kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основная методика по подготовке юных волейболистов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волейбол – один из самых распространённых и доступных видов спорта, являющийся отличным средством приобщения учащихся к систематическим занятиям физической культурой. Игра в волейбол  способствует развитию двигательного аппарата, помогает вырабатывать такие жизненно важные физические качества: как ловкость, выносливость, быстрота реакции, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную системы. Снимает умственную усталость, а так же благотворно влияет на основные свойства внимания (интенсивность, устойчивость, переключения), что имеет исключительное значение в школьном возрасте. В данном материалы представлены основная методика и упражнения для обучения начинающих волейболистов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основная методика по подготовке юных волейболистов»

Основная методика по подготовке юных волейболистов


Основная методика

Для обучения начинающих спортсменов элементам волейбола необходимо:

  • Организовать обучение, начиная с простейших упражнений для овладения основными приёмами игры.

  • Не допустить введение сложных игровых ситуаций без освоения подводящих упражнений.

  • Предотвращать ситуации вызывающие у игроков болезненные ощущения, подбирая доступные для них упражнения.

Простейшие упражнения для развития ловкости.

Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).

  1. Вращение мяча вокруг туловища, вокруг и между ног (восьмёрка).

  2. Дриблинг одной и двумя руками с продвижением различными способами (лицом, спиной, боком приставными и скрестными шагами, в приседе, в прыжке).

  3. Броски и ловля мяча одной и двумя руками (стоя, в приседе, в прыжке) на месте и после перемещения различными способами.

  4. Броски из-за спины и ловля за спиной одной и двумя руками.

Для игры в волейбол на начальном этапе достаточно трёх элементов – первых трёх элементов.

  1. Перемещение и повороты с мячом, зажатым между ног.

  2. Боковые перекаты, лёжа с мячом в вытянутых руках или зажатым между ног.

  3. Перекаты: бёдра - живот - грудь с прогнутой спиной в положении лёжа на животе (мяч в руках).

  4. Удержание наклона сидя с мячом в вытянутых руках.

  5. Броски партнёру одной и двумя руками снизу, сверху, от груди из различных положений (лицом к партнёру, спиной, боком) стоя, сидя, в
    прыжке, в приседе.

  6. Сочетание бросков и ловли мяча с перемещением по площадке одного или обоих игроков.

  7. Поймать мяч в прыжке и до приземления бросить партнёру.

  8. Бросить мяч партнёру с последующим падением вперёд в упор на руки.

  9. Передавать мяч партнёру с закручиванием:



Технический минимум начинающего волейболиста

Основными техническими приёмами игры в волейбол являются:

  1. Стойки и перемещения.

  2. Нижняя передача.

  3. Нижняя подача.

  4. Верхняя подача.

  5. Нападающий удар.

  6. Блокирование.

Для игры в волейбол на начальном этапе достаточно первых трёх элементов. После овладения верхней передачей мяча возможен переход к командной игре с розыгрышем в два и три касания. Освоение нападающего удара и блокирования позволяет использовать атакующие действия, что делает игу ещё более привлекательной.





Стойки и перемещения

Стойки - исходное положение игрока.

Техника выполнения: ноги расставлены на ширине плеч и согнуты в коленях. Одна нога может быть немного впереди другой, ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперёд. Чем ниже стойка, тем больше наклон туловища. Руки согнуты в локтях, кисти на уровне пояса.

Применение: при подготовке к приёму подачи, при приёме и передачах мяча, перед блокированием, при приёме нападающих ударов и страховке.

Перемещения – это действия игрока при выборе места на площадке.

В зависимости от характера технического приёма и игровой ситуации в волейболе используются различные способы перемещения: приставной шаг, двойной шаг, бег (рывок к мячу), прыжки.

Виды стоек:

  • Для перемещения на блоке или для блокирования.

  • Для перемещения при передаче на удар, или для верхней передачи

  • Для перемещения при приёме подачи, или для приёма подачи.

  • Для перемещения при приёме нападающего удара, или для приема нападающего удара

  • Стойка для разбега на удар

При всех видах стоек ноги согнуты в коленях ОЦТ вынесен вперёд. Ступни стоят, или на одном уровне, или одна впереди, что практически не влияет на стартовую скорость (кроме стойки с опорой на пятки). Руки в стойке для приёма нападающего удара должны быть вынесены вперёд на уровне пояса по причине высокой скорости полёта мяча при нападающем ударе и из-за различия скорости выноса рук для приёма (движение рук от колен к плечам - 0,44сек., а от плеч к коленям - 0,38сек.).



Типичные ошибки в стартовых стойках.

При подготовке к перемещению:

  1. Не согнуты ноги.

2. Одна нога стоит значительно впереди другой.

3. Стопы стоят узко.

4. Пятки прижаты к полу (нет нужного наклона).

5. Стопы стоят излишне широко.

6.Излишний наклон при старте.

7. Игрок готовится статично, или напряжённо, или суетливо.

Основные виды перемещений к мячу:

Вперёд: левая - правая (правая - левая) приставными шагами.

В сторону:

  • перемещения приставными шагами;

  • перемещение скрестными шагами.

Назад:

  • шагами назад;

  • скрестными шагами назад под углом 45°;

  • поворот на 180° и бегом.

Сложные перемещения в стороны и остановки (передачи на удар, приём подачи и нападающего удара, блок, удары по переходящим мячам):

  • перемещение в сторону и остановка приставным шагом (два и более шага);

  • перемещение сторону приставным и остановка скрестным шагом;

  • перемещение скрестным и остановка приставным шагом;

  • поворот, бег, остановка приставным шагом.



Когда игроки перемещаются в сторону на Зм и более, скрестный шаг является наиболее приемлемым.

Среднее время перемещения на Зм. в сторону под углом 45° (результат в женских командах мастеров): используя приставной шаг- 1,51 сек. используя скрестный шаг - 1,42 сек

Остановки.

Классификация остановок:

  • выпадом;

  • приставлением ноги (шагом);

  • скачком;

Требования к перемещениям и остановкам

  1. Определить точку встречи с мячом, перемещаться быстро.

  2. Поворачиваться в направлении предполагаемой передачи.

  3. Перед передачей желательно останавливаться.



Типичные ошибки при перемещениях и остановках:



  1. Низкая скорость перемещения.

  2. Неточный выход под мяч.

  3. Недостаточное количество шагов.

  4. Нет поворота в направлении передачи.

  5. Низкая частота бега.

  6. Нет остановки.

  7. Излишне широкие шаги при старте.



Подводящие упражнения к перемещениям.

1 Бег:

  • лицом вперёд;

  • спиной вперёд;

  • приставными шагами в сторону;

  • скрестным шагом в сторону.

2.Бег с высоким подниманием бедра или с захлёстом голени.

3.Прыжки с продвижением вперёд:

  • отталкиваясь ногами одновременно;

  • отталкиваясь ногами поочерёдно;

  • Многократное выполнение нижней передачи: над собой, со стеной.

  • С точного наброса тренера вернуть мяч нижней передачей.

  • С неточного наброса выполнить нижнюю передачу.




Верхняя передача



Классифицируется:

а) по способу передачи:

• двумя руками;

• одной рукой;

б) по высоте обработки:

• стоя;

• в прыжке;

• в приседе;

в) по направлению передачи:

• над собой;

• вперёд;

• назад за голову (за спину);

• боком;

г) по положению

относительно сетки:

передачи на удар от сетки;

• передачи на удар из глубины площадки.

Требования к верхней передаче:

1.Перед передачей ступни на одном уровне или одна впереди на 0,5 - 1 ступни, расстояние.между стоп не более ширины плеч.

2.Перед передачей руки, согнутые в локтях, по кратчайшему пути выносятся вверх. Кисти чуть выше головы. Локти на уровне плеч, или

чуть выше. Расстояние между локтями определяется свободным положением мышц плечевого пояса (для контроля расслабленную руку игрока

взять за запястье и поднять до исходного положения) или больше и указательные пальцы образуют треугольник.

3.Во всех фазах передачи ладони развёрнуты внутрь, кисти и пальцы образуют сферу чуть большую, чем размер мяча; обхватывают мяч и

гасят его скорость, исключая его срыв и провал.

4.Руки, выпрямляясь в локтевых суставах, выталкивают мяч. Кисти и пальцы сопровождают его, придавая необходимое направление. Вектор вылета мяча должен совпадать с вектором, соединяющим плечевой и лучезапястный суставы.

5.В завершающей фазе движение рук, пальцев и кистей продолжается по инерции, затем оно мягко угасает. Руки, кисти и пальцы, располагаясь симметрично, показывают направление вылета мяча

Возможные ошибки.

Подготовительная фаза:

  1. Стопы стоят очень широко.

  2. Ноги не согнуты в коленях.

  3. Ближняя нога к сетке впереди.

  4. Корпус отклонён.

  5. Голова запрокинута.

  6. Локти развёрнуты излишне широко.

  7. Руки опущены.

  8. Большие пальцы не отведены.

  9. Руки выносятся по широкой амплитуде.

Рабочая фаза:

1.При передаче нет опоры.

2.Позднее начало работы ног.

3.Корпус отклонён назад.

4.Руки встречают мяч высоко над

головой.

5.Руки встречают мяч низко.

6.Руки излишне разведены.

7.Кисти заброшены назад.

8.Большие пальцы впереди.

9.Указательные пальцы разведены.

10.Пальцы выпрямлены

полностью.

11. Пальцы излишнетсогнуты

12. Мяч задержан

13. «Втыкание» в мяч

Завершающая фаза:

1. Руки недостаточно сопровождают мяч.

2. Руки отдёргиваются назад.

3. Руки разведены.

4. Кисти разведены.

5. Кисти заброшены назад.

6. Кисти излишне закрыты.

7. Одна рука (кисть) выше.

8. Пальцы излишне согнуты.

Подводящие упражнения к верхней передаче:

  • обхватить мяч (имитация положения кистей на мяче),

  • поднять мяч с пола, сохраняя положение кистей на мяче,

  • низкий дриблинг мяча в пол (15 - 20см) двумя руками на месте,

  • верхняя передача в пол без зрительного контроля на месте.

  • верхняя передача в пол с перемещением: вперёд - назад, боком - вправо - влево приставным и скрестным шагом.

  • верхняя передача над собой на минимальную высоту (10 -15см).

  • верхняя передача над собой без зрительного контроля.

  • верхняя передача в пол с перемещением различными

способам и без зрительного контроля.

  • верхняя передача со стеной на близком расстоянии (5 - 20см):

  • перемещаясь вдоль стены;

  • опускаясь в присед и вставая;

  • без зрительного контакта.

  • Верхняя передача над собой низко:

  • сидя, лёжа (чередование);

  • сидя, лёжа без зрительного контроля;

  • подбросить мяч, поймать в положении верхней передачи:

  • после одного отскока от пола;

  • без отскока;

  • после перемещения.

  • Подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу;

  • на среднюю высоту (1 - Зм) и поймать мяч;

  • на максимальную высоту;

  • на максимальную дальность;

  • после перемещения;

  • верхняя передача с точного наброса тренера (партнёра);

  • бросить мяч в стену, выполнить верхнюю передачу:

  • над собой;

  • в стену;

  • верхняя передача над собой серией 2-10 раз;

  • верхняя передача со стеной серией 2-15 раз;

  • верхняя передача с неточного наброса тренера (партнёра);

  • верхняя передача над собой с перемещениями различными

  • способами;

  • верхняя передача в паре от игрока к игроку;

  • верхняя передача в паре от игрока к игроку с набивным мячом;

  • в приседе.

  • 4. Ходьба и прыжки в приседе и полуприседе.

  • 5. Бег с заданиями, выполняемыми по звуковым или
    зрительным сигналам:

  • с изменением направления, способом перемещения, или

  • ускорениями;

  • с остановками различными способами.

  1. Старты из различных исходных положений и стоек.

  2. Челночный бег:

  • одним способом (лицом или спиной вперёд, или приставными шагами и т.д.);

  • различными способами (сочетание).

  • 8. Упражнения для развития специальной ловкости.

  • Передачи классифицируются:

  • а) по способу передачи:

  • двумя руками;

  • одной рукой;

  • б) по высоте обработки:

  • стоя;

  • в приседе;

  • в) по направлению передачи:

  • над собой;

  • за спину; боком;

  • г) по положению относительно сетки:

  • лицом к сетке

  • боком к сетке

  • спиной к сетке

  • Нижняя передача

  • Требования к технике нижней передачи:

  1. Ступни параллельно или одна впереди на 0,5 - 1 ступни; расстояние между ними не менее ширины плеч.

  2. Ноги согнуты в коленях, начинают выпрямляться раньше рук.

  3. Перед передачей руки (предплечья и кисти) на уровне пояса, локти впереди туловища.

  4. Кисти сложены в «замок» и опущены.

  5. Руки выпрямлены в локтях и плотно сложены.

  • Мяч принимается на предплечья, чуть выше лучезапястных суставов. Положение рук позволяет игроку зрительно контролировать мяч в момент приёма.

  1. При приёме мяча, летящего в стороне от игрока, ближнее к мячу плечо поднимается до того, как руки складываются.

  2. После приёма руки остаются в положении приёма, или незначительно сопровождают мяч.

  • Возможные ошибки.

  • Подготовительная фаза:

  1. Ноги выпрямлены в коленях;

  2. Ноги излишне согнуты;

  3. Ступни стоят узко;

  4. Ступни стоят излишне широко;

  5. Ступни не развёрнуты в направлении передач;

  6. Одна нога стоит значительно впереди другой;

  7. Пятки прижаты;

  8. Нет наклона;

  9. Большой наклон;

  1. Руки опущены;

  2. Руки складываются рано;

  1. Разворот туловища без необходимости;

  2. При приёме мяча в стороне не поднято плечо.

  3. Рабочая фаза:

  1. Плечи подняты;

  2. Недостаточно натянуты руки;

  3. Руки не плотно сложены;

  4. Руки расположены близко к туловищу;

  5. Кисти подняты;

  • 6. Кисти излишне опущены.

  • Завершающая фаза:

  1. После приёма руки высоко;

  2. Руки отдёргиваются;

  3. После приёма нет контакта с опорой.

  • Подводящие упражнения к нижней передаче:

  • Сочетание положения обеих рук и основной стойки: тренер или партнёр давит на мяч, лежащий на предплечьях.

  • Подобрать мяч после отскока от пола, подставить под мяч сложенные руки, направляя его в стену вверх - вперёд, от стены поймать мяч.

  • Подставить руки под подброшенный мяч, после отскока от рук поймать.

  • Бросить мяч в стену, подставить руки под мяч, направляя его в стену, затем поймать.

  • Бросить мяч вперёд - вверх, догнать, выполнить нижнюю передачу над собой, поймать мяч.

  • подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову;

  • стоя спиной к стене, подбросить мяч, выполнить верхнюю передачу за голову в стену, повернуться и поймать мяч. Примечание: упражнения №№1 -4,6-7,15-18, 21 можно выполнить сидя (облегчённые условия) или в приседе (усложнённый вариант)

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Эффективность технических действий в волейболе является фактором, определяющим результат игры. По этой причине основное внимание педагога (тренера) при обучении волейболу должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся.

  • В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является педагог (тренер) или квалифицированный спортсмен. Для воспроизведения модели игроку важно иметь точное представление - образ движения. На данной стадии обучения педагогу (тренеру) необходимо сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения.

  • Для эффективного обучения необходимо понимание физических законов и принципов биомеханики, основ управления движением тела. Такой подход позволяет тренеру решать, что правильно и важно, а что нет.

  • Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок, неизбежно возникающих в процессе обучения и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции. На стадии освоения движений, требования задач постепенно приближаются к реальным условиям выполнения движений. Тренер постепенно повышает требования к занимающимся, поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования предыдущих более простых упражнений. Подбор упражнений и их последовательность должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть, как в двигательном плане, так и в плане восприятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Основная методика по подготовке юных волейболистов

Автор: Шестаков Александр Авенерович

Дата: 12.04.2022

Номер свидетельства: 604595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства