Просмотр содержимого документа
«Летняя программа по футболу "Юный футболист"»
СОДЕРЖАНИЕ
1
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»……………
3
1.1.
Пояснительная записка……………………………………………
3
1.2.
Цель и задачи программы………………………………………....
7
1.3.
Содержание программы……………………………………………
8
1.4.
Планируемые результаты…………………………………………..
11
2
Раздел 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации……………………
12
2.1.
Календарный учебный график………………………….……….....
12
2.2.
Условия реализации программы………………………………….
15
2.3.
Формы аттестации ……………………………………
15
2.4.
Оценочные материалы……………………………………………
15
2.5.
Методические материалы……………………………………….....
17
2.6.
Список литературы…………………………………………………
19
2.7.
Список приложения…………………………………………………
20
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик образования: объём, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей образовательной программы «Юный футболист»- физкультурно- спортивная. Футбол - игра универсальная. В процессе тренировок и игр в футбол у обучающихся совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств: развивает быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость, волю, настойчивость, а эти качества необходимы учащимся при социальной адаптации и осознании собственной индивидуальности. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортивной направленности дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Благодаря этому, у учащихся, развиваются социально-положительные черты в духовной и физической культуре, учащиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
Программа соответствует требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), Москва, 2015 г.- Информационное письмо 09-3242 от 18.11.2015 г.
4.Краевые методические рекомендации по проектированию общеобразовательных общеразвивающих программ (г. Краснодар,2020).
5.Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования муниципального образования Динской район «Дом творчества станицы Пластуновской».
Ведущими ценностными приоритетами программы являются: • демократизация учебно-воспитательного процесса; • формирование здорового образа жизни; • саморазвитие личности; • создание условий для педагогического творчества; • поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.
Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения (приостановки) занятий для учащихся по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям, может реализовываться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционного и электронного обучения (ФЗ № 273,ст.13.2; гл.2).
Актуальность образовательной программы состоит в формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического здоровья. Образовательная деятельность программы направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, и их родителей.
Новизна программы по отношению «Комплексной программы физического воспитания 1-11 класса» в том, что данная программа больше ориентирована на удовлетворение возрастной потребности, определении жизненных приоритетов и обретении навыков их реализации; создании условий, благоприятных для развития спортивной личности ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в том, что на занятиях по футболу, особое внимание уделяется формированию личностных свойств характера обучающихся. Эти свойства, хотя и базируются на типе нервной системе, изменяются в физкультурно-спортивной направленности специально организованной деятельности. Их позитивная динамика определяется мотивацией обучающихся на здоровый образ жизни. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса. В своей реализации программа ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении, помогает в решении задач здоровье сбережения.
Занятия физическими упражнениями развивают в учащихся такие качества, как выносливость, скорость и координацию. Занятия спортивными играми развивают смекалку и умение взаимодействовать в коллективе, помогают подросткам оценить свои возможности, развить чувство собственного достоинства, целеустремленность и волю к победе. Развитие этих качеств, в свою очередь, способствует успешному выполнению учебных программ дополнительного образования.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств:
• личностная ориентация образования; • профильность; • практическая направленность; • мобильность; • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Отличительная особенность образовательной программы заключается в том, что основой подготовки обучающихся является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития учащихся. Расширяется кругозор и интерес обучающихся к данному виду спорта.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, творчество, как одного из важнейших принципов организации работы с учащимися.
Адресат программы: В творческое объединение «Футбол» принимаются все желающие девочки и мальчики от 7 до 14 лет, по заявлению родителей и имеющие справки о состоянии здоровья, допускается дополнительный набор учащихся на вакантные места в группе в течение года. Наполняемость групп 7-12 человек. Группы формируются разновозрастные, с учётом удобного времени для посещения занятий. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа даёт возможность каждому ребёнку развивать свои способности и дарования, удовлетворять разнообразные интересы, самостоятельно решать, пробовать, менять деятельность, находить себя.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей детей:
Младшее школьное детство (7-10 лет).
• Ведущим видом деятельности в этом возрасте является учение.
