Просмотр содержимого документа
«Конструирование современного урока физическая культура, отвечающего требованиям обновленных ФГОС ООО.»
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
Кафедра коррекционной педагогики, физической культуры и ОБЖ
Контрольная работа
Конструирование современного урока физическая культура,
отвечающего требованиям обновленных ФГОС ООО.
Исполнитель: Шалда Сергей
Николаевич
слушатель курсов 07/9.1.
учитель физической
культуры МОУ СШ № 106
г.Волгоград.
Проверил:
профессор кафедры
Анненков В.Н.
Волгоград 2023
Содержание
Введение 3
1. Характеристика современного урока по ФГОС ООО 4
2. Структура уроков в рамках ФГОС ООО 8
Заключение 12
Список литературы………………………………………………………………14
Введение
Содержание физического воспитания принципиально меняется в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта, который направлен на формирование компетентной, физически воспитанной и активной личности.
Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, сформированные на основе освоения физкультурных действий, в том числе универсальных учебных действий.
Обновление содержания образования меняет отношение к важнейшей форме обучения - физическому воспитанию. Это определяет повышенные требования к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры.
При этом одним из важнейших ориентиров в образовательном процессе является освоение учителем технологии проектирования и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В решении этих важных задач главная роль принадлежит учителю и зависит от его профессионализма и мастерства.
1. Характеристика современного урока по ФГОС ООО
Современный урок по ФГОС ООО – это:
Профессиональная и методическая подготовка преподавателей
Цель и мотивация обучения
Системный и деятельностный подход
Современные средства преподавания и обучения
Выбор лучших средств преподавания и обучения
Создание условий для личностного роста
Размышления о каждом учебном курсе.
ФГОС ООО имеет свои плюсы:
Первое преимущество - это переход от простой передачи знаний учащимся к развитию творческих способностей личности. По этой причине центральное место в реализации ФГОС ООО занимает системно-деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в учебный процесс проектной и исследовательской деятельности.
Вторым преимуществом ФГОС ООО является его педагогическая функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, человеческой личности, способной ценить и уважать других людей в условиях личностно-ориентированного образования.
Третье преимущество - преемственность подходов и принципов при разработке стандартов для начальной, основной и средней школы:
- Начальная школа дает базовые навыки для самостоятельного поиска знаний;
- Основная школа развивает самостоятельность в применении знаний и навыков для решения конкретных задач и развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
- Средняя школа закрепляет навыки и умения самостоятельно ставить цели, выбирать инструменты и средства для достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне.
Четвертое преимущество заключается в том, что материально-техническая база начального образования соответствует требованиям ФГОС ООО.
Одним из главных преимуществ ФГОС ООО является большое внимание, уделяемое внеурочной деятельности, понимаемой следующим образом.
Спортивно-оздоровительные мероприятия;
духовно-нравственное воспитание, позволяющее детям чувствовать себя полноценными гражданами;
общее интеллектуальное развитие через выполнение конкретных задач;
социальная ориентация;
общекультурное развитие.
Содержание курсов разрабатывается с учетом опыта ведущих специалистов и пожеланий родителей учащихся и самих детей. Внеклассные занятия включают в себя индивидуальные занятия с логопедом (для улучшения разговорной речи, письма, почерка), психологом и т.д. Встреча с такими специалистами никогда не проходит даром, дети получают специальные знания и необходимую психологическую поддержку, которую может оказать только настоящий профессионал. Для школьников разных возрастных групп организуются групповые и индивидуальные консультации, выездные экскурсии, круглые столы, секции, дебаты, лекции, олимпиады, конкурсы, научные исследования. Все это позволяет максимально заинтересовать ребенка.
Современное преподавание начинается с учителя. Хорошее преподавание - непростая задача даже для опытного учителя.
Искусство преподавания во многом зависит от понимания и удовлетворения учителем социальных и педагогических требований, предъявляемых к преподаванию.
Эти требования определяются целями школы, принципами и моделями обучения.
Для того чтобы спроектировать урок в рамках ФГОС ООО, важно понимать, какими должны быть критерии эффективности урока.
1. Цели обучения определены таким образом, что функция передается от учителя к ученику.
2. учитель систематически учит детей рефлексии (оценивать свою готовность, обнаруживать свои недостатки, находить причины трудностей и т.д.)
3. используются различные формы, методы и приемы обучения, чтобы сделать учеников более активными в процессе обучения.
4. Учитель овладел техникой диалога, научил учащихся задавать вопросы и отвечать на них.
5. Учитель эффективно сочетает (в соответствии с целью обучения) репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески.
6. В классе поставлены четкие задачи и критерии для самоконтроля и самооценки (проводится специальное обучение контрольно-оценочной деятельности учащихся).
7. Учитель добивается понимания материала всеми учащимися, используя специальные приемы.
8. Учитель стремится оценить реальный прогресс каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальный прогресс.
9. Учитель целенаправленно планирует коммуникативные задания для обучения.
10. Учитель принимает и поощряет высказывание учеником собственной точки зрения или мнения и учит ученика выражать их правильно.
11. Стиль и тон взаимоотношений в классе создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия и психологического комфорта.
12. В классе возникает глубокое личное влияние "учитель-ученик" (через взаимоотношения, совместную деятельность и т.д.).
2. Структура уроков в рамках ФГОС ООО
Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. мотивация к учебной деятельности.
Этот этап учебного процесса требует, чтобы ученик осознанно вошел в пространство учебной деятельности урока. Для этого организуется его мотивация к учебной деятельности, а именно.
1) актуализируются требования учебной деятельности ("надо") ;
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности быть вовлеченным в учебную деятельность ("хочу").
3) создаются тематические рамки ("могу").
В развитом варианте происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самоопределения в учебной деятельности, которые предполагают сравнение реального "Я" ученика с образом "Я - идеальный ученик", сознательное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и развитие внутренней готовности к их выполнению.
2. актуализация и фиксация индивидуальных трудностей в учебной деятельности теста.
На этом этапе происходит подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению учебной деятельности по тесту, ее реализации и фиксации своих индивидуальных затруднений.
Таким образом, эта фаза включает.
1) актуализацию усвоенных операций, достаточных для построения нового знания, его обобщения и закрепления признаков;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и когнитивных процессов;
3) мотивация к деятельности обучения методом проб и ошибок ("надо" - "можно" - "буду") и ее самостоятельное выполнение;
4) преодоление индивидуальных трудностей при выполнении учебной деятельности методом проб и ошибок или их обоснование.
3) Выявление места и причины затруднения.
На этом этапе учитель следит за тем, чтобы ученики определили место и причину затруднения. Для этого ученики должны
1) восстановить выполненные действия и зафиксировать (вербально или с помощью знаков) место, этап, процесс, где возникло затруднение;
2) связать свои действия с используемым способом действия (алгоритмом, концепцией и т.д.) и на этой основе указать и зафиксировать во внешнем дискурсе причину затруднения: конкретные знания, умения или навыки, которых не хватает для решения исходной задачи и задач данного класса или типа.
4. разработка проекта решения проблемы (цель и тема, метод, план, средства).
На этом этапе учащиеся коммуникативно обдумывают проект будущей учебной деятельности: определяют цель (целью всегда является устранение возникшей трудности), договариваются о теме урока, выбирают метод, разрабатывают план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель: сначала через вводный диалог, затем через поощрительный диалог и далее через исследовательские методы.
5) Реализация созданного проекта.
На этом этапе реализуется построенный проект: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается лучший вариант, который фиксируется устно и знаками на языке.
Сконструированный подход используется для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднение. Наконец, уточняется общий характер новых знаний и разрешается ранее возникшее затруднение.
6) Первое закрепление через внешнюю речь.
