kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика планирования подготовки борцов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе подробно описыввается методика составления: перспективных, годовых, индивидуальных планов планирования учебно-воспитательного процесса. Суть микроциклов, мезоциклов, макроциклов. Описаны физические качества, необходимые борцу и оценка технического мастерства спортсменов. Работа может быть использована учителями физической культуры в своей работе для дополнительных занятий в секции по борьбе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика планирования подготовки борцов »

0



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по борьбе» муниципальное образование город Краснодар















МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ













Составитель:

инструктор-методист МБОУ ДОД «СДЮСШОР по борьбе» МО город Краснодар

Козлова Анна Александровна







Краснодар, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………стр. 3

Перспективное планирование……….…………………………………стр. 3-4

Годовое планирование………………………………………………….стр. 4-5

Индивидуальный план………………………………….………………стр. 5

Микроцикл, мезоцикл и макроцикл…………………………………...стр. 6

Физические качества борца и оценка технического мастерства

спортсменов…………………………………………………………….стр. 6-7

Список литературы……………………………………………………...стр. 8



































ВВЕДЕНИЕ

Целью спортивной тренировки борца является совершенствование техники и тактики борьбы, совершенствование необходимых физических и психических качеств и достижение высокого спортивного мастерства.

В задачи тренировки входят такие элементы, как укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие спортсмена, развитие силы, ловкости, быстроты и выносливости, повышение теоретических знаний в области спорта, гигиены, контроля и самоконтроля, воспитание морально-волевых качеств, патриотических чувств к Родине, преданности коллективу.

Тренировочная работа определяется периодами и этапами подготовки с учётом возраста, спортивного стажа, уровня спортивного мастерства, тренированности и другими факторами для каждого спортсмена в отдельности.

Процесс спортивной тренировки борца слагается из пяти взаимосвязанных между собой частей: общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технической подготовки, тактической подготовки, психологической подготовки. Психологическая подготовка решается попутно с физической, технической и тактической подготовкой и является единым учебным процессом.

Борьба за достижение высоких спортивных результатов из года в год поднимает вершины спортивного мастерства. Это выдвигает задачу совершенствования методики спортивной тренировки борцов и требует точного, продуманного и более рационального планирования, которое безусловно, в дальнейшем будет также совершенствоваться.

В настоящее время существует перспективное планирование (на 4 года), текущее планирование на каждый год и оперативное планирование на месяц или на недельный цикл тренировки борца.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разработка перспективных планов даёт возможность определить и наметить рост спортивного мастерства спортсмена. Повышение функциональной возможности организма спортсмена и приобретение новых навыков, воспитание волевых качеств, достижения высокого спортивного мастерства требуют многолетней непрерывной тренировки, которая должна вестись систематически по определённому плану. Мастерство, достигнутое в одном году, должно повышаться и совершенствоваться в следующем году. В перспективном плане должна быть тенденция возрастающих требований к различным сторонам подготовки спортсмена. При планировании необходимо равняться на опыт передовых тренеров и спортсменов, на научно обоснованные методы тренировок и на использование.

Перспективный план составляется как для команды борцов, так и для каждого борца в отдельности. План для команды должен включать в себя намечающиеся перспективы для команды борцов. В нём содержатся лишь установки, которые могли бы распространяться на всех борцов команды. В плане указываются цель и задачи подготовки команды, основные соревнования и этапы подготовки. Общий план команды, а также индивидуальные перспективные планы спортсменов должны быть увязаны между собой.

Приступая к составлению плана, тренер должен определить спортивную характеристику занимающегося.

После того как спортивная характеристика спортсмена составлена и уровень его мастерства определён, в перспективном плане намечаются задачи дальнейшего совершенствования технической, тактической, физической и волевой подготовки спортсмена, а также намечаются основные средства тренировки для решения этих задач. Планирование спортивных показателей спортсменов в соревнованиях и ставится задача спортсмену.

ГОДОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Цели и задачи подготовки, намеченные в перспективном плане, распределяются по годам. Выполняя в каждом году отдельные задачи перспективного плана, борец постепенно решает все задачи подготовки и достигает намеченной цели.

Годовой тренировочный цикл состоит их трёх периодов – подготовительного, соревновательного и переходного. Соревновательный период в свою очередь подразделяется на этапы – предварительной подготовки, специальной подготовки, этап соревнований и послесоревновательный этап.

Годичное планирование, постановка новых задач и разработка нормативов на год должны базироваться на обобщении и глубоком анализе тренировки борца в предшествующие годы. Планы должны быть реальными и составлены с таким расчётом, чтобы они способствовали всестороннему развитию спортсмена из года в год. В плане надо определить физическое состояние спортсмена, установить, на развитие каких качеств надо обратить внимание, выяснить, какие показатели низки и по каких причинам они не достигли желаемого уровня развития. Определяя рост спортивного мастерства, и ставя задачу спортсмену, необходимо учитывать его волевую подготовку, возможности и работоспособность. За основу надо брать наиболее важные для данного борца соревнования. Участие в соревнованиях меньшего масштаба будет служить этапом подготовки к основным соревнованиям.

Запланировав соревнования, надо наметить место, которое спортсмен предполагает занять, и определить количество учебно-тренировочных и других занятий на всех этапах подготовки.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

Одно из наиболее важных направлений подготовки спортсменов – построение индивидуального плана, особенно для спортсменов высокой квалификации. Основная задача тренера – анализировать динамику роста спортивных результатов и на её основании построение индивидуального плана подготовки спортсмена, учитывая физиологические, психологические особенности, наследственную предрасположенность, морально-волевые качества.

Индивидуальный план подготовки составляется на основании плана тренировочного года. Его разработка связана с учётом календаря спортивно-массовых мероприятий и многих сопутствующих факторов и условий спортивной деятельности. Прежде всего, следует иметь в виду централизованные учебно-тренировочные сборы, основную учебную (или производственную) деятельность, восстановительные процедуры, научные обследования, переезды к местам соревнований или учебно-тренировочных сборов, дни отдыха и т.д. В годичном плане тренировки необходимо рассчитать, когда будет возможно достижение лучшего состояния тренированности (к главным соревнованиям). Для этого в каждом макроцикле выделяются главные и контрольные соревнования и соответственно им определяется структура и функции каждого макро- и мезо-цикла.







МИКРОЦИКЛ, МЕЗОЦИКЛ И МАКРОЦИКЛ.

Микроцикл – это относительно законченная часть учебно-тренировочного процесса, охватывающая несколько дней, как правило, не больше недели. Принято характеризовать микроциклы по структуре и направленности. В спортивной борьбе структура микроциклов бывает различная – 5:2, 4:1, 3:1, 2:1 (соотношения дней тренировок и отдыха). По направленности микроциклы бывают такие: развивающий, ударный, втягивающий, поддерживающий, разгрузочный, адаптационный, специализированный, контрастный, реаклиматизационный и др.

Мезоцикл – система нескольких последовательно соединенных микроциклов, в ходе которых решается крупная смысловая задача подготовки. Типичные мезоциклы включают в себя от 3 до 6 микроциклов.

Макроцикл – это законченный цикл спортивной подготовки, обязательно включающий крупное соревнование или группу соревнований. Макроциклы обычно бывают годовыми или полугодовыми.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА БОРЦА И ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СПОРТСМЕНОВ

Борец должен обладать силой в сочетании с выносливостью, он должен суметь применить максимальное усилие в любой из моментов на протяжении всей схватки. Поэтому методика развития силы борца сочетается с развитием быстроты движения и выносливости, имеет свои особенности. Упражнения для развития силы следует проводить таким образом, чтобы они в своём большинстве имели сходство со структурой движения самой борьбы, тогда одновременно с развитием силы будут совершенствоваться техника и другие необходимые качества борца.

Борец, обладающий ловкостью, имеет больше оснований идти на обострение борьбы, на обоснованный риск в борьбе, так как он, имея превосходство в ловкости, опережает своими действиями действия противника. Чем выше ловкость борца, тем больше у него возможность для всестороннего развития техники и тем опаснее он для противника.

Гибкий борец, обладающий сильным мостом, имеет большое преимущество. В случае опасного положения он с помощью моста может избежать поражения. Гибкость также даёт возможность более широко применять технические действия и более эффективнее использовать все качества борца.

Для борца чрезвычайно важно тренировать скоростную выносливость. В первый год подготовки рекомендуется уделять внимание развитию аэробных возможностей борцов, что позволит заложить предпосылки к освоению больших тренировочных нагрузок, как по объёму, так и по направленности. Во второй год целесообразно построить подготовку таким образом, чтобы повысить максимум анаэробной производительности. В третий год большое внимание следует уделить совершенствованию анаэробно алактатного компонента выносливости. В четвертом году решается задача достижения такого уровня выносливости, который обеспечит надежное выполнение основных целей четырёхлетия («функциональная избыточность»).

Планирование подготовки борцов может быть эффективным при наличии объективных оценок тренировочных и соревновательных воздействий. При выполнении тренировочных заданий в пульсовых режимах от 156 уд/мин до 180-190 уд/мин (III зона интенсивности), энергообеспечения организма осуществляется смешанным путём: аэробные процессы достигают своего максимума, стартовавшие анаэробные реакции также набирают мощность, т.е. происходит развитие систем организма, обеспечивающих как аэробную, так и анаэробную производительность.

ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

  1. Показатель эффективности, определяемый по отношению количества чистых побед к общему числу поединков.

  2. Показатель активности, рассчитываемый как отношение количества очков в поединках, где результат определяется по очкам, к числу таких поединков.

  3. Показатель пассивности – отношение количества предупреждений к общему числу поединков.

При планировании тренировочного дня и отдельных занятий нужно прогнозировать динамику состояний работоспособности воспитанников. Чем точнее прогноз состояний, тем точнее план тренировки. При этом объекты планирования (динамика физиологических и психологических нагрузок, состояние тренированности, результаты участия в соревнованиях, научные исследования и т.д.) требуют особого внимания.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1991. № 12 с. 11-20

  2. Подливаев Б.А., Грузных Г.М. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.-М.: Советский спорт, 2004.- 272 с.

  3. Пономарёв Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребности у человека в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1988. № 10. С. 2-4.

  4. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровосбережения студентов в гуманистически ориентированном вузе: Монография.- Краснодар.-Куб.ГУ. 2002.- с. 41-44.

  5. Семёнов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков. Изд.- Советский спорт.- М. 2005.- с. 9-17.

  6. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.- 1984.

  7. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки.- М.- Советский спорт.- 1997.- с. 92-107.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика планирования подготовки борцов

Автор: Козлова Анна Александровна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192875

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Планирование технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе и методика обучения"
    ["seo_title"] => string(88) "planirovaniietiekhnikotaktichieskoipodghotovkivghriekorimskoiborbieimietodikaobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "266100"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450094827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Планирование технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе и методика обучения"
    ["seo_title"] => string(89) "planirovaniietiekhnikotaktichieskoipodghotovkivghriekorimskoiborbieimietodikaobuchieniia1"
    ["file_id"] => string(6) "266101"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450094834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства