kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Быть здоровым – здорово!» для обучающихся 5-7 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития спортивных игр, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности. Развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

 В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

 Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Быть здоровым – здорово!» для обучающихся 5-7 классов.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»






Утверждена

Приказ по школе № _____

от «___» _________20___г.

Директор ______________ ( )








Дополнительная общеразвивающая

программа объединения

«Быть здоровым – здорово!»

для обучающихся 5-7 классов.







Руководитель объединения:

Учитель физической культуры

Синякова Светлана Александровна











г. Ярославль

2017-2018 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно ­ правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании» в РФ;

  2. Федеральный закон о дополнительном образовании РФ;

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра­зования;

  4. Концепция развития дополнительного образования детей;

  5. Планируемые результаты основного общего образования;

  6. Приказ министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008

  7. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании, Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни мы считаем внеклассную работу.

Спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей мы рассматриваем в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств школьников. Кроме того, актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной нами программы дополнительного образования детей. Игра направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходи­мых в жизни двигательных иморально-волевых качеств.

Цель программы: формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью; целостном развитии физических и психических качеств; творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Углублённое изучение спортивных игр: Баскетбол, Русская лапта,Бадминтон.

Задачи:

  • укрепление здоровья;

  • содействие правильному физическому развитию;

  • приобретение необходимых теоретических знаний;

  • овладение основными приемами техники и тактики игры;

  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплини­рованности, коллективизма, чувства дружбы;

  • привитие ученикам организаторских навыков;

  • повышение специальной, физической, тактической под­готовки школьников;

  • подготовка учащихся к соревнованиям.


Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану средней школы № 3 г. Ярославль на 2017 – 2018 учебный год на изучение курса «Быть здоровым - здорово » в 5-7 классах отводится 3 учебных часа в неделю итого 102 часа в год.



Общая характеристика курса

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, уча­щиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеуст­ремленность, способствуют поддержке при изучении общеобра­зовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смо­гут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.


Содержание учебного курса

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития спортивных игр, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности. Развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.


Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1часу 3 раза в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- метод упражнений;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, которые предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

-в целом;

-по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовительных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.


Универсальные действия, развиваемые при прохождении материала курса.


Личностные:

• оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

• оценивать ситуации, свои и чужие поступки с точки зрения этики;

• анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

• выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

• проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.;


Регулятивные:

• удерживать цель деятельности до получения ее результата;

• анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины;

• корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

• анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

• оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.



Коммуникативные:

• составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

• характеризовать качества, признаки объекта, различать существенные и несущественные;


Познавательные:

• преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

• моделировать различные отношения между личностями, группами социума.

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,


Результаты освоения курса

    • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

    • определять базовые понятия и термины относящиеся к конкретным видам спорта, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

    • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

    • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

    • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    • использовать подвижные и спортивные игры, для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

    • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

    • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

    • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

    • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

    • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

    • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

    • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

    • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

    • уметь играть и организовывать подвижные игры с учетом правил, уровнем физической подготовки и возрастными особенностями детей;

    • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега.


Мониторинг изучения результатов освоение программы курса.

Результатом изучения материала курса является участие детей в спортивных соревнованиях разного уровня, организация соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта. Участие в играх и организация подвижных игр на уровне двора, класса, разновозрастной группы и т.п. Во время занятий происходит развитие всех двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости. Однако проверка двигательных качеств проводится в рамках предмета физическая культура, поэтому не выносится отдельным пунктом мониторинга. Проекты учащихся и другие результаты складываются в личное портфолио учащегося.



БАСКЕТБОЛ

Содержание учебного предмета



Основы знаний.История возникновения баскетбола.

Развитие баскетбола. Правила мини-баскетбола. Жесты судей.

Техническая подготовка.

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. Остановка двумя шагами и прыжком.

Овладение техникой ведения мяча.Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлени­ем защитника.

Овладение техникой ловли и передачи мяча.Ловля и переда­ча мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Пе­редача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пас­сивным сопротивлением защитника.

Овладение техникой бросков мяча.Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.

Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.

Освоение индивидуальных защитных действий.Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1Х1.

Закрепление техники и развитие координационных способ­ностей.Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Двухстороння игра по упрощенным правилам.

Общефизическая подготовка.

Упражнения для развития физических способностей: скоро­стных, силовых, выносливости, координационных, скоростно­-силовых.

Парные и групповые упражнения:с сопротивлением, перетя­гивание, переталкивание. Упражнения на гимнастических сна­рядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.

Акробатические упражнения:кувырки вперед, назад, в сто­роны, стойка на голове, стойка на руках.

Бег.Стартовые рывки с места. Повторные рывки на макси­мальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направле­ния по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Пробегание отрезков 40, 60 м. Кросс 500-2000 м.

Прыжки.Опорные и простые прыжки с мостика или трам­плина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предме­тов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

Подвижные игры:«Салки спиной к щиту», «Вызов номе­ров», «Слушай сигнал», «Круговая охота» «Бегуны», «Перепра­ва», «Кто сильнее».

Соревнования.Принять участие в одних соревно­ваниях.



Система диагностики - тестирование физических и технических качеств:


Оценка

Штрафные броски

Броски с дистанции

Скоростная техника

Передачи мяча в стену на скорость

5

10

9

20

18

4

8

7

23

16

3

7

5

25

12


Штрафные броски выполняются последовательно по 2 бро­ска в каждое кольцо. После первого броска мяч подает игроку его партнер, после второго броска игрок сам подбирает мяч, ведет его к противоположному кольцу и там выполняет 2 броска в той же последовательности. Упражнение выполняется 5 минут (20 бросков).

Броски с дистанции выполняются последовательно от деся­ти равно удаленных точек, по 2 броска с каждой точки. Точки располагаются симметрично по обе стороны щита на линии, па­раллельно лицевой, а также проходят через проекцию центра кольца и по линиям под углами 45 и 90 к щиту. Считается число попаданий.

Скоростная техника. При выполнении обводки 3-секунд­ной зоны игроку необходимо обязательно попасть в кольцо; если мяч не попал в кольцо, следует выполнить дополнительные броски до тех пор, пока он не попадет в кольцо. Секундомер ос­танавливается после того, как игрок выполнит упражнения в об­ратную сторону (левой рукой) и мяч попадет в кольцо. При вы­полнении ведения следует соблюдать правила игры.

Передача мяча в стену на скорость. Встать на расстоянии 2-3 метра от стены лицом к ней и выполнять передачи мяча двумя руками от груди в стену в течение 20 секунд, стараясь сделать как можно больше передач.


Общефизическая подготовка


Оценка

Прыжок в длину с места

Челночный бег

Бег 30 м

Бег 1000м

5

190

6.2

4.9

4.10.0

4

180

6.5

5.2

4.20.0

3

170

6.7

5.4

4.30.0


Норматив «Челночный бег» проводится на баскетбольной площадке. Старт и финиш - с лицевой линии. Спортсмен бежит до линии штрафного броска и возвращается обратно; затем он бежит до центральной линии и возвращается до линии штраф­ного броска; далее бежит до противоположной линии штрафно­го броска и возвращается к месту старта.

Участие в соревнованиях. Учащиеся принимают участие не менее чем в двух соревнованиях в год и проводят не менее 5-7 матчевых встреч.

По окончании прохождения программы учащиеся должны выполнить юношеский разряд по баскетболу и иметь навыки организации и проведения соревнований по баскетболу.


Тематическое планирование (БАСКЕТБОЛ) 34 часа


п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Знакомство с группой. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола.

1


2.

Техника передвижения, ведения, передач, бросков: стойка игрока. Перемещение в стойке боком, лицом.

1


3.

Совершенствование техники бросков: ловля и передача мяча в парах, на месте.

1


4.

Обучение перемещению в стойке боком, лицом. Ведение мяча правой и левой рукой.

1


5.

Изучение нового материала. Перемещение в стойке боком, спиной вперед. Ловля и передача мяча в парах в движении.

1


6.

Физическая подготовка. Подвижные игры.

1


7.

Комплексное развитие двигательных способностей.

1


8.

Обучение остановки двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ловля и передача мяча в парах.

1


9.

Правила соревнований. Правила игры мини - баскетбол.

1


10.

ОФП. Развитие двигательных качеств. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м. Кросс 1000 м.



11.

ОФП. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках.

1


12.

ОФП. Пробегание отрезков 40, 60, 100, 200 м.

Кросс 1000 м.

1


13.

