kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для обучающихся 5 – 7 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности   предназначена для обучающихся 5-7 классов (1 года обучения), желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.

Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность.      Программа соответствует Федеральным государственным Стандартам, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях избранным видом спорта,  основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта вольная борьба.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для обучающихся 5 – 7 классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ергенинская средняя общеобразовательная школа

имени Лиджи Очировича Инджиева»

Кетченеровский район

Республика Калмыкия










Общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

для обучающихся 5 – 7 классов

на 2015/2016 учебный год







Исполнитель: учитель физической

культуры

Овкаджиев Д. С.
















п. Ергенинский – 2015 год





























Содержание





I

Пояснительная записка…………………………………………..

3

II

Общая характеристика курса………………..…………………..

6

III

Описание места курса в учебном плане………………………...

6

IV

Основные средства тренировки…………………………………

18

V

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса……………………………………………………

19

VI

Список литературы для педагогов

20

VII

Список литературы для детей и родителей

20

VIII

Приложение


21



























  1. Пояснительная записка

Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности предназначена для обучающихся 5-7 классов (1 года обучения), желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.

Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Программа разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим этапам»; Приказа Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»; Приказа Минспорта России от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта».

Программа соответствует Федеральным государственным Стандартам, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при занятиях избранным видом спорта, основана на принципах спортивной подготовки спортсменов, результатах научных исследований, передовой спортивной практике. Программа предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, тактической, психологической и теоретической подготовки, подготовки в избранном виде спорта, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля). Программа учитывает все особенности подготовки обучающихся по избранному виду спорта вольная борьба.

Дополнительная предпрофессиональная программа по вольной борьбе рассчитана на группы начальной подготовки первого, второго года обучения (НП-1, НП-2). Перевод обучающихся в группу следующего года обучения проводится на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов, итогов промежуточной аттестации, спортивных достижений, а также заключения врача. По завершении программы проводится итоговая аттестация занимающихся.

В программе представлены такие предметные области, как учебный план, календарный учебный график, теория и методика физической культуры и спорта, общая и специальная физическая подготовка, избранный вид спорта, другие виды спорта и подвижные игры, технико-тактическая и психологическая подготовка, контрольные требования по годам обучения.

В соответствии с СанПиН 2.4.4.1251-03 (Приложение №2), минимальный возраст зачисления детей в спортивную школу по виду спорта вольная борьба – 10 лет.


Цель курса: раскрытие физического, спортивного, волевого потенциала личности обучающихся, обеспечение содержательного нравственно-здорового досуга.

- формирование и развитие творческих и спортивных особенностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

На этапе начальной подготовки ставится задача привлечения детей к занятиям избранным видом спорта вольная борьба и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям; укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков; продолжение и укрепление базовой подготовки, повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности; овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства; выявление задатков и способностей детей; приобретение опыта участия в соревнованиях; начальная спортивная специализация; укрепление здоровья; выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы; формирование положительной мотивации на занятия спортом, формирование установки на здоровый образ жизни; усвоение теоретических сведений в соответствии с требованиями программы; привитие навыка гигиены и самоконтроля; профилактика вредных привычек.


Задачи:

Обучающие:

• Обучение основам вольной борьбы;

• Подготовка квалифицированных спортсменов;

• Обучение теории техники, тактики, стратегии ведения поединка.

Воспитательные:

• Воспитание отношения к единоборствам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и физическую направленность;

• Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

• Выработка умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

• Развитие стремления к самостоятельности;

• Развитие физических способностей: силы, быстроты, ловкости выносливости и умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Курс будет реализован в 2015/2016 учебном году.

По окончании курса обучающиеся будут знать основы теории и практики вольной борьбы, уметь производить расчеты на несколько ходов вперед, моделировать комбинации схваток, овладеют элементарными навыками техники и тактики борьбы.

При реализации программы используется безотметочная система оценки знаний, индивидуальные результаты обучающихся фиксируются по результатам выступления на соревнованиях и контрольно переводным тестам.


  1. Общая характеристика курса


Начальный этап обучения детей вольной борьбе должен основываться на следующих положениях:

Учебный план тренировочных занятий составлен с учётом производственного календаря, а также с учётом выходных и праздничных дней, которые составляют 2 недели в году.

Тренировочные занятия в отделениях по видам спорта могут проводиться в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

В процессе реализации Программ по спортивным единоборствам необходимо предусмотреть следующее соотношение объёмов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:

- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);

- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;

- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;

- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;

- другие виды спорта и подвижные игры в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;

- технико-тактическая и психологическая подготовка в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;

- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;

- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;

- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями.


Вольная борьба – вид единоборств без применения ударной техники. Главная цель в борьбе – повалить соперника на землю, положить его на лопатки или обездвижить. В борьбе разрешены захваты рук, ног, шеи, туловища, подсечки. Болевые и удушающие приемы запрещены. В партере борцы могут переворачивать друг друга на спину при помощи захватов руками и ногами.

Схватка начинается в стойке. Для чистой победы один из спортсменов должен повалить соперника на спину и установить над ним полный контроль. За каждый совершенный прием борцу начисляются очки. Поединок состоит из трех раундов по 2 минуты. В принципе, бой может закончиться досрочно, если кому-то удастся добиться чистой победы. При ничейном счете, назначается дополнительный одноминутный раунд, при необходимости время может быть увеличено на 30 секунд.


В процессе реализации программы курса следует опираться на

- методические принципы:

* развивающей деятельности: борьба не ради борьбы, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

* активной включенности каждого ребенка в соревновательное действие, а не пассивное созерцание со стороны;

* доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

- дидактические принципы:

* психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

* минимакса – обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

* целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

* вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

* творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа «Вольная борьба» ориентирована на реализацию спортивно-оздоровительного, соревновательного и общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Программа одногодичного курса для обучающихся 5- 7 классов составлена из расчета 144 учебных часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Длительность занятия составляет 2часа.

В учебное объединение принимаются все желающие заниматься вольной борьбой. Группа формируется до 15 человек.


  1. ОсНОВНЫЕ СРЕДСТВА ТРЕНИРОВКИ


Строевые упражнения. Общие понятия о строе, строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении: построение, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменения скорости движения.

Общеподготовительные координационные и развивающие упражнения.

Выполняются в условиях различной опоры и в разных плоскостях.

Ходьба обычная, спиной вперёд, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная, на лыжах разными способами.

Бег на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние и длинные дистанции, по пересечённой местности, с преодолением различных препятствий, по песку, по воде, вперёд, назад, боком, с подниманием ноги, касаясь пятками ягодиц, поворотами, ускорениями.

Прыжки в длину и высоту, с места и с разбега, на одной и двух ногах, вперёд, назад, боком, с вращениями, простые и опорные через козла, Коня, на батуте, в воду с тумбы, с трамплина.

Переползания на скамейке вперёд, назад, на животе вперёд, назад, в стороны, боком, на руках в положении лёжа на спине, ногами вперёд, назад, лёжа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.

Уапражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперёд и вверх, вращение вперед и внутрь; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища.


Комплексы утренней гигиенической гимнастики.

Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, резиновым армотизатором, гирями, штангой, и другими отягощениями.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажёрах: на гимнастической стенке, канате, перекладине, кольцах, брусьях, шесте, гимнастической скамейке.

Акробатические упражнения: кувырки вперёд и назад, кувырок назад с выходом в стойку на руках, кувырок-полёт в длину, в высоту, через препятствие ( манекен, стул и т.п.), кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди: кувырок через левое (правое) плечо; кувырок скрестив голени; кувырок из стойки на голове и руках, из стойки на руках; перевороты вперёд, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине; сальто вперед с разбега.

Метания теннисного мяча, гранаты, набивного мяча вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Плаванье на различные дистанции разными способами.

Гребля на народных лодках.

Передвижения на велосипеде по пересеченной местности, по незнакомым лесным тропам и т.д.

Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, регби, гандбол.

Подвижные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков, переползаний, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

Специально подготовительные координационные и развивающие упражнения. Страховка и самоконтроль при падениях: падение вперёд с коленей, из стойки, с прыжка, падение назад с поворотом и приземлением на грудь, падение с прыжка, падения на спину и на блок из положения сидя, из полного приседа, из стойки, из стойки на одной ноге, с прыжка, падение через палку на бок, стоя к ней спиной, лицом; падение на спину кувырком в воздухе (полусальто), падение на бок кувырком вперед, держась за одноименную руку партнера, падение вперед и назад через партнера, стоящего на четвереньках, падение на бок с поворотом в воздухе на 270 из упора лежа.

Упражнения на мосту: в упоре головой в ковер движения вперед-назад, в стороны, кругообразные движения, вставание на мост из положения лежа на спине, кувырком вперед, из стойки с помощью и без помощи партнера, движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы, забегание на мосту с помощью и без помощи партнера, перевороты на мосту, движения на мосту с сидящим на груди партнером, с гирей в руках, вставание с моста без партнера и с партнером, проводящим удержание.

Имитационные упражнения с включением элементов приемов и защит без партнера, с манекеном, с партером, подсечки по набивному и теннисному мячу (неподвижному, падающему, отскакивающему от земли ), на тренажёре «Резиновый самбист», с резиновым амортизатором.

Упражнения с манекеном: поднимание , переноска на руках, на плече, на голове, на спине, на бедре, на стопе и т.п., повороты, перетаскивание через себя из положения лежа на стене, перекаты в сторону, в захвате туловища с рукой, приседания, наклоны, бег, броски толчком рук вперед, назад (через голову), в сторону.

Парные упражнения: кувырки вперед и назад, перевороты назад, приседания, вращения, прыжки, наклоны, ходьба и бег с партнером, сидящим на плечах, в захвате на «мельницу», лежащим на руках впереди, на одной ноге, с захватом ног, сидящим на спине; Поднимание партнера из разных исходных положений захватом ног спереди, захватом на «мельницу», обхватом туловища, обхватом туловища сзади, захватом сзади под коленки, под плечи, обратным захватом ног и др., отрыв партнера от ковра в захвате на «крест», переползание с партнером, сидящим на спине, лежащим на спине поперек и продольно.



Подвижные игры с элементами единоборств. Игры в касание, направленные на формирование умение маневрировать, сохранять различные позы и дистанции. Игры на формирование умений осуществлять блокирующие(взаимоисключающие) захваты и освобождаться от них. Игры на формирование умений осуществлять обоюдные одноименные захваты и освобождаться от них. Игры с блокировкой захватов партнера с посредством уходов. Игры на формирование умений теснить, выталкивать партнера и ,противостоять теснению при взаимных одноименных захватах, при блокирующих захватах. Игры с отрывом партнера от ковра и противодействие этому при взаимных одноименных захватах.

Игры на формирование умений быстро находить и осуществлять дебютные атакующие решения из неудобных исходных положений (лежа на спине, на животе, ногами друг к другу и т.п.)

Упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед –поднимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны-свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны-встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти, махи свободно висящими руками при поворотах туловища.

Исходное положения: в начале и конце тренировки, соревновательной схватки, формы приветствия в стойке, стоя на коленях.

Стойки: левосторонняя, правосторонняя, фронтальная, высокая, средняя, низкая, атакующая, защитная.

Дистанции: ближняя, дальняя, средняя, вне захвата.

Передвижения: вперед, назад, влево, вправо, шагами, с подставлением ноги.

Повороты: налево-вперед, направо-назад, направо-кругом (с поворотом на 180 градусов)

Подготовка к броскам: выведением из равновесия назад, влево-назад, влево- в сторону, вправо-назад.

Положения борьбы лежа: стойка на одном колене, на четвереньках; высед, лежа на животе, лежа на спине.

Перемещения в борьбе лежа: в стойке на одном колене; выседы вправо, влево в упоре лежа, подтягивание лежа на животе; в упоре лежа отжимание волной: повороты на боку вокруг вертикальной оси, лежа на спине вращение ноги(ног) в коленном суставе, движения на мосту, лежа на спине перевороты сгибанием ног в тазобедренном суставе.


Взаиморасположения борцов при проведения приемов в стойке: атакующий в высокой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в средней стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в низкой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках.

Взаиморасположения борцов при проведении приемов в партере: атакуемый на животе-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый на спине-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый на четвереньках-атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом.



Организационно-методические указания по проведению занятий и воспитательной работы.

В процессе совершенствования техники и тактики борьбы в стойке и в партере необходимо последовательно решать следующие задачи:

Разучивание приема на месте на несопротивляющемся партнере; разучивание в движении без сопротивления; отработка приема на месте с сопротивлением партнера после начала приема(партнер дает взять захват, не меняет исходное положение); отработка в движении с сопротивлением партнера после начала приема; отработка в учебной схватке с регулированием сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с ограничением сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с проведением соперником контрприемов; отработка в тренировочной схватке с партнером меньшего веса, меньшей квалификации, более слабым; отработка в тренировочной и соревновательной схватках с равным соперником; отработка в тренировочной схватке с соперником большего веса, высшей квалификации, более сильным.

Большое значение для физического совершенства и повышения мастерства юных борцов имеют самостоятельные занятия, включающие в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, беговую тренировку, плавание, езду на велосипеде, спортивные игры; футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, подвижные игры на свежем воздухе.

Занятия любым видом спорта, а борьбой в особенности, требуют обеспечения систематического врачебного и педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся, ростом их физической и специальной

подготовленности, эффективностью учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

В процессе занятий юные борцы наряду с двигательными навыками должны приобретать теоретические знания, формировать характер, организационные, инструкторские и судейские навыки, необходимые для работы в кружке, в школе, для судейства соревнований по ОФП и борьбе.

У юных спортсменов необходимо воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность и организованность, уважение к товарищам и к окружающим. Особое внимание следует обратить на воспитание активной жизненной позиции, принципиальности, требовательности.

Необходимыми условиями для успеха воспитательной работы являются: своевременное начало занятий, четкая организация, систематический контроль, требовательное отношение к пропуску занятий, нарушениям дисциплины и выполнению правил поведения и внутреннего распорядка.

Важными воспитывающими факторами являются: личный пример тренера, история борьбы, биографии выдающихся тренеров и спортсменов, достижения борцов нашей страны на международной арене.



  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


По окончанию курса внеурочной деятельности обучающиеся должны получить результаты

Личностные результаты:

• развитие любознательности и сообразительности;

• развитие целеустремленности, внимательности;

• развитие наглядно-образного мышления и логики;

• повышение мотивации к изучению единоборств;

• способность к самооценке на основе критерия успешности;

• знание и применение основных моральных норм поведения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми.


Метапредметные результаты:

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;

• освоение начальных форм рефлексии;

• формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

• формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника;

• способность к самооценке на основе критерия успешности;


Предметные результаты:


Задачи, которые необходимо решать, для того чтобы процесс начальной подготовки юных борцов был эффективным:

  1. Сохранить и приумножить любовь детей к спорту, с которой они пришли в борцовскую школу. Убедить их в том, что занятия единоборствами могут развивать все необходимые для будущей жизни качества и способности человека.

  2. Сделать детей патриотами вольной борьбы, клуба или борцовской школы.

  3. Сформировать у детей уважительное отношение к руководству школы, тренерам. Показать им, как много делает руководство школы чтобы дети могли тренироваться и бороться в самых хороших условиях.

  4. Систематически вести воспитательную работу, следить, чтобы борцы учились хорошо в общеобразовательных школах.

  5. Наладить сотрудничество с родителями, для активного привлечения детей занятиям единоборствами..

  6. Научить детей основам техники и тактики борьбы, особенно применение техники своевременно и в нужный момент.

  7. Работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и особенно таких важных для борьбы качеств, как координация, быстрота, сила, выносливость, мужество, мышление и быстрота передвижений.

  8. Обучить детей пониманию того, что борьба – это индивидуальный вид спорта, и поэтому он должен надеяться только на себя, научиться подчинять свои интересы и действиям команды в целом, сохранив при этом любые проявления индивидуальности.

  9. Обучить детей пониманию того, что успех в борьбе невозможен без систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все упражнения. Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей основам техники борьбы, и, во-вторых, добиваться хороших результатов в соревнованиях, проводимых на всех уровнях за счёт умений точно и в нужное время применять приёмы, а не только физической готовности борцов.








  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Примерный тематический план занятий группы первого года обучения

10-12лет.

п/п

Тема

Кол-во часов

аудиторных

внеаудиторных

1.

Теоретическая подготовка

14


2.

Общая физическая подготовка


42

3.

Специальная физическая подготовка


20

4.

Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы


60

5.

Переводные испытания, контрольные нормативы, сдача норм ГТО


8

6.

Участие в соревнованиях


Согласно календарному плану.


ИТОГО:

14

130

144






Контрольные нормативы по специальной физической подготовке

п/п


Упражнения

Возраст(лет)

11

12

13

14

15

«хор.-удовл.»

«хор.-удовл.»

«хор.-удовл.»

«хор.-удовл.»

«хор.-удовл.»

1

2

3

4

5

6

7

1.

Бег на 30 м (с)

5,8-6,0

5,6-5,8

5,2-5,6

4,8-5,2

4,2-4,6

2.

Бег на 60 м (с)

9,2-9,4

8,8-9,0

8,6-8,8

8,4-8,6

8,2-8,4

3.

Бег на 400 м (мин, с)

1,20-1,15

1,10-1,15

1,05-1,10

1,0-1,05

0,55-1,0

4.

Бег на 800 м (мин, с)

2,55-3,0

2,50-2,55

2,40-2,50

2,30-2,40

5.

Прыжок в длину с места (см)

150-140

170-150

180-170

195-180

220-200

6.

Приседание с партнером собственного веса (количество раз)

5-4

7-5

10-7

13-10

15-20

7.

Броски набивного мяча (3 кг) из-за головы вперед (м)

4,5-4,0

5,5-5,0

7,0-6,0

10,0-8,0

12,0-10,0

8.

Броски набивного мяча (3 кг) назад (м)

5,0-4,5

7,0-5,0

9,0-7,0

12,0-9,0

15,0-12,0

9.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз)

19-9

15-10

20-15

30-20

42-35

10.

То же, за 20 с (количество раз)

17-5

12-8

15-12

21-17

27-22

11.

Подтягивание на перекладине (количество раз)

6-4

7-5

8-6

13-10

16-12

12.

То же, за 20 с (количество раз)

4-3

5-4

6-5

8-6

10-7

13.

Сгибание туловища из положения лежа на спине (количество раз)

16-14

20-16

25-20

30-24

38-27

14.

То же, за 20 с (количество раз)

13-8

14-9

15-11

17-13

20-16

15.

Бег «змейкой» 3х10 м (с)

7,9-8,2

7,8-8,2

7,7-8,2

7,5-8,0

7,3-7,8

16.

10 кувырков вперед (с)

18,0-20,0

17,2-19,0

16,6-18,0

16,0-17,8

15,5-17,5












Содержание программы


1-й год обучения

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ

Физические упражнения как одно из эффективных средств физического совершенствования человека. Формы и организация занятий по физической культуре и спорту.

Тема 2. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В РОССИИ

Борьба – старейший самобытный вид физических упражнений. Широкое отображение ее в исторических летописях и памятниках народного эпоса. Виды и характер самобытной борьбы у различных народов нашей республики.

Тема 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ НА СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ

ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние систематических занятий физической культурой и спортом на укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, формирование правильной осанки и гармонического телосложения, повышение умственной и физической работоспособности.

Тема 4. ГИГИЕНА, ЗАКАЛИВАНИЕ, ПИТАНИЕ И РЕЖИМ БОРЦА

Общее понятие о гигиене физической культуры и спорта. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом, избавление от вредных привычек. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Основные элементы режима для их выполнения. Примерная схема режима дня юного борца.

Тема 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА

ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ БОРЬБОЙ

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещенные действия в борьбе. Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений борца. Страховка и помощь. Правила поведения на занятиях и соревнованиях по борьбе и другим видам спорта.

Тема 6. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ, СПОРТИВНЫЙ

МАССАЖ

Самоконтроль в процессе спортом. Дневник самоконтроля. Простейшие способы самоконтроля за показателями физического развития борца.

Тема 7. МОРАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА

Спортивный характер и его роль в достижении победы над собой и соперником. Умение терпеть как основное проявление воли. Правила поведения в спортивном коллективе.

Тема 8. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА

Понятия об основных физических качествах человека: силе, выносливости, быстроте, гибкости и ловкости. Роль физических качеств в подготовке борца. 2-й год обучения

Тема 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РОССИИ

Место и роль физической культуры и спорта в жизни общества. Основные формы физической культуры и спорта: физическое воспитание и физическая подготовка к конкретной деятельности; оздоровительно-восстановительная физическая культура; физическая культура и спорт как форма досуга; спортивная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в выбранном виде спорта.

Тема 2. СПОРТИВНАЯ БОРЬБА В РОССИИ

Зарождение спортивной борьбы в России. Виды спортивной борьбы. Профессиональная борьба и ее лучшие представители.

Тема 3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ НА СТРОЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА

Определение понятия «физическое развитие». Основные показатели физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки, плеча, бедра, голени; кистевая и становая динамометрия; жизненная емкость легких; осанка, состояние костного скелета, мускулатуры, кожи; жироотложения, пропорции тела и др. Влияние занятий борьбой на физическое развитие подростка.

Тема 4. ГИГИЕНА ЗАКАЛИВАНИЯ, ПИТАНИЕ И РЕЖИМ БОРЦА

Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Правила выполнения утренней зарядки, физкультурной паузы, физкультминутки. Гигиенические основы закаливания. Основные правила и средства закаливания. Методика применения основных закаливающих процедур.

Тема 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА

ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ

Общие сведения о травмах и причинах травматизма в борьбе. Причины возникновения спортивных травм на занятиях по борьбе: недостаточная физическая и техническая подготовленность борцов; неудовлетворительное состояние ковра, матов, мест занятий, неправильная раскладка матов, отсутствие или неправильное расположение обкладных матов при расположении ковра вблизи стен, радиаторов отопления, мебели; неряшливость в одежде или отсутствие специальной формы и обуви; тренировка в болезненном состоянии; несоблюдение борцом личной гигиены (длинные ногти, волосы) и др.

Тема 6. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ, САМОКОНТРОЛЬ, СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ

Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Способы оценки физического состояния на основе измерения пульса. Оценка настроения, сна, аппетита, переносимости физических нагрузок, самочувствия.

Значение врачебного контроля при занятиях спортом.

Тема 7. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ

Понятие о спортивной тактике. Роль тактики в спортивной борьбе. Элементы тактики: маневрирование, смена захватов и направлений передвижения, выведение из равновесия, комбинации технических действий. Простейшие тактические подготовки к проведению приемов.

Тема 8. МОРАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА

Понятие о волевых качествах спортсмена. Общая характеристика волевых качеств борца: целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативности и самостоятельности, настойчивости и упорства. Преодоление трудностей как основной метод воспитания волевых качеств.

Тема 9. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦА

Понятие о всестороннем и гармоническом развитии борца. Общая характеристика способов измерения основных физических качеств борца: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Понятие об общей и специальной физической подготовке. Нормативы по общей физической подготовке для борцов 10-12-ти лет.

Тема 10. ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ. ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования по борьбе, их цели и задачи. Виды соревнований, характер и способы проведения: личные, лично-командные, командные. Участники соревнований. Возрастные группы. Весовые категории. Допуск участников к соревнованиям. Костюм участника. Взвешивание и жеребьевка участников. Обязанности и права участников соревнований. Поведение борцов в начале и конце схватки. Действия борца в ходе схватки и их оценка. Пассивные и активные действия. Запрещенные приемы и неправильная борьба. Результаты схваток и оценка их классификационными очками.

Тема 11. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ БОРЬБОЙ

Оборудование залов для занятий борьбой. Ковер для борьбы, его размеры и эксплуатация. Уход за ковром и покрышкой. Переносной ковер для борьбы. Размещение переносного ковра в зале и подготовка его к занятиям: натягивание покрышки, обкладка матами, коврами, дорожками, разметка.






4.7. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


Главные направления воспитательного процесса:

• государственно-патриотическое (формирует патриотизм, верность Отечеству);

• нравственное (вырабатывает чувство долга, честь, совесть, уважение, доброту);

• профессиональные качества (волевые, физические);

• социально-патриотическое (воспитывает коллективизм, уважение к спортсменам других национальностей);

• социально-правовое (воспитывает законопослушность);

• социально-психологическое (формирует положительный морально-психологический климат в спортивном коллективе).

Основные задачи воспитания:

• мировоззренческая подготовка (понимание целей и задач подготовки к ответственным соревнованиям, ценностного отношения к таким понятиям, как Отечество, честь, совесть);

• приобщение спортсменов к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, российского спорта, своего вида спорта, формирование потребности в их приумножении;

• преданность идеалам Отечества (развитие таких качеств личности у спортсменов, как умение самоотверженно вести спортивную борьбу в любых условиях за выполнение поставленной задачи в конкретном соревновании);

• развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры межличностных отношений, уважения к товарищам по команде независимо от их национальности и вероисповедания;

• формирование убежденности в необходимости спортивной дисциплины, выполнения требований тренера;

• развитие потребности в здоровом образе жизни, готовности и способности переносить большие физические и психические нагрузки. Социально-психологические особенности спортсменов и тренеров Отличительной чертой спортивного коллектива является относительно большая длительность и непрерывность общения и взаимодействия между собой спортсменов. Это создает тренеру благоприятные возможности для целенаправленного воздействия на морально-психологический климат спортивной группы, способствующий высокому уровню сплоченности и

работоспособности спортсменов на различных этапах подготовки к соревнованиям. Положительная морально-психологическая атмосфера в спортивной группе зависит от социально-психологических особенностей спортсменов и тренеров, отражающихся в их духовном облике.

Эти особенности характеризуются следующими чертами:

• преданность идеалам Отечества, основывающаяся на осознанном понимании целей и задач развития общества, на единстве личных и общественных интересов;

• высокое чувство общественного долга, лежащее в основе культурно-нравственного поведения и всех видов деятельности спортсменов и тренеров;

• мировоззрение как сердцевина духовного облика человека; оно цементирует все качества личности, способствует конкретности его действий;

• постоянное стремление к повышению общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков к творчеству;

• высокое чувство долга перед товарищами по команде, перед Родиной, уважение личного достоинства каждого спортсмена, готовность прийти к нему на помощь, непримиримость к несправедливости, забота о соблюдении общественного порядка, тактичность, общительность. Положительной морально-психологической обстановке в спортивной группе содействуют традиции и ритуалы, которые помогают развитию моральной выносливости спортсмена [Сысоев Ю.В., 2001].

Моральная выносливость - способность спортсмена длительное время выдерживать общее духовное напряжение, переносить па протяжении нескольких лет большие физические и психические нагрузки во время тренировочных занятий и в ходе соревнований во имя чести своего коллектива, города, края республики, страны. Пока спортсмен знает, во имя чего тренируется и выступает на соревнованиях, он легко преодолевает препятствия любой степени сложности. Правильно организованная воспитательная и тренировочная деятельность формирует у спортсменов эмоционально-волевую и морально-политическую готовность к участию в соревнованиях различного масштаба.

Эмоционально-волевая готовность - отражает умение спортсмена сохранять чувство собственного достоинства гражданина России, активно и увлеченно бороться до конца в бесконечно изменчивых условиях соревновательной обстановки за успешное выполнение поставленной перед

ним задачи в конкретном соревновании. Морально-политическая готовность - способность спортсмена ориентироваться в фактах, событиях и явлениях современной действительности, давать им правильную политическую оценку и делать верные практические выводы. Умение вести аргументированную пропаганду здорового образа жизни, быть непримиримым к нарушениям морали в общественной жизни. Морально-психологический климат в спортивных коллективах,

содержание и критерии его оценки. Морально-психологический климат спортивного коллектива – это состояние группового сознания, характеризующееся доминирующими в нем взглядами, суждениями, чувствами и стремлениями спортсменов, а также спецификой их отношения к повседневной жизни.

Основными структурными элементами, составляющими морально- психологический климат спортивного коллектива, являются социальный, психологический, профессиональный и бытовой факторы, комплексная оценка которых позволяет определить морально-психологический климат спортивного коллектива как на личностном, так и на социально-групповом уровнях.

Основными показателями социального фактора являются:

 политические, социальные, экономические процессы, происходящие в городе, регионе, стране и оказывающие влияния на подготовку спортсменов к соревнованиям;

 социальные ценности и нормы, способствующие формированию личности спортсмена;

 роль и место спорта в системе общественных и личностных ценностей.Показателями профессионального фактора выступают:

 высокий уровень выполнения всех видов заданий при подготовке спортсменов к конкретным соревнованиям;

 соответствие всех видов нагрузок (физических, психических) возможностям спортсмена на каждом этапе подготовки к главному соревнованию спортивного сезона;

 четкость и организованность при выполнении всех видов планируемых

мероприятий;

 состояние спортивной дисциплины. К показателям психологического фактора относятся:

 коллективное мнение, выражающее направленность сознания, позиции коллектива по отношению к тренировочному процессу, уверенность в своем будущем, отношение к поведению своих товарищей по команде и т.п.;

 коллективное настроение, уровень творческой активности спортсменов к выполнению всех видов задания;

 состояние взаимоотношений в коллективе, отражающее степень единства и сплоченности.

Бытовой фактор (условия жизнедеятельности) включает в себя следующие показатели:

 систему материально-финансового обеспечения;

 географические, климатические и демографические условия.

Динамичная и быстро изменяющаяся обстановка требует разработки оперативного анализа и методики оценки морально-психологического климата в спортивных коллективах, определение уровня сплоченности спортивного коллектива при подготовке к главным стартам спортивного

сезона.



  1. календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

  1. Теоретическая подготовка (14 часов)

1

Физическая культура и спорт в России

1


2

Спортивная борьба в России

1


3

Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена

1


4

Гигиена, закаливание, питание и режим борца

1


5-6

Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой

2


7-8

Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж

2


9-10

Основы техники и тактики борьбы

2


11

Моральная и специальная психическая подготовка

1


12

Правила соревнований, их организация и проведение

1


13

Оборудование и инвентарь

1


14

Зачет

1


  1. Практическая подготовка (130 часов)

2.1. Общая физическая подготовка (42 часа)


Бег на 30м.


1


Бег на 60м.


1


Бег на 400м.


1


Бег на 800м.


1


Бег на 1000м.


1


Подтягивание на перекладине


1


Прыжок в длину с места


1


Сгибание и разгибание рук в упоре лежа


1


Поднимание туловища из положения лежа на спине


1


Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях


1


Лазание по канату с ногами и без ног


1


Перетягивание каната


1


Поднятие гири (толчек, рывок )


5


Работа с резиновыми жгутами и амортизаторами


4


Развитие силы и выносливости на тренажерах


16


Работа с кистевыми эспандерами


1


Тренировка с набивными мячами(1,2,3,4,5кг.)


2


Тренировка с различными утяжелителями


2

2.2 Специальная физическая подготовка (20 часов)


Приседание с партнером собственного веса


1


Броски набивного мяча из за головы (3кг.)


1


10 кувырков вперед


1


Растяжка мышц ног ,рук, туловища и шеи


1


Упражнение на гибкость позвоночника и суставов


1


Кувырки вперед, назад в группировке


1


Стойки на руках и на голове


1


Перевороты в стороны «колесо», «рондат»


1


Перевороты назад «Фляг»


1


Сальто вперед и назад


1


Забегание на мосту: 5 – влево; 5 – вправо (с)


1


5-кратное выполнение упр.: вставание на мост из стойки, уход с моста забеганием в любую сторону и возвращение в и. п. (с)


1


Перевороты на мосту: 10 раз (с)


1


10 бросков манекена подворотом (с)


6


Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см)


1

2.3. Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы (60 часов)37


ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ(переводы в партер)

7


Перевод в партер нырком под мышку


1


Перевод в партер с захватом одной руки рывком снизу


1


Перевод рывком захватом шеи сверху и дальнего или бедра


1


Перевод в партер в плотном захвате с «креста»


1


Перевод нырком захватом ног


1


Перевод нырком захватом шеи и туловища сбоку с подножкой


1


Перевод в партер с отхватом одной руки


1


ТЕХНИКА БОРЬБЫ В СТОЙКЕ(сваливание,броски)

14


Сваливание сбиванием захватом ноги (ног)


1


Бросок через бедро


1


Бросок через плечо


1


Бросок вертушкой


1


Бросок мельницей


2


«Кочерга»


1


«Суплекс»


1


«Свеча»


1


Скручивание со стойки


1


Бросок с «отхватом»


2


Бросок с « обвивом»


2


ТЕХНИКА БОРЬБЫ В ПАРТЕРЕ

19


Переворот скручиванием


1


Переворот забеганием


1


Переворот перекатом


1


Переворот переходом


1


«Рычаг»


1


«Накат»


2


«Ножницы»


2


«Крест»


1


«Обратка»


1


«Промакашка»


1


«Монголка»


2


«Фадзаевский»


2


«Нельсон»


1


«Брауле»


1


КОНТРПРИЕМЫ(применяются на все приемы)

10


КОМБИНАЦИИ(связка двух или трех приемов)

10

2.4. Участие в соревнованиях(соответствий с календарным планом )


Участие в первенстве школы




Участие в первенстве города




Участие в окружных соревнованиях




Участие в товарищеских и матчевых встречах



    1. Переводные испытания, контрольные нормативы, сдача норм ГТО (8 часов)


Сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке


2


Сдача контрольных нормативов по технико-тактической подготовке


2


Сдача норм ГТО


2


Переводные испытания


2

ИТОГО:

144


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


По окончанию реализации программы дополнительного образования «Вольная борьба» должны быть достигнуты обучающимися личностные, метапредметные и предметные результаты (раздел 5 настоящего положения).

Планируются следующие достижения обучающимися:

- на первом уровне – освоение основ борьбы, приобретение социального опыта (общение с одноклассниками, другими сверстниками, взрослыми);

- на втором уровне – приобретение соревновательного опыта, умений разрешать конфликтные ситуации, формирование лидерских качеств, социальных позиций быть победителем и побежденным;

- на третьем уровне – формирование ценностных ориентиров приобщения к здоровому образу жизни, организации своего и товарищей содержательного нравственно-здорового досуга, выработка потребности в преодоления трудностей, воспитание характера в частности в поединках.

Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных достижений.

Система оценивания – безотметочное обучение с использованием системы словесной мотивации и поощрения.

Подведение итогов реализации образовательной программы – активное участие на занятиях, позитивные результаты в борцовских турнирах в школе, участие в соревнованиях по борьбе на районном и окружном уровне.





  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Ресурсное обеспечение программы:

Для реализации курса необходимы:

- учителю спортивный зал 24х12, борцовские маты с ковром, манекен для отработки бросков, часы или секундомер для хронометража, компьютер, проектор, интерактивная доска, лазерная указка, сканер, принтер, ксерокс для подготовки раздаточного материала;

- обучающимся –спортивная форма, специальная обувь.

















Список литературы для педагогов

  1. Акопян А.О., Долганов Д.И., Королёв Г.А., Найденов М.И., Супрунов Е.П., Харитонов В.И. Программа. Рукопашный бой. / Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.Советский спорт, 2004 – 116с.

  2. Гаськов А.В.Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных единоборствах (на примере бокса). Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007.

  3. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 256с.

  4. Зверев С.М. Программы. Для внешкольных учреждений. Спортивные кружки и секции. – М. «Просвещение», 2006 – 430с.

  5. Ким С.Х. Преподавание боевых искусств. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2003 – 240с.

  6. Кутасов С.Е., Труфанов А.В., Хорохорина Т.В. Программа по спортивному каратэ для системы дополнительного образования детей. – Ростов – на – Дону, 2005. – 170с.

  7. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: «Просвещение», 2011.

  8. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. / Методическое пособие. – М. Айрис пресс, 2004, - 112 с.

  9. Шахов Ш.К. Программирование физической подготовки единоборцев. – Махачкала, 2005.

  10. Шибанов Н.А. Проблемы отбора и ранней ориентации в каратэ // Тезисы докл. XV Всеросс. Научно-практической конференции. - М.: Гос. Комитет РФ по физической культуре и спорту, 2005.



Список литературы для ОБУЧАЮЩИХСЯ и родителей

  1. Накаяма М. Лучшее каратэ. Перевод с английского Коломарова В.И.- М. Научно-издательский центр «Ладомир» «АСТ», 2002.

  2. Ознобишин Н.Н. Искусство рукопашного боя. – М.: Советский спорт, 2001.

  3. Оранский И.В. Восточные единоборства. – М.: Советский спорт, 2008.

  4. Питер Урбан, Каратэ додзё. Традиции и сказания: пер. с англ. – М.:АСТ: Астрель, 2007.

  5. Фомин В.П., Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах Востока. – М. : Молодая гвардия, 2000.

  6. Фунакоши Гичин, Каратэ-до Нюмон./ перевод с английского Константиновой Н. – Ростов –на –Дону, «Феникс», 2003. – 160с.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Овкаджиев Дольган Савельевич

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства