Просмотр содержимого документа
«Освоение подвижный командных игр "Мини-лапта"»
Народная игра «Русская лапта» на уроках физической культуры
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры не возможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Огромный потенциал народных игр оставили нам наши предки, но современные дети их мало знают и редко обращаются к этим играм.
Народные игры являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания школьника.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре региона и страны.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развлечения.
Народные игры являются основой, на которых построены современные подвижные игры, используемые в настоящее время на уроках физкультуры.
Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и видеотехника, компьютеры), интерфикация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям состояния здоровья детей.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствует об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых детей” новорождённых утроилось. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают” двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеваниям детей ожирением.
Так, по данным большинства исследователей, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы так как:
- не учитывает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;
- недостаточно реализует потребности детей в движении и др.
В связи с этим в наше время особенно остро встаёт вопрос о том, как помочь ученикам в их оздоровление, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать.
Для решения этой проблемы целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры “Русская лапта”.
Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, решительность, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье.
Игра – это основной вид деятельности ребёнка, это средство общения, накопления опыта, выражений эмоций и формирования отношений.
Игровая деятельность ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не комплексуют из-за того, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как имеют одну важную особенность – двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.
Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.
Игра “лапта” выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях игровые поединки безопасных и достаточно простые в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.
“Лапта” может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривал спортивное совершенствование молодёжи.
Использование “лапты” как средство физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со всеми сверстниками ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальной ситуациях.
Игра на свежем воздухе , особенно весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным к инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.
“Лапта” по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых площадках. “Лапта” - подвижная игра, с её элементами, упражнениями на основе игровой техники являются средствами подготовки к метанию и бегу.
Метание выполняется на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении “лапте”, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.
Перебежки в “лапте” аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объём работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Игра не требует сложно инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и “лапту”.
Весь инвентарь для “лапты” можно изготовить своими силами.
3. Учащийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях по “русской лапте”;
- терминология “русской лапты”, техника бросков по мячу, техника перемещений в поле, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные действия;
- правила соревнований по “русской лапте”.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках “русской лапты”;
- выполнять передачу мяча на дальность и точность;
- выполнять удары снизу, сверху, сбоку;
- выполнять ловлю мяча одной и двумя руками;
- провозить подвижные игры с элементами “русской лапты”.
Демонстрировать:
развернуть таблицу
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого
старта с опорой на руку, (сек.)
“5” - 8.8
“4” - 9.7
“3” - 10.5
“5” - 9.7
“4” - 10.2
“3” - 10.7
Силовые
Прыжок в длину с места; (см)
“5” - 198
“4” - 188
“3” - 178
“5” - 178
“4” - 168
“3” - 158
Выносливость
Кроссовый бег 2000м; (мин.)
“5” - 10.0
“4” - 10.4
“3” - 11.4
“5” - 11.0
“4” -12.4
“3” - 13.5
Координация движений
Бросок набивного мяча на дальность; (см)
“5” - 565
“4” - 435
“3” - 365
“5” - 500
“4” - 415
“3” - 360
В метание на дальность и на меткость:
- метать малый мяч и мяч 150 гр с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырёх шагов с соблюдением ритма;
- метать малый мяч с места с трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальные цели с 10-15 м;
- метать малый мяч с места по медленно и быстро движущимся целям с 10-12 м.
Оценивая всё “за” и не имея ничего против, можно сделать вывод, что “лапта” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.
В процессе интегрирования игры “лапта” в учебный процесс выигрывают обе стороны такой интеграции:
- учащиеся, развивая свои двигательные качества, оздоравливаются и приобретают опыт адаптации в коллективе;
- возрастает популярность игры, за счёт внедрения её на уроках физкультуры, как региональный компонент.
Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребёнка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. “Лапта” не только прекрасно развивает физические способности, но и не имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь её ход, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию личностных качеств.
Таким образом, игра в “лапту” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся на уроках физкультуры.