• Позитивные психические новообразования – новый уровень самосознания, произвольность психических процессов, наличие внутреннего плана действий. Компетентность, умелость.
• Негативные новообразования возраста – инертность.
• Направление развития – интеллектуальная познавательная сфера.
• Радиусом значимых отношений являются – соседи, школа.
• Формируемые ценности – уважение, сострадание, благодарность, честность, опрятность, любовь к природе.
Подростки (11-13 лет).
•Ведущим видом деятельности является общение во всех сферах со своими сверстниками.
• Позитивные психические новообразования – чувство взрослости, новый уровень самосознания, потребность в общении со сверстниками, освоение основных наук, формирование индивидуального стиля мыслительной деятельности.
• Негативные новообразования возраста – застенчивость, негативизм.
• Направления развития – мотивационно - потребностная и интеллектуально-познавательная сферы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол», краткосрочная.
Объём программы: 24 часа.
Срок освоения программы: летний период.
Форма обучения: очная, очно-дистанционная.
Форма занятий: Групповая форма занятий с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (или 2 раза по 1часу, согласно требованиям СанПин). Длительность занятия 45 минут. Перерыв 10-15 минут.
Особенности организации образовательного процесса: программы состоит из трёх разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности. Так же программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений, сдача нормативов ГТО и участие в спортивных соревнованиях. Занятия по футболу общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.
Набор в секцию производится без учета антропометрических данных ребенка, за основу берется желание учащегося заниматься физкультурной деятельностью. В процессе обучения формируются команды для участия в соревнованиях.
1.2.Цель и задачи
Цель программы: формирование здорового образа жизни, через привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, способствуя оздоровлению, физическому и психическому развитию занимающихся на основе их творческой активности.
Задачи:
Предметные: 1. формирование представлений о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований;
2. приобретение практических навыков и теоретических знаний в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
3. формирование определённых игровых наклонностей юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего); Личностные: 4. развитие коллективизма, для успешной игры в футбол;; 5. развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности; 6. развитие морально-волевых качеств. Метапредметные: 7. воспитание у юных спортсменов чувство ответственности за свои действия перед коллективом; 8. воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
9.формирование интереса, любви к футболу, как вида спорта.
Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Форма аттестации контроля
всего
теория
практика
1
Раздел: Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
1
1
-
1.1
Техника безопасности на занятиях в секции.
1
1
-
наблюдение, нормативы
2.
Раздел: Футбол .
2
2
2.1
История развития футбола
1
1
-
2.2
Правила игры в футбол
1
1
Практические задания
3.
Раздел: Общая и специальная физическая подготовка
6
1
5
3.1
Техника безопасности на занятиях по футболу. Двигательный режим дня. ОРУ. Упражнения на гибкость.
1
1
-
3.2
О Р У в движении . Подъем туловища 4х15 р. Прыжки на скакалках. Игра мини-футбол
1
-
1
3.3
Беговые упражнения. Отжимания от пола. Приседание.
2
2
3.4
ОРУ. Развития скоростно - силовых качеств. Подтягивание на перекладине (мал.), в висе лежа (дев.).
2
2
Практические задания
4.
Раздел: Техника игры футбол
7
7
4.1
Техника ведения мяча,
остановка мяча, передача мяча.
2
2
4.2
Техника приемов и их применения в конкретных условиях , ударов по мячу серединой ,внутренней и внешней частью стопы.
2
-
2
4.3
Передача мяча в парах 2 касания, удары мяча по воротам.
2
2
Практические задания
5.
Раздел: Тактика игры в футбол
7
1
6
5.1
Техника безопасности на занятиях по футболу. Индивидуальные и групповые тактические действия.
1
1
5.2
Тактика в нападение и защите без сопротивления и сопротивлением. Игра квадрат
2
-
2
5.3
ОРУ с мячом. Взаимодействия игроков в нападение 2:1,2:2,3:2,1:0. Подвижная игра.
2
-
2
5.4
ОРУ в движении. Техника действия по принципу зоны, перехват мяча, бороться за мяч и отбирать его у соперника.
