kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  предлагает  разнообразные виды деятельности воспитанников: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края.

Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.

Направленность дополнительной  общеобразовательной  общеразвивающей программы- туристско-краеведческая

Актуальность дополнительной  общеобразовательной  общеразвивающей программы - воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юные патриоты»»



















Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Юные патриоты»







Возраст детей: 14-17 лет

Срок реализации: 1 год





Педагог дополнительного образования:

Сорокин Николай Иванович






с. Ичалки



2017





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек: наркомании, курения, алкоголизма, токсикомании и бродяжничества. Для этого необходимо привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Многолетний опыт работы показывает, что двухчасовых, даже трёхчасовых занятий в неделю физической культурой на уроках в школе недостаточно. Выход из ситуации возможен при добровольном обучении учащихся в системе дополнительного образования, различных спортивных секциях и кружках. Но не все дети с удовольствием посещают традиционные секции и кружки по отдельным видам спорта.

Данная программа предлагает разнообразные виды деятельности воспитанников: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками своего района и края.

Туризм, личность, труд – звенья одной цепи: это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и немало важно - любовь к своей малой родине, природе и истории. Туризм – это и спорт.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы- туристско-краеведческая

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны. Дополнительная общеобразовательная программа «Юные патриоты» является модифицированной, реализуемая в МБУДО «Ичалковский ДТ», разработана на основе примерных (типовых) программ для системы дополнительного образования детей «Юные патриоты», «Юные туристы-спасатели» одобренной и утвержденной Министерством образования РФ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ, в соответствии с законом «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах туристической деятельности». Программа данного кружка рассчитана на 1 год обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 14-17 лет Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она дает возможность воспитанникам самостоятельно реализовать свои потребности в условиях природы. В содержании программы акцент сделан на формирование и умение продемонстрировать туристские умения со строгим соблюдением норм и правил рекреационного природопользования. Раскрыть секреты творческого мастерства в прямом контакте с природой.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы программы в том, что выполнение задач занятий, развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания, токсикомания и других.

Режим занятий: 2 часа в неделю, 72 часа в год.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель - пропаганда туризма, как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни, привитие навыков экологической культуры; ознакомление с историей, привитие навыков туризма, выживания при  вынужденной  автономии, оказанию первой медицинской помощи, удовлетворение естественной потребности учащихся в непосредственном познании мира, своего края.

Задачи:

Образовательные:

-обучать навыкам туристско-краеведческой деятельности, оказания первой медицинской  помощи, правилам  поведения при вынужденной автономии;

-обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

-изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение памятников истории.

Развивающие:

-развивать основные физические качества: координационные, ориентационно-пространственные, скоростоно-силовые; выносливость, гибкость и ловкость;

-способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико –двигательной и логической памяти обучающихся;

-обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета;

-способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической подготовленности обучающихся;

Воспитательные:

-способствовать формированию и развитию нравственно –коммуникативных качеств личности обучающихся;

-воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни;

-воспитывать физически сильного,  высокоморального, трудоспособного, толерантного гражданина  современной России.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

- Проведение соревнований по спортивному ориентированию.

- Участие в туристических слётах.

- Участие в военно-спортивных играх.

- Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:

- уметь ориентироваться по местным признакам, компасу, карте, определять азимут, двигаться по компасу и карте;

- знать способы оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, вывихах, ранениях, ожогах, обморожениях;

- уметь соорудить временное убежище из подручного материала, уметь добывать пищу, воду, огонь, изготавливать оружие для охоты и рыбалки.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для оценки качества знаний, умений и навыков учащихся следует проводить различного рода контрольно-проверочные мероприятия. Так, в конце года обучения следует проводить зачет по теоретическому курсу с проверкой знаний по изученным дисциплинам.

По завершении изучения курса учащиеся должны уметь самостоятельно разрабатывать маршруты походов по равнинной части до 1 категории сложности, составлять и рассчитывать продуктовую раскладку, перечень группового и личного снаряжения, рассчитывать вес рюкзака.

В связи с этим целесообразно контроль практических навыков в этой области провести с использованием так называемой проектной методики. Т.е. предложить учащимся самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. Нет большей награды, чем практическая реализация того проекта, который ты сам разработал. Не следует забывать, что педагог работает не для себя, а для детей, поэтому желательно, чтобы районы походов предлагались самими детьми. Причем, важно, чтобы дети самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала и в небольших дополнениях к сообщению.

Уровень технического мастерства проверяется на соревнованиях, которые проводят местные и городские туристские органы.



ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ

Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:

-сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения;

-постоянный рост спортивно-технического мастерства (от участия в степенных походах к участию в походах 3-4 категории сложности);

-рост уровня спортивных достижений команды (выступление на соревнованиях, слетах);

-сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы;

-привлечение старших воспитанников к работе в должности педагога дополнительного образования для дальнейшей реализации данной программы.































УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

Теория

Практика

Всего

1

Туристские путешествия, история развития туризма

-

2

2

2

Личное и групповое туристское снаряжение

2

В процессе занятия

2

3

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

1

1

2

4

Подготовка к походу, путешествию.

2

2

4

5

Питание в туристском походе.

1

1

2

6

Туристские должности в группе.

1

1

2

7

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

2

2

4

8

Техника безопасности при проведении походов, занятий.

-

2

2

9

Понятие о топографической и спортивной карте.

2

2

4

10

Условные знаки.

2

В процессе занятия

2

11

Ориентирование по горизонту, азимут.

2

2

4

12

Компас. Работа с компасом.

2

-

2

13

Измерение расстояний.

2

-

2

14

Способы ориентирования. Действия в случае потери ориентировки

2

2

4

15

Личная гигиена туристов

-

2

2

16

Походная медицинская аптечка.

-

2

2

17

Основные приемы оказания первой помощи.

2

-

2

18

Приемы транспортировки пострадавшего.

2

2

4

19

Краткие сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений.

-

2

2

20

Врачебный контроль и самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.

-

2

2

21

Общая физическая подготовка

8

В процессе занятия

8

22

Специальная физическая подготовка

12

В процессе занятия

12


Всего

45

27

72












































































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1. Туристские путешествия, история развития туризма - 2 часа

Туризм — средство познания своего края, физического и духовного раз­вития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и приклад­ных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юно­шеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориен­тированию, туристскому многоборью.

2. Личное и групповое туристское снаряжение – 2 часа

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряже­ния для одно-трехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предме­тов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначе­ние, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пи­щи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйствен­ный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Осо­бенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия

Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги – 2 часа

Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность при­валов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физи­ческое состояние участников и т.д.).

Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к ме­сту привала и бивака.

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планиро­вание лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забо­ра воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.

Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке.

Уборка места лагеря перед уходом группы.

Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих пред­метов.

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.

Организация ночлегов в помещении.

Правила купания.

Практические занятия

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Разжигание костра.

4. Подготовка к походу, путешествию – 4 часа

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в груп­пе. Составление плана подготовки похода.

Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведе­ний у людей, прошедших планируемый маршрут.

Разработка маршрута, составление плана - графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Практические занятия

Составление плана подготовки 1-3-дневного похода. Изучение маршру­тов походов. Составление плана - графика движения в 1-3-дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

5. Питание в туристском походе – 2 часа

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербро­дах и с приготовлением горячих блюд.

Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода. Закуп­ка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре.

6. Туристские должности в группе – 2 часа

Должности в группе постоянные и временные.

Командир группы. Требования к командиру группы (туристский опыт, инициативность, ровные отношения с членами группы, авторитет). Его обя­занности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, поддержание нормального микроклимата в группе.

Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (завпит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонт­ный мастер, фотограф, ответственный за отчет о походе, культорг, физорг и т.д.

Временные должности. Дежурные по кухне. Их обязанности (приготов­ление пищи, мытье посуды).

Дежурные (дублеры) по постоянным должностям: дежурный командир, дежурный штурман и т.д.

Практические занятия

Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведе­ния похода и подведения итогов.

7. Правила движения в походе, преодоление препятствий – 4 часа

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим дви­жения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по доро­гам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, че­рез завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия

Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработ­ка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

8. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий – 2 часа
Дисциплина в походе и на занятиях — основа безопасности.

Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.

Правила поведения при переездах группы на транспорте.

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Органи­зация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.

Использование простейших узлов и техника их вязания.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой. Вязание узлов.

9. Понятие о топографической и спортивной карте – 4 часа

Определение роли топографии и топографических карт в народном хо­зяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.

Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специа­лизация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршру­тов и для ориентирования в пути.

Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямо­угольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты.

Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт.

Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участ­ка топографической карты.

10. Условные знаки – 2 часа

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (за­полняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифро­вые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа го­ризонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полу­горизонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

11. Ориентирование по горизонту, азимут – 4 часа

Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнитель­ные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.

Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторо­нам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут ис­тинный и магнитный. Магнитное склонение. Азимутальное кольцо. Изме­рение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный трениро­вочный треугольник.

Практические занятия

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) изме­рение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треу­гольников.

12. Компас, работа с компасом – 2 часа

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентиро­вание карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек ком­пасом Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определе­ние азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориен­тиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, про­хождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольни­ки, «бабочки» и т.п.).

13. Измерение расстояний – 2 часа

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, ис­пользование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как изме­рить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры.

Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазо­мера. Определение расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков пе­ревода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстоя­ний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазо­мер на картах разного масштаба.

14. Способы ориентирования, действия в случаи потери ориентировки – 4 часа

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линей­ный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оцен­ка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возмож­ность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуа­ций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохож­дению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подроб­ным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов от­дельных участков.

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, оп­ределение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Оп­ределение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местона­хождения.

15. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний – 2 часа

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значе­ние и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха в за­нятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся ту­ризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика трени­ровок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболе­ваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы за­каливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Систематические занятия физическими упражнениями как важное усло­вие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоро­вье и работоспособность спортсменов.

Практические занятия

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

16. Походная медицинская аптечка – 2 часа

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптеч­ки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порош­ковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав поход­ной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и на­значение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в за­висимости от хронических заболеваний.

Практические занятия

Формирование походной медицинской аптечки.

17. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2 часа
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и про­студные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые от­равления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практические занятия

Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи ус­ловно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказа­ние помощи).

18. Приемы транспортировки пострадавшего – 4 часа

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от ха­рактера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах раз­личной локализации.

Практические занятия

Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транс­портировки пострадавшего.

19. Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений – 2 часа

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и систе­мы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов.

Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система — центральная и периферическая.

Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом.

20. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках – 2 часа

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамомет­рия, спирометрия. Порядок осуществления врачебного контроля. Показа­ния и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, рабо­тоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, пе­ретренировке. Дневник самоконтроля.

Практические занятия

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

21. Общая физическая подготовка – 8 часов

Основная задача общей физической подготовки — развитие и совершен­ствование физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка — основа для достижения безава­рийного и стабильного прохождения маршрутов туристских походов.

Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Харак­теристика средств физической подготовки, применяемых на различных эта­пах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Уп­ражнения со скакалкой, гантелями. Элементы акробатики.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимна­стические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание — освоение одного из способов.

22. Специальная физическая подготовка – 12 часов

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастер­ства туристов.

Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса трени­ровки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.

Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепен­ность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быст­роты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкос­ти, на растягивание и расслабление мышц.




























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения.

Организация групповых занятий формирует у воспитанников дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация воспитанников на изготовление сувениров и подарков родным и близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям воспитанников; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.

Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит доброжелательный характер.



























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Учебный кабинет имеет площадь и освещенность в соответствии с нормами СанПиН.

Помещение имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность. В учебном помещении применяется система общего освещения, которое равномерное, светильники располагаются в виде сплошных линий параллельно линии зрения работающих).



Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

В кабинете имеются:

-спортивный инвентарь

Технологическое оснащение кабинета:

Мебель по количеству и росту детей;

Материалы и инструменты для занятий декоративно-прикладным творчеством:

снаряжение









































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ткачева А. (перевод с англ.) Сущностные характеристики скаутинга Ялта-Гурзуф 1999г.

2. Алексеева А.И. Азбука нравственности Москва, «Молодая гвардия» 1977 3. Киплинг Р. Маугли Москва, «Оникс» 2000.

4. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать, Сакнкт-Петербург, 1999…

5. Шишлянников С.М. Жизнь в природе Воронеж 1999

6. Садов М., Никова В. Отдых на природе, изд. «Литера», СПб, 2000

7. Константинов Ю.С. Туристическая игротека, Москва, «Владос», 2000г.

8. Школа туристских вожаков.

9. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов, Москва, «Физкультура и спорт» 1990г.

10. Стрижев А.Н. Туристу о природе, М., Профиздат, 1986

11. И.В.Цветкова. Экологический светофор. Методическое пособие, Москва.: Издательский дом «Ноосфера»-1999г.































СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



Литература для учителя:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.

2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.

4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993.

5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987

6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.

7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.

8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963

9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967

10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.

11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969

12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.

13.Сайт: http://www.eidos.ru.

14.Caйт:http://www.oim.ru

Литература для учащихся:

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981. 

  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

  3. Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968

  4. Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1968

  5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.

  6. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.

  7. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.

8. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сорокин Николай иванович

Дата: 26.04.2018

Номер свидетельства: 467735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства