kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методы воспитания и критерии оценки координационных способностей юных лыжников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Врачебный контроль. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

Просмотр содержимого документа
««Методы воспитания и критерии оценки координационных способностей юных лыжников»»

МАОУ ДОД «Детско – юношеская спортивная школа»




Методическая тема на 2014 – 2015 учебный год:

«Методы воспитания и критерии оценки координационных способностей юных лыжников»







Выполнил: тренер преподаватель

Носков Николай Симонович







г. Верещагино 2015 г.




Содержание





Введение

1. Характеристика и виды координационных способностей

2. Средства развития координационных способностей

3. Методы воспитания координационных способностей у юных лыжников

4. Форма проявления и критерии оценки координационных способностей

Выводы

Список литературы





























Введение



Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных способностей.

Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования координационных способностей, получило широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, горнолыжный спорт, как один из сложно-координационных видов спорта, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных способностей.

Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных способностей в горных лыжах разработана недостаточно.

Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных способностей у лыжников носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных способностей с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса.

Все это послужило для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием координационных способностей у юных лыжников.

Таким образом, целью нашей работы является изучение координационных способностей, в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть характеристику и виды координационных способностей,

2. Изучить средства и методы развития координационных способностей,

3. Рассмотреть формы проявления и критерии оценки координационных способностей у юных горнолыжников.

Объектом исследования являются координационные способности, а предметом: средства и методы развития координационных способностей. Методом исследования используется изучение и анализ литературных источников.


Характеристика и виды координационных способностей



Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то со­держание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие- то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).

Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и автори­тетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, фи­зиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы».

Это определение и по сей день является одним из наиболее распрост­раненных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна (1947, 1991), главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы.

К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом обыч­но относят:

1. Необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.

2. Преодоление большого количества степеней свободы, которые при­сущи человеческому телу.

3. Упругая податливость мышц (Н.А. Бернштейн, 1991).

В последнее время трудности построения целостного двигательного действия связывают также со сменой двигательных программ, когда начало одной накладывается на окончание другой. Двигательные программы формируются под влиянием накопленного опыта, следов прошлых действий и «потребного будущего» прогнозируемого результата. Программа двигательного действия - это механизм «объединения» прошлого, настоящего и будущего, механизм согласования движения с его смысловым содержанием. Одновременные и последовательные взаимодействия двигательных программ объединены переходными механизмами. Между ними имеются переходные состояния, когда в центральных структурах управления движениями существуют не одна, а две или несколько альтернативных программ. Переходные механизмы являются ключевым механизмом становления биомеханической структуры движений.

В физиологическом плане включение понятия «избыточные степени свободы» в определение координации достаточно, но в педагогическом — это явный пробел, поскольку научное понятие лишено важной для практики стороны координации — успешности решения задачи. Он предлагает выделять три вида координации при выполнении двигательных действий — нервную, мышечную и двигательную.

«Нервная координация — согласование нервных процессов, позволя­ющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи. Мышечная координация — это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов». Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею (Властовский Г.П. 1976).

Двигательная координация — согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею» (Ашмарин Б.А. 1990).

При одной и той же задаче, но разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи. При этом координация движений — это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия.

Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно - моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) — зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и др.

Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и про­исходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов - зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами - проприорецептивными и вестибулярными.

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций (Н.В. Зимин, 1970).

Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказа­лось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмо­циональных воздействий при длительном отсутствии систематических тре­нировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений. Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее со­вершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированность есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. 2003).

Известно, что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их (Верхлин В.Н. 1990). Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.

В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двига­тельных задач разной координационной сложности и обусловливающих ус­пешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов, индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. (Ю.Ф. Курамшин, 1985).

Координационные способности характеризуют индивидуальную пред­расположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками. Из сказанного следует, что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов (Филин В.П. 1978).













Средства развития координационных способностей.



Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время (О.Н.Москвиченко, Т.А.Шубина 1991).

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. 2003).

Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

1. Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

2. Развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению (Верхлин В.Н. 1990).

По мнению ряда авторов (Г.Д. Харабуга, 1974; Л.П. Матвеев, Д.Д. Новикова, 1976) подвижные и спортивные игры должны применяться не только в период начального обучения движениям, но и в период совершенствования (в усложненных условиях). Они позволяют совершенствовать такие качества, как смелость, инициативность, решительность, скорость, быстрота реагирования, ориентировка, находчивость, самостоятельность, координация движений и т.д.

Ряд авторов отмечают, что для развития координационных движений могут быть использованы любые упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают элемент новизны. По мере автоматизации навыки значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается ( Зациорский В.М., 1976; Грантынь К.Х., Пономарев П.П., Янанис С.В., 162; Ильин Н.П., 1979; Попов В.П., ГрузновК.Г., 1986; Платонов В.Н., 1986; Матвеев Л.И., 1991).

Арпад Чанади (1985) предлагает для развития ловкости упражнения из гимнастики, игровые и соревновательные упражнения, подчеркивает не нужно доводить их до автоматизма, а наоборот, комплексы упражнений должны подбираться так, чтобы перед игроками постоянно были новые задачи.

Е.И. Ильин (1979) рекомендует четыре направления развития координационных способностей:

1. Овладение новыми упражнениями;

2. Увеличение координационных трудностей;

3. Борьба с мышечной напряженностью;

4. Повышение способности поддерживать равновесие тела.

Тренировка координационных способностей может достаточный эффект лишь при применение специальных целенаправленных и систематизированных педагогических воздействий (Р.И. Нуримов, 1980; И.М. Туревский, 1980). Автор отмечает, что традиционные средства на развитие координационных способностей, дают эффект лишь на начальном этапе тренировок, а затем их эффективность значительно снижается. Поэтому автор рекомендует применение тренажерных устройств для тренировок различных форм проявления координационных способностей (Туревский М.М. 1980).

В.И. Лях (1989) предлагает два вида упражнений для развития координации движений:

1. Аналитические; направленные на развитие координационных способностей, относящиеся к однородным группам двигательных действий (например, все виды акробатических упражнений, циклические движения, разновидности ходьбы, бега, плавания, метательные движения).

2. Синтетические; координационные упражнения, которые содействуют развитию 2-х или более координационных способностей (эстафеты, подвижные и спортивные игры, полоса препятствий и т.д.).


























Методы воспитания координационных способностей у юных лыжников.



При воспитании координационных способностей используются следующие основные методы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально - прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению (Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. 1994).

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а)  в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б)  применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др. (Курамшин Ю.Ф.2003).

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный (Ялакас С.И. 1974).

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях (Жубер Ж.2000).

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменений силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.); (Матвеев А.П.1991).

-  изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения, стоя - ловля, сидя и наоборот);

- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину и глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров (Иванов В.В.1991).

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «пятнашки» ставится задача как можно больше играющих запятнать за 3 минуты или запятнать с помощью волейбольного мяча, или запятнать в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающихся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации (Матвеев Л.П.1977).

































Критерии оценки и форма проявления координационных способностей.



Критерий (греч. Kriterion) — признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. Соответственно под критериями оценки координационных способностей следует понимать ос­новные признаки, с помощью которых измеряется, оценивается уровень координационных возможностей человека и отдельных элементов, их со­ставляющих (Верхошанский Ю.В.1988).

В качестве главных критериев оценки КС выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно); быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К ос­новным качественным характеристикам оценки КС относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным — точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. В практике, наряду с данными показателями, учитывают и другие (Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. 1994).

Во многих случаях данные признаки КС проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении КС, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени развития КС судят одновременно по двум или нескольким признакам. В числе таких комплексных критериев выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеется требование к КС человека. Например, КС измеряются по результату челночного бега 3 по 10 или 3 по 15м; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки. Однако следует иметь в виду, что многие из перечисленных критериев оценки КС, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и специфические разновидности. В частности, имея в виду точность движений, необходимо сразу оговориться, о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождественна меткости. КС могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движений (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость). Установлено, что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, т.е. повторять заданный параметр (Е.П. Ильин, 1976, 1983).

Это касается и других признаков КС. Так, быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.

Экономичность движений как одно из свойств КС характеризуется от­сутствием или минимумом лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и от уровня физической подготовленности за­нимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижения.

Стабильность — это такая малая вариативность основных биомехани­ческих характеристик движений и результата, показанного в каком-либо упражнении. Она характеризуется малым диапазоном (разбросом, дисперсией) отклонений регистрируемых показателей. Чем меньше разброс, т.е. различие в показанных результатах, тем выше стабильность.

Говоря о стабильности, имеют в виду, прежде всего, степень попадания результата или каких-либо характеристик в область значений с заданным расстоянием между ее границами. Чем уже эта область, т.е. чем ближе друг к другу ее верхняя и нижняя границы и чем больше процент попаданий рассматриваемого показателя в эту область, тем выше его стабильность. Чрезмерные отклонения в характеристиках системы движений вызывают деавтоматизацию двигательного навыка, снижение эффективности управления движениями (Н.А. Бернштейн, 1947; Д.Д. Донской, 1968). У новичков в процессе овладения техникой двигательных действий сначала разброс разных характеристик велик — движения неточны. По мере овладения техникой движения становятся точнее, разброс уменьшается. Однако по мере роста мастерства диапазон отклонений вновь расширяется, но в допустимых пределах.

Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение ста­бильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, выполнение гимнастом упражнений на кольцах, оцененное в диапазоне 14,000-14,200 балла, свидетельствует о большей стабильности результата, чем при оценке в диапазоне 18,500-19,000 балла. Если гимнаст получает, скажем, на кольцах от 18,000 до 18,500 балла, а раньше получал от 17,800 до 18,000 балла, то стабильность результатов стала ниже, хотя сам результат повысился.

Эффективность двигательной деятельности обусловлена не только ста­бильностью, но и надежностью исполнения упражнения. Эти показатели, несмотря на то, что определенным образом связаны между собой, ха­рактеризуют разные свойства системы движений. Надежность очень сложный, еще недостаточно изученный показатель дееспособности человека. Сложность этой проблемы состоит в том, что невероятно сложен механизм управления движениями человеческого тела. Согласно мнению Б.Н. Коренберга (1970), надежность означает вероятность выполнения действий с заданным результатом или целевым эффектом в определенное время. Критерием надежности исполнения упражнения является достижение или превышение заданного уровня. Иными словами, попадание в область значений, ограниченную только одной — нижней границей. Если упражнение выполняется ниже заданного уровня, вследствие чего снижается качество его исполнения, то это отражает низкий уровень двигательной надежности человека. И, напротив, когда в каждом случае упражнение выполняется на требуемом уровне установленного качественного уровня достижений (точности, быстроты, экономичности движений) или выше его, то надежность его исполнения и стабильность будут достаточно высокими. Например, если гимнаст на соревнованиях в состоянии получить в отдельных упражнениях оценку 19,500 балла и это в полной мере соответствует текущему уровню его подготовленности и мастерства, то диапазон результатов 19,500-19,700 балла отражает высокую надежность, а диапазоны, ниже 17,500- 18,000 балла среднюю или низкую. В первом случае стабильность и надежность совпадают, во втором — нет.

Так же как и при измерении других физических способностей, здесь следует различать два вида показателей:

1. Абсолютные — без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей индивида.

2. Относительные (парциальные) — с учетом развития этих способно­стей, когда их влияние каким-либо образом исключается.

Например, время челночного бега 3 по 10 м это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у детей. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно — координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход воспитательного процесса. К числу основных координационных способностей относятся:

-способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

-способность к ориентированию в пространстве;

-способность к равновесию;

-способность к перестраиванию движений;

-способность к соединению (комбинированию) движений;

-способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к нео­бычной постановке задачи;

-способность к выполнению заданий в заданном ритме;

-способность к управлению временем двигательных реакций;

-способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

-способность к рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационым способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других — вспомогательную.

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание. Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:

1. Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов).

2. Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга).

3. Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.














Выводы.



1. Координационные способности характеризуют три основных вида; нервная, мышечная и двигательная координация. Мышечная координация - согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего становятся возможным движение. Нервная координация - следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи. Двигательная координация - согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующие двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма.

Координационные способности - это относительно закрепленные более или менее обобщенные специфические особенности протекания психомоторных процессов, которые, в определенной степени, способствуют осуществлению конкретной спортивной деятельности.

2. К средствам развития координационных способностей относят, физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны, общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.). Основными методами развития координационных способностей являются: метод вариативного упражнения, игровой, и соревновательный метод.

3. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, т.е. когда движение приводит к требуемой цели (делает то, что нужно); рациональность движений и действий (выполняет так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия. Для определения координационных способностей используют следующие тесы; челночный бег, бег с изменением направления движения, преодоление полосы препятствий, в которую входит комплекс упражнений (лазания по подвесной лестнице, ходьба и бег по бревну, перепрыгивание через барьеры, прыжки в глубину, бег по пересеченной местности, хождение по канату, прыжки на батуте, комплекс акробатических упражнений на ковре для совершенствования вестибулярного аппарата, прохождение участков трассы с произвольным изменением скорости для совершенствования чувства времени и скорости и т.д.







Список литературы.



1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / М.: Физкультура и спорт, 1978. - 301 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания 1979г. М.

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания 1990г. М.

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера 1971г.

5. Москвиченко О.Н. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие / сост. О.Н. Москвиченко, Т.А.Шубина. Красноярск: КГТУ, 1999.

6. Верхлин В.Н. Технические средства обучения на уроках физической культуры М, "просвещение" 1990г.

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов М, ФНС, 1988г, стр.55-272

8. Властовский Г.П. Акселерация роста и развития детей. - М., Из-во МГУ, 1976.

9. Вопросы юношеского спорта. Под общей ред. к.и.н. В.П. Филин. — М.: «ФиС», 1967.- 145с.

10. Гальдасман А.Б, Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста М, ФИС 1960г.

11. Горнолыжный спорт. Учебное пособие для тренеров .М., Физкультура и спорт 1963.

12. Грошенков С.Е., Возняк С.В. Динамические наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом. В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. - М.: «Физкультура и спорт», 1966. - 180с.

13. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Майков. - М.: RETORIKA: Флинта, 1999 - 560с.

14. Жубер Ж. Самоучитель горнолыжника. М., Физкультура и спорт 1978 ^

15. Журнал "Физкультура в школе" 2000г.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика Физического воспитания и спорта: Учебное пособие для стед. Высш. Уч. Заведений. / 2-е изд., испр. И доп.. - М.: Издательский Центр «Академия», 2003. - 480с.

17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры М, 2003г.

18. Ростовцев Д.Е. Подготовка горнолыжника. М., Физкультура и спорт 1987

19. Салманов Г.Д. Уроки горных лыж. - М.. Физкультура и спорт., 1983

20. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977.-271с.

21. Матвеев А.П., Новиков А.Д. Общие основы теории и методики спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

22. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

23. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) // Под общей ред. А.В.Карасева. -М.: Лептос, 1994. - 368с.

24. Зацировский Н.В. Спортивная метрология. Учебное пособие для институтов. 1988

25. Зимкин Н.В. Физиология человека / М., Физкультура и спорт 1970г.

26. Зырянов В.А., Ремизов Л.П. Техника горнолыжного спорта. М., Физкультура и спорт 1968г.

27. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. — М.: «Физкультура и спорт», 1987 - 256 с.

28. Фомин Н.П., Вавилов Ю.Н. Физические основы двигательной активностью М., Физкультура и спорт 1991г.

29. Филин В.П. Проблема управления подготовкой юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1978. - №4. 

30. Ялакас С.И. Школа горнолыжника - М., Физкультура и спорт, 1973г»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Методы воспитания и критерии оценки координационных способностей юных лыжников»

Автор: Носков Николай Симонович

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485273

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства