СЮЖЕТНЫЙ УРОК ИНТЕГРИРОВАННОГО ТИПА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЭКОЛОГИИ. (для начальных классов) Раздел. Гимнастика с основами акробатики Тема. Чистота – залог здоровья. Цель. Через двигательную активность убедить учащихся в необходимости соблюдения чистоты тела и окружающей среды. Задачи. Обучающие. Вспомнить, как надо мыть руки, чистить зубы, что относится к предметам личной гигиены. Ознакомить с процессом посадки деревьев. Ознакомить с процессом уборки мусора. Вспомнить, какую пищу едят животные, как передвигаются. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Развивающие. Развивать скоростные качества, выносливость, гибкость, ловкость, силу ног. Совершенствовать навык челночного бега. Совершенствовать навык эстафетного движения. Личностные. Формировать чувство коллективизма, ответственности за проделанную работу. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Инвентарь. Малые мячи, кубики, кегли, обручи, предметы личной гигиены (в общем количестве не менее числа занимающихся) и любые другие предметы (общее кол-во не менее 30 ),стойки, большие пакеты для мусора (4 шт), конверты с буквами, детские ведерки или коробки (6-9 шт) Методические указания. В начале урока учитель прячет конверты в разные места зала. В каждом конверте – буква. Из букв составляется три слова ЧИСТОТА (красные буквы), ЗАЛОГ (желтые), ЗДОРОВЬЯ (зеленые). На некоторых конвертах написаны задания урока и пронумерованы в порядке следования. ХОД УРОКА |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10 мин) |
Построение. Приветствие. Учитель. На сегодняшнем уроке вы должны разгадать один жизненный постулат. Сначала вам надо найти все конверты, их 18,и, не открывая их, принести их мне. В конвертах буквы, из которых к концу урока надо собрать постулат. | 2 ‘00 | Учащиеся под музыку ищут спрятанные конверты. |
Игра «Микробы». Учитель. Перед тем, как открыть конверт, надо выполнить задание, которое на нем написано. Вам предлагают сыграть в игру, которая называется «Микробы». Затем сказать, как сюжет этой игры реализуется в жизни. Ход игры: учащиеся двигаются по залу врассыпную сначала по одному; затем в парах, стоя друг за другом; затем в тройках и.т.д. Перестроения выполнения по команде учителя. В конце игры учащиеся должны образовать одну или две, при большом количестве народа, колонны. Учитель. Что вы можете сказать про жизнь микробов, исходя из игры? Учащиеся. Микробы растут. Учитель. Вот так и в жизни микробы могут превратиться в большого червяка, которого называют «глист». Что надо делать, что бы в человеке не завелись глисты? Дети. Мыть руки и содержать тело в чистоте. | 3’00 | Учитель, прежде чем открыть конверт, зачитывает задание. Все задания пронумерованы. Учащиеся выполняют различный бег и прыжки. Учащиеся не прекращают движение: после перестроения - движение продолжается. Строятся учащиеся друг за другом. Держаться друг за друга не надо. Главное: двигаться в своих колоннах, не отставать. Кому не хватило места в «группе», отходит в сторону и выполняет бег на месте до следующего сигнала к перестроению. |
ОРУ «Мойдодыр» Учитель. На следующем конверте нам предлагают сделать разминку «Мойдодыр». Ваша задача, делая разминку, подумать, почему так ее назвали? Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот, Руки мыть перед едой нужно с мылом и водой. Руки вымоем сейчас: Их намылим в первый раз: Пена грязная такая! Быстренько ее смываем! Снова мыло мы возьмем, Руки мылим, воду льем! Полотенцем вытираем. Ждем обед и отдыхаем. Ты расчёску уважай, А другим её не давай. Без неё, друзья мои, Будем мы, как дикари! Чтоб не быть нам трубочистом, Моем тело очень чисто. Ну а если ты не будешь Зубы чистить по утрам Боль зубную не забудешь, Будешь ныть по вечерам. Учитель. Представьте, что вы - это рот, а ваше тело это зубы. Как надо чистить зубы? Почистим верхние зубы (движение согнутыми руками над головой), нижние зубы( присесть, выполнить движение согнутыми руками вдоль пола), снаружи (движение руками из стороны в сторону), изнутри (прогнуться назад, движение руками за головой вверх-вниз), круговыми движениями (круговые движение корпусом с добавлением движения прямыми рукам).И хорошо прополаскаем рот (быстрые прыжки на месте, не напрягая тело) Учитель. Молодцы! Какими вы стали?....... чистыми! Учитель. Почему разминку назвали «Мойдодыр»? Самый чистый, самый умный, Самый добрый Мойдодыр. Он твердит и днем, и ночью: «Три до дыр» да «Мой до дыр!» | 5’00 | Построение врассыпную. Учащиеся имитируют мытье рук с комментарием учителя, как правильно мыть руки: намылить мылом, смыть, намылить еще раз, намылить до половины предплечья, потереть пальцы, смыть, выполняя моющее движение руками под водой, вытереть полотенцем. Учащиеся выполняют имитационные движения, включая наклон и поворот головы Учащиеся выполняют имитационные движения, включая амплитудные движениями рук, наклон корпуса в сторону, вперед, поворот корпуса, мах вперед ногой. Учащиеся предлагают варианты чистки зубов. Учитель сообщает, в какой форме это делать, какие движения будут имитировать предложенный вариант. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (30 мин) |