2
2
Практические задания
6.
Итоговое занятия:
1
-
1
Контрольные игры и соревнования.
1
Соревнования, нормативы
Итого:
24
5
19
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятия. Физкультура и спорт в России. Теория: инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу. Понятие - физическая культура, как составная часть социалистической культуры и как средство воспитания. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. Врачебный контроль.
Практика: беседа на тему «спорт, как система воспитания», просмотр чемпионата России по футболу, просмотр видеозаписей игры в футбол за рубежом.
Раздел 2.Правила игры в футбол
Теория: разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.
Практика: Опрос на знание обязанностей капитана команды. Просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре.
Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: понятие – выносливость, как развить гибкость, понятие – сила как способствовать развитию ловкости, понятие – быстрота, понятие о специальной физической подготовке, цель специальной физической подготовки,
Практика: поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, круговые вращения, сгибание, разгибание рук в упоре. Наклоны туловища вперёд и в стороны, выпады вперёд, в сторону, назад. прыжки в полу приседе, упражнения с набивным мечом(1-2 кг.) акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа), упражнения в висах и упорах (подтягивание:2 подхода по 5 раз; из упора лёжа, сгибание и разгибание рук:2 подхода по 4-5 раз), лёгкоатлетические упражнения. подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «защита крепости», эстафеты с преодолением препятствий, плавание, спортивные игры. Ручной мяч, специальные упражнения для развития быстроты.
Раздел 4.Техника игры в футбол.
Теория: классификация и терминология технических приёмов игры в футбол, прямой и резаный удар по мячу, понятие – точность удара и траектория полёта мяча после удара.
Практика: анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях, техника передвижения - бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу, остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий. Ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади. Отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке.
Раздел 5. Тактика игры в футбол.
Теория: понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников , нападающих. Понятие о тактике нападения. понятие о тактике защиты. Практика: упражнение для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Тактика нападения. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар. тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча. Тактика защиты. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли).
Раздел 6. Итоговое занятие.
Теория: Правила игры. Знакомство с олимпийской и круговой системой соревнований.
Практика: Контрольные игры и соревнования. Соревнования, их организация, парные игры, контроль подготовленности обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные: 1. сформированы понятия о виде спорта - футбол, его возникновении, развитии и правилах соревнований;
2. учащиеся приобрели практические навыки и теоретические знания в области футбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
3.сформированы определённые игровые наклонности юных футболистов (с учётом желания самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, полузащитника или нападающего);
Личностные: 4. Развито чувство коллективизма, для успешной игры в футбол; 5. развиты лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
6. развиты морально-волевые качества.
Метапредметные: 7. у юных спортсменов сформировано чувство ответственности за свои действия перед коллективом;
8. воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
9. учащиеся проявляют интерес и любовь к футболу, как вида спорта.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации:
2.1. Календарный учебный график «Футбол»
Таблица 2
№
п/п
Дата
Тема занятия
кол-во часов
время проведения занятия
форма занятия
место проведения
форма контроля
Приложение
планируемая
фактическая
I
Раздел: Вводное занятие. Физическая культура и спорт в России.
1
1
Техника безопасности на занятиях в секции.
1
групповая
СОШ №6
наблюдение, нормативы
II
Раздел: 2 Футбол.
2
2
История развития футбола.
1
групповая
СОШ №6
3
Правила игры в футбол
1
групповая
СОШ №6
практические задания
III
Раздел 3. Общая и специальная физическая подготовка
6
4
Техника безопасности на занятиях по футболу. Двигательный режим дня. ОРУ. Упражнения на гибкость.
1
групповая
СОШ №6
5
О Р У в движении . Подъем туловища 4х15 р. Прыжки на скакалках. Игра мини-футбол
1
групповая
СОШ №6
6
Беговые упражнения. Отжимания от пола. Приседание.
1
групповая
СОШ №6
7
Беговые упражнения. Отжимания от пола. Приседание.
1
групповая
БОУСОШ №6
8
ОРУ. Развития скоростно -силовых качеств. Подтягивание на перекладине (мал.), в висе лежа (дев.)
1
групповая
СОШ №6
9
ОРУ. Развития скоростно -силовых качеств. Подтягивание на перекладине (мал.), в висе лежа (дев.).
1
групповая
СОШ №6
практические задания
IV
Раздел 4. Техника игры футбол
7
10
О Р У. Правила игры «Футбол». Техника ведения мяча, остановка мяча, передача мяча.
1
групповая
СОШ №6
11
О Р У . Правила игры «Футбол». Техника ведения мяча , остановка мяча, передача мяча.
1
групповая
СОШ №6
12
Техника приемов и их применения в конкретных условиях, ударов по мячу серединой ,внутренней и внешней частью стопы.
1
групповая
СОШ №6
13
Техника приемов и их применения в конкретных условиях, ударов по мячу серединой, внутренней и внешней частью стопы. Двусторонняя игра по упрощенным правилам.
1
групповая
БОУСОШ №6
14
ОРУ. Передача мяча в парах 2 касания, удары мяча по воротам. Двусторонняя игра.
1
групповая
СОШ №6
15
ОРУ. Передача мяча в парах 2 касания, удары мяча по воротам. Двусторонняя игра.
1
групповая
СОШ №6
16
ОРУ. Передача мяча в парах 2 касания, удары мяча по воротам. Учебная игра в футбол.
1
групповая
СОШ №6
практические задания
V
Раздел 5. Тактика игры в футбол
7
17
Техника безопасности на занятиях по футболу. Индивидуальные и групповые тактические действия.
1
групповая
СОШ №6
18
Тактика в нападение и защите без сопротивления и сопротивлением. Игра квадрат
1
групповая
СОШ №6
19
Тактика в нападение и защите без сопротивления и сопротивлением. Игра квадрат
1
групповая
СОШ №6
20
ОРУ с мячом. Взаимодействия игроков в нападение 2:1,2:2,3:2,1:0. Подвижная игра
1
групповая
СОШ №6
21
ОРУ с мячом. Взаимодействия игроков в нападение 2:1,2:2,3:2,1:0. Подвижная игра .
1
групповая
СОШ №6
22
ОРУ в движении. Техника действия по принципу зоны, перехват мяча .бороться за мяч и отбирать его у соперника.
1
групповая
СОШ №6
23
ОРУ в движении. Техника действия по принципу зоны, перехват мяча ,бороться за мяч и отбирать его у соперника. Контрольные испытания. Игра футбол.
1
групповая
СОШ №6
практические задания
VI
Итоговое занятие
1
24
Контрольные игры и соревнования.
1
групповая
СОШ №6
соревнования, нормативы
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь: • футбольное поле, спортивный зал, размер 12x24; • стойки для обводки мячей - 15 штук; • стойки для подвески мячей- 2 штуки; • переносные мишени- 2 штуки; • переносные ворота; • маты гимнастические; • скакалки-15 штук; • мячи набивные; • форма спортивная (майки, трусы, гетры и обувь); • мячи футбольные-15 штук; • мячи волейбольные и баскетбольные;
• гири, гантели.
Секундомер, свисток, рулетка, динамометр.
Информационное обеспечение:аудио, видео - источники.
Кадровое обеспечение: программа рекомендована специалистам по физической культуре, имеющий среднее - специальное или высшее педагогическое образование, владеющий специальными знаниями, умениями, навыками в данной области, знать специфику работы в УДО.
1. Лист учета результатов аттестации учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Футбол» (приложение 1).
2. Протокол результатов аттестации учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Футбол» (приложение 2).
3. Практические задания (приложение 3).
4.Параметры физического развития и физическая подготовленность (приложение 4)
5. Опрос (приложение 5).
Способы определения результативности: В ходе учебно-тренировочной работы педагог д.о. систематически ведет учет успеваемости обучающихся через: • начальный контроль: наблюдение, нормативы (знать уровень развития обучающегося);
•текущий контроль: практические задания;
•промежуточный контроль: тестирование (спринт, отжимание и т.д.), опрос; •итоговый контроль в конце года, по оценке уровня подготовленности и овладения специальными навыками обучающиеся сдают учебные и контрольные нормативы;
- выступление на соревнованиях разного уровня;
- участие в соревнованиях между учебными группами; - участие в товарищеских играх.
Показательные игры, участие в спортивных праздниках ДТ, участие в районных соревнованиях, сдача нормативов ГТО, также проводятся показательные тренировки, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и администрацией ДТ. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После занятия проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и достижения каждого учащегося.
2.5. Методические материалы
Занятия по программе «Юный футболист» предусматривают изучение теоретического материала, проведение практических занятий по футболу с игровыми элементами.
Данная программа осуществляет 3 исключительно важные функции:
• создает эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
• способствует осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
• выполняет защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Методы и формы обучения.Занятия проводятся на основе общих методических принципов. Используются методы наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий), игровой и соревновательный. При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – элементарным и простым.
Методы обучения на занятиях: • Словесный - объяснение терминов, новых понятий. • Наглядный - показ педагогом правильного выполнения упражнений, демонстрация фото и видео материалов. • Практический - выполнение обучающимися практических заданий и упражнений. • Игровой - активизирующие внимание, улучшающие эмоциональное состояние обучающихся. Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций, практическую части: ОФП и игры, занятия оздоровительной направленности, праздники, соревнования, эстафеты, домашние задания.
Основы знаний: Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на занятиях в секции. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Значение и способы закаливания. Правила спортивных игр: Баскетбол, Волейбол, Гандбол, Футбол. Правила самоконтроля. Правила страховки и самостраховки. Питание – необходимое условие для жизни человека. Вредные привычки.
Алгоритм учебного занятия
Занятие т/о «Юный футболист»
Дата:
Занятие №
Тема занятия
Тип занятия
Цели и задачи занятия
Оборудование, наглядные и дидактические материалы
Литература
Ход занятия:
1.Организационная часть.
-приветствие учащихся;
- проверка посещаемости;
- сообщение темы и цели занятия;
- проверка подготовки необходимых материалов и инструментов.
2.Основная часть (теоретические, практические, игровые, творческие части занятия. Инструктаж по ТБ. Воспитательная работа и т. д.)
3.Заключительная часть (подведение итогов занятия):
-Обобщение и систематизация полученных знаний;
-Рефлексивный этап (самооценка результативности работы);
-контрольный этап (контроль усвоения знаний на занятии);
-информационный этап (домашнее задание, информация о предстоящем занятии)
-уборка рабочего места, кабинета.
4.Необходимая индивидуальная работа.
2.6. Список использованной литературы
1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов /В.И. Лях, Л.А. Зданевич / “Просвещение”. М., 2011.
2.Примерная федеральная программа (Матвеев А.П., 2009).
3. Андреев С. Н. Футбол в школе: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение. 1986. 144с., ил.2. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Пособие для тренеров ДЮСШ.М.,1981.
4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И, Психология физического воспитания и спорта. - М.: АСАDЕМIА, 2000.
5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2000. 6. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы, 1996.
7. Коротков И. М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1974. 8. Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квалификации науч. - пед. кадров. - Самара: СамГПИ, 1994. 9. Сучилина А.А. Юный футболист. Учебное пособие для тренеров. -М.:1983.
Список литературы для детей:
1. Андреев С. Н. Мини – футбол. М. «Физкультура и спорт», 1978 г. - 111 с. с., ил.
2. Сучилин А. А. Футбол во дворе. М. «Физкультура и спорт», 1978г. г.
3. Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – М.: Физкультура и спорт. 1982, 2-ое исправленное и дополненное издание, - 207 с с, ил. (Азбука спорта.
2.7. Список приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный футболист»
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Приложение 1
Лист учета
результатов аттестации учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный футболист»
Таблица 4
№
Список детей
бег 30 м (сек)
6-ти минутный бег (м)
Прыжок в длину с места (см)
Жонглирование мячем
Ведение мяча ногой с обводкой стоек и удар по воротам
Итого
Уровень
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Оценка
Упражнения оцениваются по бальной системе:
Высокий уровень 5 баллов: от 15-25 баллов (Является результат детей по программе, показатели характеризующие оздоровление и развитие детей, выступление на краевых соревнованиях с достижением, имеющий взрослый разряд, подтверждение своих результатов).
Средний уровень 4 балла: от 10-20 баллов (Участие в различных соревнованиях без высоких результатов, имеющий юношеский разряд)
Низкий уровень 3 балла: от 5-15баллов (Участие в школьных соревнованиях, не сдача нормативов)
Приложение 2
Протокол
результатов аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юный футболист»
№ 1
Вид аттестации ______________________________________________________
Форма проведения ___________________________________________________
Дата проведения ____________________________________________________
Педагог дополнительного образования ____________________
Аттестационная комиссия _______________________________
Приложение 3
Практические задания
Стойки и перемещения (бег, прыжки, остановки, повороты) составляют основу футбола. Футболист в среднем за игру владеет мячом примерно 3 минуты, остальное время он играет без мяча. Технически верные перемещения способствуют правильным и рациональным технико-тактическим действиям игрока.
Техническая подготовка.
Опека и преследование.
Уход с финтом в сторону от соперника.
Овладение техники ведения мяча:
Ведение мяча ногой
Совершенствование техники ведения мяча происходит в игровых упражнениях и двусторонних учебных играх
Овладение техникой ударов и подач:
1 Техника игры с мячом
2 .Удары по мячу
3 .Удар внутренней стороной стопы
4.Удар внешней стороной стопы
5 .Удар внутренней частью подъема
Овладение тактикой игры:
1.Удар подъёмом, отработка ударов с обеих ног
2.Удар в ворота после обводки
3.Отработка удара головой
4.Удар головой в прыжке, игра головой с партнёром
5.Удар по воротам после передачи с фланга
Приложение 4
Параметры физического развития и физическая подготовленность:
1. Физическая подготовленность.
1.
Челночный бег 3x10 или бег 30 ч с высокого старта (сек)
10,0
6,0
9,5
5,5
2.
Метание теннисного мяча в цель с 6 м из трех попыток (количество попаданий)
1
2
3.
Кросс без учета времени (м)
300
500
4.
Многоскоки (8 прыжков-шагов с ноги на ногу) (м)
10,5
12,5
5.
Лазание по канату с помощь.ю ног (м)
1,5
2
8.
Полоса препятствий (количество баллов)
7
9
2. По технической подготовке
1
Удар по мячу на дальность (м)
24
28
2
Комплексное упражнение: ведение 10 м, обводка трех стоек, поставленных на 12-метровом отрезке, с последующим ударом в цель (2,5x1,2 м) с расстояния 6 м - из трех попыток (сек)
12
9,5
3
Бег на 30 м с ведением мяча (сек)
-
6,5
4
Жонглирование мячом ногами (количество ударов)
-
8
Нормативы по физической подготовке и технике игры в футбол
Упражнения
10 лет
11 лет
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
По общей физической подготовке для полевых игроков и вратарей
1. бег 30 м (сек)
5.3
5.1
4.9
4.7
4.6
4.4
4.3
4.2
2. бег 300 м (сек)
60.0
59.0
57.0
3.бег 400м (сек)
67.0
65.0
64.0
61.0
59.0
4. 6-минутный бег (м)
1400
1500
5. 12-минутный бег (м)
3000
3100
3150
3200
6. бег 10x30 м (сек)
4.50
4.40
7. прыжок в длину с/м(см)
160
170
180
200
220
225
240
250
По специальной физической подготовке для полевых игроков
1. бег 30 м с ведением мяча (сек)
6.4
6.2
6.0
5.8
5.4
5.2
4.8
4.6
2. бег 5x30 м с ведением мяча (сек)
30.0
28.0
27.0
26.0
24.0
3. удар по мячу на дальность - сумма ударов правой и левой ногой (м)
45
55
65
75
80
85
По технической подготовке для полевых игроков
1. удар по мячу ногой на точность (число попаданий)
6
7
8
6
7
8
6
7
2. ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)