Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ» начальная подготовка 1 года обучения
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ» начальная подготовка 1 года обучения
Разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этапам программ, утвержденным приказом Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фигурное катание на коньках утвержденного приказом Минсорта России от 30 августа 2013г. № 688, примерной программы спортивной подготовки ДЮСШ «фигурное катание на коньках» 2009г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа «ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ» начальная подготовка 1 года обучения»
Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа
«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ»
Начальная подготовка 1 года обучения
(разработана на основе федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этапам программ, утвержденным приказом Минспорта России от 12.09.2013 г. № 730 федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта хоккей
утвержденного приказом
Минсорта России от 30 августа 2013г. № 688, примерной программы спортивной подготовки ДЮСШ «фигурное катание на коньках» 2009г).
Возраст детей: 6 лет
Срок реализации программы: 3 года
СОДЕРЖАНИЕ.
Нормативная часть учебной программы
Объяснительная записка
Общие требования к организации учебно-тренировочной работы
Режимы работы
Условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на следующие годы обучения этапов многолетней подготовки
Методическая часть учебной программы
Объяснительная записка
Организационно-методические указания
Содержание занятий на различных этапах подготовки
2.3.1. Этап начальной подготовки
Учебный план
Педагогический и врачебный контроль
Педагогический контроль
Врачебный контроль
Теоретическая подготовка
Воспитательная работа
Психологическая подготовка
Восстановительные средства и мероприятия
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для МБОУ ДОД ДЮСШ №7 г.Иркутска по фигурному катанию на коньках составлена на основе Программы для ДЮСШ и ДЮСШОР разработанной авторами Абсалямовой И.В., Жгун Е.В., Хачатуровым Л.С., Кандыбой С.П., Агаповой В.В. Программа для МБОУ ДОД ДЮСШ №7 г.Иркутска по фигурному катанию на коньках содержит основополагающие принципы подготовки юных фигуристов.
При написании программы были использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных фигуристов, полученные на основе анализа многолетних наблюдений за учащимися детско-юношеских спортивных школ, анализа научно-методических материалов по подготовке спортивного резерва, имеющихся в фигурном катании на коньках.
Учебная программа МБОУ ДОД ДЮСШ №7 г.Иркутска по фигурному катанию на коньках рассчитана для обучения в группе начальной подготовки НП-1 на 1 год.
1.2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Одним из главных направлений совершенствования многолетней подготовки является изменение программно-нормативных требований к уровню подготовленности фигуристов на различных этапах многолетней подготовки, изменение требований к уровню физической и технической подготовленности учащихся по годам обучения и необходимое для этого снижение количества занимающихся в группах и увеличение времени тренировочных часов.
Настоящая программа является документом, который определяет с одной стороны стратегию массового спорта, т.е. подготовку физически развитых, здоровых людей, а с другой – выявляющим способных юных спортсменов для дальнейшего спортивного совершенствования.
Данные исследований возраста и стажа занятий фигурным катанием на коньках свидетельствуют о том, что высокие спортивные результаты, возможно показывать как в юном, так и в зрелом возрасте. В связи с этим основным критерием для продолжения занятий данным видом спорта является выполнение спортсменами контрольных нормативов по специально-физической и специально-технической подготовленности, а также их положительная динамика.
Выполнение соревновательных программ на высоком профессиональном уровне в фигурном катании на коньках требует достаточного уровня развития специфических физических качеств, к которым в первую очередь можно отнести скоростно-силовые качества, гибкость, координацию движений, специальные силовые качества и другие. Поэтому на первых этапах подготовки фигуристов (спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки) развитие специальных физических качеств является одной из основных задач.
Специальная техническая подготовка в фигурном катании на коньках невозможна без использования дополняющих ее других видов подготовки, к которым относятся хореография, акробатика, гимнастические упражнения, упражнения на батуте, на специфических тренажерах и других технических устройствах. Это в свою очередь требует специально оборудованных залов, помещений без которых невозможно создавать необходимые условия для целенаправленной работы и воспитания всесторонне развитых спортсменов.
В структуре современной системы подготовки спортсменов кроме физической, технической, тактической, психологической подготовки необходимы знания отбора и ориентации, моделирования и прогнозирования, управления и контроля; вне тренировочных и вне соревновательных факторов; травматизма, питания спортсменов, допинг в спорте.
1.3. РЕЖИМ РАБОТЫ
При комплектовании групп следует учитывать возрастные закономерности становления спортивного мастерства (выполнения норматива мастера спорта России, среднего стажа занятий и возраста занимающихся).
Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы определяется стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных достижений;
Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы;
Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной;
На период учебно-тренировочных сборов, оздоровительно-спортивного лагеря наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы устанавливаются в соответствии с наполняемостью и режимами работы специализированных классов.
В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.
В таблице 1 приводятся режимы учебно-тренировочной работы и требования к видам подготовок.
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке фигуристов
Наименование этапа
Период обучения
Минимальный возраст для зачисления (лет)
Минимальное число учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по физической и спортивной подготовке к концу учебного года
Начальной подготовки
1 год
5
15
8
Выполнение нормативов ОФП. Б/р на конец года
2 год
5-6
12
10
Выполнение нормативов ОФП, СФП. Юный фигурист на конец года
3 год
5-6
10
12
Выполнение нормативов ОФП, СФП. 3 юношеский р. на конец года
Учебно-тренировочный
1 год
6-7
8
16
Выполнение нормативов ОФП, СФП.
2 юношеский р. на конец года
2 год
7-8
6
18
Выполнение нормативов ОФП, СФП.
I юношеский – Iр. на конец года
3 год
8-9
5 (танцы и пары – 6)
22
Выполнение нормативов СФП.
IIр. – Iр. на конец года
УСЛОВИЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В СПОРИВНУЮ ШКОЛУ И ПЕРЕВОДА ЗАНИМАЮЩИХСЯ НА СЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭТАПОВ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
На этап начальной подготовки зачисляются желающие заниматься фигурным катанием на коньках и имеющие письменное разрешение врача-педиатра.
Каждый этап характеризуется своими средствами, методами и организацией подготовки.
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАМЫ
2.1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый этап подготовки имеет свои цели и задачи, которые решаются с помощью средств и методов, специфичных для конкретных этапов.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в спортивных школах в соответствии с учебными планами, рассчитанными на 46 недель занятий в год непосредственно в спортивных школах и 6 недель – для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха.
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Чтобы добиться успеха в крупных соревнованиях, необходим соревновательный опыт. Возраст достижения первых результатов определяется в первую очередь двигательными способностями и уровнем физической подготовленности. Для достижения уровня мастера спорта требуется, как правило, не менее 8-12 лет даже очень одаренным фигуристам, если они начали заниматься спортом в 4-5 лет. Особое значение следует уделять оценке индивидуальных особенностей юных спортсменов, которая должна отражаться на основе учета комплекса показателей.
Таблица 2
ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНЕГО ВИДА
№№ п/п
Особенности телосложения и пропорции тела
Характеристика и оценка особенностей
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
1
Длина шеи
длинная, нормальная
средняя
короткая
2
Форма спины
прямая
сутуловатая
сутулая
3
Длина ног
длинные, нормальные
незначительно короче нормальной длины
короткие
4
Форма ног
прямые или с небольшим искривлением голени
значительное искривление голени – выступание внутренних лодыжек
Х-образные, О-образные, выступление внутренних надмыщелков бедра
5
Полнота ног
ниже средней упитанности
средняя упитанность
выше средней упитанности
6
Форма таза
узкий
средний
широкий
Примечание: При плохой оценке особенностей внешнего вида по всем показателям поступающий от дальнейших испытаний освобождается. Посредственная оценка некоторых показателей внешнего вида может быть проходной при отличном выполнении контрольных упражнений на льду.
Таблица 3
ОЦЕНКА ПОДВИЖНОСТИ В СУСТАВАХ
№№ п/п
Виды испытаний
Характеристика и оценка подвижности
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
1
Подвижность тазобедренного сустава. Подъем ноги – вперед и в сторону (пассивный)
Нога поднимается легко до уровня плеч вперед и в сторону
Нога поднимается легко ниже уровня плеч (вперед и в сторону), но не менее чем на 100º
Нога поднимается ниже уровня 90º. Нога отводится в сторону с напряжением
2
Выворотность стоп. Испытуемый стоит в позиции № 1 (хореографической)
Спокойно опирается на всю ступню и может поднять пальцы ног вверх
Стоит на всей стопе, но не может разогнуть пальцы ног
Опирается на большой палец ноги. Ступни несколько сведены внутрь
3
Активное скручивание корпуса, без смещения ног, опирающихся об пол
Вращение вправо более чем 90º
Вращение влево менее чем на 90º
Корпус мало скручивается
4
Гибкость позвоночника. Наклон вперед в стойке на прямых ногах, пятки и носки вместе (пассивный)
Испытуемый головой касается коленей ног
Не достает головой коленей ног, но достает ладонями пол
Не достает кончиками пальцев до пола
5
Наклон назад, стоя на прямых ногах, держась руками за стул
Хороший прогиб в пояснице и по всему позвоночнику
Хороший прогиб в пояснице, но не по всей длине позвоночника
Слабый прогиб в пояснице
ОЦЕНКА СЛУХА
1.Выстукивание заданного ритма.
2.Ходьба под музыку с меняющимся ритмом, темпом. Исполнение оценивается: выполнил, не выполнил.
На специализацию в фигурном катании на коньках большое значение оказывает структура тела фигуриста. Она должна быть такова, чтобы обеспечить оптимальное сочетание скоростно-силовых качеств с высокой координацией движений и выносливостью. Как показали исследования, фигуристы относятся по основным тотальным размерам тела к людям среднего роста, причем имеются совершенно отчетливо выраженные особенности телосложения у представителей отдельных видов фигурного катания на коньках.
Спортсмены, выступающие в одиночном катании, имеют средний рост, среднюю длину рук и ног, малый тазовый диаметр, длинное бедро и большую весоростовую разницу (индекс Брока – 8,5 ед.). Средний рост у девушек в возрасте 16-23 года составляет 161 см, вес – 50 кг; у юношей – рост 173,6 см, вес 63 кг. Спортсмены одиночного катания относятся в основном к грудо-мускульному, мускольно-брюшному или мускульному типам телосложения.
Фигуристок характеризуют три типа конституции: лептосомный, мезосомный и мегалосомный типы. Критерием, определяющим уровень достижения в этом виде фигурного катания, является уровень развития мышечной массы, которая составляет в относительных единицах в % к весу тела у мужчин – 52-54%, а у женщин – 48-50%.
Представители всех видов фигурного катания имеют четкую правостороннюю ассимметрию в развитии мышц верхних и нижних конечностей. Периметры бедра и плеча правой стороны тела больше, чем левой.
При построении многолетнего процесса подготовки фигуристов необходимо учитывать половые особенности роста спортивных достижений, особенности развития организма и сенситивные (благоприятные) периоды воспитания физических качеств у мужчин и женщин (таблица 5). Наибольший прирост силы наблюдается у мальчиков с началом периода полового созревания и после его завершения, т.е. с 13 лет, и связан с увеличением мышечной массы и веса тела.
У девочек показатели относительной силы снижаются в пубертатный период и начинают увеличиваться после достижения половой зрелости, что связано с особенностями женского организма. Гибкость (подвижность в суставах) достаточно хорошо поддается развитию. Особенно легко она развивается в детском возрасте. Направленная тренировка позволяет улучшать показатели подвижности в суставах и поддерживать ее на необходимом уровне в течение длительного периода. Вместе с тем, следует обращать внимание на развитие и других качеств, которые в данном возрасте не совершенствуются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости и силы, т.е. те из них, которые имеют разные физиологические механизмы. Исследования показали, что в многолетней тренировке юных фигуристок, осуществляя разностороннюю физическую подготовку, следует учитывать, что наиболее благоприятным периодом для избирательно-направленного развития скоростно-силовых способностей является возраст от 7 до 10 лет, где за относительно меньшее время достигается наибольший эффект развития этих способностей.
Таблица 4
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития
двигательных качеств
Морфофункциональные показатели, физические качества
Возраст, лет
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Рост
+
+
+
+
Мышечная масса
+
+
+
+
Быстрота
+
+
+
Скоростно-силовые качества
+
+
+
+
+
Сила
+
+
+
Выносливость (аэробные возможности)
+
+
+
+
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
+
+
+
Гибкость
+
+
+
+
Координационные способности
+
+
+
+
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
Данные многочисленных исследований дают возможность выделить следующие особенности сенситивных периодов, имеющих значение для занятий спортом.
Росто-весовые показатели. Наибольший прирост прослеживается у детей в годы полового созревания. У мальчиков период бурного созревания этих показателей начинается с 12 до 15 лет. К 16 годам костный скелет считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки сдерживают рост трубчатых костей.
Сила. Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с 12 до 14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.
Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, в момент полового созревания от 14 до 15 лет и позже.
Скоростно-силовые качества. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост этих качеств продолжается в основном под влиянием целенаправленной тренировки.
Выносливость. Аэробные возможности организма и, в частности, аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода (МПК), увеличивается с возрастом. Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания (14-15 лет) и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК (мл/мин/кг) почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.
Аэробно-гликолитические возможности имеют тенденцию к незначительному росту до 12-13 лет и к более значительному росту после 16 лет, т.е. в период достижения биологической зрелости. В связи с этим дети переносят соревнования в беге на 3 тысячи метров гораздо легче, нежели на 200-300м.
Креатинфосфатный энергетический механизм наиболее интенсивно развивается по достижении биологической зрелости в возрасте 16-18 лет.
Гибкость. Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходится на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.
Координационные способности развиваются наиболее интенсивно с 9-10 до 11-12 лет.
Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости. С учетом этих особенностей следует определять преимущественную направленность тренировочного процесса по годам обучения.
Преимущественная направленность тренировочного процесса многолетней подготовки юных фигуристов на этапах начальной (предварительной) подготовки (НП) сводится по мнению Великой Е.А. (1990г.) к следующему:
Определяя состав и содержание средств и методов тренировки фигуристок-дошкольниц в первые два года занятий, необходимо иметь ввиду, что успешность освоения техники фигурного катания на коньках в этот период существенно зависит от уровней развития ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, способности к статическому равновесию. Причем на втором году обучения к ведущим факторам следует отнести также вестибулярную устойчивость, способности к динамическому равновесию и дифференцированию мышечных усилий.
При осуществлении хореографической подготовки акцент надо сделать на развитие музыкальности, чувства ритма, артистичности, хотя попутно следует решать задачи расширения диапазона двигательных умений и навыков, повышения уровня физических способностей.
Методика физической подготовки фигуристок дошкольного возраста должна характеризоваться широким спектром внеледовых и ледовых упражнений, подобранных сообразно закономерностям положительного переноса тренировочного эффекта на соревновательную деятельность.
При осуществлении технической подготовки наряду с ледовыми упражнениями необходимо использовать внеледовые специально- и общеподготовительные, в том числе подводящие, имитационные и упражнения из арсенала средств повышения кондиционных возможностей, если требуется предварительно освоить их технику.
Значительно повысить эффективность подготовки фигуристок дошкольного возраста позволяет введение в учебно-тренировочный процесс координационного совершенствования. При этом составной частью каждого занятия, предусматривающего решение образовательных задач, должен быть комплекс упражнений с акцентом на развитие координационных способностей, сформированный с учетом того, какой элемент фигурного катания разучивается в основной части урока.
Независимо от вида подготовки должен превалировать игровой метод.
Биологический возраст. Биологический возраст характеризуется уровнем физического развития, двигательными возможностями детей, степенью их полового созревания. Для ведущих фигуристов характерна ретардация (запаздывание) полового развития на 2-3 года по сравнению с не занимающимися спортом. Ретардация является результатом сложного взаимодействия наследственных факторов, больших физических нагрузок и социальных факторов (условия режима питания, характер нагрузок и др.). Рост спортивно-технического мастерства находится в прямой зависимости от темпов полового созревания. У ретордантов результаты растут медленнее, но они более длительное время сохраняют высокий уровень работоспособности и достигают более высоких вершин спортивного мастерства.
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ
(ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ)
2.3.1. ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Задачи на этом этапе сводятся к: вовлечению максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленную на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники фигурного катания на коньках; формирование потребности к занятиям спортом.
Этот этап рассчитан на 3 года. Если на первом году занятий в группах НП объем часов совпадает с объемом занятий в С.О. группах, то на втором году он значительно увеличивается. Основными средствами общефизической подготовки являются ОРУ. К ним можно отнести упражнения для головы и шеи, для рук и плечевого пояса, туловища, ног. Обращается внимание на амплитуду движений, достаточную сложность упражнений, осанку, темп и качество. Необходимо научить детей выполнять комплекс спортивных упражнений в заданном темпе, четко выполнять команды.
Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения:
- для развития ловкости: акробатические упражнения (кувырки, перекаты, мостик); внезапные остановки, изменение направления движения при ходьбе и беге; преодоление препятствий; броски и ловля мяча в различных положениях и.п.; игры и эстафеты;
- для развития координации: разнообразные движения рук и ног в сочетании друг с другом; ходьба спиной вперед; подвижные игры и эстафеты;
- для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту: с места, с разбега, через планку, с двух на две, одну и т.д.; прыжки в длину, тройной прыжок с места, разбега; многоскоки, бег с препятствиями; игры, эстафеты с бегом и прыжками;
- для развития быстроты: выполнение быстрых движений, быстрое реагирование в процессе игр; повторное пробегание отрезков от 5 до 20 метров из различных и.п. и стартовых положений; ускорения; игры и эстафеты с использованием скоростных упражнений;
- для развития равновесия: упражнения в статическом равновесии (позы на одной ноге; на коленях); упражнения в динамике (ходьба по шнуру, линии, скамейке, бревну, по наклонной опоре, с движениями рук);
- для развития силы: прыжковые упражнения (прыжки вверх на месте, в продвижении, через препятствия, многоскоки, с поворотом, с возвышения, в глубину с последующим отскоком);
- для развития гибкости: маховые движения с полной амплитудой, складка их седа, стойки, рыбка, качалки, шпагаты, мостики; удержание ноги на определенной высоте; подвижные и игры с использованием статических поз.
На этапе начальной подготовки необходимо уделять внимание выполнению имитационных упражнений (без коньков) для овладения базовыми двигательными действиями; имитации скольжения вперед, назад; поворотам стоп одновременно из стороны в сторону на месте, с продвижением; исполнению полуфонариков и фонариков, змейки, скрестных шагов вперед, назад; имитации перебежки на месте, в движении; ласточке, пистолетику, спиралям, бегу со сменой направления и фронта движения (по команде, рисунку).
В процессе занятий на льду совершенствуются ранее изученные упражнения, изучаются новые: прыжки в один оборот в каскаде или комбинации, аксель; вращения в волчке, в ласточке, в заклоне (для девочек); спирали вперед, назад, со сменой ноги, по дугам, элементы шаговых дорожек, шаги с тройками, перетяжками. Особое внимание следует уделять обучению реберному скольжению, так как одноопорное скольжение по дугам разной кривизны является базовым движением в технике фигурного катания на коньках. К базовым элементам относится выполнение и поворотов (тройка, скоба, крюк, выкрюк, петля). Обучение выполнению их возможно только при вращении – основном, опорном, собственно базовым действием фигуриста. Необходимым условием выполнения вращения является встречное движение верхней части тела относительно нижней его части – скручивание. Это движение – базовое в технике фигурного катания на коньках.
Более подробный перечень упражнений по всем видам подготовки на этом этапе представлен в разделе 2.5.
2.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Примерный учебный план учебно-тренировочных занятий ДЮСШ
№ п/п
Разделы подготовки
Этапы подготовки
НП
УТГ
1-ого года
обучения
2-ого года
обучения
До 2-х лет
1
2
3
4
5
6
1.
Общая физическая подготовка
77
113
127
2.
Специальная физическая подготовка
33
64
104
3.
Хореографическая подготовка
42
56
86
4.
Техническая подготовка
141
174
280
5.
Теоретическая подготовка
19
19
19
6.
Контрольно-переводные испытания (кол-во)
2
3
2
7.
Инструкторская и судейская практика
+
8.
Восстановительные мероприятия
+
+
+
9.
Контрольные соревнования
2
2
1
10.
Медицинское обследование
(количество в го)
1
1
2
Общее количество часов
312
426
616
Таблица 6
Соотношение средств физической, технической и хореографической подготовки
по годам обучения (в %)
№ п/п
Разделы подготовки
Этапы подготовки
НП
УТГ
До 2-х лет
Свыше 2-лет
До 2-х лет
Свыше 2-лет
1.
Общая физическая подготовка
30
30-20
20-10
10
2.
Специальная физическая подготовка
20-10
20-15
20
20
3.
Хореографическая подготовка
20-10
20-15
20
20
4.
Техническая подготовка
30-50
30-50
40-50
50
Таблица 7
Примерный план – график распределения учебных часов
в группах начальной подготовки (до 1 года)
периоды
месяцы
Всего за год
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
подготовительный
соревновательный
переходный
этапы
базовый
специализированный
Проверки способностей
Активного отдыха
базо-
вый
Количество тренировочных дней
16
18
17
17
12
16
18
17
17
7
-
17
172
Количество тренировочных занятий
16
18
17
17
12
16
18
17
17
7
-
17
172
Объем по видам подготовки (в часах)
Теоретическая подготовка
2
2
2
2
1
2
2
2
2
-
-
2
19
Общая физическая подготовка (ОФП)
7
7
7
7
7
7
7
7
7
7
-
7
77
Специальная физическая подготовка (СФП)
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
-
3
33
Хореографическая подготовка
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
-
4
42
Техническая (ледовая) подготовка
14
16
14
14
11
14
16
14
14
-
-
14
141
Переводные испытания
×
×
Контрольные нормативы
×
×
Итого:
30
32
30
30
26
30
32
30
30
12
-
30
312
2.5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
2.5.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
При отборе фигуристов на этап начальной подготовки следует руководствоваться рекомендациями по оценке особенностей внешнего вида, подвижности в суставах, состоянию различных систем детского организма, которые приведены в таблице 9.
Для определения исходного уровня общей физической подготовленности и контроля ее динамики рекомендуется следующий комплекс упражнений:
бег 30 м: проводится на стадионе или легкоатлетическом манеже с высокого старта. Количество спортсменов в забеге определяется условиями, при которых бегущие не должны мешать друг другу.
Челночный бег 3х10 м: тест проводится на дорожке длиной не менее 10м. За чертой «старт» и «финиш» - два полукруга радиусом 50 см. На дальний полукруг кладется деревянный кубик (5 см). Спортсмен со старта бежит к финишу, обегает полукруг, берет кубик и возвращается к старту.
Прыжки в длину с места: выполняются толчком с двух ног с взмахом рук от линии или края доски на стадионе или в легкоатлетическом манеже. Измерение длины прыжка осуществляется рулеткой.
Прыжок вверх с места: выполняется толчком с двух ног с приземлением на две ноги с взмахом рук в установленное место. Измерение высоты прыжка проводится с помощью прибора Абалакова.
Подъем туловища (кол-во раз в мин.): спортсмен, находясь в положении лежа на спине, поднимает туловище до вертикального положения, затем снова принимает исходное положение.
Таблица 9
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЕТЕЙ В ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ ПО АГАПОВОЙ В.В.)
Характеристика и оценка
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Оценка особенностей внешнего вида
Длина шеи
Нормальная
Средняя
Короткая
Форма спины
Прямая
Сутуловатая
Сутулая
Длина ног
Длинные, нормальные
Незначительно короче нормальной длины
Короткие
Форма ног
Прямые с незначительным искривлением икр, голени
Значительное искривление голени – выступание внутренних лодыжек
Х-образные, О-образные выступание внутренних надмыщелоков бедра
Полнота ног
Нижнесредняя упитанность
Средняя упитанность
Выше средней упитанности
Форма таза
Узкий
Средний
Широкий
Подвижность в суставах
Подвижность тазобедренного сустава.
Пассивный подъем ноги вперед и вывод ее в сторону
Нога поднимается легко до уровня плеч вперед и в сторону
Нога поднимается легко ниже уровня плеч вперед и в сторону, но не менее чем на 100º
Нога поднимается ниже уровня 90º и отводится в сторону с напряжением
Выворотность стоп: 1 хореографическая позиция
Спокойно опирается на всю ступню и может поднять пальцы ног вверх
Стоит на всей стопе, но не может разогнуть пальцы ног вверх
Опирается на большой палец ноги, ступни несколько свернуты внутрь
Активное скручивание корпуса, без смещения ног
Вращение вправо или влево более чем 90º
Вращение вправо или влево менее чем на 90º
Корпус мало скручивается
Гибкость позвоночника. (Пассивный наклон вперед из стойки на прямых ногах, пятки и носки вместе)
Головой касается коленей ног
Не достает головой коленей ног, но достает ладонями до пола
Не достает кончиками пальцев до пола
Наклон назад (стоя на прямых ногах держась руками за опору)
Хороший прогиб в пояснице и по всему позвоночнику
Хороший прогиб в пояснице, но не по всей длине позвоночника
Слабый прогиб в пояснице
Состояние статокинетической системы
Проба Ромберга
Испытуемый с закрытыми глазами стоит в вертикальном положении, стопы ног на одной линии, одна перед другой, руки вытянуты вперед
Устойчивое положение тела. Допустимо легкое покачивание
Не устойчивое положение тела, резкое отклонение тела в ту или в другую сторону
Проба Яроцкого
Непрерывное вращение головой в одну сторону темп: 2 вращения в секунду
Сохранение равновесия в течение 20 секунд после начала упражнения
Падение после 2 оборотов
Отолитовая реакция Вочека
Испытуемый с закрытыми глазами на вращающемся кресле, туловище наклонено вперед на 90 градусов.
Темп: 5 оборотов за 10 секунд, после 5-ти сек. паузы встать и выпрямиться
Сохранение равновесия, легкое покачивание
Резкое отклонение тела с вегетативным синдромом
Оценка слуха
Выстукивание заданного ритма
Выстукивает правильно
Выстукивает не правильно
Ходьба под музыку с меняющимся ритмом, темпом
Ходьбой четко выражает темп музыки
Не выражает темп музыки
Группы формируются согласно показанным результатам при приеме.
Ниже в таблице № 10 приводятся контрольные нормативы и их оценка по ОФП, СФП, ледовой подготовке.
ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ*
Контрольные упражнения
Баллы
Юноши
Девушки
1 год
1 год
Общая физическая подготовка
Бег 30 метров (сек.)
5
7,2
7,4
4
7,4
7,6
3
7,8
7,8
2
8,0
8,0
1
9,0
8,1
Набрать не менее 3 баллов
Челночный бег 3х10 (сек.)
5
9,6
9,8
4
9,8
9,9
3
9,9
10,0
2
10,0
10,1
1
10,1
10,2
Набрать не менее 3 баллов
Прыжки в длину с места (см.)
5
100
100
4
98
99
3
97
98
2
96
97
1
95
96
Набрать не менее 3 баллов
Прыжок вверх с места (см.)
5
24
22
4
23
21
3
22
20
2
21
19
1
20
18
Набрать не менее 3 баллов
Подъем туловища (количество раз в мин.)
5
12
11
4
11
10
3
10
9
2
9
8
1
8
7
Набрать не менее 3 баллов
Отжимания
(количество раз в мин.)
5
11
7
4
10
6
3
9
5
2
8
4
1
7
3
Набрать не менее 3 баллов
Набрать не менее 18 баллов по всем видам упражнений
Контрольные упражнения
Баллы
Юноши
Девушки
1 год
1 год
Специальная физическая подготовка
Прыжки на скакалке на 2 ногах
(количество раз в мин.)
5
60-56
60-56
4
55-51
55-51
3
50-47
50-47
2
45-41
45-41
1
40
40
Набрать не менее 3 баллов
Прыжки на скакалке на 1 ноге
(количество раз в мин.)
5
30/30
30/30
4
29/29
29/29
3
28/28
28/28
2
27/27
27/27
1
26/26
26/26
Набрать не менее 3 баллов
Выкрут с палкой (в см.)
5
35 и меньше
35 и меньше
4
36-45
36-45
3
46-55
46-55
2
56-65
56-65
1
66 и больше
66 и больше
Набрать не менее 3 баллов
Набрать не менее 9 баллов по всем видам упражнений
Акробатическая связка
Кувырок вперёд, назад, стойка на руках, мост, шпагаты.
5
Связка выполнена слитно с хорошей группировкой, четкое исполнение отдельных элементов, мост из стойки на ногах с подъемом, полные шпагаты.
Связка выполнена слитно с хорошей группировкой, четкое исполнение отдельных элементов, мост из стойки на ногах с подъемом, полные шпагаты.
4
Средний темп исполнения,
хороший мост с подъемом,
2 полных шпагата.
Средний темп исполнения,
хороший мост с подъемом,
2 полных шпагата.
3
Медленный темп, мост без подъема, один полный шпагат.
Медленный темп, мост без подъема, один полный шпагат.
Значительные погрешности в технике толчка, нарушение осанки, тихий ход.
Значительные погрешности в технике толчка, нарушение осанки, тихий ход.
Набрать не менее 3 баллов
Спирали: Ласточка, пистолетик в связке вперед назад наружу или внутрь по кругу
4
Резвый разбег, красивая ласточка, глубокий присед в пистолетике, скольжение в позах не менее 10 секунд. Четкий переход с хода назад на ход вперед. Ребренность. Выход из положения пистолетик на одной ноге.
Резвый разбег, красивая ласточка, глубокий присед в пистолетике, скольжение в позах не менее 10 секунд. Четкий переход с хода назад на ход вперед. Ребренность. Выход из положения пистолетик на одной ноге.
3
Резвый разбег, уверенное начало и исполнение элементов, но потеря хода.
Резвый разбег, уверенное начало и исполнение элементов, но потеря хода.
Скорость, легкость отрыва, средняя высота, короткий выезд.
Скорость, легкость отрыва, средняя высота, короткий выезд.
2
Малая скорость, низкий прыжок,
На выезде: падение, две ноги, недокрут
Малая скорость, низкий прыжок,
На выезде: падение, две ноги, недокрут
Набрать не менее 3 баллов
Вращения: на одной ноге
4
8 об
8 об
3
5 об
5 об
2
3 об
3 об
Набрать не менее 3 баллов
Всего по ледовой подготовке набрать не менее 21 балла
По всем видам подготовки набрать не менее 54 баллов. По хореографической подготовке получить зачет. Выполнить норматив разряда «Юный Фигурист».
Оценка уровня развития физических качеств и двигательных навыков проводится по результатам тестирования на основе комплекса упражнений.
Стандартная программа тестирования включает:
бег 30 м со старта; 2) бег на 1000 метров; 3) челночный бег 3х10 м; 4) 10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений; 5) прыжок в длину с места; 6) прыжок вверх с места; 7) прыжки с «прибавками»; 8) подтягивание из виса на руках; 9) бросок набивного мяча; 10) выкрут с палкой; 11) наклон вперед.
2.5.2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
.
Программа углубленного медицинского обследования.
Комплексная клиническая диагностика.
Оценка уровня здоровья и функционального состояния.
Оценка сердечно-сосудистой системы.
Оценка систем внешнего дыхания и газообмена.
Контроль состояния центральной нервной системы.
Уровень функционирования периферической нервной системы.
Оценка состояния органов чувств
Состояние вегетативной нервной системы.
Контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата спортсменов.
Преимущественная направленность тренировочных нагрузок оценивается по ЧСС. В таблице 11 представлены значения частоты сердечных сокращений и преимущественной направленности физиологической мощности выполненной работы.
По ЧСС контролируется и оценивается интенсивность тренировочной нагрузки, которая лежит в основе планирования как одного тренировочного занятия, так и микро-, мезо- и макроциклов подготовки. Фактическое значение ЧСС позволяет оценить возможности, реализующие планируемую интенсивность нагрузок. В таблице 12 представлена шкала интенсивности тренировочных нагрузок.
Таблица 11
НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК
ЧСС (уд./мин.)
Направленность
100-130
Аэробная (восстановительная)
140-170
Аэробная (тренирующая)
160-190
Анаэробно-аэробная (выносливость)
170-200
Лактатная-анаэробная (спец. выносливость)
170-200
Алактатная-анаэробная (скорость-сила)
Таблица 12
ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК
Интенсивность
Частота сердечных сокращений
уд./ 10 с.
уд./ мин.
Максимальная
30 и более
180 и более
Большая
29-26
174-156
Средняя
25-22
150-132
Малая
21-18
126-108
Для оценки адаптации фигуристов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье – Диксона. Эта проба очень проста в проведении и расчете и может быть выполнена тренером перед каждой тренировкой. Процедура тестирования начинается с измерения ЧСС в покое, после 5 минутного отдыха (Р1) в положении сидя. Затем выполняются 30 глубоких приседаний за 45 секунд с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются вдоль туловища. Сразу же после окончания 30 приседаний измеряется пульс (Р2) в положении стоя, а после минутного отдыха в положении сидя (Р3).
Оценка скорости восстановления пульса (индекс Руффье) производится по формуле: R = [(P1 + P2 + P3) - 200] / 10
Качественная оценка работоспособности представлена в таблице 13.
Таблица 13
Оценка адаптации организма спортсмена к предыдущей работе
Качественная оценка
Индекс Руффье
Отлично
2 и менее
Хорошо
3-6
Удовлетворительно
7-10
Плохо
11-14
Очень плохо
15-17
Критическое
18 и более
Функциональная подготовленность спортсмена определяется, прежде всего, состоянием его кислородно-транспортной системы. Осуществлять контроль за функциональным состоянием спортсмена можно по следующим показаниям: минутный объём дыхания, кислородный пульс, МПК. Для этого могут быть применены следующие тесты: определение МПК. С помощью этого теста можно оценить величину общей физической работоспособности спортсмена. В основе методики лежит выполнение спортсменом нагрузки, мощность которой ступенчатообразно повышается вплоть до невозможности выполнять мышечную работу. На каждой ступени нагрузки производится забор выдыхаемого воздуха с целью определения величины потребления кислорода. Абсолютным критерием достижения испытуемым кислородного «потолка» является наличие плато на графике зависимости величины потребления кислорода от мощности физической нагрузки.
Для определения физической работоспособности спортсменов может быть использован тест PWC170. Физическая работоспособность в тесте выражается в величинах той мощности физической нагрузки, при которой ЧСС достигает 170 уд./мин. Испытуемому предлагается выполнить две пятиминутные нагрузки разной мощности /W1 и W2/ с перерывом 3 минуты. В конце каждой нагрузки определяется ЧСС /f1 и f2/, величина PWC170 определяется по формуле:
PWC170=W1+(W2-W1).
Лабораторные исследования общей физической работоспособности по тесту PWC170 и показателю максимальной аэробной мощности указывают на наличие у спортсменов данного вида спорта высокоразвитой кардиореспираторной производительности. Ж.. Ю. Морозовой были зафиксированы следующие средние абсолютные и относительные показатели PWC170 у мужчин одиночников: 1537,5±331 кгм/мин. и 23,1±3,13 кгм/мин.кг., а у женщин соответственно 974±173 кгм/мин. и 19,3±1,62 кгм/мин/.кг.