Учитель. Итак, вы выполнили задание двух конвертов. Давайте их вскроем и посмотрим, какие буквы отгадали. («И», «О») Эстафета «Чистюля» Играют 2-3 команды. За стойками лежат разные предметы: книги, игрушки, скрепки, вилка, носовой платок, мыло, расческа, зубная щетка и паста, мячик и т.д. Задача учащихся выбрать предмет, который нужен для того, чтобы выглядеть аккуратно и опрятно. Но перед этим надо «помыться», т.е. выполнить упражнения: вымыть тело (обвести мяч вокруг тела), вылить на себя воду (одеть на себя обруч и вылезти из него). Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее отыщет вещи и перенесет их. Рис.1 Схема расположения. Учитель. Вскрыть конверт предоставляется команде-победителю! (буква «Ь») | 8’00 | Перестроение в несколько колонн. «Правильных» предметов должно быть не меньше участников эстафеты. Команда, закончившая эстафету первой, получает максимальное количество очков (если 3 команды, то выигравшая команда получает 3очка, последняя-1 очко). За каждый правильный предмет - по одному очку. Далее, все очки суммируются. |
Учитель. А теперь поиграем в «Пятнашки»! Ученик. Но в зале разбросаны разные предметы!..Они будут мешать!.. Учитель. Правильно. А сейчас представьте, что это мусор и его надо убрать. Но собирать мусор лучше в разные контейнеры- так легче его переработать. Железо - в один контейнер, пластик – в другой, полиэтилен – в третий, а деревянные - в четвертый. Все возможные предметы я перечислила?... Ученик. А бумагу? Учитель. Ваше мнение, в какой контейнер: с железо, пластиком, стеклом или деревом? Учащиеся. Бумагу - в контейнер с деревянным мусором, т.к. бумага делается из дерева. Игра «Собери мусор по контейнерам» Задача учащихся собрать разбросанные по залу кубики и кегли по цвету в нужные пакеты: красные – в пакет «Железо», желтые – в пакет «Пластик», синие – в «Стекло», зеленые – в «Дерево». А также предметы из эстафеты «Чистюля»- в зависимости от их состава. Учитель. Молодцы! Все убрали! Теперь вы можете играть! Освобожденные от урока дети, проверят: правильно ли вы заполнили пакеты мусором. | 3’00 | Говоря фразу об игре, учитель в это время разбрасывает кубики, кегли по залу. Учащиеся бегают врассыпную и собирают «мусор» по пакетам. |
Игра «Пятнашки - одноножки» (прыжки) Все играющие и водящий прыгают на одной ноге. Кого водящий осалит, тот выходит из игры. Учитель. Ребята, если бы вы убрали мусор в лесу на поляне, каким вы сделали этот маленький уголок леса? Учащиеся. Чистым. Учитель. Только для себя вы сделали хорошо? Учащиеся. Помогли лесу и его обитателям. Учитель. Вскрываем еще один конверт: буква «Т» | 3’00 | Во время игры нельзя бегать, можно только прыгать, меняя ноги. Учитель ведет беседу в перерыве между играми, при смене водящего. |
Учитель. Почему в лесу дышать легче, чем в городе? Учащиеся. Лесные насаждения очищают воздух. Учитель. Что мы можем сделать, чтобы воздух в городе стал чище? Учащиеся. Посадить деревья и кустарники. Эстафета «Посадка деревьев» (челночный бег) Участвует по 4 человека в команде. «Вырыть яму». Выполняет первый человек в команде. Задача: разложить поочередно обручи по линии движения. «Посадить саженец». Выполняет второй человек в команде. Задача: разложить поочередно кубики в обручи. «Полить». Выполняет третий человек в команде. Задача: накрыть кубики ведерками (или любым другим предметом). «Поставить колья и подвязать саженец». Выполняет четвертый человек в команде. Задача: поставить аккуратно кеглю рядом с кубком. Учитель. Вскрыть конверт предоставляется команде-победителю! (буква «В») | 8’00 | Команды -аналогичны эстафете «Чистюля». Задания выполняются в форме челночного бега. При большом количестве детей в классе, эстафету можно выполнить в несколько заходов. |
Учитель. Как много вы посадили деревьев! Кто будет рад, кроме нас, новым зеленым насаждениям? Учащиеся. Птицы. Звери. Насекомые. Эстафета животных. Задача: продвигаться туда и обратно змейкой между «деревьев»(обручей с кубиками и кеглями) звериной походкой. Взять конверт с буквой в конце зала. Например: «Заяц»- прыжки на двух ногах, «Кукушка»- бег, делая взмахи руками, «Лягушка»- прыжки в приседе, касаясь руками пола, «Ежик»- ходьба в полном приседе, «Медведь»- передвижение (не прыжки) с зажатым между ног мячом. «Лиса»- бег, волоча сзади кеглю по земле. | 8’00 | Во время игры конверты не вскрываются! Учитель распределяет роли в зависимости от развития и способностей детей. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
Учитель. Перед тем как вскрыть оставшиеся конверты, давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке? Учащиеся. Как мыть руки, чистить зубы. Предметы личной гигиены. Как убирать мусор. Как сажать деревья. Учитель. Зачем нам это знать и уметь? Учащиеся. Чтобы следить и поддерживать чистоту своего тела и чистоту окружающей среды. Учитель. Может быть кто-нибудь знает высказывание, постулат про чистоту? Учитель. Теперь вскрываем оставшиеся конверты и собираем слова. Учитель. Как вы понимаете слова: «Чистота- залог здоровья»? | 5’00 | Учитель отдает буквы из открытых конвертов тем командам, которым не хватает букв для составления полного слова. |
Домашнее задание. Выполнить творческую работу (рисунок, рассказ, стих, загадки) на тему: «Чистота- залог здоровья». Построение. Оценка урока. | | |