kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному напрвлению "Спортивная мозаика" можетрассматриваться как одна из ступеней к формированияю культуры здоровья обучающихся и неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивацииобучающихся на ведение ЗОЖ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности) »


МКОУ «СОШ № 28 с углубленным изучением отдельных предметов»

г.о. Ревда Свердловской области












Рабочая программа кружка

«Спортивная мозаика»

(в рамках внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению)




















Составитель: Пахомова И.Н, учитель физической культуры



















Пояснительная записка



    1. Введение

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и развитию здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Основная цель образовательной деятельности – создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей. Исходной позицией такого подхода является видение обучающегося не объектом, а субъектом обучения, что возможно при условии развития таких личностных качеств, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

Программа кружка «Спортивная мозаика» является комплексной и представляет собой соединение отдельных направлений спортивной деятельности, объединенных общей целью и задачами. Программа рассчитана на младших школьников, в том числе и детей, испытывающих трудности в школьной жизни. Занятия в кружке призваны оказывать благотворное влияние на психику ребенка: снимать напряжение, нейтрализовать агрессивные устремления, развивать эмпатию, формировать коммуникативные навыки детей, содействовать формированию в детском коллективе благоприятного психологического климата. Занятия в кружке «Спортивная мозаика» являются хорошей школой физической культуры, что важно именно для учащихся младшего школьного возраста, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни, становлению ценностных ориентаций ребенка.


    1. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности кружка «Спортивная мозаика»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Цель данной программы: формирование культуры здоровья учащихся, устойчивой потребности в занятиях физкультурой и спортом.

Цель конкретизируется следующими задачами:

  1. Массовое вовлечение учащихся в оздоровительную деятельность;

  2. Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей;

  3. Формирование навыков конструктивного общенияи правильного поведения на занятиях физической культурой, воспитание у учащихся внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности;

  4. Обучение осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

Реализация задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» способствует обеспечению планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно, выпускник младших классов школы как современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.


    1. Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа составлена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Работа по программе помогает решать задачи приоритетного направления работы школы – оздоровительного (решается задача оптимизации двигательного режима школьников, задача обучения детей способам физкультурной, оздоровительной деятельности).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» предназначена для обучающихся 3-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке образовательного учреждения.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.


    1. Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1,5 часов в неделю, всего 34 занятия по 60 минут. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, с учетом особенностей соматического, психологического и социального здоровья.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» состоит из 6 разделов:

  • Основы знаний

  • Общеразвивающие упражнения

  • Здоровьесберегающие техники

  • Подвижные игры (игра как важное средство самовыражения, органически присуща младшему школьному возрасту)

  • Спортивные игры: мини-футбол

  • Лыжные гонки(данные разделы имеют прикладное значение, их выбор определен интересом учащихся).

Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия, побуждая детей к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития ребенка. Введение игры в занятие позволяет соответствовать специфике младшего школьного возраста.

Занятия в кружке «Спортивная мозаика» проводятся в соответствии с программой физического развития учащихся начальной школы и по утвержденному администрацией школы расписанию. Это позволяет осуществлять постоянное наблюдение за развитием учащихся не только в урочное, но и во внеурочное время, а также проводить мониторинг результатов и оказывать помощь учащимся на основе результатов тестирования.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Реализация программы «Спортивная мозаика» способствует формированию познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся и предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности на занятии.

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка, в командной игровойдеятельности и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.


    1. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная мозаика» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • правила оказания первой помощи;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • применять коммуникативные и презентационные навыки;

  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности;

  • находить выход из стрессовых ситуаций;

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельностипо формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.


    1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме при организации коллективного творческого дела. Диагностика результатов работы по данной программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на соревнованиях (как школьного, так и городского уровня), спортивных праздниках и днях здоровья (занимающиеся в кружке учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении всех спортивно – физкультурных мероприятий).

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.


Содержание программы

Программа состоит из 6 разделов: основы знаний, общеразвивающие упражнения, здоровьесберегающие техники, подвижные игры, спортивные игры (футбол, пионербол), лыжные гонки.

  1. Основы знаний.

Формирование знаний и представлений заключается в сообщении некоторых теоретических сведений:

  • Здоровьесберегающие техники или упражнения для здоровья.

  • История возникновения подвижных игр. Народные подвижные игры.

  • Правила организации подвижных игр в самостоятельных занятиях.

  • История спортивных игр: футбол.

  • История лыжного спорта.

  • Что такое здоровье. Нравственное и физическое здоровье. Нравственное здоровье – основа общего здоровья человека.

  • Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Эмоции (приятные и неприятные), их различие. Ответственное и безответственное выражение эмоций.

  • Положительные и отрицательные качества характера. Почему люди должны быть внимательными друг к другу и помогать своим друзьям. Взаимодействие людей: как человек может помочь или навредить другому человеку. Доброта и сердечное отношение к друзьям и родным – залог успеха и здоровья. Товарищ и друг.

  • Знакомство с основными правилами личной гигиены. Сведения о значении ведения здорового образа жизни, о влиянии физических упражнений, подвижных игр на состояние здоровья.

  1. Общеразвивающие упражнения.

Данный раздел включает в себя комплексы упражнений общеразвивающей направленности различной координационной сложности, с предметами и без предметов.

  1. Здоровьесберегающие техники

Раздел «Здоровьесберегающие техники» включает в себя:

  • Дыхательная гимнастика

  • Упражнения для формирования правильной осанки

  • Упражнения для укрепления мышечного корсета

  • Упражнения для профилактики плоскостопия

  • Суставная гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Упражнения для релаксации

  • Упражнения для снятия психического напряжения

  1. Подвижные игры.

Раздел «Подвижные игры» включает в себя:

  • Игры с элементами строя

  • Игры с бегом

  • Игры с прыжками

  • Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

  • Игры с лазанием и перелезанием

  • Игры для развития внимания

  • Игры на занятиях в зимний период

  • Игры и забавы с санками

  • Эстафеты с предметами, без предметов, шуточные

  1. Спортивные игры. Футбол.

  • История развития футбола в России.

  • Гигиенические знания и навыки. Закаливание.

  • Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.

  • Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры.

  • Правила игры в футбол.

  • Разбор и изучение правил игры в «малый футбол».

  • Места занятий и оборудование.

(Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка.Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу).

  • Общая и специальная физическая подготовка.

  • Практические занятия.

  • Техника игры в футбол.

  1. Лыжные гонки

  • История лыжного спорта.

  • Гигиенические знания и навыки. Закаливание.

  • Места занятий и оборудование.

  • Общая и специальная физическая подготовка лыжника

  • Техника лыжных ходов.


  1. Литература


  1. Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

  2. Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.

  3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

  6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.

  7. Невдахина З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

  8. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

  9. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа кружка "Спортивная мозаика" (В рамках внеурочной деятельности)

Автор: Пахомова Ирина Николаевна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174618


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства