Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.
Использование педагогических технологий на уроках физической культуры.
К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как: •коллективные способы обучения;
• технологии личностно - ориентированного образования;
• игровые технологии;
• активные методы обучения;
• проблемное обучение;
• информационно-компьютерные технологии;
• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;
• технология развивающего обучения;
• метод проектов.
В данной статье представлены пять наиболее используемых на нашем предмете технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование педагогических технологий на уроках физической культуры. »
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Если человек физически здоров, то у него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Как решить проблему современной школьной нагрузки, сделать так, чтобы приобретение знаний не сопровождалось утратой зрения, а хорошие оценки не оборачивались бы стрессом, сколиозом и головными болями?
Сегодняшнюю ситуацию в школе необходимо рассматривать через два очень важных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья школьников. Работая с младшими школьниками, необходимо поставить перед собой цель: обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, то есть оптимальное развитие этих сфер личности учащихся при хороших показателях обученности. Так родилась программа «Здоровый ребёнок».
Цель данной программы:
Научить детей быть здоровыми душой и телом.
Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
1. Обеспечить безопасную и здоровую среду обучения, позволяющую сохранить здоровье и психику ребёнка.
2. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
3. Следить за эффективностью обучения, развитием умственных способностей, здоровьем обучающихся.
Основные направления в работе:
1. Здоровье и здоровый образ.
2. Режим дня, учёбы и отдыха.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
6. Нравственное здоровье.
7. Антитабачное воспитание.
8. Профилактика вредных привычек.
Важнейшая составляющая процесса здоровьесбережения – строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения.
Рациональная организация учебного процесса: соответствие программ, применяемых методов и средств возрастным особенностям учащихся; грамотно составленное расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности, контроль за объемом и дозировкой домашнего задания, и сам урок, выстраиваемый в здоровьесберегающем аспекте. Желательно включать в образовательный процесс коррекционную гимнастику и гимнастику для глаз. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий.
Необходимую двигательную активность обеспечивают физминутки, динамические паузы, уроки физкультуры, уроки хореографии, спортивные секции, танцевальная и театральная студии. В период всплеска простудных заболеваний организуется фито- и ароматерапия. Это снижает количество заболевающих детей. В программе используются здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного.
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Дети меняют позы через каждые 10–15 минут (то сидят, то стоят). Это разгружает позвоночник от постоянного напряжения и формирует правильную осанку у ребёнка, что очень важно для состояния его здоровья. В целях профилактики плоскостопия проводятся специальные упражнения на массажных ковриках.
Острая повсеместная проблема – увеличение из года в год количества учащихся с нарушениями зрения. Для профилактики миомии используются разного рода офтальмотренажёры, проводится работа в «зоне напряжённого зрения». В центре класса на потолке нарисованы яркие круги и восьмёрки – зрительные траектории. Несколько раз в течение урока ученикам дается возможность пробежать глазами по разноцветным линиям. Это позволяет глазам отдохнуть. Также применяется комплекс упражнений «Гимнастика для глаз».
Гимнастика снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение. По возможности класс оборудуется перекладиной и шведской стенкой. Это даёт возможность во время перемены мальчикам подтянуться на перекладине, а девочкам повисеть и снять напряжение с позвоночника.
Данная программа реализуется через уроки здоровья, которые проводятся ежедневно на первом уроке, или один раз в неделю (в зависимости от расписания ОУ).
Урок здоровья включает в себя:
1. Утреннюю прогулку.
2. Профилактическую гимнастику или общеукрепляющую зарядку.
3. Беседу-диалог, деловую игру, урок-практикум, работу с дневниками здоровья.
В тематический план уроков здоровья включены следующие темы:
1. Сон и его значение.
2. Личная гигиена.
3. Вредные привычки.
4. Питание и здоровье.
5. Вирусные инфекции и их профилактика.
6. Здоровый образ жизни.
7. Что нужно знать о лекарствах.
8. Травматизм и его профилактика.
9. Органы слуха.
10. Органы дыхания.
11. Наше сердце.
12. Органы зрения.
Урок здоровья начинается с зарядки. Зарядку проводит учитель или подготовленный ученик.
Так как в период учёбы в начальной школе у детей формируется осанка, идёт активный рост и развитие всех систем организма, то в зарядку включены различные комплексы упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия, укрепление мышечного корсета и общее оздоровление организма. После зарядки ученики выполняют различные точечные массажи.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей. Она им необходима для нормального роста и развития. Поэтому подвижная игра занимает ключевое место в здоровьесберегающих технологиях. А утренняя прогулка и занятия на свежем воздухе должны быть занимательными, развивать наблюдательность, фантазию, интерес к окружающей действительности.
Например: «Необыкновенная эстафета».
Такая подвижная игра-эстафета направлена на развитие ловкости, быстроты реакции, наблюдательности, памяти и внимания учащихся.
Класс делится на две команды. Каждая команда получает набор цифр, которые лежат в корзине возле каждой выполняющей эстафету команды.
Каждый бегущий должен перед выполнением задания брать из корзины цифру по мере возрастания числового ряда. Например, первый берёт цифру 1, второй – цифру 2 и т. д.
Выполняя эстафету повторно, можно изменить задание: к примеру, брать цифры по мере убывания и т. д.
Такую эстафету можно разнообразить, используя для этой цели, допустим, не только цифры, но и буквы, цвета, птиц и животных и т. д.
Важная роль в уроках здоровья отводится беседе. Её продолжительность 10–15 минут. Формы беседы разные: диалоги, доклады, обмен опытом. Для активизации познавательного интереса рекомендуется использовать песни, стихи, загадки, ребусы, пословицы и поговорки.
Темы бесед
Для 1 класса.
1. Дружи с водой.
2. Забота о глазах.
3. Уход за ушами.
4. Уход за зубами.
5. Уход за руками и ногами.
6. Гигиена кожи.
7. Как нужно питаться.
8. Как сделать сон полезным.
9. Комфорт в школе.
10. Настроение после школы.
11. Я – ученик.
12. Вредные привычки.
13. Скелет – наша опора.
14. Красивая осанка.
15. Закаляйся, если хочешь быть здоров.
16. Правила безопасности на воде.
17. Народные игры.
18. Подвижные игры.
19. Уроки доктора Природы.
Для 2 класса.
1. Почему мы болеем.
2. Здоровый образ жизни.
3. Кто нас лечит.
4. Инфекционные болезни и прививки от болезней.
5. Домашняя аптечка.
6. Пищевые отравления.
7. Правила безопасности при любой погоде.
8. Опасность в доме.
9. Как вести себя на улице.
10. Правила безопасного поведения на воде.
11. Правила обращения с огнём.
12. Чем опасен электрический ток.
13. Травмы. Как уберечься от них.
14. Укусы насекомых.
15. Предосторожности при обращении с животными.
16. Отравление ядовитыми веществами.
17. Отравление угарным газом.
18. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
19. Переломы.
20. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.
21. Укусы змей. Первая помощь.
22. Расти здоровым.
23. Воспитай себя.
24. Я выбираю движение.
Для 3 класса.
1. Чего не надо бояться.
2. Учимся думать.
3. Спешим делать добро.
4. Неправда и ложь в пословицах и поговорках.
5. Почему мы не слушаемся родителей.
6. Как воспитать в себе сдержанность.
7. Как отучить себя от вредных привычек.
8. Как относиться к подаркам.
9. Наказание. Как к нему относиться.
10. Как нужно одеваться
11. Как вести себя с незнакомыми людьми.
12. Как вести себя за столом.
13. Как вести себя в гостях.
14. Как вести себя в общественных местах.
15. «Нехорошие слова». Недобрые шутки.
16. Помоги себе сам.
17. Умей организовать свой досуг.
18. Как выбирать друзей.
19. Как помочь родителям.
20. Как помочь больным и беспомощным.
21. Огонёк здоровья.
22. Культура здорового образа жизни.
Для 4 класса.
1. Чувства и поступки.
2. Стресс.
3. Учимся думать и действовать.
4. Я отвечаю за своё решение.
5. Что мы знаем о курении.
6. Почему некоторые привычки называются вредными.
7. Волевое поведение.
8. Злой волшебник – алкоголь.
9. Злой волшебник – наркотик.
10. Мальчишки и девчонки.
11. Моя семья.
12. Умеем ли мы правильно питаться.
13. Чистота и здоровье.
14. Чистота и порядок.
15. Будем делать хорошо и не будем плохо.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит:
1. От активного участия в этом процессе самих учащихся и их родителей.
2. Создания здоровьесберегающей среды.
3. Высокой профессиональной грамотности педагогов.
4. Планомерной работы с родителями.
5. Тесного взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
К программе представлены: темы для бесед к урокам здоровья для каждого класса начальной школы – с 1 по 4 класс. Даются приложения, содержащие игры и оздоровительные минутки.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель, к которой стремится школа.
За годы работы по программе по результатам специального тестирования не выявлено ни одного случая сколиоза и ухудшения зрения. В процессе работы получены положительные результаты: динамика роста и массы тела учащихся в соответствии с их физиологическим развитием. Проведены исследования утомляемости учащихся. Результаты показали, что уровень утомляемости у детей на уроках в течение недели соответствует требованиям СанПиН и понижается к концу недели. Если говорить о результативности, то необходимо подчеркнуть: обучающиеся справляются в полном составе с контрольными и диагностическими срезами, работами.
Можно сделать вывод, что данная программа обеспечивает физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, то есть оптимальное развитие этих сфер личности, при хороших, стабильных показателях обученности.