Техническая подготовка.Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение мяча с разной высоты отскока.

1


14.

Передача мяча одной рукой плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в парах на месте.

1


15.

Бросок мяча после ведения два шага. Подвижные игры. Игра в мини- баскетбол.

1


16.

Совершенствование бросков, передач, ведение мяча.

1


17.

Ведение мяча с изменением направления. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди, с отскоком от пола в тройках.

1


18.

ОФП.Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

1


19.

Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх.

1


20.

Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.

1


21.

Тактическая подготовка. Изучение нового материала. Тактика свободного нападения. Позиционное нападениесо сменой мест.

1


22.

Тактика свободного нападения. Позиционное нападениесо сменой мест.

1


23.

Теория. Правила соревнований. Жесты судей.

1


24.

Тактическая подготовка.Остановка двумя шагами и прыжком. Ведение с изменением направления. Бросок мяча после ловли и ведения. Штрафной бросок.

1


25.

Ведение с изменением высоты отскока. Передача мяча со сменой мест в движении. Бросок после остановки. Игра в мини- баскетбол.

1


26.

Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок. Выравнивание и выбивание мяча. Игра в мини – баскетбол.

1


27.

Защитные действия 1Х1. Передача и ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Игра в мини- баскетбол.

1


28.

Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини – баскетбол.

1


29.

Сочетание приемов: ведение – бросок. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игра в мини – баскетбол.

1


30.

ОФП. Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры.

1


31.

Развитие двигательных качеств. Опорные и простые прыжки. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Челночный бег. Подвижные игры.

1


32.

Опорные и простые прыжки. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Подвижные игры.

1


33.

Защитные действия (1:1) (1:2). Командные защитные действия. Персональная опека игрока.

1


34.

Контрольный. Прием контрольных нормативов по ОФП.

1




Список используемой литературы


1. А. Я. Гомельский Библия баскетбола 1000 баскетбольных упражнений, Москва, «Просвещение», 2009г.

2. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / авт.-сост. А. Н. Каинов. – Волгоград : Учитель, 2011. – 167 с.

3. В. И. Лях комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Задневич. – М. : Просвещение, 2009.







РУССКАЯ ЛАПТА


Содержание учебного предмета


I.  Теоретический материал.

Краткий обзор появления и развития русской лапты. Правила безопасности. Гигиена мест занятий. Причины травм и их профилактика на занятиях. Правила игры. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.  Организация и проведение соревнований. Ознакомление с требованиями к организации и проведению соревнований по лапте. Круговая и олимпийская системы проведения соревнований. Требования, предъявляемые к участникам. Организация соревнований в классе. Оборудование и инвентарь.Судейство соревнований. Оформление документации.


II. Практические занятия.

Общая и специальная физическая подготовка.

Общая физическая подготовка.

  • Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости.

  • Имитация перемещений в трёхметровом квадрате по схеме “восьмерка” (2 мин), имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество повторений за 2 мин.

  • Имитация перемещений в 3-метровой зоне (на количество повторений за 2 мин).

  • Имитация сочетаний ударов слева и справа на количество повторений за 2 мин. Прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку (на количество повторений за 1 мин.). Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости. Эстафетный бег с ведением мяча ударами битой вверх. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1мин., имитация сочетаний ударов справа и слева (на количество повторений за 1мин.).

  • Общеразвивающие упражнения без предметов.

  • Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.

  • Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук.

  • Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении.


Ходьба и бег. Ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, пробегание дистанции до 500 м, прыжок в длину с места, прыжок в длину правым и левым боком, прыжки вверх с доставанием предметов.

Специальная подготовка.

Специальные упражнения: имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной двух ногах по сигналу, упражнения с битой, имитационные удары битой слева и справа.

Специальная гимнастика для пальцев: сжимание разжимание пальцев охватывающих ручку биты для приобретения привычки расслаблять руку и контролировать правильность хвата.

Основы техники и тактики игры.

Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в четверках. Удары по мячу сверху и снизу, подача и слабый удар с набрасывания. Учебные игры по русской лапте. Удары снизу и сверху по летящему мячу. Удары снизу и сверху в зоны 2 и 3, 4 и 5. Передача и ловля мяча в парах, тройках, четверках. Ловля мяча с подачи.

Тактика игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника. Выбор позиции в поле. Учебные и соревновательные игры.

Удар мяча на дальность. Удар битой справа и слева. Удар битой сверху и снизу. Выполнение ударов по различным квадратам. Совершенствование передачи и ловли мяча. Тактика игры. Двусторонняя игра.

Совершенствование технических и тактических приемов. Удары: снизу и сверху за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Удары сверху, снизу на точность. Передача и ловля мяча с перемещением. Тренировка тактических вариантов игры. Планирование тактических действий. Значение начальной расстановки игроков. Согласованность действий в игре. Двусторонняя игра в лапту.


Тактическая подготовка – наиболее сложный раздел тренировочного процесса. Это обусловлено тем, что тактическое мастерство игроков в конечном счёте определяется уровнем тактического мышления и их умением эффективно взаимодействовать с партнёрами. Развитие же тактического мышления и овладение коллективными взаимодействиями по своей организации и подбору необходимых средств представляют наибольшие трудности.

Основными задачами тактической подготовки являются:

  1. Изучение общих теоретических закономерностей тактики игры.

  2. Совершенствование уровня логического мышления.

  3. Овладение основами тактики индивидуальных, групповых и командных действий.

  4. Овладение умением варьировать различные тактические варианты в процессе игры.

Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”). Теоретическое знакомство с ними происходит при изучении технических приёмов, когда обосновывается ситуация, в которой целесообразен конкретный приём. Практическое освоение осуществляется в процессе совершенствования приёмов, когда развивается умение рационального выбора действий в зависимости от ситуации.

При обучении индивидуальным тактическим действиям необходимо сформировать у занимающихся умение анализировать игровые ситуации и на основе этого избирать наиболее соответствующие игровому моменту приёмы и способы их осуществления. Главным при этом является развитие тактического мышления игроков

К овладению групповыми взаимодействиями приступают после изучения основных индивидуальных действий. К ним относится взаимодействие двух-трёх игроков команды в определённых игровых ситуациях. Например: при выполнении перебежек, когда осаливание неизбежно, умение отвлечь внимание соперника на себя и тем самым дать возможность возвращающемуся партнёру принести очко; в “поле” – умение правильно передвигаться, сопровождая перебегающего противника, чтобы после передачи оказаться рядом с ним; умение правильно взаимодействовать с “метальщиком” при возврате мяча в “город” и т.д.

Овладение командными взаимодействиями – наиболее сложный и длительный этап подготовки. Главной задачей является достижение согласованности передвижений и действий отдельных игроков и звеньев команды, подчинённых избранной стратегии игры.

Освоение командных действий при игре в лапту осуществляется по следующим этапам:

  • приобретение умения рационально использовать индивидуальные действия в принятой командной расстановке;

  • овладение умением осуществлять действия отдельными звеньями в общепринятой расстановке;

  • изучение командных комбинаций в стандартных положениях;

  • изучение командных комбинаций в процессе игры;

  • овладение умением рационализировать тактические варианты игры против определённого противника;

  • приобретение умения маневрировать общей стратегией игры и её тактическими вариантами в процессе соревновательных игр.

В системе подготовки юных игроков в русскую лапту настоящей программой предусмотрены следующие показатели физической подготовленности:




Контрольные показатели физической подготовленности

юных игроков в русскую лапту

Контрольные упражнения (тесты) / измерение

Показатели

1

2

3

1

Бег 20 м с хода / сек.

2,16-2,18

2

Бег 55 м по движению / сек.

7,44-7,45

3

Бег 110 м по движению / с

14,5-14,7

4

Полная перебежка 2x55 м / сек.

15,4-15,5

5

Полная диагональная перебежка / сек.

17,9-18,0

6

Полная перебежка с удара / сек.

15,5-16,3

7

Челночный бег 3x20 м / сек.

11,57-11,6

8

Прыжок в длину с места / м

2,48-2,79

9

Тройной прыжок с места/ м

7,32-8,17

10

Десятикратный прыжок с места / м

25,88-27,99

11

Подтягивание из виса на перекладине / раз

14-15

12

Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы / м

16,6-18,8

13

Метание мяча весом 150 г на дальность / м

59,0-70,0

14

Тест на быстроту передач и ловлю мяча / сек.

5,88-5,9

15

Тест на точность в передачах мяча, раз

19-22

16

Тест на скорострельность в передачах / сек.

11,5-11,7

17

Удар снизу «свеча» – 10 попыток / раз

5-7

18

Удар сбоку «свеча» – 10 попыток / раз

6-7

19

Удар сбоку «дальний» – 10 попыток / раз

6-8

20

Удар «свеча» – длительность полета мяча / сек.

4,7 - 5,3

21

Удар сбоку на дальность полета мяча /м

51,9-62,5



Тактика игры в русскую лапту.

Тактика игры в нападении (в “городе”).

Цель – с помощью перебежек заработать как можно большее количество очков, в то же время не давая возможности соперникам набирать очки ловлей “свечей” (мячей, пойманных с лёту).

Тактические умения:

  • сделать правильную расстановку игроков на удар в зависимости от общего плана игры;

  • выбрать верный способ и направление удара;

  • уметь вовремя начать перебежку после удара, после броска соперников или при возврате мяча в “город” соперниками;

  • уметь определять направление бега при перебежке, меняя его и уходя от мяча при передачах соперников;

  • при перебежки уметь вовремя оттянуть на себя игрока соперников с мячом, идущего на осаливание, чтобы дать возможность своим игрокам, несущим очки, вернуться в “город”.

Поводом для выбора определённого удара могут быть:

а) ошибки в расстановке на “поле” игроков команды соперников (неприкрытое пространство),

б) расчёт на мощный и дальний удар у игроков, которые им обладают,

в) удар на игрока, плохо ловящего мяч,

г) удар в ближний угол площадки в случае если партнёры стартуют с линии “города”,

д) дальний удар для возвращения своих игроков из-за противоположной лицевой лини.


Тактика игры в обороне ( в “поле”).

Цель - ловля мяча слёту (“свеча”), набрать как можно большее количество очков, не давая соперникам совершить перебежку или после осаливания противников самим перейти в “город”, при умении всех игроков команды отлично ловить мяч или в определённые моменты игры, бывает более выгодно играть в “поле”, чему и отдаётся предпочтение.

Тактические умения

  • уметь сделать правильную расстановку игроков на площадке в зависимости от конкретной складывающейся ситуации и возможностей бьющего в данный момент игрока;

  • уметь своевременно и в нужном направлении выполнить передачу партнёрам при перехвате игрока соперников;

  • уметь правильно передвигаться (в нужном направлении) на площадке в зависимости от складывающейся ситуации;

  • быстро и правильно решать задачу: бросать – не бросать, в зависимости от конкретной ситуации;

  • уметь правильно выбрать момент осаливания;

  • уметь выбрать направление ухода с площадки после осаливания соперников.

Непрерывность и внезапность изменения игровых ситуаций в спортивной лапте, зависимость командного успеха от самостоятельности и эффективности действий отдельных игроков непременным условием выдвигают проявление таких качеств, как сообразительность, инициатива, творчество.



Тематическое планирование (РУССКАЯ ЛАПТА) 34 часа


п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

Русская лапта как средство физического воспитания. Возникновение и развитие игры в стране.

1


2.

Лапта в системе народных игр. Перерождение игры из народной забавы в вид спорта. Этапы развития народной игры.

1


3.

Воспитательное, образовательное, оздоровительное значение игры.

1


4.

Упражнения для развития скоростных качеств, быстроты ответных действий.

1


5.

Упражнения для развития ловкости, координации, выносливости и т.д.

1


6.

Мероприятия соревновательного характера:различные передачи мяча на время, попадания мяча в цель, движущуюся цель, эстафеты с элементами лапты.

1


7.

Подвижные игры на развитие физических качеств.

1


8.

Акробатические и гимнастические упражнения, способствующие развитию двигательных качеств.

1


9.

Подготовительные и подводящие упражнения к игре в русскую лапту.

1


10.

Техника защиты (стартовая стойка, способы перемещения).

1


11.

Варианты передачи и ловли, подачи мяча, осаливание.


1



Учебно-тренировочная игра без ударов.

1


12.

Техника нападения (стартовая стойка, выбор биты, варианты ударов по мячу)

1


13.

Финт, перебежки, (одиночные, групповые).

1



Самоосаливание. Учебно-тренировочная игра.

1


14.

Подготовка и сдача контрольных нормативов: Прыжки в длину с места, метание мяча из – заголовы, сидя ноги врозь.

1


15.

Удары мяча «сверху», «снизу», ловля высоко летящего мяча.

1


16.

Удары мяча «свеча», «сбоку», ловля после передачи партнёра.

1


17.

Тактика защиты: индивидуальные действия (выбор места для ловли мяча и при ударе).

1


18.

Действия защитника. Учебно-тренировочная игра.

1


19.

Действия подающего. Учебно-тренировочная игра.

1


20.

Групповые действия (действия группы защитников при различных ударах мячом, взаимодействия игроков).

1


21.

Командные действия (система игры в защите).

1


22.

Командные действия (взаимодействие игроков в команде).

1


23.

Тактика нападения. Индивидуальные действия (выбор и направление удара, выбор места перебежки, действия подающего, нападающего и перебежчика).

1


24.

Индивидуальные действия подающего, нападающего и перебежчика).

1


25.

Групповые действия (виды групповых перебежек).

1


26.

Командные действия (учебно-тренировочные игры в системе игры в нападении).

1


27.

Индивидуальные действия подающего, нападающего и перебежчика).

1


28.

Групповые действия (действия группы защитников при различных ударах мячом, взаимодействия игроков).

1


29.

Командные действия (учебно-тренировочные игры в системе игры в нападении).

1


30.

Развитие скоростно– силовых качеств (многоскоки, многократные прыжки с места). Игра «Катающаяся мишень».

1


31.

Контрольные испытания: Сгибание разгибание рук в упоре лёжа (девушки),подтягивании(юноши),прыжки в длину с места, поднимание туловища за 30 сек.

1


32.

Контрольные испытания:наклоны туловища, челночный бег 3х20,диагональная перебежка, тройной прыжок с места, метание мяча на дальность.

1


33.

Учебно-тренировочная игра по правилам.

1


34.

Первенство школы по русской лапте. Судейство.

1






Список используемой литературы

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 1990 – 263 с.

  2. ВалиахметовP.M., Костарев А.Ю., Гусев. Л.Г Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов – Уфа, БГПИ, 1999 –96 с.

  3. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Шемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков – Уфа, БГПИ, 1996 – 90 с.

  4. Куликов Л.М. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – с. 26-30.

  5. Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Лапта: пособие для учителей физической культуры / В.А. Лепешкин. – М.: Школьная пресса, 2004. – 80 с.

  6. Русская лапта: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. – М.: Советский сорт, 2004, -

80 с.

  1. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. – М.: Физкультура и спорт, 1994

БАДМИНТОН Содержание учебного предмета Знания о физической культуре

История физической культуры. Физическая культура в современном обществе. История развития бадминтона, и его роль в современном обществе. История зарождения бадминтона в мире, СССР и России. Олимпийское движение в бадминтоне. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов – бадминтонистов на международной арене.


Базовые понятия физической культуры. Основные термины и понятия в бадминтоне. Правила игры. Техническая подготовка в бадминтоне. Основные технические приемы игры в бадминтоне: способы держания (хватка) ракетки; стойки; подачи; удары; передвижения. Двигательный навык, двигательное умение как качественные характеристики освоенности движений в бадминтоне. Физическое развитие человека. Физическая подготовка бадминтониста, направленное развитие физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств в бадминтоне. Спортивная подготовка. Основные режимы нагрузки (оздоровительный, поддерживающий, развивающий, тренирующий режимы). Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья. Бадминтон и его применение в адаптивной физической культуре. Здоровье и здоровый образ жизни. Значение занятий бадминтоном в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия бадминтоном, как средство всестороннего и гармоничного развития личности.


Физическая культура человека. Режим дня обучающегося его основное содержание и правила планирования. Закаливание организма. Гигиенические требования к проведению занятий по бадминтону. Форма для занятий бадминтоном. Правила и техника безопасности на занятиях по бадминтону. Правила закаливания организма. Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием, физической подготовленностью. Влияние занятий бадминтоном на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Основы планирования тренировочных занятий в бадминтоне, их структура и содержание. Правила проведения восстановительных процедур: дыхательная гимнастика, восстановительный массаж, проведение банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной)
деятельности


Организация и проведение самостоятельных занятий по бадминтону. Подготовка места для занятий по бадминтону, размеры игровой площадки, инвентарь (выбор ракетки, волана). Выбор упражнений, составление и выполнение индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки и ее коррекции. Планирование занятий по бадминтону. Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств в бадминтоне. Подводящие и подготовительные упражнения в бадминтоне, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в бадминтон.

Оценка эффективности занятий по бадминтону. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по бадминтону. Ведение дневника самонаблюдения, за динамикой физического развития и физической подготовленности. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в бадминтоне. Оценка основных технических приемов игры (стойки, подачи, удары, передвижение по корту). Способы выявления и устранения ошибок в бадминтоне. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.


Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.


Спортивно-оздоровительная деятельность с обще-разви­ва­ющей направленностью.Бадминтон.

Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара открытой и закрытой стороной ракетки.

Стойки: при подаче, при приеме, игровые; правосторонние, левосторонние; высокие, средние, низкие; атакующие, защитные, универсальные.

Подачи: открытой и закрытой стороной ракетки; высоко-далекая, высокая, атакующая, плоская, короткая.

Удары: фронтальные, нефронтальные; открытой и закрытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высоко-далекий; высокий атакующий; атакующий («смеш», «полусмеш»); плоский; укороченный; сброс на сетке; подставка; подкрутка, в «противоход».

Передвижения: вперед, назад, в сторону; простой, переменный, приставной, перекрестный; выпад, прыжок, бег.

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для развития силы кисти. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития ориентации в пространстве, равновесия, реагирующей способности. Упражнения на расслабление.


Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Упражнения специальной технической подготовки. Упражнения с ракеткой; с воланом; с поролоновым шариком; выполняемые с ракеткой одним и двумя воланами. Стойки: при подаче, приеме волана. Удары: укороченные (сброс, подставка) выполняемые на сетке; добивание волана на сетке; короткий удар с задней линии площадки; атакующий удар («смеш»); прием короткого удара справа, слева, с отбросом на заднюю линию; прием удара «смеш». Подачи: высоко-далекая; атакующая; плоская, короткая, открытой и закрытой стороной ракетки. Передвижения: по зонам площадки; передвижение обучающегося по площадке в три точки; передвижение обучающегося по площадке в четыре точки; передвижение обучающегося по площадке в шесть точек. Тактика одиночной игры. Тактика парной игры. Тактика игры смешанных пар (микст). Игра по правилам.



Контрольные нормативы для определения технической подготовленности в бадминтоне


п/п

Контрольные упражнения

5 класс

6
класс

7
класс

8 класс

9
класс

1.

Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз

8–10

11–15

16–20

21–25

26–30

2.

Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки

22

22

18

16

14

3.

Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз

4–6

6–8

8–10

10–12

12–14

4.

Выполнение короткой подачи открытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

3–4

4–6

5–7

6–8

5.

Выполнение короткой подачи закрытой стороной ракетки, по 5 ударов из двух квадратов, кол-во раз

2

3–4

4–6

5–7

6–8

6.

Выполнение высоко-далекой подачи на заднюю линию площадки, кол-во раз

1–3

2–4

3–5

4–6

5–7

7.

Выполнение атакующего удара «смеш» по прямой линии в среднюю зону площадки, кол-во раз

4–5

5–6


Тематическое планирование (БАДМИНТОН) 34 часа


п/п

Название раздела или темы

Кол-во часов

Дата проведения

1.

ТБ на занятиях бадминтоном. Основные правила. Специальные упражнения для развития физических качеств в бадминтоне.

1


2.

Техника жонглирования на разной высоте с перемещением. Передвижения по площадке без ракетки, с ракеткой. Эстафеты с воланом.

1


3.

Контроль техники упражнений с ракеткой – «восьмерок», махов. Контроль скорости одиночного движения. Парные эстафеты.

1


4.

Техника подачи у стены, в парах. Закрепление техники приема подачи. Парная эстафета.

1


5.

Техника подачи волана в парах. Парные эстафеты. Изучение игры «Вертушка».

1


6.

Техника приема подачи. Игра «Вертушка». Контроль скорости передвижения по площадке.

1


7.

Техника выполнения высоко-далеких ударов. Техника перекидывания воланов в парах.

1


8.

Жонглирование с применением ударов из-за спины и между ногами и перемещением. Подача. Высоко-далекие удары.

1


9.

Передачи в парах одним, двумя воланами. Перекидывание вдвоем, вчетвером одним, двумя воланами. Одиночные встречи со счетом до 5 очков.

1


10.

Подача короткая, длинная, плоская, высокая, прием подачи сверху. Одиночные игрыв парах на количество передач.
Проведение одиночных встреч со счетом до 11 очков.

1


11.

Разучивание техники выполнения ударов на сетке. Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках. Игра «Вертушка».

1


12.

Обучение «подставке» открытой стороной ракетки в передней зоне. Техника передвижения в средней зоне площадки.

1


13.

Обучение «подставке» закрытой стороной ракетки в передней зоне. Совершенствование техники передвижения по площадке: в левый угол, правый угол.

1


14.

«Добивание» волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. Упражнения общефизической подготовки.

1


15.

Совершенствование техники «подставки», «добивание». Одиночная игра в парах на количество передач.

Игра «Вертушка», одиночные встречи.

1


16.

Удары в средней зоне площадки: сверху, снизу, с боку.
Одиночная игра в парах на количество передач. Контроль быстроты реакции на неожиданно появившийся предмет.

1


17.

Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках.Одиночные встречи – контрольное занятие.

1


18.

Правила проведения игры в бадминтон. Одиночная игра в парах на количество передач. Игра «Вертушка», одиночные встречи.

1


19.

Совершенствование техники выполнения ударов на сетке «подставка», «откидка», «добивание». Упражнения общей физической подготовки.

1


20.

Разучивание техники выполнения удара «толчок, «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки.

Совершенствование техники перемещения по площадке.

1


21.

Закрепление техники выполнения удара «толчок, «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки. Одиночная игра в парах на количество передач.

1


22.

Совершенствование техники выполнения ударов на сетке. Техника передвижений в различных зонах площадки с выполнением ударов открытой и закрытой стороной ракетки.

1


23.

Индивидуальные упражнения с воланом и ракеткой. Совершенствование техники выполнения ранее изученных ударов. Учебная игра.

1


24.

Совершенствование техники подач и разученных ударов. Эстафеты. Учебная игра.

1


25.

Совершенствование техники элементов, пройденных на предыдущих уроках. Одиночные игры на количество передач. Игра в бадминтон до 11 очков.

1


26.

Разучивание техники передвижений в средней зоне площадки с выполнением атакующих ударов. Подвижные игры.

1


27.

Встречные эстафеты с элементами бадминтона. Упражнения для обучения техники нападающего удара «смеш».

1


28.

Физическая подготовка бадминтониста. Индивидуальные упражнения с воланом и ракеткой в движении.

Одиночные игры на количество передач.

1


29.

Разминочные упражнения с ракеткой и воланом. Выполнение атакующего удара «смеш» с высокой подачи. Учебная игра с заданием.

1


31.

Выполнение атакующего удара «смеш» с высокой подачи, прием «смеша».Упражнения для обучения приему смеша.

1


32.

Совершенствование техники атакующего удара «смеш». Учебная игра с заданием.

1


33.

Упражнения в парах. Эстафеты с элементами бадминтона. Одиночные игры на количество передач.

1


34.

Игра в бадминтон до 11 очков.

Подведение итогов раздела.

1





Список используемой литературы

1. Бадминтон: учебник для студентов вузов по направлению 032100 – физ.культура / Ю.Н. Смирнов. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2011. – 248 с.

2. Бадминтон в системе физического воспитания студенческой молодежи: методические указания / В.М. Мачнев. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 27 с.

3. Бадминтон на этапе начальной подготовки в вузах: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2008. – 72 с.

4. Бадминтон: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ / А.Н. Горячев; А.А. Ивашин; Московская городская федерация бадминтона. – М.: Советский спорт, 2010. – 160 с.

5. Игра бадминтон: учебно-методическое издание / А.В. Щербаков, Н.И. Щербакова. – М.: ООО «Гражданский альянс», 2009. – 121 с.

6. Тристан В.Г. Физиология спорта: учеб.пособие / В.Г. Тристан, О.В. Погадаева. – Омск: СибГУФК, 2003. – 92 с.

7. Учимся играть в бадминтон / В.Г. Турманидзе., А.В. Турманидзе. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.: ил. – (Библиотека «первого сентября».Серия «Спорт в школе», вып. 25).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Синякова Светлана Александровна

Дата: 12.07.2018

Номер свидетельства: 474954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства