Курс по выбору «От урока физической культуры к олимпийским вершинам»
Курс по выбору «От урока физической культуры к олимпийским вершинам»
Курс предпрофильной подготовки учащихся предусматривает: • Пропаганда прогрессивных идей в области сохранения и укрепления здоровья людей, развития культуры личности, создания объективных условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
В настоящее время в отечественной системе образования осуществляется интенсивный поиск новых форм работы с учащимися. Предполагается, что эти нормы работы должны активно формировать личность школьников, включать их в самостоятельные занятия, совершенствовать индивидуальные качества и способности. целенаправленно воздействовать на развитие интересов и творческих способностей учащихся на разных ступенях школьного образования.
Поиск новых форм работы происходит и в области физической культуры значимость этой работы очевидна, прежде всего, в связи с тем. что ни одна из дисциплин. входящих в базисный учебный план, не подвергалась столь, существенному реформированию и обновлению в своём предметном удержании и направленности, как это происходит учебным предметом Физическая культура».
Представляя собой органическую часть общечеловеческого развития, физическая культура связана непосредственно с телом человека, совершенствованием физических и двигательных его свойств, развитием физических способностей и качеств.
Па современном этапе среди множества культурных ценностей условно можно выделить три больших направления. Первое - это использование физической культуры и форм занятий физическими упражнениями. Среди возможностей использования физической культуры наиболее значимыми предстают базовая, профессионально-прикладная, лечебная физическая у ль тура и спорт. Среди форм занятий наиболее важными предстают занятия урочного типа, позволяющие целенаправленно и эффективно повышать работоспособность человека, укреплять его здоровье и совершенствовать морфофункциональные свойства и адаптационные возможности организма В у же группу включаются и всевозможные соревнования, позволяющие объективно выявлять и сравнивать уровень физической и двигательной подготовленности людей. Второе направление - движения и двигательные действия (физические упражнения), специально подбираемые или разрабатываемые для решения задач физической подготовки, проведения соревнований и активных форм отдыха, укрепления здоровья и лечения травмированных мышц, суставов и даже целых систем организма. К этой же группе ценностей относят и возникшие на основе физкультурной практике целостные системы упражнений и двигательных действий, объединяемых по соответствующим специфическим признакам. Это такие системные образования, кК гимнастика и спортивные игры, легкая атлетика и плавание, туризм и фигурное катание, и многое другое. К третьему направлению относятся знания о закономерностях управления физическим развитием человека, разнообразные методы и методики по использованию физических упражнений на практике, а также педагогические технологии обучения двигательным действиям и совершенствованию физических способностей. Помимо знаний, составляющих духовный компонент физической культуры, это направление включает и материальные ценности. Это спортивные сооружения, порой имеющие архитектурное и художественное значение. Это спортивное оборудование и инвентарь, часто являющиеся технологическими достижениями. Это также всевозможные технические устройства, позволяющие в частности, контролировать функциональное состояние организма во время выполнения физических нагрузок и физических упражнений.
Предполагаемая современная концепция школьного «физкультурного» образования основана на формировании физической культуры личности, активном включении учащихся в самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Она поднимает проблему создания новых педагогических технологий, соответствующих методических подходов и методик педагогической практики, внедрения и культивирования новых форм организации физкультурной деятельности для учащихся общеобразовательных: школ.
Курс предпрофильной подготовки учащихся предусматривает:
Пропаганда прогрессивных идей в области сохранения и укрепления здоровья людей, развития культуры личности, создания объективных условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры;
Совершенствование основ содержания теоретико-методических знаний, практических умений и навыков, необходимых учащимся в повседневно! жизни, формирование у них интереса к занятиям физическими упражнениями;
• Выявление наиболее подготовленных школьников для поступления в специализированные высшие учебные заведения, участия в международных конкурсах и фестивалях.
2. Тематический план изучения дисциплины
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Форма контроля
1
Теоретико-методические задачи:
1. культурно-исторические основы физической культуры и спорта
2ч
Тестирование
2. основы обучения двигательными действиями
2 ч
Тестирование
3. основы воспитания физических качеств
2ч
Тестирование
4. основы организации самостоятельных занятий
2ч
Тестирование
5. основы медицинского и педагогического контроля
2ч
Тестирование
2
Практические задания:
1. гимнастика
4ч
Оценка выступления
2. лёгкая атлетика
4ч
Контрольный срез
3. спортивные игры
4ч
Контрольный срез
Итого:
22 ч
Программа теоретико-методических заданий по разделу «Физической культуры»
Предлагаемые вопросы разработаны по пяти разделам:
Культурно - исторические основы физической культуры и спорта: характеристика основных понятий (физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство) история возникновения и этапы развития физической культуры; история Олимпийских игр и современного спортивного движения.
Основы обучения двигательным действиям: характеристика основных видов движений; определение понятий «техника двигательных действий» и «структура движений» «двигательное умение» и «двигательный навык», «перенос» умений и навыков при освоении двигательных действий; классификация упражнений по направленности и особенностям мышечных сокращений.
Основы воспитания физических качеств: характеристика основных физических качеств их разновидностей; методические особенности воспитания силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации.
Основы организации самостоятельных форм занятий: содержание комплексов физических упражнений в режиме дня; гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями и правила их проведения; режим дня и его организация с учётом индивидуальной динамики работоспособности,
Основы педагогического и медицинского контроля: основы личной гигиены; влияние гигиенических процедур на состояние здоровья; способы контроля за процессами утомления и восстановления организма при занятиях физическими упражнениями; причины возникновения и способы профилактики травматизма, оказание доврачебной помощи.
Программа учебного материала. Планирование учебного материала практической части
Учебный
материал
Номера уроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
21
22
Лёгкая атлетика
Челночный бег 10x10
+
+
+
+
+
+
+
Прыжки в длину с места
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
СБУ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
6-мин бег 50%
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
I -мин бег
+
+
+
+
+
+
Отрезки 200 м
+
+
+
+
+
+
Отрезки 300 м
+
+
+
+
+
Отрезки 600 м
+
+
+
Волейбол
Верхняя прямая
+
+
+
Подача в зоны 1-6-5
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Нижняя прямая
+
+
+
Подача в зоны 1-6-5
+
+
+
+
+
+
+
+
Баскетбол
Ведение мяча правой, левой рукой
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Ведение мяча с изменением направления, «змейкой»
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
а в два мяча
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Броски мяча в кольцо
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
УК
Н
С
В
Челночный бег 4x9
Мальчики - 10,2
9,5
8,7
Девочки - 11,7
10,8
10,0
Прыжки в длину с места
Мальчики - 198
214
2,67
Девочки- 142
157
152
Бег 1000 м 8000 м
Мальчики - 3,55
3,45
3,12
Девочки - 2,07
159
1,41
Программа испытаний
Участник должен выполнить акробатическую комбинацию, произвольно составленную из следующих обязательных элементов.
Девушки
Статистические элементы, равновесие на одной ноге (свободная нога поднята не ниже 45 градусов в любом направлении); мост из положения лёжа или стоя; сед углом руки в стороны; полушпагат или шпагат. Динамические элементы: перекат в сторону (в группировке или прогнувшись); кувырок вперёд; кувырок назад; переворот в сторону (колесо); поворот на 360 градусов.
Юноши
Статистические элементы: упор лёжа; мост из положения лёжа или стоя
стойка на лопатках; силой стойка на голове и руках или на голове и
предплечьях.
Динамические элементы: прыжок вверх прогнувшись; кувырок вперёд
прыжком; кувырок назад через стойку на руках; переворот в сторону
(колесо).
Комбинация должна иметь чётко выраженное начало и окончание, выполняться слитно без неоправданных пауз по прямой линии, как однонаправлено, так и со сменой направления. Фиксация статистических элементов - 2 секунды. Общее количество элементов в комбинации, включая связующие, у девушек и юношей не должно превышать шестнадцати.
Приложение № 1
Демонстрировать требования обязательного уровня развития физических способностей.
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на рукой (с)
9,2
10,2
Силовые
Лазанье по канату на расстоянии 6 м (с)
Прыжок в длину с места (с)
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (кол-во раз)
12
180
165
18
К выносливости (выбирается любое из упражнений)
«Кроссовой» бег на 2 км (мин.с)
Передвижение на лыжах на 2 км (мин, с)
8,5
16,3
10,2
21,0
К координации
Последовательное выполнение 5 кувырков (с)
Бросок малого мяча в стандартную мишень (м)
«Челночный» бег 3 * 10 м (с)
10,0
12,0
8,2
14,0
10,0
8,8
Приложение № 2
Демонстрировать уровень всестороннего развития физических способностей.
Физические упражнения
Юноши
Девушки
н/ср.
Ср.
в/ср
н/ср.
Ср.
в/ср
1
2
3
4
5
6
7
Скоростные способности
Бег 60 м (с)
10,3
9,7
9,1
11,4
10,8
10,2
Бег 30 м со старта (с)
5,4
5,1
4,8
5,9
5,6
5,4
Бег 30 м с хода (с)
5,1
4,9
4,6
5,3
4,9
4,5
Темпинг-тест (кол-во раз)
118
138
148
118
130
142
Скорость реакции (с)
0,17
0,16
0,15
0,17
0,16
0,15
Отжимание (кол-во раз)
20
26
32
6
9
12
Приседание (кол-во раз)
90
150
210
90
130
170
Поднимание ног (кол-во раз)
30
40
50
17
28
37
Прыжок в длину с места (см)
179
192
205
160
170
180
Прыжок в высоту с места (см)
31
34
37
26
30
36
Бросок набивного мяча 3 кг (см)
700
740
780
560
610
660
Способности к выносливости
Вис на согнутых руках (с)
15
18
21
8
16
24
6 – минутный бег (м)
1145
1245
1345
1000
1150
1300
Способности к координации
Броски малого мяча на точность (кол-во попаданий)
6
7
8
6
7
8
Равновесие (с)
17
32
47
25
55
85
Наклон вперед (см)
2
6
10
4
8
12
Литература:
Богданов Г.П Уроки физической культуры 9 – 11 классах средней школы М. 1999 г.
Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку. Тюмень 2001 г.
Ланутин А.И. Обучение спортивным движениям. Киев 1998 г.
Кофман Л.Б. настольная книга учителя физкультуры – м: физкультура и спорт. 2000 г.
Лях В.И физическая культура. М. Просвещение., АО «Московские учебники» 1997г.
Петунин О.В. формирование профессионального мастерства. М., 1999 г.