Образовательная программа по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе "Основы развития жизненно важных навыков"
Образовательная программа по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе "Основы развития жизненно важных навыков"
Образовательная программа по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе "Основы развития жизненно важных навыков" рекомендована для проведения факультативных занятий с детьми 1-4 классов. На основании материалов "Школа докторов природы или 135 уроков здоровья" под редакцией Обуховой Л.А, Лемяскиной Н.А. разработала программу, которую использую как факультативный курс с проведением игр, конкурсов, соревнований в спортивном зале, а не в учебном кабинете. Программа соответствует ФГОС. Дети занимаются с увлечением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа по внеурочной физкультурно-оздоровительной работе "Основы развития жизненно важных навыков" »
ЧОУ «Православная Гимназия
во имя святителя Иннокентия митрополита Московского».
Дополнительная
образовательная программа
«Основы развития
жизненно важных навыков»
Составитель: Авдеева Ольга Леонидовна, учитель ЧОУ «Православная Гимназия во имя святителя Иннокентия митрополита Московского»
город Мирный
2015 г
Дополнительная образовательная программа
«Основы развития жизненно важных навыков»
Пояснительная записка.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука ), начиная с дошкольного и младшего возраста, поскольку именно в этот момент в этот период ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценностей здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков гигиенической культуры.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходимо совместная работа педагогов и родителей.
Цели курса: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и д.р.).
На основании изложенного определена главная цель курса «Основы развития жизненно важных навыков» - всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры в личности младшего школьника.
Основные задачи:
-вызвать у учащихся начальных классов интерес к программе, позволив ощутить красоту и радость движения;
- формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;
- обучить школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
- добиться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива;
- воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
- формирование у учащихся начальных классов положительной двигательной мотивации;
- содействие созданию игровых группировок, позволяющих учащимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, уровня способностей. Проявить интерес к усвоению научных знаний;
- учет готовности учащихся к разным формам сотрудничества;
- эмоционально-стимулирующее общение учителя с учащимися и учащихся друг с другом;
- занимательность процесса обучения;
- установление связей между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний учащихся;
- расширение возможностей самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;
- целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.
Методические рекомендации по составлению и проведению занятий
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Я учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми строиться в направлении лично-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий наполняем сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста, он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Уроки могут планироваться по усмотрению учителя, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов и занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 34 часов по одному часу в течение года. В том числе на теоретическую часть занятия предлагаю по 15 минут времени, на практическую часть занятия до 30 минут.
Уроки требуют подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнения, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливании, строения человека, введения индивидуальной программ, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души», например: «Сотвори солнце в себе». Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз – дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретение спокойствия и равновесия и т.д.
Когда ребята обучатся, дайте им возможность самим проводить эти минутки. Пусть входят в роль учителя, предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.
Примеры оздоровительных минуток:
- Потянуться 1-2 раза;
- Сесть ровно и спокойно подышать, а значит отдохнуть;
- Изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
- Сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
- Помассировать пальцы;
- Походить по камушкам;
- Сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании мы проводим прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательные пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье приобретали навыки самосовершенствования.
Чтобы уроки детям нравились, обеспечиваю успех первого занятия. Никаких нравоучений! Постарайтесь задать детям несколько вопросов, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям. Отметьте их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересов к окружающему миру. Хорошо, если дети с вашей помощью смогут в дальнейшем составить индивидуальную программу по оздоровлению. Туда будут входить такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камушкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п. Дарите детям листики-карточки с добрыми словами, например: «Ты добрый человек» - они очень радуются этим словам. Если ребята еще не умеют читать, сами зачитайте текст после того, как вручите карточки, и пусть эти карточки ребенок унесет домой.
На этих уроках оценок нет и на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность, и не уверенность, в себе, рождает не искренность.
Практический материал по внеурочной
физкультурно-оздоровительной работе
Учащиеся первого класса требуют к себе особого внимания. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дошкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Подвижная игра так же является лучшей формой физического воспитания в младшем школьном возрасте, когда кроме развития физических качеств, с её помощью реально можно решить проблему интеллектуального развития. Повышая интерес детей к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.
Воспитание основ курса «Основы развития жизненно важных навыков» невозможно без использования средств подвижной игровой деятельности, поэтому программой предлагаемого курса предусмотрено включением в учебно-воспитательный процесс начальной школы подвижных игр с дидактической направленностью,
Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что учащиеся шестилетнего возраста еще плохо контролируют свои силы. Поэтому важно не допускать переутомление учащихся. Направляя их действие, контролируя нагрузку. Уроки курса должны не только дать конкретные сведения по основам здоровья, но и формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки при обучении школьников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам.
В первом классе работа по курсу «Основы развития жизненно важных навыков» проводится под общей темой «Физкульт – Ура! Начинается с утра!» и предполагает помимо знакомства учащихся с основами здорового образа жизни на примере рассмотрения «философии цветка», так же формирование представлений у учащихся подготовительных классов по необходимости занятий физической культурой с первых минут после утреннего пробуждения. В этом поможет учителю введение персонажа Физкультоша, который в качестве почетного гостя может участвовать в каждом занятии.
В 1 четверти ученики знакомятся с Физкультошей, который научит детей элементарным упражнениям для формирования правильной осанки, расслабление, покажет пальчиковые малоподвижные игры.
Во 2 четверти – школьники вместе с Физкультошей учатся играть, а так же придумывать комплексы утренней гимнастики.
В 3 четверти дети знакомятся с закаливание.
4 четверть подводит итоги знакомства с Физкультошей, который организовывает соревнование по видам движений на «Призы Физкультоши».
Во втором классе работа по курсу «Основы развития жизненно важных навыков» проводятся под общей темой «Чтобы не было беды».
1 четверть – чтобы не было беды, мы научимся соблюдать режим дня;
2 четверть – чтобы не было беды, мы привыкнем соблюдать особые правила поведения при занятиях физическими упражнениями;
3 четверть – чтобы не было беды, мы научимся понимать значение физических упражнений для нашего здоровья;
4 четверть – чтобы не было беды, мы привыкнем всегда правильно относиться к своим поступкам и действиям как в игре, так и в повседневной жизни.
В третьем классе работа по курсу «Основы развития жизненно важных навыков» проводится под общей темой «Физкульт – Ура! Собираем команду со всего двора!»
1 четверть – Кто лучше играет?
2 четверть – Кто больше игр знает?
3 четверть – Кто больше игр придумает?
4 четверть – Игры – соревнования.
В четвертом классе работа по курсу «Основы развития жизненно важных навыков» проводится под общей темой «Физкульт – Ура! На природе детвора!»
1 четверть – Игры вместе с Летом.
2 четверть – Игры вместе с Осенью.
3 четверть – Игры вместе с Зимой.
4 четверть – Игры вместе с Весной.
Начинать проведение занятий в рамках предлагаемого курса возможно как с первого, так и со второго, либо с третьего класса.
Темы
Общее
В том числе
кол-
во
1 КЛАСС
часов
Теор.
Практ
(час)
(час)
1. Дружи с водой
Урок 1. Советы доктора Воды
1
15
20
Урок 2. Друзья Вода и Мыло
1
15
20
2. Забота о глазах
Урок 3. Глаза – помощники человека
1
15
20
3. Уход за ушами
Урок 4. Чтобы уши слышали
1
15
20
4. Уход за зубами
Урок 5. Почему болят зубы
1
15
20
Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми
1
15
20
5. Уход за руками и ногами
Урок 7. «Рабочие инструменты» человека
1
15
20
6. Забота о коже
Урок 8. Зачем человеку кожа
1
15
20
Урок 9. Если кожа повреждена
1
15
20
7. Как следует питаться
Урок 10. Питание - необходимое условие для
1
15
20
жизни человека
Урок 11. Здоровая пища для всей семьи
1
15
20
8. Как сделать сон полезным?
Урок 12. Сон - лучшее лекарство
1
15
20
9. Настроение в школе
Урок 13. Как настроение?
1
15
20
10. Настроение после школы
Урок 14. Я пришел из школы
1
15
20
11. Поведение в школе
Уроки 15-16. Я - ученик
1
15
20
12. Вредные привычки
Уроки 17 -18. Вредные привычки
1
15
20
13. Мышцы, кости и суставы
Урок 19. Скелет - наша опора
1
15
20
Урок 20. Осанка - стройная спина!
1
15
20
14. Как закаляться. Обтирание и обливание
Урок 21. Если хочешь быть здоров
1
15
20
15. Как правильно вести себя на воде
Урок 22. Правила безопасности на воде
1
15
20
16. Игры и упражнения на воде
Уроки 23-27. Обучение плаванию
1
15
20
17. Народные игры
Урок 28. Русская игра «Городки»
1
15
20
18. Подвижные игры
Урок 29. Подвижные игры
1
15
20
Урок 30. Обобщающий
1
15
20
Первый класс «Физкульт – Ура! Начинается с утра!»
1 четверть «Знакомимся с Физкультошей»
Основы здорового образа жизни (философия цветка).
Осанка. Основные положения головы, рук, туловища, ног. Игровые упражнения: «Будь внимательным». «3атейники». «Сделай фигуру». «Узнай по голосу», «Вершки и корешки».
Ходьба с сохранением правильной осанки, с мячом, с гимнастической палкой, со скакалкой, на носках, средним и широким шагом, по разметкам, переступая через препятствия, по линии, в колонне по одному, по два, ходьба под музыку.
Упражнения на релаксацию.
2 четверть «Играем с физкультошей»
Строевые упражнения. Выполнение команд «Становись». «Равняйсь», «Смирно». «Вольно». «Направо». «Налево». «На месте шагом марш». «Шагом марш». «Класс, стой» и т.п. основная стойка. построения в колонну по одному в шеренгу, круг; расхождение по заранее установленным местам. размыкание на ширину поднятых в стороны рук; повороты переступанием, прыжком). Игровые упражнения: «Быстро встать в колонну!». «Хоровод». «Путешественники» «Что изменилось?». Подвижные игры: «Развернём круг». «К своим флажкам!», «Мышеловка». «Покажи ленту». «Успей выбежать». «Ворота». Бег: в медленном, среднем, быстром темпе, с изменением направления, по сигналу, в чередовании с ходьбой, на носках, подниманием бедра, парами, тройками по диагонали, с ускорением, челночный бег, бег под музыку.
Физические упражнения с предметами: упражнения для рук, туловища, ног, с палкой, мячом, скакалкой («делай как я»), комплекс упражнений утренней гимнастики. Выполнение упражнений под музыку. Игровые упражнения: «Передал - садись». «Брось - поднимай!», «Мяч в корзину», «Займи свободный кружок!». «Успей поймать!». Подвижные игры: «Мяч в воздухе». «Передача мяча в колонне». «Кого назвали - тот ловит». «Передача мяча по кругу».
Танцевальные упражнения: приставные шаги, шаги галопа в сторону (под музыку).
Подвижные игры для развития выносливости: «Гуж». «Кто дальше», «Шаг в шаг», «Морской бой», «Поезд в туннеле», «Салка с мячом»
3 четверть «Закаляйся с физкультошей»
Физические упражнения без предметов (упражнения для рук, туловища, ног, упражнения для осанки, в основной стойке, в упоре присев, сидя на полу: комплекс упражнений утренней гимнастики, выполнение упражнений под музыку).
Дыхание
Равновесие (стойка на носках: стойка на одной ноге, вторая нога согнута (на полу, гимнастической скамейке): ходьба по гимнастической скамейке, по рейке гимнастической скамейки, по прямой линии). Игровые упражнения: «Разойдись - не упади!». «Канатоходец». «Кто дольше не уронит?». «Шагай через кочку», «Через холодный ручей». «Донеси .мешочек», «Ловкий шофер». «Переправа». Подвижные игры: «Паук и мухи», «Не оставайся на полу», «Стой!», «Совушка». «Кто раньше дойдет до середины?», «Ловушка на одной ноге».
Подвижные игры для статического и динамического равновесия: «Совушка», «Сигнал», «Спуск шеренгами», «С горки через ворота». «Сороконожка» и «Космонавты». Для развития точности движений рук, координации движений в пространстве: «Нос, нос, нос, лоб». «Хитрая
лиса», «Ловкие ребята». «Все к своим флажкам», «Чей отряд соберётся быстрее».
4 четверть « Соревнуемся с Физкультошей»
Лазание, перелезание (по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях: подтягивание на горизонтальной скамейке в положении лежа на животе; перелазание через горку матов, лазание по гимнастической стенке произвольным способом). Игровые упражнения: «С мячом под дугою», «Переползи - не урони!». «Кто быстрее к флажку?». «Котята и щенята». Подвижные игры: «Перелет птиц». «Ловля обезьян», «Пожарные на учении», «Белки в лесу». «Кошка и мышка». Прыжки: имитация прыжков птиц, животных. В длину с места толчком двух ног, прыжки «по кочкам», через «удочку», через резинку; прыжок через вертикальное препятствие (резинка, планка на высоте 20 - 25 см): прыжки в длину с малого (5-6 шагов) разбега с преодолением горизонтального препятствия « согнув ноги» (две резинки на расстоянии 70-90 см) через скакалку ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, прыжки в глубину, прыжки через длинную cкaкaлку «Кто выше прыгнет» выпрыгивание с доставанием рукой подвешенного предмета. Игровые упражнения:
«Добеги и прыгни», «Спрыгни и повернись!». «С кочки на кочку». «Попрыгунчики», «Лягушки в болоте». «Пингвины с мячом». «Не наступи». Подвижные игры: «Удочка». «Лягушка и цапля».
«Волк во рву», «Не попадись». «Воробьи и кошка». «Не мочи ног».
Упражнения зрительной гимнастики.
Спортивная азбука. Спортивный праздник «Призы Физкультоши».
Подвижные игры для развития быстроты движений (Через кочки и пенёчки», «Умей догнать», «Мяч соседу», «Конники-спортсмены»); для развития общей выносливости.
Темы
Общее
В том числе
кол
во
2 КЛАСС
часов
Теор.
Практ
(час)
(час)
1. Почему мы болеем
Урок 1 Причины болезни
1
15
30
Урок 2 Признаки болезни
1
15
30
Урок 3 Как здоровье?
1
15
30
2. Кто и как предохраняет нас от болезни
Урок 4 . Как организм помогает себе сам
1
15
30
Урок 5 3доровый образ жизни
1
15
30
3. Кто нас лечит
Урок 6, Какие врачи нас лечат
1
15
30
4. Прививки от болезней
Урок 7. Инфекционные болезни
1
15
30
Урок 8. Прививки от болезней
1
15
30
5. Что нужно знать о лекарствах
Урок 9. Какие лекарства выбираем
1
15
зо
Урок 10. Домашняя аптечка
1
15
зо
6. Как избежать отравлений
Урок 11. Отравления лекарствами
1
15
30
Урок 12. Пищевые отравления
1
15
30
7. Безопасность при любой погоде
Урок 13. Если солнечно и жарко
1
15
30
Урок 14. Если на улице дождь и гроза
1
15
зо
8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте
Урок 15 Опасность в нашем доме
1
15
30
Урок 16. Как вести себя на улице
1
15
9. Правила безопасного поведения на воде
Урок 17. Вода - наш друг
1
15
30
10. Правила обращения с огнём
Урок 18. Чтобы огонь не причинил вреда
1
15
30
11. Как уберечься от ударов электрическим током
Урок 19 Чем опасен электрический ток
1
15
30
12. Как уберечься от порезов, ушибов и переломов
Урок 20. Травмы
1
15
30
13. Как защитится от насекомых
Урок 21. Укусы насекомых
1
15
30
14. Предосторожности при обращении с животными
Урок 22. Что мы знаем о собаках и кошках
1
15
30
15. Первая помощь при отравлениях жидкостях, пищей, парами, газами,
дымом
Урок 2З. Отравление ядовитыми веществами
1
15
30
Урок 24. Отравление угарным газом
1
15
зо
16. Первая помощь при перегревании и тепловых ударах, при ожогах и обморожении
Уроки 25. Как помочь себе при тепловом ударе
1
15
зо
Урок 26 Если ты обморозился
1
15
зо
17. Первая помощь при травмах
Урок 27. Растяжение связок и вывих костей
1
15
30
Урок 28. Переломы
1
15
зо
Урок 29. Если ты ушибся или порезался
1
15
30
18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос и горло
Урок 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет
1
15
30
19. Первая помощь при укусах насекомых, змей собак, кошек
Ходьба (на носках, сохраняя осанку, руки на поясе, за голову, вверх, в cтороны. В полуприседе, пружинящим шагом, на внешней стороне cтопы, поднимая высоко бедро («шаги журавлика»), переваливаясь с ноги на ногу («шаги медвежонка»)). Игровые упражнения: «ходим как великаны», «Ходьба гуськом», Подвижные игры: «Три витка вокруг Земли», «Летчики».
Упражнения на релаксацию.
Подвижные игры для развития быстроты движений ногами и развития двигательной реакции «Умей догнать», «Конники»
2 четверть Соблюдение правил поведения на занятиях
Строевые упражнения (расчет на «Первый-второй», размыкание и смыкание приставными шагами, переcтpoения из одной шеренги в две, из двух в одну: передвижение в колонне по одному с выполнением команд «В обход шагом марш!», «Противоходом, налево (направо) -марш!». «По диагонали , марш!»). Игровые упражнения: «Слушай сигнал!». «Музыкальные змейки», «Быcтpo в круг!», «Ясно и буря». «Ищи своего командира», «Назови свой цвет». Подвижные игры: «Быстро по местам!», «Солнышко». «Космонавты». «Светофор», «Паровоз». «Кто тише?». «Поезд».
Бег с высокого старта, по «кoльцaм», по линии, «змейкой», челночный, на заданное расстояние и время, под музыку. Подвижные игры: «Наступление». «Ястребы и утки», «Кто лишний?». «Перемени предмет», «Бег за флажками», «Занимай свои места». «Дай руку!», «Гуси - лебеди»
Подвижные игры для развития общей выносливости «Салки», «Салки с лентой», «Карусель», «Мяч водящему», «Круговая лента», игры в воде : «Кто лучше?» «Лодочка на вёслах», «Водное поло»
Общеразвивающие упражнения для развития координации движений: выпады вперед, в сторону, назад, с одновременным подниманием рук в стороны, вверх, отведением назад; приседание с одновременным подниманием рук в стороны, вверх, круги руками в положении «основная стойка», круги руками в выпадах; наклоны вперед в положении сидя, стоя ноги вместе, ноги врозь; выполнение упражнений под музыку; выполнение комплекса утренней гимнастики.
3 четверть Значение физических упражнений
Упражнения для осанки: у вертикальной плоскости: подняться на носки и опуститься на всю стопу; поднять вперед согнутую ногу с последующим выпрямление, отведением в сторону и опусканием, касаясь спиной плоскости, наклоны вправо и влево; с предметом на голове приседание и вставание, встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее; лазание в горизонтальной плоскости по гимнастической стенке. Упражнения на осанку в движении. Дыхание.
Равновесие (стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами: то же с поднятыми руками; то же на гимнастической скамейке: бег по гимнастической скамейке по бревну (высота 60 см): повороты стоя на бревне. повороты крутом при ходьбе на носках по рейке гимнастической скамейке.
Подвижные игры для развития силы туловища и статической выносливости (День и ночь).
4 четверть
Правильное отношение к поступкам
Лазание, перелезание (лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре присев, упоре стоя на коленях, по гимнастической стенке в горизонтальном направлении приставными шагами с попеременным перехватом руками, в вертикальном направлении разноименным и одноименным способом перелезание через бревно, опираясь руками и ногами, поочередно, перенося ноги в сед поперек и продольно: Переползание на четвереньках, на коленях через горку матов, подтягивание на руках, лежа на животе и бедрах, подтягивание в висе на перекладине (м), в висе стоя (д).
Прыжки (в длину с разбега, в сторону толчком двух ног. на двух ногах по разметкам, на одной ноге «по классам)) (квадратам в глубину) с мягким приземление, на препятствие. с короткой скакалкой - одна нога впереди, вторая сзади). Игровые упражнения: «Cкaкуны», «Челнок». «Кто выше?». «Перепрыгни через ручеёк», «Прыжки по кочкам», «Парашютиcты».
Подвижныe игры: «Попрыгунчики - воробушки». «Прыжки по полоскам», «Лиса и куры».
Упражнения зрительной гимнастики. Чтобы не было беды
Подвижные игры для развития координационных способностей: «Нос, нос, лоб», «Через кочки и пенёчки», «Два мороза», «Волк и овцы», «Птицы» , « К своим флажкам»).
Темы
Общее
В том числе
кол-
во
3 КЛАСС
часов
Теор.
Практ
(час)
(час)
1. Чего не надо бояться
Урок 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие?
1
15
30
2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
Урок 2. Учимся думать
1
15
30
Урок 3. Спеши делать добро
1
15
30
3. Почему мы говорим не правду
Урок 4. Поможет ли нам обман?
1
15
30
Урок 5. «Неправда - ложь» в пословицах и поговорках
1
15
30
4. Почему мы не слушаемся родителей?
Урок 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей?
1
15
30
Урок 7. Почему дети и родители не всегда поннмают друг друга?
1
15
30
5. Надо уметь сдерживать себя
Урок 8. Все ли желания выполнимы?
1
15
30
Урок 9. Как воспитать в себе сдержанность
1
15
30
6. Не грызи ногти, не ковыряй в носу
Урок 10. Как получить себя от вредных привычек
1
15
30
Урок 11. Как отлучить себя от вредных привычек
1
15
30
7. Как относиться к подаркам
Урок 12. Я принимаю подарок
1
15
30
Урок 13. Я дарю подарки
1
15
30
8. Как следует относиться к наказаниям
Урок 14. Наказание
1
15
30
9. Как нужно одеваться
Урок 15. Одежда
1
15
30
10. Как вести себя с незнакомым человеком и людьми
Урок 16. Ответственнoe поведение
1
15
30
11. Как вести себя, когда что-то болит
Урок 17. Боль
1
15
30
12. Как вести себя за столом
Урок 18. Сервировка стола
1
15
30
Урок 19. Правила поведения за столом
1
15
30
13. Как вести себя в гостях
Урок 20. Ты идёшь в гости
1
15
30
14. Как вести себя в общественных местах
Урок 21. Как вести себя в транспорте и на улице
1
15
30
Урок 22. Как вести себя в театре, кино, школе
1
15
30
15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки
Урок 23. Умеем ли мы вежливо общаться
1
15
30
Урок 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону
1
15
30
16. Что делать, еслн не хочется в школу
Урок 25. Помоги себе сам
1
15
30
17. Чем заняться после школы
Урок 26. Умей организовать свой досуг
1
15
30
18. Как выбирать друзей
Урок 27. Что такое дружба
1
15
30
Урок 28. Кто может считаться настоящим другом?
1
15
30
19. Как помочь родителям
Урок 29. Как доставить родителям радость?
1
15
30
20. Как помочь больным и беспомощным
Урок 30. Если кому - ни будь нужна твоя помощь
1
15
30
Урок 31. Спешите делать добро
1
15
30
21. Повторение
Урок 32. Огонёк здоровья
1
15
30
Урок 33. Путешествие в страну здоровья
1
15
30
Урок 34. Культура здорового образа жизни. (Урок - соревнование)
1
15
30
Содержание программы
Третий класс «Физкульт – ура! Собираем команду со своего двора!»
1 четверть Кто лучше играет?
Основы здорового образа жизни (философия цветка)
Осанка
Положение головы, рук, ног, туловища.
Ходьба (со сменой длины и частоты шага. с перешагиванием через препятствия, выпады влево и вправо. ступая в кольца или в круги. «утиным шагом». переступая через «барьер». скрестным шагом влево и вправо: ходьба с музыкальным сопровождением).
Прыжки (толчком двух ног с поворотом на 180 градусов в глубину, в высоту с разбега, с короткой скакалкой на одной ноге, в сторону через резинку. «по классам», попеременно на одной или двух ногах по заданию). Игровые упражнения: «Парашютисты». Подвижные игры: «Прыжки по полоскам». «Салки на одной ноге». «Салки в приседе». «С кочки на кочку». «Зайцы в огороде». «Эстафеты с прыжками».
Упражнения на релаксацию.
Подвижные игры для развития быстроты, двигательной реакции: «Купец», «Пустое место». «Успей выбежать». «Птица без гнезда».
2 четверть Кто больше игр знает?
Строевые упражнения: выполнение команд: «Шире шаг!». «Чаще шаг!». «Реже», построение в две шеренг, перестроение из двух шеренг в два круга: выполнение команд: «Противоходом по одному налево и направо в обход марш!». «Змейкой - марш!». выполнение команды для движения по ориентирам. «Зигзагом». Игровые упражнения: «Быстро в круг!». «Слушай командира!». «Музыкальная затейка». Подвижные игры: «Слушай сигнал!», «Точный поворот».
Бег с изменением скорости в заданном темпе, с преодолением условных препятcтвий, переменный, с передачей эстафет, с форой (преимуществом): на расстояние в заданное время. под музыку. Подвижные игры: «Мышеловка». «Мы - веселые ребята!». «Гонка крабов».
Общеразвивающие упражнения для развития координации движений (выпады вперед, в сторону, назад. приседания с разноимёнными движениями рук (одна в сторону, вторая вперед: одна вверх, вторая в сторону, и т.п.): приседания и выпады с одновременными кругами руками, наклоны. выпады и приседания со скакалкой, с палкой в сочетании с движениями предметов. выполнение этих упражнений под музыку; комплекс утренней гимнастики).
Танцевальные упражнения (танцевальный ход «Полонез»: танцевальный ход «Bальс»).
Подвижные игры для развития быстроты движений руками, ногами. cкopocтно-силовых качеств рук («Перегони мяч». «Передай - садись». «Отбери мяч». «Выбей водящего». «Очисти сад от камней» «Перетягивание каната»).
3 четверть Кто больше игр придумает?
Упражнения с предметом на голове (в стойке, ноги скрестно. руки в стороны повороты кpyгом: приседание в стойке скрестно: в стойке скрестно, руки в стороны, приседание с вставанием и последующим поворотом кругом (в обе стороны), лазание по гимнастической стенке в вертикальном направлении изученным ранее способом).
Дыхание.
Равновесие (ходьба по бревну на носках с поворотом кругом и на 360: ходьба по бревну приставным шагом, то же в сторону, то же на носках, упор присев, стоя на колене; соскок из упора присев). подвижные игры: «Медведь и пчёлы». «Перелет птиц». «Ловля обезьян» «Пожарные на учениях».
Подвижные игры для развития координационных способностей: «Запрещенное движение». «Лиса и куры».
4 четверть Игры - соревнования
Лазание, перелазание (лазание по гимнастической стенке в горизонтальном направлении с поворотом на 360: в вертикальном направлении одноимённым способом. смешанным способом: на руках без помощи ног: перелазание, наступая (через бревно). зацепом (через гимнастического коня: переползание по- пластунски на боку).
Метание набивного мяча (0.5 кг) двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя лицом в сторону метания (8-10): снизу вперёд-вверх из того же исходного положения на дальность (10-12) и заданное расстояние (4-6). Метание малого мяча с места, из положения стоя лицом в сторону метания на дальность (8-10) и заданное расстояние (8-10): в горизонтальную и вертикальную цель (2.5м х 2.5м) с расстояния (4-5). Игровые упражнения: «Попробуй - отбери!». «Мяч по кругу», «Передача мячей». «Кто дальше не уронит?», «Стой!». «Попади в круг». «Сбей кеглю!». Подвижные игры: «Мяч в кругу». «Охотники и утки». «Гонка мячей по кругу». «Мяч капитану». «Переброска мячей». «Мяч через веревочку». «По наземной мишени». «Эстафета с мячом».
Упражнения зрительной гимнастики
Спортивный праздник «Физкvльт - Ура! На каникулы пора!».
Подвижные игры для развития общей выносливости: «Кто быстрее», «Мяч капитану», «Быстрый лыжник», «Водное поло», «Два дома», «Составление поезда».
Тема
Общее
В том числе
4 КЛАСС
кол-во
часов
Теор.
Практ
(час)
(час)
1. Наше здоровье
Урок 1. Что такое здоровье?
1
15
30
Урок 2. Что такое эмоции?
1
15
30
Урок 3. Чувства и поступки
1
15
30
Урок 4. Стресс
1
15
30
2. Как помочь сохранить себе здоровье
Урок 5. Учимся думать и действовать
1
15
30
Урок 6. Учимся находить причину и последствия событий
1
15
30
Урок 7. Умей выбирать
1
15
30
3. Что зависит от моего решения
Урок 8. Принимаю решение
1
15
30
Урок 9. Я отвечаю за своё решение
1
15
30
4. Злой волшебник табак
Урок 10. Что мы знаем о курении
1
15
30
5. Почему некоторые привычки называются вредными
Урок 11. Зависимость
1
15
30
Урок 12. Умей сказать НЕТ
1
15
30
Урок 13. Как сказать НЕТ
1
15
30
Урок 14. Почему вредной привычке ты скажешь, нет?
1
15
30
Урок 15. Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения
1
15
30
6. Помоги себе сам
Урок 16. Волевое поведение
1
15
30
7. Злой волшебник наркотик
Урок 17. Алкоголь
1
15
30
Урок 18. Алкоголь - ошибка
1
15
30
Урок 19. Алкоголь - сделай выбор
1
15
30
8. Злой волшебник наркотик:
Урок 20. Наркотик
1
15
30
Урок 21. Наркотик тренинг безопасного поведения
1
15
30
9. Мы одна семья
Урок 22. Мальчишки и девчонки
1
15
30
Урок 23. Моя семья. (Нестандартные уроки и уроки-праздники)
1
15
30
10. Повторение
Урок 24. Дружба
1
15
30
Урок 25. «День здоровья»
1
15
30
Урок 26. Умеешь ли правильно питаться?
1
15
30
Урок 27. Я выбираю кашу
1
15
30
Урок 28. Чистота и здоровье
1
15
30
Урок 29. Откуда берутся дети? (игра-путешествие)
1
15
30
Урок 30. Чистота и порядок
1
15
30
Урок 31. Будешь, делать хорошо и не будем плохо
Урок32 Урок – КВН «Наше здоровье»
Урок 33. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!»
Урок 34. Будьте здоровы
1
1
1
1
15
15
15
15
30
30
30
30
Четвёртый класс «Физкульт – Ура! На природе детвора!
Ходьба (с ускорением, с акцентированным шагом, спортивная ходьба, с изменением направления по команде, ходьба с музыкальным сопровождением).
Прыжки (в шаге, в длину, на точность приземления, в глубину на мягкость приземления, в высоту и с мecтa разбега на результат, в длину с мecтa и с разбега на результат, через палку (мальчики), с короткой скакалкой на одной и двух ногах с продвижением вперед, назад, влево, вправо). Игровые упражнения: «Парашютисты», «Сохрани равновесие», «Бег со скакалкой в парах, тройках». Подвижные игры: «Boлк во рву». «Не попадись!». «Удочка». «Классы» «Перемена мест». «Бой петухов».
Упражнения на релаксацию
Подвижные игры для развития координационных способностей
2 четверть Игры Вместе С Осенью
Строевые упражнения: вьполнение команд: «Становись». «Равняйсь», «Смирно». «Волъно», повороты кpyгoм, на месте, расчет по порядку: перестроение на месте из одной шеренги в три (четыре) уступами: выполнение команд для слияния «Через центр по одному марш!», для «разведения», для «сведения»). Игровые упражнения: «Лучший командир». «Найди флажок!». «Кто тише?». Подвижные игры: «Где звенит?», «Точный поворот», «Kлacc, смирно!».
Бег с высоким подниманием бедра, семенящим шагом, прыжками, челночный бег 10х5 м. 3хl0 м. по заданной схеме. бег на короткую дистанцию на результат, на расстояние в заданное время (до 6 минут». Подвижные игры: «Мышеловка». «Мы - веселые ребята!». «Караси и щука». Метание (набивного мяча (1 кг), из положения, стоя лицом в направлению метания двумя руками от груди (10-12), из-за головы вперед-вверх (8-10), снизу вперед-вверх на дальность (10-12) и заданное расстояние (6-8). Метание малого мяча с места, из положения стоя лицом по направлению мeтaния. Левая (правая) впереди на дальность (10-12) и заданное расстояние (10-12): в горизонтальную и вертикальную цель (1.5 м х 1.5 м) с расстояния 5 м. Игровые упражнения: «Попади в обруч!», «Метко в цель», «Кто дальше?». Подвижные игры: «Мяч водящему», «Охотники и зайцы», «Брось флажок!», «встречная эстафета с мячом». Общеразвивающие упражнения для развития координацию (сочетание выпадов. приседаний с движениями рук (дугами и кругами) без предметов и с предметами (скакалки. палки, гантели): выполнение под музыку: комплекс упражнений утренней гимнастики). Танцевальные упражнения: ( усложненные варианты танцевальных ходов «Полька». «Полонез», «Мазурка», «Вальс» с движениями рук, головы, туловища.
Подвижные игры для развития быстроты
3 четверть Игры вместе с Зимой
Упражнения для осанки (с предметом на голове, лазание по гимнастической стенке в горизонтальном и вертикальном направлении, ходьба боком по рейке. перевернутой гимнастической скамейке: повороты на 3600 стоя на рейке гимнастической стенки: передвижение по рейке гимнастической стенки с поворотом на 3600, ходьба по наклонной скамейке
Дыхание.
Упражнения в равновесии на бревне (ходьба широким шагом, ходьба с грузом на голове с поворотами: поворот прыжком на 900: положение старта стоя продольно, соскок прогнувшись в доскок).
Викторина «От «А» до «Я»».
Игры на лыжах: «Кто дальше?», «Пятнашки простые», «Шире шаг!». «Кто самый быстрый», «Не задень!». «За мной!», «Эстафета без палок». Игровые упражнения: «Самокат». «Коньковый ход», «Упряжка». «Ловкий - смелый». «Не сбей ворота!». «правильно и быстро», «По местам!».
Подвижные игры для развития гибкости.
4 четверть Игры вместе с Весной
Лазание, перелазание (лазание на руках по наклонной и горизонтальной гимнастической лестнице, по канату в два приема; перелазание подсаживанием через гимнастического коня; переползание с грузом на спине, от ползание в сторону).
Метание (набивного мяча (1 кг), из положения стоя лицом в направлении метания двумя руками от груди (10-12), из-за головы вперед-вверх (8-10), снизу вперед-вверх на дальность (1012) и заданное расстояние (6-80. Метание малого мяча с места. из положения стоя лицом в направлении метания, левая (правая) впереди на дальность (10-12) и заданное расстояние (1012); в горизонтальную и вертикальную цель (1.5м х 1,5м) с расстояния 4-5м
Подвижные игры: «Мяч - водящему», «Охотники и утки», «Брось флажок!»
Упражнения зрительной гимнастики.
Спортивный праздник «Здравствуй, Лето!».
Подвижные игры для развития общей и динамической силовой выносливости: «Быстрый лыжник», «Кто быстрее», «Водное поло». «На север, запад, юг. Восток», «Мяч капитану».
Я предлагаю методику проведения занятий - уроков подвижных игр. Поскольку основной формой физического воспитания, обеспечивающей необходимый уровень знаний, умений и навыков является урок физической культуры, он составляет основу физического воспитания, обеспечивая его разносторонность. На занятиях, стремлюсь повысить уровень двигательной активности младших школьников до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; повысить функциональные возможностей организма детей с целью противостояния неблагоприятным факторам.
Предлагаемая мною методика проведения физкультурно-оздоровительных форм занятий существенно отличается от традиционной, поскольку предполагает максимальное включение подвижных игр в жизнь и деятельность младших школьников.
Оценивая учащихся начальных классов, я стремлюсь создать детям нормальные условия для полноценной реализации их функциональных возможностей и двигательных потребностей, позволяя победить чувство страха перед школьным предметом «Физическая культура». Оценивая учащихся, стараюсь поверить в своих учеников, поверить в их силы, дать им возможность дотянуться до своей высшей планки развития. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их школьная жизнь, их учебный труд станут более качественным и успешным.
Основная функция контроля со стороны учителя ведется в постоянном прослеживании процесса развития младшего школьника, своевременном внесении необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию функциональных возможностей и двигательных потребностей учащихся.
Виды контроля при этом могут быть следующие:
1. Самостоятельная двигательная деятельность учащихся на занятиях курса.
2. Игры-эстафеты.
3. Диагностическое тестирование.
4. Соревнования
5. Характеристики.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Закон ожидания: Тот, кто много ожидает от других, и тот, кто ждет малого, получает то, что ожидает получить.
Принципы закона ожидания:
Все от всего всегда чего - то ожидают.
Ожидания воздействуют на нас и на других.
Наши ожидания уходят корнями в прошлое, влияют на настоящее и оказывают воздействие на будущее.
Ожидания проявляются в наших отношениях и поступках.
Ожидания влияют на будущее независимо от того, сформулированы они или нет.
Ожидания вредят, если они слишком занижены или завышены слишком долго.
Наши ожидания придают другим силы, если мы руководствуемся любовью.
Пять самых важных слова в любом языке: «Что ты об этом думаешь?»
Четыре самых важных слова в любом языке: "Я очень горжусь тобой!"
Три самых важных слова в любом языке: «Если тебе угодно»
Два самых важных слова в любом языке: «Благодарю тебя»
Одно самое важное слово в любом языке: "Ты!" Хочешь быть здоровым - будь им!
Составила и переработала дополнительную программу «Основы развития жизненно важных навыков» учитель физической культуры Авдеева Ольга Леонидовна на материале «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Обуховой Л.А, Лемяскиной Н.А.