kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пояснительная записка для СМГ 5-8 класс по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В пояснительной записке имеется  содержание,специализированные  упражнения для занятий по СМГ,комплексы упражнений,методы и формы проведения урока, учебно тематическое планирование на 1 час  в неделю

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка для СМГ 5-8 класс по ФГОС»

Пояснительная записка

Образовательная программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» составлена в соответствие с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) и основывается на: «Программу физкультурных занятий в специальной медицинской группе 1-11 классы», Т.В.Дараева, Н.В.Коновалова, М.Ю.Ушакова, 2010г.

Реализация рабочей учебной программы рассчитана на 1 учебный год.

Данная образовательная программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» направлена на формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа внеурочной деятельности в специально-медицинской группе должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Данная образовательная программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» направленная на создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование необходимой технической помощи, проведение групповых занятий.

Главной целью образовательной программы внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» является:

  • Развитие двигательной активности и сохранение здоровья учащихся отнесенных к специальной медицинской группе, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

Также на уроках в специально-медицинской группе решаются ряд задач направленные на формирование, у занимающихся представления нужности и необходимости в их проведении:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе основного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • оздоровительные - укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • гигиенические – знание ЗОЖ, режима и распорядка дня, система правильно питания;

  • воспитательные – формирование здоровой личности, совершенствование волевых и нравственных качеств, развитие чувства товарищества и коллективизма, повышение дисциплины и воспитание ответственности;

  • функциональные;

  • коррекция ОДА – формирование красивой осанки и мышечного корсета, укрепление голеностопа;

  • образовательные – обогащение учащихся знаниями в области физической культуры, овладение программой;

Концепция программы:

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному), поэтапность, учет психофизиологических и возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а так же опирается на новейшие современные педагогические идеи. В том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это и пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

  • формирование установки на использование здорового питания;

  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • применение рекомендуемого врачами режима дня;

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

  • становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.


Организация учебных занятий


Прием в группы СМГ ведется круглогодично. Занимающиеся

зачисляются в группу по медицинским справкам с сопутствующим диагнозом и указанием специальной медицинской группы. Возраст занимающихся: 5-8 классы.

Занятия в специально-медицинской группе проводятся 1 раза в неделю по одному академическому ча­су (45 мин.), 35 часов в год. Объем нагрузки соответствует возрастным особенностям.

Кроме занятий в специально-медицинской группе, занимающимся рекомендуется выполнять индивидуальные задания учителя для совершенствования отдельных элементов техники и физической подготовки.

Объем и характер упражнений определяются в зависимости от уровня общефизической подготовки, возраста, физического раз­вития и уровня здоровья.

Методы и формы проведения урока


Проведение уроков в специальной медицинской группе проходят различными способами: игровая форма проведения урока – когда урок проводится способом игры; поточный способ – непрерывность выполнения комплекса упражнений, т.е. без пауз и остановок; раздельный способ проведения – внешним признаком является пауза для объяснения между отдельными упражнениями комплекса; круговой способ;

Для развития физических качеств ОРУ осуществляются различными методами:

  • метод повторных усилий;

  • метод больших усилий;

  • метод динамических усилий;

  • метод изометрических усилий;

  • метод пассивных движений;

  • комбинированный метод.

Все эти методы применяются к отдельным комплексам в зависимости от поставленных задач и целей урока.

Помимо традиционных ОРУ на уроках по физической культуре в специальной медицинской группе применяются различные методики нетрадиционных видов гимнастики и элементы видов спорта. К таким видам можно отнести ритмическую гимнастику, стретчинг (методика развития гибкости и статических упражнений, дыхательную гимнастику. Уроки дают определенную нагрузку на формирование правильной осанки у учащихся, укрепление опорно-двигательного аппарата, придает уроку эмоциональную окраску, даст определенные знания и умения в использовании этих средств в самостоятельных занятиях, профилактике болезней и улучшении здоровья после окончания школы.

Методы и приемы на занятиях в специальной-медицинской группе:

  • словесный метод – слово педагога помогает понять содержание материала в полной мере, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Объяснение, пояснение, беседа;

  • метод практичной деятельности – конкретная деятельность школьников рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в систематических упражнениях;

  • игровой метод.

Дают возможность понять нужность двигательного режима на правильный и здоровый образ жизни; формируют привычку самостоятельного применения физических упражнений в повседневной жизни; это возможность научиться правильно выполнять и дозировать получаемую нагрузку на уроках; а также формируют устойчивый интерес к физической культуре.

Планируемые результаты.


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, данная рабочая программа для 5-8 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.


Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.


Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.



Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования.

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  2. овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

  3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

К индивидуальным достижениям обучающихся, подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется образовательным учреждением.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования, необходимых для продолжения образования.


Основные направления и содержание деятельности


В спортивно-оздоровительных группах массового обучения ведущими факторами являются: увлечен­ность детей, интерес, желание заниматься физической культурой.

В СМГ выделяют ряд разделов:

  • Строевые упражнения;

  • Легкая атлетика;

  • Аэробика;

  • ЛФК;

  • Гимнастика;

  • Акробатика;

Единая рационально построенная система включает конкрет­ные задачи для всех периодов этапа предварительной подготовки, средства и методы воздействия, а также критерии, по которым оцениваются изменения дви­гательных качеств и техники исполнения.

В программу внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни» входят следующие разделы: гимнастика, акробатика, волейбол, легкая атлетика, ЛФК.

На уроках по физической культуре в специальной медицинской группе применяются различные средства, приемы, формы и методики проведения урока.

Одним из главных средств применяемых на уроках физической культуры в специальной медицинской группе являются ОРУ (общеразвивающие упражнения) – движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением. ОРУ могут быть направлены преимущественно на подготовку организма к предстоящей работе (разминка), овладение школой движений, воспитание физических качеств, оздоровление различных органов и систем организма, формирование опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания.



Содержание


История физической культуры

Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.


Базовые понятия физической культуры Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.


Физическая культура человека Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

  Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.


  Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики. Оздоровительная и корригирующая гимнастика ориентирована на укрепление здоровья обучающихся. Упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа на спине и на животе, с гимнастической палкой и др,). Упражнения для повышения функциональных возможностей органов дыхания, положительно влияющие на все функциональные системы организма (с произношением гласных и согласных звуков, звукосочетаний на выдохе; соотношение вдоха и выдоха 1:1, 1:2; грудной, брюшной, смешанный тип дыхания; правильное дыхание; дыхание при различных движениях), упражнения для органов зрения, направленные на тренировку мышц глаза, снятие утомления глаз, общую физическую подготовку (специальные упражнения для глаз; общеразвивающие упражнения с движениями глаз; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса, туловища; упражнения с мячами)Упражнения для повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя и стоя в спокойном темпе без задержки дыхания).



Легкая атлетика.

Ходьба с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью. Броски небольшого набивного мяча (1 кг.). Исключить все виды прыжковых упражнений.



Психологическая подготовка


В основе психологической подготовки лежат с одной стороны, психоло-гические особенности вида спорта, с другой - психические особенности ребенка. Чем больше соответствия между тем и другим, тем скорее можно ожидать от спортсмена высоких результатов.

В психологической подготовке можно выделить:

  • базовую психологическую подготовку;

  • психологическую подготовку к учебному процессу;

Базовая психологическая подготовка включает:

  • развитие важных психических функций и качеств - внимания, представлений, ощущений, мышления, памяти, воображения;

  • развитие профессионально важных способностей - координации, музыкальности, эмоциональности, а также способности к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

  • формирование значимых морально-нравственных и волевых качеств (любви к виду спорта, целеустремленности, инициативности);

  • формирование умения регулировать психологическое состояние, противостоять неблагоприятным воздействиям.

  • профилактика перенапряжений.

Воспитательные средства:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;

  • высокая организация учебного процесса;

  • атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

  • дружный коллектив;

  • система морального стимулирования;


Ожидаемые результаты и способы, определения их результативности


Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками двигательных действий, что позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

В начале и в конце учебного года проводиться тестирование физической подготовленности учащихся, на основании которого можно отслеживать уровень физического развития учащегося:

  • поднимание и опускание корпуса (пресс);

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание);

  • челночный бег 4х5м;

  • приседание;

  • прыжок в длину;


Инвентарь

  • волейбольные мячи;

  • гимнастические палки;

  • скакалки;

  • обручи;


Требования учащихся к урокам по физической культуре в специальной медицинской группе

К концу учебного года учащиеся должны обладать рядом знаний и навыков:

  • знать понятия «здоровье», «гигиена», ЗОЖ – здоровый образ жизни, АФК – адаптивная физическая культура, двигательный режим;

  • правильно выполнять упражнения для определенной группы мышц, знать его механизм воздействия на организм;

  • выполнять упражнения под счет и в такт с остальным коллективом;

  • уметь самостоятельно составлять комплексы на определенную группу мышц;

  • уметь правильно дышать – диафрагмальное дыхание (дыхание животом);

  • иметь навык самостоятельного контроля за своим здоровьем;

  • Знать различные исходные положения и стойки.

  • Контролировать и регулировать функции организма при выполнении физических упражнений;

  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках физической культуры.

















Учебно-тематическое планирование по

Образовательная программа внеурочной деятельности

«Основы здорового образа жизни»

Разделы подготовки для СОГ


Практика

Теория

1.

Техника безопасности и правила поведения на уроках физической культуры в специально медицинской группе.

-

4

2.

Общая и специальная физическая подготовка:

  • Акробатика

  • Аэробика

  • ЛФК

  • Легкая атлетика

  • Волейбол



5

5

10

5

4

-

3.

Сдача контрольных нормативов физической подготовленности

2

-


Общее количество часов

31

4


ИТОГО:

35 часов.




























Приложение № 1

Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с нарушением осанки.


 Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.

   К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.

   При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.

   При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.

   При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.

   Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:

1. Упражнения в вертикальной плоскости:

а). Дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;

б). Приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;

в). Принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.

2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.  

   Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.                                                      


Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой

  1. Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.

  2. Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.

  3. Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.

  4. Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.

  5. Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.

  6. Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.



































Приложение № 5


Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах 1-3 степени неуравновешенной формы

Основные задачи:

1. Воспитание навыка правильной осанки.

2. Укрепление мышечного корсета.

Исходное положение

Выполнение упражнения

Дозировка

Методические указания

1. Лёжа на спине. Руки под головой.

Отдых.

2 мин.

Лежать прямо, расслабленно.

2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч.

Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковремен-ными расслаблениями.

6-8 раз

Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать.

3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед.

Сч.1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. Сч.2-и.п. Сч.3-4-то же с правой ногой.

6-8 раз

В и. п. – вдох, на сч. 1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное.

4. То же

Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 3-4 – то же с правой ногой.

6-8 раз

В и. п. – вдох. На сч. 1-2 – выдох.

5. Лёжа на спине, руки на поясе.

Сч. 1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги.

6-8 раз

Дыхание произвольное.

6. Лёжа на спине, руки под головой.

Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. Сч.2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. Сч. 3-4–и.п. Сч.5-8 то же с правой

6-8 раз

Строго соблюдать симметричность. Вдох в и.п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу.

7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища.

Поднимая руки вверх, потя-нуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская ру-ки, сделать медленный выдох.

6-8 раз

Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой.

8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах.

Сч. 1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. Сч. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом. Сч.3-поставить левую ногу в и.п. Сч. 4-поставить правую ногу в и.п. Сч. 5-8 – тоже с правой.

6-8 раз

Дыхание произвольное, не задерживать.

9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе.

Диафрагмальное дыхание.

3-4 раза

Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индивидуальный.






























Приложение № 2


  Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания.


 При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.

   Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.

Комплекс № 1

Дыхательные упражнения для учащихся 15 лет

1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;

                 5-8 медленный полный выдох.

2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;

                     4 быстрый выдох ртом.

3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;

              2-6   медленный полный выдох.      Повторить 4 раза

4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;

                  2 пауза на выдохе;

                  3 вдох небольшой порцией;

                  4 пауза;

                  5 вдох небольшой порцией;

                  6 пауза;

               7-8 полный выдох.

     На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.

5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;  

                     3 пауза;

                     4 выдох небольшой порцией;

                     5 пауза на выдохе;

                     6 выдох небольшой порцией;

                     7 пауза на выдохе;

                     8 полный выдох.

    На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.

6. На счёт 1-2 полный вдох;

                  3-6 задержка дыхания;

                  7-8 полный выдох.

   На счёт 1-8 свободное дыхание.Повторить 2 раза.

Комплекс № 2

   Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.

1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

2. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.

3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Сч.1-3 - руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Сч. 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Сч. 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.

5. И. п. – о.с., руки на поясе. Сч. 1- подняться на носки – вдох. Сч. 2 – присед – выдох. Сч. 3 – встать – вдох. Сч. 4  - и. п. – выдох.

6. И. п. – о. с. Сч. 1 – мах левой, руки в стороны - вдох. Сч. 2 – и. п. – выдох. Сч. 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Сч. 4 – и. п. – выдох.

7. И. п. –о. с., руки вверх. Сч. 1 – наклон, руки назад. Сч. 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.

8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.

9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 - руки вверх – вдох носом. 3-4 - руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.

Дыхание не задерживать.


Приложение № 3


Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени.

 При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.

Комплекс упражнений

1.  И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.

2.  И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.

3.  И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.

4.  И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.

5.  И. п. – то же. Пружинистые приседания.

6.  И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4-и.п.

7.  И. п. – сед ноги врозь. Сч. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. Сч. 4 – и. п.

8.  И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.

9.  И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.

10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.

11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой. Помогать руками.

12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.

13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 5-6 р.

14. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.

Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.

Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия

  1. Сгибание и разгибание пальцев – 12-15 раз.

  2. Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.

  3. Ходьба на носках (5 шагов) и на пятках (5 шагов).

  4. Захваты пальцами различных предметов.

  5. Ходьба на наружной стороне стопы – 15 шагов.

  6. Катание стопой скалки, теннисного мяча по 3 мин. для каждой ноги.

  7. Ходьба с перекатом стопы.

  8. Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.

Релаксационные упражнения

  1. И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.

  2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.

  3. И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.

  4. И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо-влево.

  5. И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни: встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.

Лечебная физкультура при плеврите

  1. И. п. – стоя, руки на голове. Наклон туловища вправо и влево 4-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

  2. И. п.– стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой, опустить и завести их за спину, сделать выдох. Повторить упражнение в медленном темпе 4 раза.

  3. И. п. – стоя, руки вытянуты вперед, ладони соединены. Развести руки в стороны, удерживая их на уровне плеч, сделать вдох, на выдохе руки свести. Проделать упражнение 3-4 раза. Темп медленный.

  4. И. п. – руки вниз. Поднять правую руку вперед, выполнить ею круговое движение назад, то же – с левой.

  5. И. п. – стоя, руки на поясе. Свести локти назад – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполнить 3 раза в медленном темпе.

  6. И. п. – в руках резиновый мяч. Ударить мячом о стенку и поймать его (6-8 раз). Темп средний. Дыхание свободное.

  7. И. п. – поднять правую ногу, согнутую в колене. Бросить из-под нее мяч вверх и поймать, то же – с левой. Повторить 5-6 раз. Темп средний. Дыхание свободное.

  8. И. п. – стоя, руки вниз. Развести руки в стороны – вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них – выдох. 3-4 раза. Темп медленный.

  9. Спокойная ходьба.

Упражнение для профилактики остеохондроза

  1. Поднять руки вперед-вверх (вдох), вернуться в исходное положение (выдох). Повторить 4-5 раз.

  2. Попеременное сгибание ног в коленных суставах (6-10 раз). Дыхание произвольное.

  3. Попеременно прижать плечи, лопатки, поясницу, бедра к плоскости кушетки с последующим расслаблением мышц (5-7 сек.).

  4. Положить руки на живот. Диафрагмальное дыхание.

  5. Согнуть ноги в коленях, поднять и опустить таз, максимально при этом напрягая ягодичные мышцы (4-5 раз). Исходное положение – лежа на животе.

  6. Приподнять плечи, выполнять имитационные упражнения руками как при плавании брассом (6-8 раз). Дыхание произвольное.

  7. Попеременно отвести и привести прямую ногу, не касаясь кушетки (6-8 раз). Дыхание произвольное.

  8. Стоя в упоре на коленях, вытянуть руки вперед, положить на затылок, слегка приподнять туловище; вернуться в исходное положение (проделать 4-5 раз). Дыхание произвольное. Сесть на пятки, максимально потянувшись руками вперед (4-5 раз).

  9. Подтянуть к правой руке левое колено. То же – другой ногой.

  10. Поочередно поднять и удерживать ногу в течение 5-7 сек. (3-4 раза). Дыхание произвольное.

  11. 11. Потянуться левой (правой) рукой вверх, не прогибаться (проделать 4-6 раз). Дыхание произвольное.













Приложение № 9



Коррекция зрения.

Гимнастика для глаз.

Каждый блок упражнений выполняется отдельно:

  • с открытыми глазами;

  • с закрытыми глазами;

  • на мысленном уровне, с закрытыми глазами;

  1. движение глаз вверх-вниз.

  2. движение глаз влево-вправо.

  3. движение влево-центр-вправо-центр.

  4. «восьмёрка» - плавные движения глаз по знаку бесконечности:

- по часовой стрелке;

- против часовой стрелки.

5. «Бантик» - движение глаз с фиксацией на каждом уголке бантика:

- по часовой стрелке;

- против часовой стрелки.

6. «Циферблат» - движение глаз по кругу, по часовой стрелке и против часовой:

- голова прямо;

- голова вниз;

- с наклоном головы


Приложение № 10


ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ УРОКА АЭРОБИКИ

Подготовительная часть

1. Ходьба на месте. 1–4 – четыре шага на месте; 5–8 – четыре шага на месте, ноги врозь.

2. Ходьба на месте, руки за спину.1–2 – правую руку вверх; 3–4 – левую руку вверх; 5–6 – правую руку за спину; 7–8 – левую руку за спину.

3. И.п., о.с.: руки за спину. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг правой назад-влево; 3 – шаг левой в стойку, ноги врозь; 4 – притоп правой и левой ногами; 5–8 – то же вправо.

4. И.п., о.с.: руки за спину. Прыжки, ноги врозь.

5. И.п., о.с.: 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг правой влево в стойку скрестно правой; 3 – шаг левой в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую; 5–8 – то же влево.

6. И.п., о.с.: 1–4 – поочередные сгибания ног вперед, поднимая руки вперед и опуская их вперед-вниз.

7. И.п., о.с.: 1 – правую голень и руки назад; 2 – и.п.; 3–4 – то же левой.

8. И.п., о.с.: руки незначительно согнуты. 1 – сгибая правую в сторону, стойка ноги врозь; 2 – приставляя левую, и.п.; 3–4 – то же влево.

9. И.п., о.с.: руки за спину. 1 – полуприсед; 2 – и.п.; 3 – правую голень назад; 4 – и.п.; 5–8 – то же левой.

Основная часть

10. И.п.: стойка на правой, левая вперед-вниз, руки за спину. 1 – прыжком стойка на левой, правая голень назад; 2 – прыжок на правую, левая вперед-вниз. Затем выполнить то же, поменяв положение ног.

11. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – приставить правую; 3 – шагом правой влево поворот кругом в стойку, ноги врозь; 4 – приставить левую; 5–8 – то же вправо.

12. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг влево в стойку, ноги врозь; 2 – шаг правой влево в стойку скрестно правой; 3 – шаг левой в сторону в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую; 5–8 – то же вправо.

13. И.п., о.с.: руки полусогнуты. 1 – шаг вправо в стойку, ноги врозь; 2–3 – шаг левой вправо с поворотом кругом в стойку, ноги врозь; 4 – приставить правую.

14. И.п., о.с.: 1–4 – поочередное сгибание ног вперед, руки вперед-вниз; 5–6 – приставной шаг влево; 7–8 – приставной шаг вправо.

15. И.п., о.с.: руки полусогнуты.1–8 – четыре скрестных шага влево с хлопком в ладони; 9–16 – то же вправо. Затем выполнить то же, передвигаясь спиной вправо и влево.

16. И.п., о.с.: 1–4 – четыре шага по кругу вправо; 5–8 – четыре разгибания поднятой руки вверх, кисть в кулак. Затем выполнить то же влево с движением левой руки.

Заключительная часть

17. И.п.: упор на предплечьях, стоя на правом колене, левая нога незначительно согнута. 1 – разогнуть ногу; 2 – и.п. Затем повторить то же правой ногой.

18. И.п.: упор на предплечья, стоя на правом колене, голень левой ноги назад. 1 – отвести бедро назад; 2 – и.п. Затем повторить то же правой ногой.

19. И.п.: лежа на левом боку, правая нога полусогнута. 1 – разогнуть правую ногу назад-вверх; 2 – и.п. Затем выполнить то же, лежа на правом боку.

20. И.п.: то же. 1 – отвести правую ногу назад; 2 – и.п. Затем проделать то же левой ногой, лежа на правом боку.

21. И.п.: упор на правом предплечье, сидя правым боком, правая нога согнута, левая рука на поясе. Поднимание левой ноги вверх и вперед-вверх и опускание ее вниз. Затем то же правой ногой, сидя левым боком.

22. И.п.: сед с опорой о предплечья, согнув правую ногу, левая вперед-вниз. Поднимание левой ноги вверх и опускание ее вниз. Затем поменять положение ног.

23. И.п.: лежа на спине. 1 – сгибая ноги, наклон туловища и головы вперед; 2 – и.п.

24. И.п.: лежа на спине правая нога вперед-вверх с захватом за голень. Удержание ноги, растягивая мышцы задней поверхности бедра. Затем поменять положение ног.

25. И.п.: упор лежа. 1–4 – упор лежа прогнувшись с опорой о бедра, 5–8 – и.п.

26. И.п.: положения выпада правой ногой, левая опирается о пол всей стопой. Удерживать 16 сек. Затем поменять положение ног.

27. И.п.: то же, но голень впереди стоящей ноги расположена вертикально.

28. И.п.: упор присев на левой ноге, правая – назад на носок. Удерживать 16 сек. Затем сменить положение ног.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пояснительная записка для СМГ 5-8 класс по ФГОС

Автор: Ульянова Татьяна Евгеньевна

Дата: 31.08.2017

Номер свидетельства: 426929

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства