ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по физической культуре для учащихся 11 классов
Программа составлена на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1–4 классов, 5–9 классов и 10–11 классов.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами, в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура.
Основной целью физического воспитания учащихся 11 классов является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие основные задачи:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Задачи физического воспитания учащихся 11 классов направлены:
– на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
- формирование знаний физической культуры для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
– обучение основам базовых видов двигательных действий;
– дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
– углубленное представление об основных видах спорта;
– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
– формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
– содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции;
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть – входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. В 11 классах единоборства заменяются разделами легкой атлетики и кроссовой подготовки.
Для ознакомления с теоретическими сведениями выделяем время в процессе уроков.
Предусмотрены в плане домашние и самостоятельные задания, упражнения для развития двигательных качеств и контроль за их развитием, воспитательные задачи, основы знаний о физической культуре и межпредметные связи.
Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре для 11 классов
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1. | Базовая часть | 75 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | в процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 21 |
1.3 | Кроссовая подготовка | 18 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.5 | Спортивные игры (волейбол) | 18 |
2. | Вариативная часть | 27 |
2.1 | Баскетбол | 27 |
| Итого | 102 |
Содержание программного материала дЛЯ 11 КЛАССов
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,
способы саморегуляци и самоконтроля
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Психолого-педагогические основы
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-масовых мероприятий. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы
Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции
Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Баскетбол
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координациионных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
– способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
– правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
– выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
– преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
– выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
– осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
– подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
– организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
– активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, личностного самосовершенствования, коммуникативной.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков.
Оценка успеваемости складываться из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников ориентируемся на индивидуальные темпы продвижения в развитии двигательных способностей.
По окончании учебного года учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Юноши | Девушки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта | 4,7 | 5,3 |
Бег 100 м | 14,5 | 16,5 |
Силовые | Отжимание от пола, кол-во раз | 35 | 20 |
Подтягивание на высокой перекладине из виса | 10 | - |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа | - | 17 |
Поднимание туловища лежа на спине, руки за головой, кол-во раз, 60 сек | 45 | 38 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 215 | 180 |
Метание гранаты, 700г/500г, м | 37 | 20 |
Выносливость | Бег 3000/2000м, мин, сек | 13,00 | 11,00 |
6 - минутный бег | 1400 | 1200 |
Координация | Последовательное выполнение пяти кувырков, сек | 10,0 | 14,0 |
Челночный бег, 3х10, сек | 7,5 | 8,7 |
Прыжки через скакалку, 60 сек | 140 | 140 |
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 №80-ФЗ;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751;
- Концепция модернизация российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. №1236;
- О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от 18.11.1985 г. №317.
Литература:
Для учащихся:
Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов образов Учреждений. Под ред. В.И.Ляха и др. – М.: Просвещение, 2006
Физическая культура: учебник для учащихся 10 класса образов Учреждений. Под общей ред. М.Я. Виленского, А.Т. Паршикова, В.В. Кузина М.,2003
Физичекая культура: 9-11 кл.: Бути И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Физическая культура: основы знаний. /для учащихся старших классов/ Лукьяненко В.П. – М.: Советский спорт, 2005
Для учителя:
1.Настольная книга учителя физической культуры. /под ред. Кофмана Л.Б. – М., ФиС, 1998.
2.Физическая культура в школе. Янсон Ю.А. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
3.Новые технологии физического воспитания. Чайцев В.Г., Пронина И.В. – М.: АРКТИ, 2007
4. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. – М., 2001.
5.Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. – М., 2001.
6.Спорт в школе: Организационно-методические основы преподавания физической культуры. /Сост. И.П. Космина, А.П. Паршиков, Ю.П. Пузырь. – М.: Советский спорт, 2003.
7.Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов/под ред. В.И. Ляха М.: Просвещение,2001
8.Легкая атлетика: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ. Никитушкин В.Г., Губа В.П., Гапеев В.И. – М., 2005
9.Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. – М., 1999.
Методика преподавания гимнастики в школе. Петров П.К. – М., Владос, 2000 г.
10.Волейбол на уроке физической культуры. Беляев А.В. – М.: ФиС, 2005
11.Спортивные игры: тактика, техника./под общей ред. Конеевой Е.В./ – Роств-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2004
12.Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.
13. 300соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию.
14. 500 игр и эстафет. – М.:ФиС, 2003
15.Подвижные игры. Жуков М.Н. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
16.Упражнения с предметами. Глейберман А.Н. – М.: ФиС, 2005
17.Упражнения с набивным мячом. Глейберман А.Н. – М.: ФиС, 2005
18.Кузнецов. В. С., Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М., 2003.
19.Журнал «Физическая культура в школе».