На этом этапе учащиеся решают типовые задачи в коммуникативной манере (в группах, в парах) и излагают алгоритм решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самоконтролем с использованием эталона.
На этом этапе работа выполняется индивидуально: Учащиеся самостоятельно решают задачи нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая их с эталоном.
В конце организуется углубленная рефлексия по реализации построенного проекта учебной деятельности и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этого этапа - организовать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его на продолжение познавательной деятельности.
8) Интеграция и повторение.
Этот этап заключается в определении границ применимости новых знаний и выполнении заданий, в которых новый способ действия рассматривается как промежуточный шаг.
При разработке этого этапа учитель подбирает задания, в которых отрабатывается использование ранее изученного материала, имеющего методологическую ценность для введения новых способов действия.
Таким образом, с одной стороны, происходит автоматизация умственных действий в соответствии с усвоенными нормами, а с другой - подготовка к введению новых норм в будущем.
9. рефлексия учебной деятельности урока (подведение итогов).
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и учащиеся организуют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.
В конце сопоставляются цель и результаты, определяется степень согласия и дальнейшие цели деятельности.
Стандарт устанавливает следующие требования.
Личностные результаты, включающие готовность и способность учащихся к развитию; сформированность учебной мотивации и познания; значимые ценности и установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Универсальные метакогнитивные, регулятивные и коммуникативные учебные действия для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу учебных умений и межпредметных понятий.
Предметные результаты предполагают освоение учащимися в процессе изучения предмета опыта, специфического для данного предмета, деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению, системы базовых элементов научного знания, составляющих основу современного научного мировоззрения.
Результаты изучения предметов обобщаются в доменах, в рамках которых конкретизируются предметы.
Они формулируются как "Выпускник научится...", что представляет собой набор обязательных требований, и как "Выпускник сможет научиться...", где неспособность выпускника выполнить эти требования не должна быть препятствием для перехода на следующий уровень образования.
Заключение
В современном мире происходят серьезные изменения в промышленности, культуре, спорте, науке и многих других областях.
В связи с этим меняется и само общество, как взрослые, так и дети.
Дети дошкольного возраста развиваются на фоне современного кинематографа, под влиянием инновационных технологий, привлеченные современными компьютеризированными развлечениями.
Поэтому, когда они поступают в школу, им сложно и неинтересно воспринимать процесс обучения в привычном для нас виде. Поэтому и в сфере образования назрели перемены.
Необходимо улучшить начальное образование. В 2011 году Министерство образования Российской Федерации разработало Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
Именно поэтому тема данной работы актуальна и важна для учебного процесса.
Современное образование находится на переходном этапе, переходя от образования, ориентированного в первую очередь на "овладение суммой всех знаний, выработанных человечеством", к образованию, развивающему личность, способную к самоопределению и самореализации, сохраняющую в процессе деятельности целостность гражданского общества и правопорядок.
Исчезает практика фронтальной работы учителя со всем классом. Формы индивидуальной и групповой работы в классе становятся все более организованными.
Авторитарный стиль общения между учителем и учеником постепенно преодолевается.
Важнейшей задачей современной системы образования является разработка комплекса универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "учиться", а не только усвоение учащимися конкретных знаний и умений по различным предметам.
В широком смысле слова "универсальные учебные действия" означают развитие и совершенствование себя через сознательное и активное приобретение нового социального опыта.
В более узком (психологическом) смысле "универсальные учебные действия" - это комплекс мероприятий, обеспечивающих культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность и способность ученика самостоятельно приобретать новые знания и умения, включая организацию этого процесса.
Список использованных источников
Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. 192 с.
Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. 328 с.
Братановский С.Н., Вулах М.Г. Административно-правовой статус граждан в сфере физической культуры и спорта // Спорт: экономика, право, управление. 2015. N 3. С. 14 — 19.
Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 216 с.
Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
Качанов Л. Н., Шапекова Н., Марчибаева У. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. М.: Фолиант, 2018. 272 с.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.