kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа физкультурно -спортивной направленности "Настольный теннис"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта и социальным заказом родителей, вызванным обеспокоенностью физическим развитием и состоянием здоровья своих детей. Реализация программы способствует не только приобретению профессиональных знаний и умений обучающимися, но и их общему физическому развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств личности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа физкультурно -спортивной направленности "Настольный теннис"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по обучению детей и подростков настольному теннису является дополнительной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности. Актуальность программы обусловлена повышенным интересом детей к данному виду спорта и социальным заказом родителей, вызванным обеспокоенностью физическим развитием и состоянием здоровья своих детей. Реализация программы способствует не только приобретению профессиональных знаний и умений обучающимися, но и их общему физическому развитию, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.

Концептуальной основой программы является гуманистическое воспитание детей и подростков, определяющим аспектом которого является воспитание культуры здорового образа жизни.

Образовательная программа разработана на продуктивной идеи о том, что только непрерывная систематическая под­готовка детей делает интерес к такому виду спорта, как теннис, устойчивым, формирует при­вычку укреплять свое здоровье, создает потребность в двигательной активности, делает здоровье стилем жизни.

Занятия имеют свои особен­ности, отличаясь от уроков физкультуры. Основное отличие заключается в самой природе допол­нительного образования – это добровольность, заинтересованность учащихся в получении знаний, а также возможность занятий для детей с различным уровнем начальной физической подготовленности, отсутствие конкурсного отбора для поступления в объединение. Ребята сами выбирают свой вид спорта и выполняют все, что требуется для его освоения. При этом если в спортивных школах основной целью является спортивный результат, то на занятиях дополнительного образования «Настольный теннис» большое внимание уделяется комфортному психологическому климату в коллективе, адаптации воспитанников с различным уровнем физической подготовки, а также развитию навыков самостоятельных занятий спортом, формированию потребности в движении.

Существует некая независимость ребенка от педагога в плане оценок, поощрений и порицаний, так как главной оценкой для самого подростка является его собственное здоровье, его собствен­ный спортивный результат. Важно, что на занятиях ребенок находит свой круг общения, новых друзей, разделяющих его интересы.


Цели и задачи дополнительной образовательной программы

Цель: создание условий для развития личности ребенка через знакомство и обучение игре в настольный теннис.

Задачи программы

Обучающие задачи:

 Сформировать у детей систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.

 Выработать у детей необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.

 Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.

 Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.

Развивающие задачи:

 Развить психофизические качества и способности обучающихся.

 Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, уме­ние организовать собственную тренировку.

Воспитательные задачи:

 Воспитать у детей устойчивый интерес и любовь к занятиям теннисом, физической культурой и спортом.

 Воспитать культуру здорового образа жизни, волевые и нравственные качества личности.

Образовательная программа обеспечивает реализацию основных направлений:

 Базовые знания, умения и навыки теннисной игры.

 Оздоровление детей, укрепление их здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни.

 Снятие у воспитанников психологической нагрузки. Развитие адаптивных способ­ностей.

 Организация активного отдыха учащихся, создание комфортного круга общения.

 Содействие профилактике асоциальных проявлений в детско-подростковой среде.

Для достижения поставленной цели используются следующие принципы здоровьесберегающей педагогики:

- принцип сознательности и активности;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип повторений;

- принцип постепенности;

- принцип доступности и индивидуальности;

- принцип непрерывности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип связи теории с практикой.

Организационно-педагогические основы деятельности

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей 12-14 лет.

Режим занятий осуществляется 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 34 часа в год.

Основная форма занятий - групповая.

Учебный материал рассчитан на последовательное и посте­пенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Занятия должны основываться на общефизической подготовке спортсменов, их спортивно-технических показателях и технической подготовленности. Большое место в подготовке игроков в настольный теннис надо уделять воспитанию их воле­ и качеству показателей, необходимых для успешной игры. В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований преподаватель воспитывает у занимающихся добросовестное отношения к труду, чувство ответственности перед коллективом, добивается от них добросовестного отношения к своим обязанностям, уважения к старшим, организованность и дисциплину. Своевременное, хорошо организованное проведение занятий, высокая требовательность к выполнению упражнений, аккуратная явка на занятия, строгое выполнение правил на соревнованиях, личный пример руководителя способствует воспитанию учащихся.

Судейская практика. С первого соревнования сами занимаю­щиеся должны участвовать в судействе.

Участие в соревнованиях. После того как ребята овладеют ос­новами техники и тактики игры, надо попробовать свои силы в соревнованиях вначале из одной партии, а затем из трех партий.

Результативность программы

В результате освоения программы обучения теннисной игре дети приобретают следующие знания, практические умения и навыки:

 умеют профессионально обращаться с ракеткой, пользуясь нес­колькими хватками;

 знают и умеют выполнять все нормативы по общей физической подготовке;

 умеют играть с партнером через сетку и использовать в игре все изученные приемы;

 знают историю спорта вообще и тенниса в частности;

 умеют играть на счет и судить соревнования по теннису;

 могут продолжать свои занятия самостоятельно (цель занятия ставит педагог);

 умеют применять спортивные и медицинские знания;

 могут участвовать в районных соревнованиях.

Основными результатами выполнения программы являются:

 укрепление здоровья детей;

 рост физических и спортивных показателей у каждого воспитан­ника  проявление устойчивого интереса к занятиям спортом и физи­ческой культурой;

 навыки самостоятельных занятий;

 воспитание культуры здорового образа жизни;

 воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Для оценки результатов реализации программы:

 один раз в три месяца проводится контрольная сдача нормативов;

 один раз в три месяца проходят соревнования;

 проводятся зачеты для проверки усвоения теоретического материала.


Учебно-тематический план работы кружка

«Настольный теннис».


Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

Количество теоретических занятий

Количество практических занятий

1

Физическая культура и спорт в России История развития настольного тенниса в России

1

1

-

2

Краткие сведения о строении и функциях человека Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

1

-

3

Основы техники и тактики игры

26

2

24

4

Методика обучения Оборудование и инвентарь

1

1

-

5

Правила игры, организация соревнований, система их проведения Психологическая подготовка

2

1

1

6

Контроль подготовленности обучающихся

2

1

1

7

Судейская практика

1

1


8

Участие в соревнованиях

Согласно календарному плану

ИТОГО:

34





Содержание программы.

1.История развития настольного тенниса в России и за рубежом.

Настольный теннис в школе, районе, области. Успехи российских теннисистов в крупнейших мировых соревнованиях. Настольный теннис в программе Олимпийских игр.

2.Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Правильный обмен веществ и его значение для физического развития. Органы пищеварения и выделения.

Изменение объема и силы мышц, увеличение энергетического запаса организма. Повышение способности организма к переносимости длительных и интенсивных нагрузок. Повышение координационных способностей занимающихся, их двигательных возможностей.

3 Основы техники и тактики игры.

Правильная хватка ракетки и способы игры. Исходные при подаче стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Краткие сведения о современных тенденциях в развитии техники игры. Тактика игры с разными противниками. Основные тактические варианты игры.

Практические занятия.

Тренировка упражнений с мячом и ракеткой на количество повторений в одной серии. Изучение основных стоек теннисиста. Тренировка ударов у тренировочной стенки. Изучение подачи. Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе. Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Имитация перемещений с выполнением ударов. Игра в « крутиловку» вправо и влево. Свободная игра на столе. Игра на счет из одной, трех партий. Участие в соревнованиях по выполнению наибольшего количества ударов в серии. Сдача контрольных норм.

4. Методика обучения. Оборудование и инвентарь.

Методы тренировки ударов, сложных подач. Занятия с отягощениями на руку, тренировка сочетаний ударов, применение имитаций в тренировке. Навыки контроля своей подготовки, учет результатов тренировок и соревнований.

Профилактический ремонт спортинвентаря, оборудования, ремонт ракеток, стоек, сеток, изготовление простейших тренажеров и приспособлений.

5.Психологическая подготовка. Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях.

Правила игры, соревнований и системы их проведения. Изучение основных правил игры, ведение счета, проведение игры на большинство их трех партий, круговая система соревнований, стыковые игры, олимпийская система соревнований. Целенаправленное развитие организма для достижения спортивных результатов в настольном теннисе.

Роль имитаций в тренировке мышц рук, корпуса и ног теннисиста. Имитация ударов в продолжении 1 и 3 минуты. Имитация ударов в продолжении 12 минут. Имитация перемещений с ударами 3 и 5 минут. Игра на столе с отяжеленными повязками на руке и поясом.

6.Контроль подготовленности занимающихся. Контроль осуществляется в соответствии с нормами, приводимыми в приложении.

7.Судейская практика. С первого соревнования сами занимающиеся должны участвовать в судействе.

8. Участие в соревнованиях. После того как ребята овладеют основами техники и тактики игры, надо попробовать свои силы в соревнованиях вначале из одной партии, а затем их трех партий. Соревнования должны иметь масштаб не выше районного при условии участия в них приблизительно равных по силам и возрасту детей.


Методическое обеспечение программы.

Программа воспитания и развития у обучающихся необходимых физических и психических навыков для здорового полноценного развития строится на многообразии форм и методов работы.

Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных психофизиологических особенностей детей и подростков, возможностей материально-технической базы, типа и вида занятий.

Методы организации занятия «Настольный теннис»:

методы практико-ориентированной деятельности:

- упражнения;

- тренировка;

- соревнования;

словесные методы обучения:

- объяснение;

- рассказ;

- беседа;

метод наблюдения;

метод игры;

Используется традиционная технология спортивных занятий и но­вые комплексы физического развития и обучения теннисной игре.

По всем базовым темам программы имеются специальные комплексы развивающих и обучающих упражнений:

 Разминка: система упражнений, исполняемых в строгой последовательности.

 Специальные упражнения для индивидуальной разминки.

 Система упражнений для освоения тенниса.

 Спортивные развивающие игры.

 Комплекс упражнений для развития двигательной активности: упражнения на развитие быстроты, четкости, длительности, ловкости, координированности движений.

 Методы сплочения детского спортивного коллектива.

 Участие в спортивных соревнованиях.

Образовательный процесс выстраивается по следующим направлениям:

 групповые занятия по физическому воспитанию, обучению игре в теннис;

 индивидуальный тренинг для отработки навыков теннисной игры;

 теоретические занятия.

Особое внимание уделяется общей физической подготовке воспитан­ников, направленной на поддержание и укрепление здоровья.

В занятия включены различные упражнения на развитие координации движений рук, ног, задания на вынос­ливость, на развитие глазомера, меткости и силы.

Для того чтобы дети могли контролировать свое самочувствие, свое физическое состояние, проводятся занятия по общей физической подготовке с максимальной и минимальной тренировочной нагрузкой и, одновременно, занятия, на которых учащиеся знакомятся со способами отслеживания своего состоя­ния.

Большое внимание на занятиях тенниса уделяется развива­ющим физическим упражнениям с тем, чтобы воспитанники могли исполь­зовать их при игре в теннис. Начальные навыки игры в теннис даются с использованием различных методик.

В первую очередь, ребят учат обращаться с теннисной ракет­кой; демонстрируются и закрепляются различные хваты ракетки. Особое внимание уделяется обучению имитации игры в теннис, так как при этом быстрее формируются навыки правильной работы рук и ног теннисиста. Трениров­ка ударов об стенку и через сетку проводится постоянно.

Значительное место в подготовке теннисиста занимают теорети­ческие занятия по основам тенниса, истории тенниса, изучении сведений о знаменательных датах, выдающихся спортсменах, об олимпийской истории тенниса.

На занятиях постоянно укрепляется интерес учащихся к «сегодняш­нему» теннису, профессиональным соревнованиям, проходящим в нашей стране.

Программой «Настольный теннис» предусмотрена не только профильная подготовка учащихся, но и сплочение детского спортивного коллектива, созда­ние той комфортной атмосферы, которая способствует успеху занятий в секции, теплому доброжелательному климату.

Увеличивая ежемесячно количество освоенных упражнений и нагруз­ку, необходимо соблюдать основные педагогические принципы – «от прос­того к сложному», возрастной и индивидуальный подход к возмож­ностям каждого воспитанника.

В процессе занятий ребята обучаются элементарным приемам и на­выкам самоконтроля, самоанализа и самопомощи.





Литература

Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М., 2012 г.

Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М., 2000 г.

Былеева Л., Короткова И., Яковлев В. Подвижные игры М., 2009 г.

Амелин А.Н. Настольный теннис: 6+12 М, 2005 г.

Барчукова Г.В, Богушас В.М.М. Матыцин О.В. Теория и методика

настольного тенниса. М, 2006 г.

Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коноваленко Александр Владимирович

Дата: 26.02.2017

Номер свидетельства: 395646

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Программа "Настольный теннис""
    ["seo_title"] => string(29) "proghramma-nastol-nyi-tiennis"
    ["file_id"] => string(6) "275207"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452530139"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства