Борьба - один из самых древних и любимых народом видов спорта. Истоки ее зарождения уходят в глубину веков. Ещё в первобытно – общинном строе человеку приходилось вступать в единоборства. В этих поединках формировались определенные навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так наряду с трудовыми навыками, накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение.
Греко-римская борьба — единоборство, рукопашная схватка двух людей в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
Актуальностьпрограммызаключается в привлечении детей к регулярным занятиям спортом, развитию навыков двигательной активности и эмоциональной саморегуляции. Греко-римская борьба в условиях дополнительного образования призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию
физических, психических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Педагогическаяцелесообразностьпрограммы.
В качестве основного принципа организации учебного процесса является спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести обучающихся к
пониманию сути единоборства с позиций, возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций. В этом случае учебный процесс строится с учетом постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развития у них специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомления их с техническим арсеналом видов борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям. Большое внимание уделяется воспитательному аспекту в плане умений и необходимости применения полученных знаний.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Греко- римская борьба» разработананаосновенормативно-правовыхдокументов:
Федеральный законом РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями от 30.09.2020 года)
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»(утв. письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242)
«Санитарные правила 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28)
«Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816)
Устав МУ ДО – Центр внешкольной работы г. Маркса.
Положение о дополнительной общеразвивающей программе МУ ДО – ЦВР г. Маркса
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Греко-римская борьба» для детей 5-16 лет. Число обучающихся в группе, согласно Уставу МУ ДО – ЦВР, 8-12 человек. В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, начиная младшим школьным возрастом и заканчивая старшим школьным возрастом. Младший школьный возраст (7-10 лет) - это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала индивида можно считать упущенным. Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры должна дополняться внешкольными формами занятий - ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.
Отличительные особенности среднего школьного возраста, в котором дети отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость. В этом возрасте ребята склонны постоянно мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем, поэтому, обучаясь по программе «Греко-римская борьба», они смогут проявить себя во многих необходимых для них качествах.
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Продолжительность учебного года 36 недель.
Продолжительность первого года обучения 144 часа Продолжительность второго - пятого годов обучения 216 часов
Режимзанятий.Время занятий и количество часов нормировано СанПиН.
Первый год обучения занятия 2 дня в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год,
второй – пятый годы обучения занятия 3 дня в неделю по 2 часа, всего 216 часов в год,
Наполняемость групп: первый год обучения: 10-12 человек, второй год обучения: 10-12 человек, третий-пятый года обучения: 8-10 человек.
1.2 Цели и задачи программы
Цель: всестороннее развитие гармоничной личности и укрепление здоровья, через занятия греко-римской борьбы.
Задачи:
Обучающие:
Формировать знания, умения и навыки владения техникой и тактикой греко- римской борьбы;
Формировать теоретические знания правил проведения соревнований в соответствующей весовой и возрастной группе и умения применить их на практике;
Сформировать знания о здоровом образе жизни и укреплении здоровья.
Развивающие:
Развивать устойчивый и глубокий интерес к занятиям греко-римской борьбы посредством формирования системы специальных знаний, умений навыков;
Развивать мышечную систему обучающихся, укрепить физическую форму и усовершенствовать опорно-двигательную систему обучающихся.
Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность;
Воспитывать приоритетное отношение к здоровому образу жизни, стремление к активному и содержательному проведению свободного времени;
Воспитывать чувство коллективизма и патриотизма.
1.3. Планируемые результаты
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Предметныерезультаты:
Знает основы техники и тактики греко-римской борьбы.
Сформированы знания терминологии спортивной борьбы, правил соревнований по борьбе.
Сформированы знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление здоровья.
Сформированы знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактики вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
Мета предметныерезультаты:
проявляет интерес к занятиям греко-римской борьбы.
Развиты основные физические способности: прыгучесть, быстрота реакции, координация движений в пространстве и во времени, умеет выполнять упражнения для восстановления дыхания.
Проявляет интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Личностные результаты:
активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
проявляет дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Теория: Правила поведения на занятиях, мероприятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. История Греко римской борьбы. Основы личной гигиены. Питание спортсмена. Режим дня.
Практика: Эстафета.
2. Общаяфизическаяподготовка.
Теория: Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.
Практика: Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом.
Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, полуприсяду, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, с крестным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.
Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращением, через скакалку, через партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, 14 дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
3.Специальнаяфизическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения специально-подготовительных упражнений.
Практика: Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.
Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью партера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, за бегание на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.
Упражнения в само страховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприсяду, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.
Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.
Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом друг к другу. Игры с элементами единоборств.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования. В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180°.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выпады в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Практика: Сдача контрольных нормативов. Показательные выступления обучающихся.
6. Дистанционный блок. В случаи ухудшения эпидемиологической обстановки при переходе на дистанционное образование, используются темы раздела 2, 3 и 4.
Учебныйплан2года обучения
№ п/п
Наименованиеразделовитем
Всегочасов
Втомчисле
Формаконтроля
Теория
Практика
1.
Теоретическая
подготовка
9
7
2
беседа
2.
Общая физическая подготовка
98
2
96
Наблюдение Беседа упражнения
3.
Специальная физическая
подготовка
48
2
46
Наблюдение Беседа упражнения
4.
Тактико- техническая подготовка
56
2
54
Наблюдение упражнения
5.
Инструкторская и судейская практика
1
0,5
0,5
Беседа зачет
6.
Контрольно-переводные нормативы, соревнования, показательные выступления
4
-
4
зачет
Итого:
216
13,5
202,5
Содержаниепрограммы
1. Теоретическая подготовка
Теория: Правила поведения на занятиях, мероприятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. История Греко римской борьбы. Основы личной гигиены. Питание спортсмена. Режим дня.
Практика: Эстафета.
2. Общаяфизическаяподготовка.
Теория: Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.
Практика: Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом.
Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, полуприсяду, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, с крестным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.
Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращением, через скакалку, через партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, 14 дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
3. Специальнаяфизическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения специально-подготовительных упражнений.
Практика: Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.
Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью партера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, за бегание на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.
Упражнения в само страховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприсяду, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.
Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.
Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом друг к другу. Игры с элементами единоборств.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования. В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180°.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выпады в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Инструкторская и судейская практика
Теория: Изучение особенностей судейства соревнований по греко-римской борьбе: оценка технических действий в схватке; оценка пассивности; замечания; предупреждения и поражение в схватке за нарушение правил; оценка борьбы в зоне пассивности и на краю ковра.
Практика: Составление конспектов тренировочных занятий и их проведение.
Судейство соревнований в качестве бокового судьи, арбитра, секундометриста, руководителя ковра.
Контрольно- переводные нормативы, соревнования. показательные выступления
Теория: Инструктаж по техники безопасности.
Практика: Сдача контрольных нормативов. Показательные выступления обучающихся.
Теория: поведения на занятиях, мероприятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. История Греко римской борьбы. Основы личной гигиены. Питание спортсмена. Режим дня.
Практика: Эстафета.
Общаяфизическаяподготовка.
Теория: Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.
Практика: Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом.
Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, полуприсяду, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, с крестным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.
Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращением, через скакалку, через партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, 14 дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
Специальнаяфизическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения специально-подготовительных упражнений.
Практика: Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.
Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью партера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, за бегание на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.
Упражнения в само страховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприсяду, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.
Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.
Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом друг к другу. Игры с элементами единоборств.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования. В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180°.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выпады в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Инструкторскаяисудейскаяпрактика
Теория: Изучение особенностей судейства соревнований по греко-римской борьбе: оценка технических действий в схватке; оценка пассивности; замечания; предупреждения и поражение в схватке за нарушение правил; оценка борьбы в зоне пассивности и на краю ковра.
Практика: Составление конспектов тренировочных занятий и их проведение.
Судейство соревнований в качестве бокового судьи, арбитра, секундометриста, руководителя ковра.
Теория: Правила поведения на занятиях, мероприятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. История греко римской борьбы. Основы личной гигиены. Питание спортсмена. Режим дня.
Практика: Эстафета.
2. Общаяфизическаяподготовка.
Теория: Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.
Практика: Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом.
Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, полуприсяду, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, с крестным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.
Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращением, через скакалку, через партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, 14 дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
Специальнаяфизическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения специально-подготовительных упражнений.
Практика: Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.
Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью партера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, за бегание на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.
Упражнения в само страховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприсяду, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.
Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.
Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом друг к другу. Игры с элементами единоборств.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования. В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180°.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выпады в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Инструкторскаяисудейскаяпрактика
Теория: Изучение особенностей судейства соревнований по греко-римской борьбе: оценка технических действий в схватке; оценка пассивности; замечания; предупреждения и поражение в схватке за нарушение правил; оценка борьбы в зоне пассивности и на краю ковра.
Практика: Составление конспектов тренировочных занятий и их проведение.
Судейство соревнований в качестве бокового судьи, арбитра, секундометриста, руководителя ковра.
Теория: Правила поведения на занятиях, мероприятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. История Греко римской борьбы. Основы личной гигиены. Питание спортсмена. Режим дня.
Практика: Эстафета.
Общаяфизическаяподготовка.
Теория: Строевые и порядковые упражнения: общее понятие о строевых упражнениях и командах.
Практика: Действия в строю, на месте и в движении, построения, расчёт, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения, остановки во время движения, движение шагом и бегом.
Переходы с бега на шаг, с шага на бег, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперёд, на носках, на пятках, полуприсяду, приседе, с выпадами, на коленях, приставным шагом, с крестным шагом.
Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений, на средние дистанции, по пересечённой местности (кросс), преодолением различных препятствий по песку, воде, вперёд, спиной вперёд, с высоким подниманием бедра, в равномерном темпе, с ускорениями, с изменением направления и т.д.
Прыжки: в длину и в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с одной ноги на другую, с поворотами, с двух ног на одну, с вращением, через скакалку, через партнёра, выпрыгивания на разные высоты и т.д. Метание: теннисного мяча, толкание набивного мяча из различных положений и т.д. Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, 14 дыхательные упражнения, упражнения для формирования правильной осанки.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, на канате, на гимнастической стенке.
Специальнаяфизическаяподготовка.
Теория: Техника выполнения специально-подготовительных упражнений.
Практика: Акробатические упражнения: кувырки вперёд из упора присев, из основной стойки, из стойки на голове и руках, из положения, сидя в группировке, длинный кувырок с прыжка, кувырки через левое и правое плечо, комбинации кувырков, кувырки спиной вперёд, кувырки через препятствия, перевороты боком.
Упражнения для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперёд с упором в подбородок, наклоны головы вперёд и назад с упором соединённых рук на затылке, движение головы вперёд и назад, в стороны из упора головы в ковёр с помощью и без помощи рук, движения вперёд-назад, в стороны.
Упражнение на борцовском мосту: вставание на борцовский мост, лёжа на спине, из стойки с помощью партера, накаты вперёд-назад на борцовском мосту, за бегание на борцовском мосту с помощью и без помощи партнёра.
Упражнения в само страховке: перекаты в группировке на спине, падение на спину из положения, сидя, из приседа, из полуприсяду, кувырок вперед через правое и левое плечо, падение вперёд с опорой на кисти из стойки на коленях.
Имитационные упражнения: имитация оценочных действий и приёмов без партнёра, имитация разучиваемых оценочных действий и приёмов с партнёром с отрывом и без отрыва его от ковра.
Упражнения с партнёром: переноска партнёра на спине, приседания, стоя спиной друг к другу, круговые вращения, ходьба на руках с помощью партнёра, кувырки вперёд и назад, захватив ноги партнёра, теснение, стоя спиной и лицом друг к другу. Игры с элементами единоборств.
Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия. Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Элементы маневрирования. В стойке: передвижение вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево - вперед, направо - назад, направо - кругом на 180°.
В партере: передвижение в стойке на одном колене; выпады в упоре лежа вправо, влево; подтягивания лежа на животе, отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах. Маневрирования в различных стойках (левой-правой, высокой - низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач — коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Инструкторскаяисудейскаяпрактика
Теория: Изучение особенностей судейства соревнований по греко-римской борьбе: оценка технических действий в схватке; оценка пассивности; замечания; предупреждения и поражение в схватке за нарушение правил; оценка борьбы в зоне пассивности и на краю ковра.
Практика: Составление конспектов тренировочных занятий и их проведение.
Судейство соревнований в качестве бокового судьи, арбитра, секундометриста, руководителя ковра.
Практика: Сдача контрольных нормативов. Показательные выступления обучающихся.
1.5. Формааттестациииихпериодичность
В программе предусмотрен текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется в рамках проведения занятий в форме педагогического наблюдения, беседы, соревнований.
Формы подведения итогов реализации программы – контрольные испытания:
Освоение теоретической подготовки: собеседование;
Физическая и тактическая подготовка: уровень общей физической подготовленности определяется при выполнении контрольных нормативов по ОФП, проводимых в начале и конце обучения; показательные выступления обучающихся.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение.
Основной формой занятий по программе «Рукопашный бой» являются: групповые практические занятия.
Методы, используемые на занятиях: словесный, наглядный (показ алгоритма выполнения техники и тактики борьбы) и практический. Основным методом подготовки дошкольников и младших школьников является игровой метод, а также метод повторного выполнения упражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения. Кроме этого, используются соревновательный метод, а также группы воспитательных методов, определяющих отношения педагога и обучающегося, их взаимодействия и взаимосвязь. Соревновательный метод способствуют воспитанию бойцовских качеств, способности быстро решать поставленные задачи, умения выбирать оптимальный вариант действий, тактических способностей. Поставленные цели и задачи достигаются тренировками, просмотром видео материалов и соревнований, выполнением практических заданий в игровой форме, лекциями, беседами, наглядной демонстраций.
В процессе реализации программы педагогом используются различные педагогические технологии: технология игрового обучения, личностно ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии, педагогика сотрудничества, дистанционные образовательные технологии.
Основным средством подготовки в греко-римской борьбе, как и в других видах спорта, являются физические упражнения, подразделяющиеся на общеразвивающие (ОРУ) и специальные (СУ), поэтому используются здоровьесберегающие технологии. Задача ОРУ - всестороннее гармоничное развитие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно мышечной систем и обще-двигательной подготовки. Задача СУ - воспитание двигательных, психических, морально-волевых качеств. В группу СУ входят упражнения на развитие двигательных качеств, упражнения, используемые для обучения, имитационные упражнения, упражнения для воспитания психологических и моральных качеств на основе принципов спортивной борьбы (терпение, решимости, воли в достижении цели, психологической устойчивости, дисциплины).
Использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения:
-объем и интенсивность упражнений возрастают по мере улучшения физической подготовленности обучающихся. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая обучающихся к различному темпу их выполнения;
-средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (сочетание физической и технической подготовки);
моделирование соревновательной деятельности в учебном процессе.
Теоретическая подготовка – формирование у обучающихся специальных знаний, необходимых для успешной спортивной деятельности, осуществляется в ходе практических занятий.
Психологическая подготовка предусматривает формирование
личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Тренеру, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности. Основными задачами психологической подготовки являются: - привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование установки на тренировочную деятельность;
формирование волевых качеств спортсмена;
совершенствование эмоциональных свойств личности;
развитие коммуникативных свойств личности;
развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.
Контрольные занятия обычно применяются в конце отдельных этапов подготовки. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится сдача контрольных нормативов.
Соревновательные занятия применяются для формирования у борцов соревновательного опыта. Они проводятся в форме неофициальных соревнований
классификационные соревнования, прикидки для окончательной коррекции состава команды, матчевые встречи.
Условияреализациипрограммы
Материально технические условия реализации программы
1. Борцовский ковер 1 шт.
Манекен 4 шт.
Учебные маты 4 шт.
Гантели 12 шт.
Скакалки 10 шт.
Скамейки 2 шт.
Перекладина 2 шт.
Информационные условия реализации программы:
Программа обеспечена необходимой литературой, видео материалами, конспектами занятий, методическими разработками игр.
Видео материалы:
Видеозаписи с Первенств и Чемпионатов России, Европы и Мира.
Видеозаписи с соревнований различного уровня с участием обучающихся МУ ДО - ЦВР.
Дидактические материалы:
Наглядно дидактические пособия – рисунки, плакаты, учебные и методические пособия, специальная литература, учебно-методическая литература, оборудование и инвентарь.
2.3.Оценочныематериалы
Для результативности оценивания освоение программы используется диагностический материал:
Контроль за уровнем физической подготовленности занимающихся.
Обязательный контроль для выявления уровня физической подготовленности занимающихся проводят два раза в год, (сентябрь- октябрь и апрель- май). Для определения динамики показателей физической подготовленности занимающихся, рекомендуются ещё тестирования по четвертям (примерно через 2,5 месяца), по одному, двум тестам. Для этого составляется протокол тестирования, по которому изучается динамика физических качеств занимающихся.
Тестовая оценка уровня развития физических качеств.
№
Тест
Оценка
«5»
«4»
«3»
1
Челночный бег 4x9 метров (сек)
10,3
10,8
11,4
2
Прыжок в длину с места (см)
170
130
115
3
Поднимание туловища за 30 секунд (раз)
20
17
14
4
Бег 30 метров (сек)
5,6
6,3
6,9
5
Наклон вперед из положения, сидя (см)
9
5
3
ПереводныенормативыпоОФПиСФПдлягруппСОГ.
Контрольные упражнения
Весовые категории и оценка в баллах
29-47 кг
53-66 кг
Свыше 73 кг
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
Подтягивание на
перекладине (кол. раз).
4
6
8
10
12
4
6
8
10
12
2
4
6
8
10
Сгибание рук в упоре лежа
(кол. раз).
30
35
40
45
50
30
35
40
45
50
15
20
25
30
35
Лазание по канату 4 м
без помощи ног (с).
9,8
9,6
9,4
9,2
9,
0
10,0
9,8
9,6
9,
4
9,2
12,6
12,4
12,2
12,0
11,8
Прыжок в
150
160
170
180
190
150
160
170
180
190
150
160
170
180
190
длину
с места (см).
Челночный бег 3х10 м
с хода (с).
7,5
7,4
7,3
7,2
7,
1
7,6
7,5
7,4
7,
3
7,2
7,8
7,7
7,6
7,5
7,4
Вставание из стойки
на мост (с)5 кратное вып.
17,5
16,5
15,5
14,5
13,5
17,5
16,5
15,5
14,5
13,5
17,5
16,5
15,5
145
13,5
Забегания на мосту:
5-влево, 5-
вправо (с).
20
19
18
17
16
20
19
18
17
16
27
26
25
24
23
Перевороты на мосту:
10 раз (с),
15 раз (с).
35
33
31
29
27
39
37
35
33
31
37
36
34
32
30
Приседание с партнером равного веса
(кол. раз).
4
5
6
7
8
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
Бег на 30м (с).
5,4
5,3
5,2
5,1
5,
0
5,4
5,3
5,2
5,
1
5,0
5,8
5,7
5,6
5,5
5,4
Бег на 60 м (с).
9,6
9,4
9,2
9,0
8,
8
9,6
9,4
9,2
9,
0
8,8
9,8
9,6
9,4
9,2
9,0
Вис на согнутых (угол до 90) руках.
16
24
32
40
48
8
16
24
32
40
2
8
16
24
32
Сгибание туловища лежа
на спине (кол. раз).
12
15
18
21
24
12
15
18
21
24
8
10
12
14
16
Поднимание ног до
хвата руками в висе на
гимн. стенке (кол. раз).
5
6
7
8
9
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
Подъем партнера равного веса захватом туловища сзади стоя на параллельных
скамейках (кол. раз).
4
5
6
7
8
7
8
9
10
11
2
3
4
5
6
Прыжок в высоту
с места (см).
42
44
46
48
50
42
44
46
48
50
40
42
44
46
48
Бросок набивн. мяча (3кг)
3,5
4,0
4,5
5,0
5,
5
5,0
5,5
6,0
6,
5
7,0
5,5
6,0
6,5
7,0
7,5
вперед из-за головы (м).
Бросок набивного мяча (3кг) назад (м).
4,5
5,0
5,5
6,0
6,
5
6,0
6,5
7,0
7,
5
8,0
5,0
6,0
7,0
8,0
9,0
Подтягивании на
перекладине за 20 с (кол).
4
5
6
7
8
4
5
6
7
8
3
4
5
6
7
Сгибание рук в упоре
лежа за 20 с (кол-во раз).
12
15
18
21
24
12
15
18
21
24
10
12
14
16
18
Сгибание туловища
лежа на спине за 20 с (кол).
9
11
13
15
17
9
11
13
15
17
4
6
8
10
12
Бег на 400 м (мин, с).
1,18
1,16
1,14
1,1
2
1,10
1,18
1,16
1,14
1,12
1,10
1,23
1,2
1
1,1
9
1,1
7
1,15
Бег на 800м (м,с).
3,10
3,05
3,00
2,5
5
2,50
3,10
3,05
3,00
2,55
2,50
3,20
3,1
5
3,1
0
3,0
5
3,00
Бег на 1500 м (м, с).
7,30
7,20
7,10
7,0
0
6,50
7,30
7,20
7,10
7,00
6,50
7,50
7,4
0
7,3
0
7,2
0
7,10
10 кувырков вперед (с).
18,8
18,4
18,0
17,
6
17,2
18,8
18,4
18,0
17,6
17,2
18,8
18,4
18,0
17,
6
17,2
10 бросков манекена подворотом (с).
36
33
30
27
24
37
34
31
28
25
38
35
32
29
26
Броски манекена
подворотом за 20с (кол.).
4
5
6
7
8
4
5
6
7
8
4
5
6
7
8
Тест «4 мин»: 4 серии
бросков манекена подворотом: 5 бросков
за 40 с, макс. кол. бросков
за 20с (после 2- й серии
– отдых 1 мин); (кол. бросков за 20с).
22
24
26
28
30
20
22
24
26
28
18
20
22
24
26
По технико-тактической подготовке обучающиеся должны:
Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.
Выполнять на оценку прием, защиту, контрприем, комбинации технических действий в стойке и партере в соответствии с программным материалом каждого года обучения.
Уметь проводить учебную и соревновательную схватку с выполнением заданий и установок педагога.
По теоретической подготовке:
Знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.
Цельисследования:определить уровень развития волевой само регуляции.
Процедура исследования
Исследование волевой само регуляции с помощью тест-опросника проводится либо с одним испытуемым, либо с группой. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графа для ответа.
Инструкция испытуемому. Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак «плюс» (+), а если сочтете, что оно по отношению к Вам неверно, то «минус» (–).
Тест
Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.
При необходимости мне нетрудно сдержать вспышку гнева.
Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
Меня трудно отвлечь от начатой работы.
Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
Я всегда «гну» свою линию.
Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурстве) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоятельствами.
Я считаю себя терпеливым человеком.
Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
При необходимости я могу заниматься своим делом в неудобной и неподходящей обстановке.
Мне сильно осложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
Считаю себя решительным человеком.
С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие.
Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
Испортить мне настроение не так-то просто.
Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.
Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
Переспорить меня трудно.
Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
Меня легко отвлечь от дел.
Я замечаю иногда, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
Меня обычно сильно раздражает, когда «перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой само регуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).
Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.
В вопроснике б маскировочных утверждений. Поэтому общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» – от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» – от 0 до 13:
В самом общем виде под уровнем волевой само регуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.
Уровень развития волевой само регуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера как настойчивость и самообладание.
Уровни волевой само регуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» – 8, для шкалы «С» – 6.
Высокий балл по шкале «В» характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала «настойчивость» характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. На положительном полюсе – деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций. Низкие значения по данной шкале свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
На другом полюсе данной субшкалы – спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Социальная желательность высоких показателей по шкале неоднозначна. Высокие уровни развития волевой само регуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.
Получив информацию об осознаваемых особенностях само регуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.
Литература.
Для педагога
Богун П.Н. « Игра как основа национальных видов спорта» 2004 г.«Просвещение»;
Жуков М.Н. Подвижные игры на уроках, переменах 2000 г. «Асадема»;