Общая физическая работоспособность фигуристов танцоров по данным Г.Г. Хамагановой в среднем у мужчин составляет 1772±316 кгм/мин. и 26,2 кгм/мин.кг, у женщин 952±143 кгм/мин. и 18,7 кгм/мин.кг.
Количественно оценить восстановительные процессы после дозированной мышечной работы можно с помощью Гарвардского степ - теста. Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку 50 см. у мужчин и 43 у женщин. Время восхождения 5 минут. Частота - 30 раз в минуту. Функциональная готовность спортсмена оценивается путём подсчёта ЧСС. Регистрация её ведётся в положении сидя на второй, третьей и четвёртой минутах восстановительного периода, при этом подсчитывается сумма пульса за первые 30 секунд каждой минуты. Результаты выражаются в виде индекса теста:
t100(f1+f2+f3) L, t-время восхождения, f-пульс за первые 30 сек. каждой минуты.
Для исследования функционального состояния организма может быть применена ортостатическая проба. Тест основан на использовании изменения положения тела в пространстве. Реакцией на ортостатическую пробу является учащение пульса. Если ЧСС не превышает 89 уд./мин. реакция считается нормальной. Для оценки функциональной подготовленности сердечно-сосудистой системы проводятся следующие тесты:
1) Индекс Рюффье (ГДР) I=(P1+P2+P3-200)10
После 5 мин. покоя регистрируется пульс, сидя за 15 сек. и умножается на 4=Р1; затем выполняются 30 приседаний за 30сек. и сразу стоя подсчитывается пульс за 15 сек.4=Р2. Отдых одна минута сидя и подсчёт пульса за 15 сек.4=Р3. Показатели: (отлично)-меньше 0; (хорошо)-0-5; (удовлетворительно)-5-10; (плохо)-10-15; (очень плохо)-больше 15.
2) Тест Добровольского – выполняется 4 упражнения в течение 5 мин.
а) 36 приседаний – 30 сек.
б) максимальный бег на месте 30 сек.
в) бег в темпе 150 шагов в мин. – 3 мин.
г) прыжковая имитация в темпе 60 шагов в мин.-1мин. ЧСС подсчитывается за 30 сек. сразу после работы, через 2 и 4 мин. отдыха.
Тест физической готовности: ТФГ=
(Отлично)-107-116;
(Хорошо)-97-100;
(Удовлетворительно)-87-96;
(Плохо)-86 и ниже.
Проводить тестирование следует несколько раз в год и сравнивать показатели.
Фигуристы по показателям PWC170 и МПК относятся к группе спортсменов со средними энергозатратами, в которую также входят представители гребли, биатлона, бега на 400 м., горных лыж.
Наибольшие показатели физической работоспособности отмечаются у представителей спортивных танцев (как у мужчин, так и у женщин), наименьшие – у представителей спортивных пар.
Представители одиночного катания занимают промежуточное положение.
2.6. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
План теоретической подготовки
№ п/п
Название темы
Краткое содержание темы
Учебные группы
1
2
3
4
1.
Физическая культура и спорт в России.
Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Спорт как средство воспитания воли и жизненно важных умений и навыков.
НП.
2.
История вида спорта. Развитие Фигурного катания на коньках.
История зарождения и развития фигурного катания на коньках как вида спорта.
Искусство катания на коньках в дореволюционной России.
История и развитие фигурного катания в СССР.
Советские и российские фигуристы на чемпионатах Европы, Мира, олимпийских играх.
История Фигурного катания в регионе, городе.
Весь период подготовки.
3.
Сведения о строении и функциях организма человека.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении. Значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Легкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения, кишечник. Почки. Легкие. Кожа. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Влияние занятий физическими упражнениями, в частности фигурным катанием на коньках, на организм занимающихся. Совершенствование функций мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения. Влияние занятий спортом на обмен веществ, нервную систему.
Значение систематических занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, развитие физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Весь период подготовки.
4.
Личная и общественная гигиена.
Закаливание организма.
Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом, Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений. Общий режим для спортсмена. Режим труда и отдыха. Режим питания и питьевой режим во время тренировки. Значение витаминов и питании спортсмена. Гигиена сна. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Использование естественных факторов природы (солнца, воздуха, воды) в целях закаливания организма. Гигиена одежды и обуви.
Временные ограничения и противопоказания к занятиям физическими упражнениями, и в частности фигурным катанием на коньках.
Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики (предупреждение заболеваний).
Гигиенические требования к проведению занятий физическими упражнениями. Значение температуры, влажности и движения воздуха. Гигиена мест занятий, оборудования и инвентаря.
Инвентарь. Типы коньков и ботинок для фигурного катания на коньках, уход за ними и хранение. Точка коньков, станок для точки. Одежда фигуриста.
Весь период подготовки.
5.
Правила поведения во дворце спорта.
Правила организации занятий и поведения в спортивном зале и на ледовой площадке.
НП.
6.
Предупреждение спортивного травматизма, оказание первой помощи.
Соблюдение правил поведения. Дисциплина и взаимопомощь в процессе занятий.
Предупреждение спортивных травм. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям фигурным катанием и другим видам спорта.
Первая помощь при ушибах, растяжении и разрывах связок, мышц и сухожилий, переломах, кровотечениях.
Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Оказание помощи утопающему, приемы искусственного дыхания.
НТП и УТГ.
7.
Терминология фигурного катания на коньках.
Названия элементов.
Скольжение. Уровни сложности предписанных элементов.
НТП.
УТГ.
8.
Правила организации и проведения соревнований.
Основные виды соревнований. Права и обязанности участников. Состав судейской коллегии. Роль судей, их права и обязанности. Правила оценки элементов при исполнении короткой и произвольной программ.
УТГ.
9.
Врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий спортом.
Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях спортом. Значение и содержание врачебного контроля. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон аппетит, настроение, работоспособность, общее настроение.
Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Понятие о спортивной форме, утомлении, перетренировке.
Основы спортивного массажа. Общие понятия о спортивном массаже. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж и самомассаж перед тренировкой и соревнованиями, во время и после тренировки и соревнования. Противопоказания массажу.
УТГ свыше двух лет.
10.
Физическая подготовка.
Краткая характеристика основных физических качеств. Особенности развития основных физических качеств фигуриста.
УТГ свыше двух лет.
11.
Единая всероссийская спортивная классификация.
Требования к спортивно-технической подготовке и условия выполнения спортивных разрядов.
Все группы
2.7. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Целью воспитательной работы тренера является формирование целостной гармонически развитой личности юного спортсмена. В занятиях с юными спортсменами следует уделять большое внимание воспитанию высоких моральных качеств человека, таких как любовь к Родине, чувство интернационализма, коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.
Важную роль в воспитательной работе играет нравственное воспитание, в котором спортивная деятельность предоставляет большие возможности для воспитания сознательной дисциплины, товарищества, коллективизма, патриотизма и других нравственных качеств.
Основным средством нравственного воспитания являются коллективные и групповые взаимодействия в процессе тренировки и соревнований, формирующие потребность в честном поведении, оказании помощи, контроля в решении задач, поставленных тренером.
2.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Психологическая подготовка юных спортсменов проходит в условиях учебно-тренировочного занятия, соревнований, контрольных испытаний. Она предусматривает в первую очередь воспитание волевых качеств, формирование личности спортсмена, межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психологических качеств.
Волевые качества совершенствуются в процессе преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для того чтобы их преодолеть используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения.
Основными задачами психологической подготовки являются привитие устойчивого
2.9. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ*
Современная система подготовки спортсменов включает три подсистемы: система соревнований; система тренировок; система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. В системе факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект, основное место занимают различные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности. Значение этих средств в подготовке спортсменов постоянно возрастает в связи с непрерывным увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок. Рациональное применение различных восстановительных средств является необходимым фактором достижения высоких спортивных результатов.
В нашей стране разработана современная система применения восстановительных мероприятий, которая обеспечивает быстрое восстановление и повышение спортивной работоспособности, стабильность спортивной формы, профилактику спортивных травм.
Различные средства восстановления целесообразно применять в следующих основных направлениях:
Применение восстановительных средств в период соревнований для направленного воздействия на восстановительные процессы не только после выступления спортсменов, но и во время их проведения или же перед началом соревнований.
Применение восстановительных средств непосредственно в различных формах учебно-тренировочного процесса для повышения уровня функциональных возможностей спортсменов, развития двигательных качеств.
Рекомендуется планировать восстановительные мероприятия на трех условных уровнях: основном, оперативном и текущем.
Восстановительные мероприятия основного уровня направлены на нормализацию функционального состояния организма спортсменов в результате суммарной нагрузки отдельного микроцикла, а также на нормализацию процессов утомления от кумулятивного воздействия серии тренировочных нагрузок.
Оперативное восстановление функционального состояния спортсменов следует осуществлять в процессе каждого тренировочного занятия с учетом закономерностей развития и компенсации утомления в этом занятии.
Текущее восстановление направлено на обеспечение оптимального функционального состояния спортсменов в процессе или после нагрузки отдельных занятий в целях подготовки к очередной работе.
Для повышения эффективности восстановительных мероприятий необходимо комплексное применение различных восстановительных средств. При этом принцип комплексности применения восстановительных средств должен всегда осуществляться во всех звеньях тренировочного процесса: макро-, мезо- и микроциклах, а также на уровне тренировочного дня.
В современной системе восстановления спортсменов применяются педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические средства.
Педагогические средства восстановления являются основными и предусматривают следующие.
Рациональное планирование тренировочного процесса с учетом этапа подготовки; условий тренировок и соревнований; пола и возраста спортсменов; особенностей учебной и трудовой деятельности; бытовых и экологических условий и т. п.
Оптимальная организация и программирование тренировок в макро-, мезо- и микроциклах, обеспечивающие рациональное соотношение различных видов, направленности и характера тренировочных нагрузок и их динамическое развитие.
Правильное сочетание в тренировочном процессе общих и специальных средств подготовки.
Рациональное сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок с необходимыми восстановительными циклами после напряженных тренировок и соревнований.
Оптимальное соотношение в тренировочном процессе различных микроциклов: втягивающий, развивающий, ударный, поддерживающий, восстановительный с умелым использованием облегченных микроциклов и тренировок.
Рациональное планирование тренировок в микроциклах с обеспечением необходимой вариативности тренировочных нагрузок, период пассивного и активного отдыха, применение эффективных восстановительных средств и методов.
Обязательное применение после напряженных соревнований или соревновательного периода специальных восстановительных циклов с широким использованием восстановительных средств, активного отдыха с переключением на другие виды физических упражнений и использованием благоприятных экологических факторов.
Медико-биологические средства восстановления включает в себя следующее основные группы: фармакологические средства восстановления, кислородотерапию, теплотерапию, электропроцедуры и другие.
Медико-биологические средства должны назначаться только врачом и применяться только под контролем врачебного персонала.
Фармакологические средства имеют следующие группы:
Адаптогены растительного и животного происхождения и иммуномодуляторы.
Препараты, влияющие на энергетику мозговых клеток.
Стимуляторы кроветворения.
Антиоксиданты.
Печеночные протекторы.
Кислородотерапия применяется в следующих видах: кислородные коктейли, гипребарическая оксигинация.
Тепловые процедуры широко применяются для быстрейшего снятия локального утомления мышц и, особенно в случаях их значительного перенапряжения.
Электропроцедуры (синусоидальные – модулированные токи, электросон, токи высокой частоты, электостимуляция) широко применяются для стимулирования восстановительных процессов у спортсменов.
Психологические средства восстановления позволяют снизить уровень нервно-психической напряженности и устранить у спортсменов состояние психической угнетенности, купировать психоэмоциональные стрессы, ускорить восстановление затраченной нервной энергии. При этом широко применяются психолого-педагогические средства, основанные на воздействии словом: убеждение, внушение, деактуализация, формирование «внутренних опор», рационализация, сублимация, десенсибилизация. Вместе с этим широко применяются комплексные методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной, психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировки.