проведение праздников и соревнований совместно с родителями
Весь период
Учителя физкультуры
Проведение лекций, родительских собраний, посвящённых развитию физической культуры и спорта, олимпийского движения
Весь период
Администрация
Организация и осуществления комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся комплексного
Проведение дней РДК (диагностика, регулирование и коррекция)
Ежегодно (сентябрь, май)
Педагог-психолог
Состояние физкультурно – оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе
2013 – 2016 г.г.
Школьный врач, педагог – психолог
Удовлетворённость учащихся образовательной средой школы.
2013 – 2016 г.г.
Зам. директора
Анкетирование родителей «Удовлетворённость работой школы по физкультуре и спорту, олимпийскому движению»
Ежегодно
Май
Администрация
Ресурсное обеспечение программы.
Система ресурсного обеспечения развития физкультуры и спорта, олимпийского образования в нашей школе включает следующие составляющие ресурсы: образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие (медицинские), психологические, социальные, управленческие, временные, природные, информационные.
Здоровьесберегающие ресурсы это факторы, влияющие на формирование здоровьесберегающей образовательной среды:
- использование медицинских средств для системной диспансеризации, исследований;
- профилактическая работа и лечение выявленных патологий учащихся;
- участие в формировании новой компетенции здорового образа жизни у учителя и всех участников образовательного процесса;
- участие в формировании персональной траектории психолого-педагогического сопровождения учеников.
Человеческие ресурсы (профессиональные):
- готовность учителя выйти на новые компетенции,
- подготовка учителя для участия в создании и развитии здоровьесберегающей среды,
-участие всех сотрудников школы и родителей в формировании среды.
- психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса: ученик, учитель, администрация, родители.
Управленческие ресурсы: являются составной частью системы ресурсного обеспечения, находясь в прямой зависимости от слаженности взаимодействия всех остальных ресурсов. Оптимизация управления прямо пропорциональна развитию объекта управления (образовательного учреждения)
материальные ресурсы, которые являются питающей системой любой эффективно работающей организацией.
Ожидаемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа обеспечивает сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. В области познавательной культуры: • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. В области нравственной культуры: • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья; • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. В области трудовой культуры: • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления. В области эстетической культуры: • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья; • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия. В области коммуникативной культуры: • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника. В области физической культуры: • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. В области познавательной культуры: • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. В области нравственной культуры: • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований. В области трудовой культуры: • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность. В области эстетической культуры: • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности; • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями. В области коммуникативной культуры: • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения; • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи. В области физической культуры: • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. В области познавательной культуры: • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. В области нравственной культуры: • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении; • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. В области трудовой культуры: • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям. В области эстетической культуры: • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со-хранять при разнообразных формах движения и пере движений; • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой; • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно. В области коммуникативной культуры: • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание; • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. В области физической культуры: • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности; • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Критерии эффективности, оценка степени эффективности с указанием результатов.
Оценка эффективности программы осуществляется по итогам ее реализации после завершения реализации программы.
Оценка эффективности реализации программы производится школой.
Оценка эффективности реализации программы представляет собой определение степени достижения запланированных результатов.
Критериями оценки эффективности реализации программы являются:
-степень достижения заявленных результатов реализации программы по итогам за учебный год и в целом после завершения;
-отклонение достигнутых показателей от плановых;
-динамика расходов на реализацию мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы производится с учетом особенностей программы на основе сопоставления фактически достигнутых результатов с утвержденными в программе.
По результатам оценки эффективности реализации программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность находится на уровне предыдущего года;
- эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Критерии оценки эффективности программы:
количество пропусков уроков по причине болезни;
охват горячим питанием;
вовлеченность детей в спортивные секции;
количество детей в основной группе здоровья;
участие в муниципальных и региональных соревнованиях;
данные диагностики вредных привычек;
степень психологического комфорта учащихся и учителей;
удовлетворенность родителей деятельностью школы по сохранению и укреплению здоровья детей.
Литература
Бальсевич В.К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России. М.: Комитет Р.Ф. по физической культуре, 1994
Прокофьев В.П. Поменять систему проведения уроков// Физическая культура в школе.1998 № 2, с.53 – 53
Сергеев В. Урок физического воспитания// Физическая культура в школе. 1998, № 1
Антропова М.А., Кузнецова Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана - граф».
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// Начальная школа – 20005. - № 11 – С. 75-78
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы/ В.И. Коваленко. – М.: Вако, 2004.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения (Текст) / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003
Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе.// Начальная школа, № 1 – 2003
Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение. – М.: 1991