Игра с давних пор составляет неотьемлемую часть жизни человека, она занимает досук, воспитывает,удовлетворяет потребности в общении, получение внешней информации, дает приятную физическую нагрузку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки лыжников-гонщиков.»
54
Особенности подготовки
лыжников-гонщиков.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………... 2
Содержание подготовки лыжника-гонщика…………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………. 41
Биографический список………………………………………………………… 43
Приложение
Введение
За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования – это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.
Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый - укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.
Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных дисциплин (Приложение 1), по которым есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр.
Лыжные гонки – это специфический вид лыжного спорта, в котором успешное выступление лыжников на соревнованиях зависит от спортивной подготовки лыжника-гонщика.
Подготовка лыжника-гонщика состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической.
В подготовке лыжника-гонщика все эти виды объединены в педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей.
Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки.
Объект исследования: подготовка лыжника-гонщика подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности процесса подготовки лыжника-гонщика подросткового возраста.
Практическая значимость настоящей работы заключается в выдаче рекомендаций по подготовке лыжника-гонщика подросткового возраста.
Содержание подготовки лыжника-гонщика
Спортивная подготовка лыжника - это специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов. Достижение наивысших результатов - процесс длительный, путь от новичка до мастера спорта в лыжных гонках занимает от 6 до 8 лет целенаправленной и систематической подготовки
Основная цель системы подготовки в лыжном спорте - это достижение высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и закономерностями становления спортивного мастерства.
В процессе многолетней подготовки вся деятельность спортсмена подчинена достижению наивысших результатов в лыжном спорте.
В этом и заключается основное отличие подготовки в лыжном спорте от различных форм занятий на лыжах, где перед преподавателем стоят другие цели и в связи с этим решаются другие задачи (например, в лыжной подготовке и в различных физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях).
Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника-гонщика состоит из взаимосвязанных различных видов подготовки: морально-волевой и психологической, физической (общей и специальной), технической, тактической и теоретической.
Такое деление на различные виды подготовки необходимо и реально, так как создает возможности для более тщательного подбора средств, методов и нагрузок для решения конкретных задач всего педагогического процесса подготовки в спорте.
Вместе с тем такое дробление единого процесса несколько условно, потому что все формы деятельности человека, функции, органы и системы тесно связаны между собой и составляют единое целое.
В подготовке лыжника-гонщика все эти виды объединены в единый педагогический процесс, в котором воспитание гармонично развитой личности является важнейшей задачей.
Все основные виды подготовки успешно реализуются в процессе многолетней и круглогодичной работы только на основе дидактических принципов и общих закономерностей, а также положений и принципов спортивной тренировки [3].
Морально-волевая и психологическая подготовка. Одной из важнейших задач многолетней спортивной подготовки является воспитание высоких морально-волевых качеств.
Особое внимание этому разделу работы должно быть уделено в подготовке юных лыжников-гонщиков.
Высокие морально-волевые качества, общественная активность, постоянный труд на благо Родины, - вот основные качества, которые всегда отличали российских лыжников.
Всю работу по воспитанию подростков и юношей проводят учитель, тренер в тесном содружестве с родителями, педагогическим коллективом и общественными организациями.
Важнейшую роль в воспитания моральных качеств всегда играет коллектив (секция, группа или команда), а также коллектив класса, где учится школьник.
Поэтому большое значение в работе учителя и тренера имеет создание дружного коллектива.
В коллективе спортсменов очень важно создать высокий моральный климат, наладить дружеские отношения, накопить хорошие традиции.
В этом случае воспитывающее влияние коллектива будет особенно действенным.
У юных спортсменов необходимо воспитывать чувство долга перед командой, школой, классом, коллективом, стремление ставить общественные интересы выше своих личных.
Очень важно, чтобы каждый юный лыжник всегда был готов поддержать товарища, прийти на выручку в трудную минуту во время тренировок или соревнований и, конечно, в повседневной жизни.
Трудные условия тренировок, туристских походов на лыжах порой создают такие ситуации, когда поддержка товарищей совершенно необходима.
Такие ситуации еще больше сближают юных лыжников, укрепляют коллектив. Большое значение для воспитания моральных и волевых качеств имеет совместный общественно полезный труд на субботниках и воскресниках, по строительству и ремонту спортивных сооружений и инвентаря [2].
Вместе с тем личный пример тренера-учителя, его высокие моральные качества - требовательность, честность, справедливость, настойчивость, твердость характера и принципиальность, любовь к своей работе, спортивный опыт и педагогическое мастерство - создают учителю или тренеру высокий авторитет и уважение школьников.
Все это в значительной мере способствует достижению отличных результатов в воспитательной работе с юными лыжниками. Тренер использует самые разнообразные методы (убеждение, принуждение, поощрение т.д.) и ряд специальных методов, применяемых непосредственно во время тренировочных занятий для воспитания волевых качеств.
Это постепенное повышение трудностей (заданий), соревновательный метод, метод нагрузок "до отказа" и др. Очень важно постоянно оказывать на учащихся воспитывающее воздействие с применением различных методов как во время учебной работы и тренировки, так и вне занятий спортом, в повседневной жизни.
Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической подготовкой лыжников. Чувство патриотизма, долг перед коллективом, стремление своей победой на состязаниях поднять престиж школы, класса, города являются мощным стимулом для систематической тренировки и для победы на больших соревнованиях. Все это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.
Дисциплинированность - одно из важнейших качеств, воспитанию которого придают важное значение в работе с подростками и юношами. При создании школьной секции или учебно-тренировочной группы в ДЮСШ необходимо сразу ознакомить школьников с основными требованиями и правилами поведения на занятиях и в коллективе.
Очень важно с первого момента общения с учащимися постоянно требовать их соблюдения. Точное соблюдение времени начала занятий, четкая их организация, высокая требовательность тренера к ученикам и к себе на протяжении всего времени тренировки и вне занятий - основа высокой дисциплины в группе.
Для воспитания дисциплинированности кроме убеждения, разъяснения и других методов очень важен постоянный контроль за поведением школьников на уроках, в школе, на отдыхе и дома.
Тренеру ДЮСШ совершенно необходимо поддерживать постоянную связь с родителями юных лыжников и с педагогическим коллективом школы, где постоянно учится школьник.
Очень важно, чтобы ни один случай нарушения дисциплины не остался незамеченным. Это не значит, что при любом неблаговидном поступке или нарушении дисциплины необходимо сразу применять методы наказания.
Здесь очень важен индивидуальный подход к юным лыжникам: кому-то достаточно сделать замечание (отдельно, а может и перед группой); другому может оказаться достаточным только дать понять, что его нарушение замечено; в ряде случаев возможно более серьезное наказание удаление с занятия или даже исключение из секции. Наказание всегда должно соответствовать степени нарушения дисциплины [3].
Вместе с тем при воспитании дисциплинированности (как, впрочем, и других моральных и волевых качеств) очень важно глубокое знание учителем-тренером психологических особенностей своих учеников, их склонностей и увлечений, успеваемости в учебе, поведении в школе и дома и других качеств. Воспитание всегда требует индивидуального подхода.
Однако учитель-тренер должен сам быть образцом дисциплинированности, так как и в этом случае личный пример играет очень важную роль.
Воспитание правильного отношения к труду и общественным обязанностям является одной из важнейших задач, которая должна решаться в процессе многолетней подготовки спортсмена.
Использование трудовых процессов в тренировке (с целью повышения физической подготовки) является одним из методов решения этой задачи.
Соединение обучения и тренировки с участием во всех видах общественно полезного труда позволяет решать одну из основных задач - воспитание трудолюбия.
Занятия лыжным спортом сами по себе способствуют развитию трудолюбия, но в процессе воспитания, обучения и тренировок этому необходимо уделять самое пристальное внимание.
Это качество еще играет очень важную роль в любой трудовой деятельности на благо нашей страны. Общественно полезный труд, выполняемый всем коллективом (классом, группой), - субботники по озеленению, расчистке и подготовке лыжных трасс и т.п. - одно из важнейших средств воспитания этого важного качества.
Главное при организации таких мероприятий, чтобы юные спортсмены знали цель своей работы и видели результаты своего труда [1].
На занятиях лыжными гонками юные спортсмены постоянно сталкиваются с трудностями самого различного характера - низкими температурами, сложным рельефом, плохим скольжением, большими по объему и интенсивности нагрузками др.
Преодоление названных трудностей уже способствует воспитанию волевых качеств.
Во время тренировок и соревнований лыжнику необходимо проявить качества, которые во многом решают задачи повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.
Это прежде всего - настойчивость и упорство в преодолении трудностей и в достижении поставленной цели, способность к максимальным напряжениям, смелость и решительность, уверенность в своих силах.
Настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленной цели - важная и неотъемлемая часть волевой подготовки.
Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юным лыжникам постоянно приходится преодолевать трудности различного характера - объективные и субъективные.
Это выполнение большой тренировочной нагрузки, несмотря на нарастающее утомление, передвижение в неблагоприятных условиях погоды и условий скольжения, преодоление чувства страха и неуверенности при сложных спусках на высокой скорости, болезненное переживание своих неудач, неуверенность в своих силах при участии в соревнованиях.
Юным лыжникам необходимо постоянно преодолевать эти трудности, что и способствует воспитанию волевых качеств.
Для того чтобы лыжники могли во время соревнований успешно преодолевать перечисленные трудности, тренер должен уже в ходе тренировочных занятий ставить спортсменов в условия, максимально приближенные к соревновательным, тренировки проходят при любой погоде, трассы постепенно усложняются, интервалы отдыха между повторениями сокращаются, повышается интенсивность нагрузки в конце занятия и т.д.
Несмотря на некоторую однообразность средств и монотонность циклической работы при передвижении осенью и зимой, обязательным условием воспитания волевых качеств является полное выполнение заданий, запланированных тренером.
В зависимости от психологических особенностей каждого лыжника с целью воспитания волевых качеств, следует практиковать индивидуальное или, наоборот, групповое выполнение двигательных упражнений.
С тем, кто не обладает достаточным упорством и настойчивостью, целесообразно проводить занятие групповым методом.
Совместное выполнение заданий с сильным лыжником позволит выполнить больший объем движений.
Однако, планируя задания на воспитание указанных волевых качеств, необходимо предусмотреть постепенное усложнение трудностей, особенно при занятиях с подростками и юношами.
Вместе с тем необходимо ставить цели, достижение которых потребует от учащегося максимальной мобилизации всех его сил, только в этом случае волевые качества получат достаточное развитие.
Порой в ходе тренировки необходимо планировать преодоление трудностей больших, чем те, с которыми лыжники могут столкнуться на соревнованиях.
С этой целью можно проводить тренировки с высокой интенсивностью, при сокращенных интервалах отдыха между прохождением отрезков (при переменном и повторном методах), с постепенным усложнением рельефа, с включением сложных спусков.
В подготовке юношей надо особенно обратить внимание на соблюдение принципа постепенности и обеспечение безопасности, с тем, чтобы не допустить перегрузок и травм.
В дополнение к другим методам для воспитания волевых качеств широко используется соревновательный метод при выполнении упражнений и различных заданий.
С этой целью в тренировочное занятие включаются упражнения, которые требуют максимальной концентрации усилий для достижения поставленной цели.
Примером таких заданий могут служить: соревнования в выполнении упражнений "до отказа", типа "кто больше подтянется на перекладине (отожмется в упоре лежа)", "кто быстрее преодолеет отрезок или выполнит большее число повторений".
Вместе с тем такие упражнения-задания повышают эмоциональный фон занятия, способствуют выполнению большего объема тренировок при меньшей психологической перегрузке. В тоже время участие в соревнованиях на различные дистанции является одним из самых важных средств развития волевых качеств, при борьбе за победу, а в случае неудачи даст мощный толчок для дальнейшей подготовки.
Редко встречаются спортсмены, которые не стремятся взять реванш и смиряются с поражением.
Для развития волевых качеств необходимо применять упражнения или задания, которые требуют полной мобилизации сил для достижения поставленной цели.
Если упражнение и нагрузка (по объему, интенсивности координационной и психологической напряженности) становятся привычными, их влияние на развитие именно волевых качеств значительно снижается [3].
Смелость, решительность и уверенность в своих силах - важнейшие качества, которые необходимы лыжнику-гонщику при преодоления сложных трасс во время тренировок и соревнований, особенно на спусках, проходимых на высокой скорости с крутыми поворотами.
Очень важно проводить воспитание этих качеств как можно с более раннего возраста, с первых лет занятий в школьной секции лыжного спорта.
Естественно, при воспитании этих качеств нельзя ограничиться только тренировочными занятиями в секции.
Это осуществляется в процессе всех уроков по лыжной подготовке и другим видам спорта.
Основное значение при воспитании смелости, решительности и уверенности в своих силах имеет постепенное усложнение упражнений и заданий, повышение требований к условиям их выполнения: удлинение спусков и увеличение их крутизны, включение поворотов на обычной и повышенной скорости (а затем и на максимальной) и другие упражнения, которые включаются в летнюю и осеннюю подготовку лыжника-гонщика.
Задание для каждого ученика должно быть индивидуальным - трудным, но выполнимым.
В этом плане большое значение имеют изучение тренером своих учеников, правильная оценка их возможностей.
Каждое из заданий должно быть таким по сложности, чтобы школьники могли его выполнить при полной мобилизации своих умений, сил и возможностей.
Для достижения высоких результатов в лыжных гонках совершенно необходимо научить школьников правильно оценивать свои силы, возможности и действия, что способствует уверенному выполнению самых различных по сложности заданий. Волевые качества лыжника тесно связаны с его технической подготовкой и уровнем развития и проявления физических качеств в различных ситуациях тренировки и соревнований.
Чувство неуверенности, возникающее при спуске или при передвижении по лыжне, сковывает движения лыжника, вызывает излишнее напряжение, отрицательно сказывается на различных характеристиках техники, на работоспособности и в конечном итоге на результатах соревнований.
Неуверенность сказывается не только на технике преодоления трасс и сложных спусков (где может привести к падениям и тяжелым травмам), но и на уровне проявления физических качеств.
Появляется общая скованность, уменьшаются сила и скорость отталкиваний, а в итоге снижаются скорость передвижения и результаты.
Наоборот, точная оценка своих сил, сопоставленная с реальной целью, создает уверенность в своих возможностях, поднимает эмоциональное состояние и даже вызывает дополнительный прилив сил, что позволяет лыжнику даже превысить планируемый результат.
В состоянии эмоционального подъема, вызванного уверенностью в своих силах, все движения выполняются легко, свободно и точно - все это способствует выполнению передвижения на лыжах с высокой техникой.
Неуверенность в себе снижает и общую работоспособность.
Лыжник при длительной гонке или многочасовой тренировке, постоянно думающий об утомлении, "прислушивающийся" к себе, к первым признакам усталости, переживающий эти симптомы, не может рассчитывать на высокую работоспособность и хороший результат.
Наоборот, волевой лыжник, не думающий о нарастающем утомлении, настроенный на борьбу с усталостью и противником, увлеченный соревнованием, всегда будет иметь преимущество, у него больше шансов добиться высокого результата.
Психологический настрой на борьбу, специальная предстартовая подготовка к соревнованиям приобретают важное значение и будут способствовать достижению высокого результата.
Различный уровень воспитания физических и волевых качеств в целом, индивидуальные и возрастные особенности накладывают свой отпечаток и на проявление уверенности в своих силах.
Чаще всего склонны переоценивать свои силы и возможности подростки и юноши, они порой готовы взяться за выполнение более сложного задания, которое может быть пока им и не по силам.
В таких случаях учителям и тренерам необходимо быть очень внимательными - не спешить с быстрым увеличением сложности заданий и упражнений. В лыжных гонках следует особенно внимательно относиться к увеличению трудностей при освоении спусков, очень важно соблюдать принцип постепенности и обеспечивать безопасность школьников.
Девушки, наоборот, чаще всего недооценивают свои возможности в технике и в физической подготовленности.
При быстром росте результатов возникает другая опасность, которая прежде всего сказывается на воспитании моральных и волевых качеств.
Слишком ранний успех, а особенно если он пришел без длительной и упорной тренировки (за счет определенных способностей или ввиду отсутствия достаточно сильных соперников), порой порождает негативные явления - самоуверенность и зазнайство.
Однако это чаще всего связано с недостатками в воспитательной работе в группе, в секции и т.д.
Повышение уровня воспитательной работы в целом, обеспечение тесной связи между воспитанием волевых и моральных качеств помогут предотвратить и исправить подобные отрицательные проявления.
Прежде всего здесь следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как скромность, требовательность к себе и т.д., а в работе с коллективом - на нетерпимость к подобным нарушениям спортивной этики.
Воспитание спортивной этики (специальных норм и правил поведения) является одной из важнейших задач в процессе многолетних занятий лыжным спортом.
Сюда входят прежде всего нормы поведения и общения между тренером и спортсменом, между юными спортсменами секции или группе, между спортсменами-соперниками из разных школ и между спортсменами-школьниками и их болельщиками. Важно не только утвердить эти нормы поведения и общения. Главное - воспитать юных лыжников так, чтобы эти нормы стали их глубоким убеждением, моральным принципом. Все осуществляется в ходе общего процесса воспитания и формирования общественного сознания и поведения [3].
Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей лыжников-гонщиков и во многом определяет конечный спортивный результат.
Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях. Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей.
Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнования и т.д.) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.
Одним из важнейших способов воспитания способности к максимальным напряжениям является убеждение лыжника в том, что у него есть возможности в значительном увеличении его личных результатов.
Наглядный пример - достижения его товарищей по группе, секций и команде и многих других спортсменов, которые при систематической тренировке могут максимально мобилизовать свои возможности для победы, - помогают спортсмену поверить и в свои способности. Это способствует воспитанию и других качеств: требовательность к себе, тренировочную дисциплину.
Участие в ответственных, хорошо организованных соревнованиях, при доброжелательной поддержке зрителей вызывает у спортсмена большой эмоциональный подъем, позволяет сконцентрировать все свои усилия на предстоящей борьбе и добиться желаемой победы. Можно использовать и методы тренировки, которые требуют максимальной концентрации усилий.
Повторное прохождение отрезков с общего старта, когда спортсменам приходится бороться с соперником, идущим в непосредственной близости, способствует воспитанию волевых качеств. То же и при раздельном старте, когда ставится задача не просто пройти отрезок, а обязательно догнать впереди идущего товарища.
С этой же целью возможны совместные тренировки менее подготовленных лыжников с сильнейшими спортсменами (но в одной возрастной группе). Здесь используются различные упражнения с разнообразными "гандикапами", когда одному (слабейшему) лыжнику заранее дается преимущество в несколько метров или секунд (в зависимости от длины отрезка и разницы в подготовленности).
На финише отрезка выявляется победитель независимо от данного на старте преимущества. Такой соревновательный метод способствует воспитанию волевых качеств.
Все это проходит непосредственно в соприкосновении с конкретным соперником, идущим рядом или чуть впереди, что резко повышает накал борьбы. Однако следует помнить, что у новичков и слабо подготовленных лыжников постоянные максимальные усилия могут привести к нервному перенапряжению.
В тренировке юных лыжников максимальные по интенсивности нагрузки должны сочетаться с умеренными. На каждом занятии нагрузка по объему и интенсивности должна соответствовать возможностям организма юных лыжников на данном уровне тренированности.
Воспитание волевых качеств должно постоянно осуществляться в процессе тренировочных занятий и соревнований.
Ведущая роль в организации этого процесса всегда должна принадлежать учителю и тренеру. Однако в воспитательной работе постоянно осуществляется тесная связь со всем педагогическим коллективом школы, общественными организациями и родителями.
Для большей эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо предусмотреть комплексное использование всех основных средств и методов воспитания.
Важную роль в воспитании волевых качеств и в подготовке спортсмена в целом играют самовоспитание и самостоятельность в проведении тренировок и участии в соревнованиях. Чрезмерная опека со стороны тренера порой приводит к отрицательным явлениям в подготовке спортсменов.
Самостоятельное проведение занятий во многом будет способствовать воспитанию уверенности в своих силах, позволит познать себя, выявить (в результате анализа) недочеты, слабости для того, чтобы научиться их активно преодолевать.
Высокое самосознание спортсменов, их убежденность, твердый характер порой оказывают решающее влияние на достижение высоких результатов.
Стартовое состояние лыжника иногда оказывает решающее влияние на конечный результат соревнований. Даже при высокой степени готовности эмоциональное напряжение перед стартом может свести на нет весь длительный процесс подготовки.
Специальная подготовка позволяет обеспечить оптимальный уровень психологической готовности к соревнованиям или к выполнению большой и интенсивной тренировочной нагрузки. Известно, что перед началом соревнований лыжники находятся в различном эмоциональном состоянии. В настоящее время можно выделить три вида такого состояния:
Состояние боевой готовности. Оно характеризуется активным стремлением лыжника к борьбе на трассе, уверенностью в своих силах, сосредоточенностью, вниманием и обострением процессов восприятия окружающей обстановки, четким пониманием целей и задач предстоящего соревнования.
Состояние стартовой лихорадки. При наблюдении за лыжником в этом состоянии обращает на себя внимание излишнее волнение перед стартом, рассеянность внимания, чрезмерные суетливость и возбудимость, неадекватно бурная реакция на обычные внешние раздражители и обстановку перед стартом, неустойчивое настроение, нарушение контроля за своими действиями и поступками.
Состояние стартовой апатии. В этом состоянии лыжник обычно пассивен, вял и безразличен к самим соревнованиям и к конечному результату. У него отсутствует желание стартовать и бороться на дистанции, кроме того, наблюдается плохое настроение.
Степень проявления того или иного предстартового состояния может быть различной - большей или меньшей. Вместе с тем сроки их проявления могут быть тоже различны - от нескольких минут до нескольких дней перед стартом. У юношей и девушек стартовое состояние обычно выражено более ярко.
Окружающая обстановка непосредственно в день соревнований и на месте старта (торжественность открытия, красочное оформление старта и финиша, наличие и поведение зрителей и других лыжников и т.п.) оказывает определенное влияние на стартовое состояние.
Состояние стартовой лихорадки и стартовой апатии близки по своему отрицательному влиянию на функциональное состояние организма в целом и на отдельные характеристики, в частности технику передвижения, работоспособность, а также на конечный результат соревнований.
Предупредить или снизить отрицательное влияние предстартового состояния в целом можно правильным построением воспитательного процесса в ходе многолетней подготовки лыжника. Вместе с тем в регулировании стартового состояния учеников большое значение имеет личное поведение учителя и тренера.
Спокойное и уверенное поведение тренера перед стартом, его убежденность в достижении высоких результатов могут положительно повлиять на эмоциональное состояние учеников. При ярком проявлении какого-либо вида предстартового состояния (апатии или лихорадки) тренер должен целенаправленно воздействовать на психику учеников. Иногда достаточно провести со школьником короткую беседу, отвлекающую от соревнований, и привлечь его внимание к каким-либо деталям предстартовой подготовки, занять каким-то делом (подготовкой одежды, лыж и т.п.). Порой целесообразно вызвать положительные эмоции юного лыжника, напомнив об успехах в прошедших соревнованиях, или направить его мысли на другие воспоминания или дела, не связанные со стартом и спортом. Такое сугубо индивидуальное воздействие требует от тренера хорошего знания психологии своего ученика и его склонностей и интересов, возможностей и поведения.
При появлении каких-либо стартовых реакций накануне или за несколько дней до соревнований необходимо заранее обратить внимание на регуляцию эмоционального состояния школьников. Как правило, положительные результаты дают отвлечение учащихся от мыслей о предстоящих соревнованиях, занятия по интересам - чтение книг, посещение театров, картинной галереи, просмотр кинофильмов, занятие музыкой и т.п.
Положительное воздействие на регуляцию предстартового состояния может оказать и аутогенная тренировка. Однако приемами аутогенной тренировки лыжники должны овладеть заранее под руководством тренера.
Одним из средств, положительно влияющий на эмоциональное состояние спортсмена перед стартом, является массаж.
Проведение массажа допустимо только специалистом, хорошо знающим его влияние. Характер массажа должен строго соответствовать состоянию лыжника и поставленным задачам, в противном случае массаж может только усугубить состояние и привести к отрицательным результатам. Произвольная регуляция дыхания может оказать положительное влияние на эмоциональное состояние спортсмена.
Разминка перед стартом может быть использована не только с целью подготовки организма к предстоящим соревновательным нагрузкам, но и для регулирования предстартового состояния лыжника.
Различные по характеру интенсивности и длительности упражнения и передвижение на лыжах, их разнообразные сочетания могут заметно изменить эмоциональнее состояние лыжника-гонщика.
В том случае, если наблюдается в большей или меньшей степени предстартовая лихорадка, необходимо проводить разминку с меньшей интенсивностью, в виде спокойного, но более длительного передвижения на лыжах. Лучше это сделать в стороне от стартового городка и зрителей, чтобы избежать дополнительного возбуждающего влияния этих факторов. Время разминки зависит от индивидуальных особенностей лыжника и уровня возбуждения. Контроль за состоянием лыжника в этом случае осуществляется по объективным показателям: частоте дыхания и сердечных сокращений. Необходимо учитывать и субъективный фактор - самочувствие спортсмена.
В случае стартовой апатии лыжники, наоборот, проводят белее интенсивную разминку, выполняя несколько коротких ускорений. Все это повышает возбудимость, улучшает настроение и снимает апатию. Разминка перед стартом с учетом эмоционального состояния - дело сугубо индивидуальное и учиться ее проводить лыжники должны в процессе тренировок и перед малоответственными соревнованиями.
Техническая подготовка лыжника - это процесс целенаправленного изучения и совершенствования техники способов передвижения на лыжах.
Техника передвижения на лыжах - это наиболее рациональная для конкретных условий и данного уровня функциональной подготовленности спортсмена система движений, обеспечивающая при оптимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат (Приложение 2).
Рассмотрим передвижение на лыжах классическими ходами.
Попеременный двухшажный ход состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками.
Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения.
Попеременный четырехшажный xoд состоит из четырех скользящих шагов и двух попеременных отталкивании руками на два последних шага.
Применяется попеременный четырехшажный ход редко.
Одновременный бесшажный ход состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками. Применяется на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения.
Скоростной вариант одновременного одношажного ходасостоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.
Этот ход применяется на равнинных участках местности и на пологих подъемах при хороших и отличных условиях скольжения.
Основной вариант одновременного одношажного хода
В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук и туловища есть отличия.
В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник, перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.
Ход может быть применен при хороших условиях скольжения на пологих спусках, а также на равнинных участках местности при отличных условиях скольжения.
Одновременный двухшажный ходсостоит из двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах [7].
Этот ход применяется на равнинных участках местности при хороших и отличных условиях скольжения
Овладение современной техникой с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовленности позволяет достигнуть высоких результатов в избранном виде лыжного спорта.
Высокий уровень спортивных результатов требует постоянной и углубленной работы над совершенствованием техники в течение всего периода активных занятий лыжным спортом.
В планах подготовки лыжников от новичка до квалифицированного спортсмена должна быть предусмотрена непрерывность овладения техникой. Даже достижение наивысших результатов не означает, что достигнуто техническое совершенство. Лыжник должен и в этом случае продолжать улучшать технику различных элементов, движений, устранять отдельные неточности и ошибки.
В плане многолетней технической подготовки, особенно в юношеском возрасте, необходимо учитывать, что отдельные элементы техники передвижения на лыжах не всегда доступны школьникам в силу недостаточного уровня развития каких-либо качеств (равновесия, силы отдельных групп мышц).
В таком случае школьники овладевают несколько упрощенным вариантом способа передвижения. Однако при этом очень важно, чтобы не искажалась основа способа, с тем, чтобы при повышении уровня развития необходимых качеств можно было освоить и другие элементы без переучивания всего способа передвижения.
Кроме того, в многолетней подготовке постоянно приходится приспосабливать технику к меняющимся условиям соревнований (более тщательной подготовке трасс, изменению их сложности, выпуску нового инвентаря), к улучшению физической подготовленности спортсменов-лыжников.
Различают общую и специальную техническую подготовку.
В ходе общей технической подготовки лыжник осваивает умение и навыки, необходимые в жизни и спортивной деятельности, получает и углубляет теоретические знания в области основ техники физических упражнений.
Этот вид подготовки направлен в первую очередь на овладение такими умениями, навыками и знаниями, которые будут способствовать изучению техники способов передвижения на лыжах.
Все это является основой для специальной технической подготовки. Чем больше у лыжника запас двигательных навыков, тем быстрее и прочнее он овладевает современней техникой передвижения на лыжах в различных ее вариантах. Это достигается применением широкого круга самых разнообразных упражнений общеразвивающего характера и специально подготовительных упражнений, направленных на изучение элементов техники способов передвижения на лыжах.
Общеразвивающие упражнения, подразделяющиеся, в свою очередь, на две подгруппы: а) общеразвивающие подготовительные; б) упражнения из других видов спорта.
В первую подгруппу включаются разнообразные упражнения без предметов и с предметами (набивные мячи, гантели, подсобные предметы - отягощения, ядра и др.). Сюда же включаются упражнения с сопротивлением партнеров и упругих предметов (амортизаторы резиновые, пружинные и т.п.). Наиболее широко общеразвивающие упражнения применяются в тренировке юных лыжников, а также новичков и лыжников низших разрядов.
Во вторую подгруппу входят упражнения из других видов спорта, (легкой атлетики, гребли, спортивных игр, плавания и др.).
Эти упражнения применяются в основном в бесснежное время года для развития физических качеств, необходимых лыжнику.
Упражнения подбираются так, чтобы наблюдался наибольший положительный перенос физических качеств с применяемого вида на основной вид - лыжные гонки.
Так, для развития выносливости применяется кроссовый бег по пересеченной местности; для развития силовой выносливости - длительная гребля; для развития ловкости, координации движений и быстроты - спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, футбол).
Наряду с другими упражнениями, развивающими координацию движений, особое внимание следует обратить на упражнения, воспитывающие чувство равновесия, а также на упражнения, целенаправленно воздействующие на вестибулярный аппарат. Это во многом способствует обучению и дальнейшему совершенствованию техники способов передвижения на лыжах [3].
В процессе специальной технической подготовки спортсмен овладевает техникой избранного вида лыжного спорта: изучает биомеханические закономерности способов передвижения на лыжах и осваивает необходимые двигательные навыки, доводя их до высокой степени совершенства с учетом индивидуальных особенностей.
Обучение и особенно совершенствование техники следует рассматривать в тесной связи с развитием физических качеств (развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, равновесия, координации движений).
Повышение уровня общей и особенно специальной физической подготовки позволяет и дальше совершенствовать технику, поднимая ее на новый уровень развития.
Существует и обратная связь: новые варианты техники требуют, в свою очередь, повышения уровня специальной физической подготовки.
В этом случае необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие именно тех групп мышц, которые больше участвуют в новом элементе или на повышение уровня каких-то качеств (скорости маха, силы отталкивания) [3].
Специальные упражнения также разделяются на две подгруппы: а) специально подготовительные; б) специально подводящие.
Специально подготовительные упражнения применяются для развития физических и волевых качеств применительно к лыжным гонкам.
Специально подводящие упражнения применяются с целью изучения элементов техники способов передвижения на лыжах.
В группу специальных упражнений включаются упражнения, избирательно воздействующие на отдельные группы мышц, участвующие в определенных движениях, в способах передвижения на лыжах (например, в отталкивании), а также широкий круг имитационных упражнений (на месте и в движении).
Имитационные упражнения могут применяться как для совершенствования отдельного элемента техники, так и для нескольких элементов (в связке). Применение тренажеров (передвижение на лыжероллерах) значительно расширяет возможности воздействия специальных упражнений.
Круг специальных упражнений, применяемых в тренировке лыжников, в настоящее время достаточно широк.
Вместе с тем необходимо отметить, что одни и те же упражнения (например, имитационные и передвижение на лыжероллерах) в зависимости от поставленных задач и методики применения, могут быть использованы и как подготовительные, и как подводящие упражнения.
В начале подготовительного периода имитационные упражнения, применяемые в небольшом объеме, используются как средство обучения и совершенствования элементов техники.
Осенью же объем и интенсивность применения этих упражнений увеличиваются, и они способствуют развитию специальных качеств.
Физическая подготовка лыжника направлена на развитие основных двигательных качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых в спортивной деятельности.
В то же время физическая подготовка неразрывно связана с укреплением органов и систем, с повышением общего уровня функциональной подготовки и укреплением здоровья лыжников.
Физическая подготовка лыжника подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) независимо от вида лыжного спорта имеет основные задачи - достижение высокой общей работоспособности, всестороннее развитие и улучшение здоровья лыжников.
В процессе ОФП развиваются и совершенствуются основные физические качества.
Для достижения высокого уровня развития физических качеств и решения других задач ОФП применяется широкий круг самых разнообразных физических упражнений.
С этой целью используются упражнения из различных видов спорта, а также общеразвивающие упражнения из основного вида - лыжного спорта. ОФП для юных лыжников проводится примерно одинаково независимо от предполагаемой будущей специализации.
В летнее время с целью разностороннего развития в подготовку юных лыжников широко включаются упражнения из других видов спорта, в основном в виде длительного передвижения - прогулки на велосипеде, гребля, плавание, равномерный бег, различные спортивные и подвижные игры.
Дозировка зависит от возраста, этапа подготовки в годичном цикле и многолетней подготовки и т.д.
Кроме этого, широко применяются разнообразные упражнения на основные группы мышц: с предметами и без отягощений для развития силы, прыгучести, гибкости, равновесия и способности к расслаблению.
Для квалифицированных спортсменов и разрядников, мастеров спорта она более специфична и строится с учетом индивидуальных особенностей и избранного вида лыжного спорта.
Но уже на ранних ступенях тренированности очень важно правильно подбирать средства ОФП и методику их применения с тем, чтобы полностью использовать положительный перенос развиваемых физических качеств на основное упражнение - передвижение на лыжах.
Это не следует понимать как полное сближение средств ОФП и СФП. Общая физическая подготовка служит базой для дальнейшего совершенствования физических качеств и функциональных возможностей [8]
Упражнения для развития выносливости:
Бег на средние и длинные дистанции (по дорожке и кросс).
Смешанное передвижение по пересеченной местности (чередование ходьбы и бега, бега и имитации в подъемы).
Гребля (байдарочная, народная, академическая).
Плавание на средние и длинные дистанции.
Езда на велосипеде (по шоссе и кросс).
Все упражнения на развитие выносливости выполняются с умеренной интенсивностью и длительностью в зависимости от этапа, периода, возраста и подготовленности.
Упражнение для развития силы:
Упражнения с отягощением собственным весом: а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах (силой); г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены.
С внешними отягощениями (штанга, гири, гантели, набивные мячи, камни и другие подсобные предметы): а) броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами).
Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем), передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении.
Упражнение с сопротивлением упругих предметов (резиновыми амортизаторами и бинтами, эспандерами) в различных положениях, разнообразные движения для всех групп мышц.
Упражнения на тренажерах. Используются разнообразные тренажеры с тягами через блоки и отягощениями для всех частей тела и групп мышц в различных положениях.
Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от пола, возраста, подготовленности и квалификации лыжников и уровня развития силы отдельных групп мышц (для ликвидации недостатков в развитии у каждого лыжника индивидуально).
Упражнения для развития быстроты:
Бег на короткие дистанции (30-100 м).
Прыжки в высоту и длину с места (одиночные, тройные, пятерные.) и с разбега.
Беговые упражнения спринтера.
Спортивные игры.
Все упражнения на развитие быстроты выполняются с максимальной скоростью (интенсивностью), количество повторений до начала ее снижения, а также в зависимости от возраста и подготовленности спортсменов.
Упражнения для развития ловкости:
Спортивные игры.
Элементы акробатики.
Прыжки и прыжковые упражнения с дополнительными движениями, поворотами и вращениями.
Специальные упражнения для развития координации движений.
При развитии ловкости необходимо постоянно обновлять комплексы упражнений, так как они оказывают необходимый эффект лишь до тех пор, пока являются для спортсмена новыми. Применение освоенных упражнений не способствует развитию ловкости и координации движений.
Упражнения для развития гибкости:
Маховые и пружинистые с увеличивающейся амплитудой (для рук, ног и туловища).
То же с помощью партнера (для увеличения амплитуды).
Все упражнения на развитие гибкости используются многократно, повторно с постепенным увеличением амплитуды, лучше их выполнять сериями по несколько повторений в каждой. Особое внимание развитию гибкости следует уделять в подростковом возрасте, примерно с 11- до 14-летнего возраста, она в это время развивается легче всего.
Упражнения для развития равновесия:
Маховые и вращательные движения (для рук, ног и туловища), а также приседания на уменьшенной опоре.
То же на повышенной опоре.
То же на неустойчивой (качающейся) опоре.
Ходьба, бег и прыжки на тех же видах опор.
Специальные упражнения для развития вестибулярного аппарата.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие специфических двигательных качеств и навыков, повышение функциональных возможностей организма, укрепление органов и систем применительно к требованиям избранного вида лыжного спорта.
Основными средствами СФП являются, передвижение на лыжах и специально подготовленные упражнения.
Специально подготовленные упражнения способствуют повышению уровня развития специфических качеств лыжника и совершенствованию элементов техники избранного вида лыжного спорта.
К ним относятся разнообразные имитационные упражнения и упражнения на тренажерах (передвижение на лыжероллерах).
При выполнении этих упражнений (в бесснежное время года) укрепляются группы мышц, непосредственно участвующие в передвижении на лыжах, а также совершенствуются элементы техники лыжного ходов.
Ввиду того, что эти упражнения сходны с передвижением на лыжах и по двигательным характеристикам, и по характеру усилий, здесь наблюдается положительный перенос физических качеств и двигательных навыков.
В настоящее время одним из основных средств специальной физической подготовки лыжника-гонщика является передвижение на лыжероллерах.
Расширение его применения вполне справедливо, однако одностороннее увлечение лыжероллерами и полное исключение из тренировок упражнений не в состоянии полностью решить все задачи СФП.
Поэтому в тренировке лыжника-гонщика смешанное передвижение по пересеченной местности с чередованием бега и имитации в подъемы различной крутизны и длины должно постоянно включаться в подготовку наравне с другими упражнениями.
Упражнений, которые имитируют отдельные элементы лыжных ходов, много, но чаще всего лыжники применяют следующие:
В положении посадки лыжника прыжки или подскоки на слегка согнутых ногах.
В положении посадки лыжника маховые движения руками, как в попеременном двухшажном ходе.
То же с резиновым амортизатором.
Имитация попеременного двухшажного хода на месте. Стоя на одной ноге в положении од-ноопорного скольжения, маховая нога выпрямлена назад, поменять ноги прыжком.
Имитация отталкивания ногой с выпадом. Из положения посадки лыжника сделать выпад вперед с отталкиванием, выпрямляя толчковую ногу. Отталкивание выполняется быстрым разгибанием толчковой ноги тазобедренном и коленных суставах. Движение направлено вперед- вверх и придает общему центру тяжести тела ускорение как бы на взлет.
Имитация одновременного бесшажного хода. Из высокой стойки выполнить одновременное движение полусогнутыми руками вниз-назад с наклоном туловища.
То же с резиновым амортизатором.
То же с передвижением прыжками вперед на обеих ногах (при маховом выносе рук), слегка отталкиваясь носками.
То же с палками, отталкиваясь ими от опоры и передвигаясь вперед. Опорой для палок может служить любой достаточно мягкий грунт, угол между стеной и полом в помещении, а. на грунте угол между опорой и тяжелым предметом на ней (камень, бревно, пень).
Упражнение выполняется двумя способами: однократно (лыжник отталкивается от опоры и возвращается в исходное положение, повторяя это движение заданное количество раз) и многократно (лыжник отталкивается, пробегает вперед, вновь отталкивается и снова бежит вперед все время в одном направлении).
Имитация одновременного одношажного хода на месте.
При выносе рук вперед нога отводится назад; с приставлением ноги туловище наклоняется с одновременным движением полусогнутых рук вниз-назад.
Наиболее полезны имитационные упражнения в движении: шаговая и прыжковая имитация попеременного двухшажного и одновременного ходов.
Соотношение этих средств зависит от уровня подготовленности юных лыжников и отдельных групп мышц.
В зимнее время основным средством СФП является передвижение на лыжах в разнообразных условиях. Специальная физическая подготовка в годичном цикле тренировки лыжника тесно связана с другими видами подготовки - технической, тактической и специальной психической.
При построении круглогодичной тренировки, а также в процессе многолетней подготовки наблюдаются определенная последовательность и преемственность между различными видами упражнений, применение которых решает задачи общей и специальной физической подготовок.
В начале годичного тренировочного цикла большая часть времени отводится на ОФП. С приближением зимнего периода соотношение средств меняется в пользу СФП.
Объем упражнений на этот вид подготовки постепенно увеличивается, но важно от этапа к этапу закреплять и поддерживать на достигнутом уровне навыки, приобретенные при изучении предыдущих разделов подготовки.
Средства одного вида подготовки должны быть органически связаны с последующим видом, при этом важно соблюдать преемственность в развитии и укреплении отдельных физических качеств, групп мышц и систем.
На соотношение средств ОФП и СФП и динамику его изменения в годичном цикле тренировки оказывают влияние квалификация лыжника, его возраст и индивидуальные особенности развития в целом и отдельных групп мышц, физические качества, функциональные возможности органов и систем.
С возрастом и ростом квалификации объем средств ОФП постепенно уменьшается и соответственно увеличивается объем СФП.
Это соотношение на различных этапах подготовки лыжника как в годичном цикле, так и в процессе многолетней тренировки может изменяться в ту или иную сторону в зависимости от динамики уровня развития ОФП и СФП, но общая тенденция в изменении показателей остается неизменной.
В целом соотношение средств ОФП и СФП - вопрос сугубо индивидуальный.
Все зависит от конкретного уровня развития отдельных групп мышц, органов и систем организма юных лыжников-гонщиков.
Поэтому независимо от этапа многолетней подготовки даже в конце юношеского возраста объем средств ОФП может быть весьма значительным. Такая же картина может наблюдаться и у юниоров, особенно в подготовительный период (Приложение 3.4 5).
Тактическая подготовка. Тактика спортсмена - это искусство ведения соревнования с противником.
В лыжном спорте в некоторых случаях спортсмен не ведет борьбу с конкретным противником, а ставит цель - достигнуть максимально высокого результата (при данном уровне тренированности).
Победа в соревнованиях или достижение максимально высокого результата при прочих равных условиях во многом зависят от уровня тактического мастерства лыжника.
Овладев тактикой ведения соревнования, спортсмен может лучше использовать свои технические возможности, физическую подготовленность, волевые качества, все свои знания и опыт для победы над противником или для достижения максимального результата.
В лыжном спорте это особенно важно, так как соревнования проходят порой в необычайно переменных условиях скольжения и рельефа местности.
Изучение условий позволяет широко применять самые различные тактические варианты.
Тактическая подготовка лыжника состоит из двух взаимосвязанных частей - общей и специальной [4].
Общая тактическая подготовка предполагает приобретение теоретических сведений по тактике в различных видах лыжного спорта, а также в смежных циклических дисциплинах.
Знания по тактике лыжники получают во время специальных занятий, лекций и бесед, при наблюдении за соревнованиями с участием сильнейших лыжников, просмотре кинограмм, кинокольцовок и кинофильмов, а также путем самостоятельного изучения литературы.
Кроме этого, в процессе учебно-тренировочных занятий, в соревнованиях и при анализе накапливаются опыт и знания.
Специальная тактическая подготовка - это практическое овладение тактикой в ложных гонках путем применения лыжных ходов в зависимости от рельефа и условий скольжения, распределения сил по дистанции и составления графика ее прохождения, выбора вариантов смазки в зависимости от внешних условий, индивидуальных особенностей спортсменов.
Специальная тактическая подготовка проводится в ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
При изучении тактики необходимо изучать опыт сильнейших лыжников, что позволит овладеть широким кругом тактических вариантов и использовать их с учетом своих возможностей. Непосредственная тактическая подготовка к определенным соревнованиям требует ознакомления с условиями и местом их проведения. Сюда относятся изучение рельефа, состояние и возможное изменение лыжни в ходе соревнований с учетом стартового номера и предполагаемых изменений погоды. Все это изучается накануне старта при просмотре дистанций и позволяет разработать тактику на предстоящие соревнования с учетом конкретных условий, перспектив противника и своих возможностей. По окончании соревнований необходимо тщательно проанализировать эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее [3].
Тактическое мастерство лыжника базируется на большом запасе знаний, умений и навыков, а также его физической, технической, морально-волевой подготовленности, что позволяет точно выполнить задуманный план, принять правильное решение для достижения победы или высокого результата.
Овладение способами передвижения и применение их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей имеют наибольшее значение в тактической подготовке лыжника-гонщика.
В условиях удовлетворительного и плохого скольжения на равнине и в подъемы различной крутизны наиболее часто применяются попеременный двухшажный и иногда попеременный четырехэтажный ходы.
Кроме этого, попеременный четырехшажный ход используется при глубокой лыжне, когда затруднено отталкивание палками.
На пологих спусках широко применяются одновременные ходы -одновременный одношажный и двухшажный; бесшажный - чаще всего на леденистых раскатанных участках лыжни и при спусках средней крутизны.
При хорошем и отличном скольжении на равнине широкое применение находят попеременный двухшажный и одновременные ходы, но при первой возможности следует отдать предпочтение одновременным, так как они дают преимущество в скорости при заметной экономии сил.
В настоящее время у сильнейших лыжников в связи с высоким уровнем физической (скоростно-силовой) и функциональной подготовки, а также потому, что трассы современных лыжных гонок подготавливаются очень тщательно (машинным способом), арсенал лыжных ходов, применяемый в соревнованиях, несколько сузился.
Лыжники стали применять способы ходов, обеспечивающих в первую очередь высокую скорость передвижения в различных условиях, - попеременный двухшажный, одновременные (бесшажный и одношажный).
Одновременный двухшажный встречается редко, а попеременный четырехшажный практически не встречается.
Однако менее квалифицированные лыжники используют по-прежнему все способы ходов, что обеспечивает достаточно высокую скорость передвижения в любых условиях, даже на мягкой и недостаточно хорошо подготовленной лыжне, например на школьных соревнованиях небольшого масштаба.
Выбор хода во многом зависит от степени овладения им и от индивидуальных особенностей лыжника - силы мышц его верхних конечностей и туловища.
Скорость передвижения во многом зависит от сочетания ходов и выбора момента перехода с хода на ход в зависимости от состояния и микрорельефа лыжни и условий скольжения.
Все это изучается во время учебно-тренировочных занятий.
Одним из главных методов обучения тактике является повторное прохождение отрезков дистанции, специально подобранных в зависимости от задач тактической подготовки и различных по длине и рельефу.
Отрезки подбираются заранее на каждое занятие с учетом контингента и подготовленности занимающихся.
При занятиях с новичками целесообразно порой использовать прохождение отрезков за лидером - квалифицированным лыжником, хорошо владеющим лыжными ходами и умеющим их применять в зависимости от внешних условий.
В этом случае ведомый лыжник копирует лидера во время перехода с хода на ход.
В дальнейшем условия изучения тактики усложняются.
Скорость на склоне во многом зависит от правильного выбора стойки спуска.
Низкая стойка обеспечивает наименьшее сопротивление воздуха и дает возможность несколько отдохнуть, но на сложном рельефе применять низкую стойку нецелесообразно, так как это не дает возможности быстро выполнить повороты и затрудняет преодоление неровностей.
На длинных и очень пологих спусках, когда применение низкой стойки не увеличивает скорость, лучше передвигаться одновременным бесшажным ходом.
Вторым важным моментом в тактической подготовке является умение правильно распределить силы по дистанции.
Из практики известно, что равномерное прохождение трассы наиболее целесообразно для достижения высоких результатов в лыжных гонках, особенно у новичков.
Но на пересеченных трассах различной сложности невозможно добиться равномерной скорости, поэтому целесообразно стремиться к относительной равномерности, к оптимальной интенсивности с учетом рельефа трассы.
Порой рельеф трасс заставляет приложить максимум усилий на первой половине дистанции, если на ней расположена большая часть подъемов с общей тенденцией подъема вверх (в таких случаях вторая половина дистанции относительно легче, так как на ней больше спусков).
При таком рельефе и тактике выигрыш времени на первой половине дает возможность создать запас перед противниками, который им трудно будет ликвидировать на спусках.
Этот пример говорит о важности составления тактического плана с учетом рельефа местности.
В ходе тренировочных занятий необходимо проводить тактические учения, где лыжники овладевают приемами борьбы с соперником, находящимся в условиях прямой видимости (старт в одной или соседней паре, общий старт), а также с противниками, стартующими много раньше или позднее. В таких случаях они ориентируются на информацию тренера о времени прохождения отдельных отрезков дистанции.
Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения отрезков дистанций и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнине.
Сопоставляя личные ощущения с этими объективными показателями, лыжник овладевает умениями контролировать свою работоспособность.
Рост тактического мастерства неразрывно связан с уровнем развития физических и волевых качеств лыжника.
В ходе подготовки целесообразно вначале повысить функциональные возможности лыжника применительно к требованиям тактики, а затем попытаться осуществить задуманный план.
Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственном контакте (при общем старте), попытка оторваться от него за счет многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого старта.
Поэтому, прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему.
В ходе целенаправленной подготовки к основным соревнованиям сезона необходимо тщательно спланировать участие в соревнованиях различного масштаба с конкретными задачами на каждый старт.
Не следует ставить задачу обязательной победы на всех соревнованиях, особенно, если календарь перенасыщен различными стартами.
Нецелесообразно также постоянно встречаться со всеми своими основными соперниками. Обычно выделяют 3-4 старта (на отборочных соревнованиях), когда важно добиться победы или показать высокий результат. На остальных соревнованиях проверяют свою подготовку, различные варианты тактики. Общее количество стартов и особенно перед основными соревнованиями зависит от возраста и квалификации лыжника.
Естественно, с началом периода основных соревнований ставится задача - показать высокий результат или добиться победы на каждом из них.
Обязательным условием роста тактического мастерства является анализ прошедших соревнований. Нужно оценить эффективность применяемой тактики и сделать выводы на будущее [3].
При обучении юношей тактике лыжных гонок на первых годах подготовки должны быть решены следующие задачи:
Научить школьников правильному выбору способов передвижения в зависимости от внешних условий и индивидуальных данных.
Воспитать у учащихся чувство скорости.
Обучить школьников умению выбирать и поддерживать скорость передвижения в зависимости от длины дистанции, рельефа местности и уровня подготовленности.
Научить юных лыжников простейшим приемам борьбы на лыжне при непосредственной близости противника (с общего старта, при обгоне и на финише).
Все эти задачи решаются в ходе групповых и индивидуальных занятий, начиная с первого года обучения.
Постепенно задачи усложняются. Обучение тактике идет параллельно с освоением техники и ростом уровня подготовленности.
Предлагается техническая подготовка для УТГ групп первого, второго года обучения, из опыта работы:
Изучение общих основ и положений, характеризующих сущность спортивной тактики.
Ознакомление с основным и частным особенностями соревнований, принятыми в отдельных видах лыжного спорта (приемы судейства, положения о соревнованиях).
Освоение на тренировочных занятиях и контрольных соревнованиях отдельных тактических приемов.
Комплексное изучение и ознакомление с условиями соревнований (географическое и климатические особенности, основные конструктивные характеристики спортивных сооружений: лыжных трасс, оснащение лыжных трасс).
Изучение характерных особенностей основных спортивных соперников.
Разработка оперативных тактических действий индивидуально для каждого спортсмена на конкретный вид соревнований.
Моделирование необходимых условий в тренировке и в контрольных стартах для практического овладения тактическими построениями.
Детальный анализ участия в соревнованиях, изучение и обобщение положительного опыта по эффективному использованию технико-тактических приемов.
Теоретическая подготовка является составной частью всей системы подготовки лыжника и осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. Она проводится в виде специально организованных лекций, бесед и теоретических занятий. Кроме того, часть теоретических знаний может сообщаться лыжникам в ходе тренировочных занятий.
Необходимо также предусмотреть самостоятельное изучение специальной литературы по различным вопросам лыжного спорта и другим разделам теоретической подготовки.
Содержание теоретической подготовки значительно меняется в зависимости от подготовленности общего кругозора и возраста.
Необходимо предусмотреть изучение следующих тем и вопросов: отечественная система физического воспитания, патриотическое воспитание спортсменов, воспитание морально-волевых качеств, методика обучения и тренировки, техника и тактика избранного вида лыжного спорта, гигиена занятий физическими упражнениями и лыжным спортом, врачебный контроль и самоконтроль при занятиях лыжным спортом, режим спортсмена (режим дня, гигиена питания и сна, закаливание), самомассаж и массаж, предупреждение травматизма [8].
Особое значение придается изучению теории избранного вида лыжного спорта. Необходимо, чтобы лыжники хорошо знали правила соревнований, умели вести дневник тренировки и проводить анализ занятий и тренировочного процесса. Большое значение имеет изучение основ методики тренировки - планирование круглогодичной тренировки по циклам, этапам и периодам, перспективное планирование, а также методика развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости гибкости) применительно к избранному виду лыжного спорта.
Кроме этого, лыжники изучают основы техники способов передвижения на лыжах с позиций биомеханики, что позволяет научно обоснованно подходить к анализу техники и к методике ее изучения и совершенствования.
В юношеском возрасте из всего объема теории необходимо дать первые сведения по гигиене занятий и одежде лыжника, а также минимум знаний по технике, методике обучения и тренировке. Из года в год увеличиваются объем и глубина теоретических сведений, сообщаемых юным лыжникам.
В юношеском возрасте необходимо привить навыки самостоятельного ведения дневника тренировок, что очень важно в системе многолетней подготовки лыжника-гонщика.
Многолетние записи позволят провести качественный анализ всей подготовки и улучшить систему планирования и управления индивидуальной подготовкой спортсмена.
Тренер должен научить юношей подробно и систематически вести записи, включающие все субъективные и объективные данные: по переносимости нагрузок различного характера, самочувствию во время тренировок и при восстановлении, данные педагогического контроля (результаты тестов и контрольных упражнений) и врачебных осмотров, а также результаты всех соревнований.
Тренер должен регулярно проверять заполнение дневника тренировки.
Для получения теоретических знаний очень важно приучить школьников к самостоятельному изучению литературы. Необходимо регулярно рекомендовать доступную для их уровня понимания популярную и методическую литературу. Контроль за этим можно осуществлять в виде собеседования, контрольных вопросов и обсуждения в группе [6].
Заключение
В настоящей работе рассматривалась проблема подготовки лыжника-гонщика в едином педагогическом процессе.
Анализ литературы позволил сделать следующие выводы, что в ходе многолетней, систематической и целенаправленной подготовки лыжника-гонщика решаются самые разнообразные как общие, так и частные задачи.
Главными задачами являются:
воспитание высоких моральных и волевых качеств, обеспечение формирования демократического мировоззрения, воспитание патриотизма;
обеспечение высокого уровня здоровья и физического совершенства, гармоничное развитие всех основных физических качеств;
овладение техникой всех основных способов передвижения на лыжах;
изучение и овладение тактикой лыжных гонок, достижение высокого уровня развития специальных физических качеств применительно к лыжным гонкам;
изучение теории и методики лыжного спорта, приобретение знании в области теории, гигиены, самоконтроля и психологии спортивной деятельности.
Все эти важнейшие задачи распадаются на целый ряд частных задач.
Общие и частные задачи могут решаться параллельно и последовательно (как на отдельных занятиях, так и в ходе многолетней подготовки) в зависимости от возраста, уровня подготовленности, индивидуальных особенностей лыжников-гонщиков и ряда других факторов.
Например, частные задачи общей физической подготовки (ОФП) решаются на всех этапах годичного цикла и в многолетней подготовке параллельно с задачами специальной физической подготовки (СФП), хотя соотношение объема средств на оба вида меняется и в том и другом случае.
Вместе с тем на всех этапах подготовки той или иной задаче уделяется большее или меньшее внимание.
Так, у новичков большая часть времени обучения отводится на усвоение нового материала, а у квалифицированных лыжников основное внимание обращается на совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Подобным образом решаются и другие задачи.
Библиографический список
Антонова О.Н. Кузнецов В.С.- лыжная подготовка методика преподования учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М., 1999.
Бутин И.М. Лыжный спорт учеб. Пособие для учащихся пед. Уч – щ по спец. №1910 «Физ. культура». – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.: ил.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 191-202
Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. Под редакцией Железняк Ю.Д. – М., Издательский центр «Академия», Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 2002.
Квашук П.В., Сотскова И.Г., Левочкина О.Е., Ланшаков В.В., Программы общеобразовательных учреждений. Лыжные гонки Москва «просвещение» 1997
Курамшина Ю.Ф. Теория методика физического воспитания учебник Под ред. Проф. Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд, испр – М.:Советский спорт, 2004.
Масленников И.Б., Смирнов Г.А. Лыжные гонки. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт. 1999. С. 128-136
Раменская Т.Н. Юный лыжник /учебно-популярная книга о многолетней тренировке лыжников-гонщиков/ - М.:СпортАкадемПресс, 2004.
Холодов Ж.К. Кузнецов В.С.- теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.