Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности)
Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному напрвлению "Спортивная мозаика" можетрассматриваться как одна из ступеней к формированияю культуры здоровья обучающихся и неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивацииобучающихся на ведение ЗОЖ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности) »
МКОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.о. Ревда Свердловской области
Рабочая программа кружка
«Спортивная мозаика»
(в рамках внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению)
Составитель: Пахомова И.Н, учитель физической культуры
Пояснительная записка
Введение
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и развитию здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Основная цель образовательной деятельности – создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей. Исходной позицией такого подхода является видение обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.
Программа кружка «Спортивная мозаика» является комплексной и представляет собой соединение отдельных направлений спортивной деятельности, объединенных общей целью и задачами. Программа рассчитана на младших школьников, в том числе и детей, испытывающих трудности в школьной жизни. Занятия в кружке призваны оказывать благотворное влияние на психику ребенка: снимать напряжение, нейтрализовать агрессивные устремления, развивать эмпатию, формировать коммуникативные навыки детей, содействовать формированию в детском коллективе благоприятного психологического климата. Занятия в кружке «Спортивная мозаика» являются хорошей школой физической культуры, что важно именно для учащихся младшего школьного возраста, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, становлению ценностных ориентаций ребенка.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности кружка «Спортивная мозаика»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цель данной программы: формирование культуры здоровья учащихся, устойчивой потребности в занятиях физкультурой и спортом.
Цель конкретизируется следующими задачами:
Массовое вовлечение учащихся в оздоровительную деятельность;
Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей;
Формирование навыков конструктивного общенияи правильного поведения на занятиях физической культурой, воспитание у учащихся внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности;
Обучение осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
Реализация задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» способствует обеспечению планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа составлена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Работа по программе помогает решать задачи приоритетного направления работы школы – оздоровительного (решается задача оптимизации двигательного режима школьников, задача обучения детей способам физкультурной, оздоровительной деятельности).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» предназначена для обучающихся 3-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1,5 часов в неделю, всего 34 занятия по 60 минут. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, с учетом особенностей соматического, психологического и социального здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» состоит из 6 разделов:
Основы знаний
Общеразвивающие упражнения
Здоровьесберегающие техники
Подвижные игры (игра как важное средство самовыражения, органически присуща младшему школьному возрасту)
Спортивные игры: мини-футбол
Лыжные гонки(данные разделы имеют прикладное значение, их выбор определен интересом учащихся).
Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития ребенка. Введение игры в занятие позволяет соответствовать специфике младшего школьного возраста.
Занятия в кружке «Спортивная мозаика» проводятся в соответствии с программой физического развития учащихся начальной школы и по утвержденному администрацией школы расписанию. Это позволяет осуществлять постоянное наблюдение за развитием учащихся не только в урочное, но и во внеурочное время, а также проводить мониторинг результатов и оказывать помощь учащимся на основе результатов тестирования.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Реализация программы «Спортивная мозаика» способствует формированию познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка, в командной игровойдеятельности и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
правила оказания первой помощи;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности;
находить выход из стрессовых ситуаций;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме при организации коллективного творческого дела. Диагностика результатов работы по данной программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на соревнованиях (как школьного, так и городского уровня), спортивных праздниках и днях здоровья (занимающиеся в кружке учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении всех спортивно – физкультурных мероприятий).
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Содержание программы
Программа состоит из 6 разделов: основы знаний, общеразвивающие упражнения, здоровьесберегающие техники, подвижные игры, спортивные игры (футбол, пионербол), лыжные гонки.
Основы знаний.
Формирование знаний и представлений заключается в сообщении некоторых теоретических сведений:
Здоровьесберегающие техники или упражнения для здоровья.
История возникновения подвижных игр. Народные подвижные игры.
Правила организации подвижных игр в самостоятельных занятиях.
История спортивных игр: футбол.
История лыжного спорта.
Что такое здоровье. Нравственное и физическое здоровье. Нравственное здоровье – основа общего здоровья человека.
Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Эмоции (приятные и неприятные), их различие. Ответственное и безответственное выражение эмоций.
Положительные и отрицательные качества характера. Почему люди должны быть внимательными друг к другу и помогать своим друзьям. Взаимодействие людей: как человек может помочь или навредить другому человеку. Доброта и сердечное отношение к друзьям и родным – залог успеха и здоровья. Товарищ и друг.
Знакомство с основными правилами личной гигиены. Сведения о значении ведения здорового образа жизни, о влиянии физических упражнений, подвижных игр на состояние здоровья.
Общеразвивающие упражнения.
Данный раздел включает в себя комплексы упражнений общеразвивающей направленности различной координационной сложности, с предметами и без предметов.
Здоровьесберегающие техники
Раздел «Здоровьесберегающие техники» включает в себя:
Дыхательная гимнастика
Упражнения для формирования правильной осанки
Упражнения для укрепления мышечного корсета
Упражнения для профилактики плоскостопия
Суставная гимнастика
Гимнастика для глаз
Упражнения для релаксации
Упражнения для снятия психического напряжения
Подвижные игры.
Раздел «Подвижные игры» включает в себя:
Игры с элементами строя
Игры с бегом
Игры с прыжками
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
Игры с лазанием и перелезанием
Игры для развития внимания
Игры на занятиях в зимний период
Игры и забавы с санками
Эстафеты с предметами, без предметов, шуточные
Спортивные игры. Футбол.
История развития футбола в России.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры.
Правила игры в футбол.
Разбор и изучение правил игры в «малый футбол».
Места занятий и оборудование.
(Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка.Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу).
Общая и специальная физическая подготовка.
Практические занятия.
Техника игры в футбол.
Лыжные гонки
История лыжного спорта.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Места занятий и оборудование.
Общая и специальная физическая подготовка лыжника
Техника лыжных ходов.
Литература
Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.
Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.