kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русские народные игры:наследие и традиции" педагогический проект по внеурочной деятельности 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Фольклорное наследие, народное творчество, традиции, обряды являются важнейшей составной частью современного общества. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах, является непреходящей ценностью педагогической культуры человека. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русские народные игры:наследие и традиции" педагогический проект по внеурочной деятельности 1-4 класс»

Педагогический проект

"Русские народные игры- наследие русского народа."



Актуальность проекта.

Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Сухомлинский и др. относились к игре как к уникальному явлению детства. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Фольклорное наследие, народное творчество, традиции, обряды являются важнейшей составной частью современного общества. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах, является непреходящей ценностью педагогической культуры человека. Судьба будущих поколений зависит от ценностных качеств наследия народа. В каждом фольклорном произведении органично сплавлены идеи трудового, нравственного , эстетического воспитания. На протяжении многих веков народ эмпирическим путем выбирал свои методы и приемы воспитания детей.

Сегодняшним детям больше свойственно пассивное потребление культурного опыта других людей. Тогда как в старину обряды, обычаи, праздничные действа диктовали человеку любого возраста необходимость в нужные моменты уметь и петь и играть, танцевать в хороводах, принимать участие в традиционных народных забавах. Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая помогает ребёнку самореализоваться. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения. В народных песнях, играх, обрядах, праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств, для расширения кругозора учащихся и повышения их культурного уровня.

Работа над проектом велась в рамках кружка внеурочной деятельности « Русские народные игры» на базе МКОУ Вальдиватская СОШ им. генерала-майора Г.А. Жукова Карсунского района Ульяновской области. В рамках кружка проводились исследования: история русских народных игр Симбирского края, изучение традиций русского народа, фольклора русского народа.

Возраст учащихся , участвующих в проекте: от 6-12 лет.

Состав проектной группы:

  1. Екимова Оксана.

  2. Кулагина Юлия.

  3. Шалаева Наташа.

  4. Кузнецов Артём.

  5. Додонова Катя .

  6. Мидончева Оля .

7. Кадуков Юлиан.





Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: учащиеся, родители. педагоги

Цель проекта:

-Изучить историю возникновения русских народных игр , праздников ,познакомиться с традиционным образом жизни народа Симбирского края (одежда , род занятий, отношения между людьми) для создания общих представлений о русской народной культуре.

-Формировать стойкий интерес к истокам русской народной культуры через русские народные игры;

Задачи:

  • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

  • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

  • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Педагогический аспект проекта:

-историческое значение, роль игр в жизни предков;

-классификация народных игр по степени сложности:

-изучение элементов русского народного фольклора ( праздники);





Деятельный аспект:

-разбор и дифференциация правил и организация игр с целью самостоятельного их проведения.

Эмоциональный аспект:

-сформировать творческое отношение к занятиям при проведении русских народных праздников и обрядов.



Содержание проекта

1этап: сентябрь-октябрь

Цель:

Изучить литературу по истории русских народных игр, посещение сельской библиотеки ( знакомство с историей русских народных игр), образа жизни ,быта, традиций русского народа; посещение школьного музея(быт народа Симбирского края.)

Содержание: составление картотеки русских народных игр. Русские народные игры«У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой мяч», Зайка»,  «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке» См. Приложение

Подвижные игры: “Волк во рву,” “Салки”, “Класс смирно!”,  “Запрещенное движение,  “К своим флажкам”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “У ребят порядок строгий”, «Кочка, дорожка, копна» ,«Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка», «Перемена мест», " «Космонавты", «Зайцы в огороде»

Игры на развитие памяти, внимания, воображения

«Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение»,ору с использованием скороговорок., «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».

2 этап

Цель:

1.Сбор материала о русских народных играх, характерных для нашего села.(ноябрь)

2. Посещение долгожителей нашего села.(октябрь)

3.Разучивание русских народных игр. Приложение №1 (программа внеурочной деятельности " Русские народные игры"1-4 класс). Изучение календарных праздников с последующей театрализацией действий.( ноябрь-март)

Содержание:

Посещение библиотек ( сельской и школьной;) Изучение собранного материала. Разучивание русских народных игр на занятиях, реализация проекта в рамках ФГОС (внеурочная деятельность) урок- мероприятие на районном заседании МО учителей физической культуры.

3 этап

Цель:

Представление проекта на районном этнографическом фестивале.(апрель-май)

Оформление альбома , презентации по проекту.(май-июнь)

Содержание:

выступление на этнографическом фестивале р.п. Карсун.(победители фестиваля) . Был представлен осенний праздник сбора урожая "Зажинок". Оформлены презентации по проекту.





Результат работы над проектом.

В ходе работы над проектом ознакомились с методической литературой по краеведению, собрали материал по русским народным играм села, нашего края, посетили музеи города Ульяновск, школьный музей, музеи при школах в нашем районе, ДШИ имени Аркадия Пластова, разучили игры , оформили альбом (творческий отчёт).Самое главное- мы стали победителями Областного музейного марафона « У истории в гостях» ,посвященному 360-летию образования Симбирска в номинации « Делу время , а потехе -час!». Были призерами и победителями муниципальных конкурсов. Данный проект- долгожитель. На протяжении многих лет этот проект реализуется в нашей школе в рамках программы " Здоровье " (спортивно-оздоровительное направление) , в рамках деятельности Детской экологической организации " Берегиня"(экологическое направление) .Таким образом, народные игры и праздники не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры.




Литература

1. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы   - М.:Просвещение, 2012 г.,

2. Глязер С. Ларчик с играми М.: Детская литература, 1975

 3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.

4.  Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.

5.  Яковлев  В. Г.  Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.

6. http://vashechudo.ru/ игры зимой

























Сценарий « В гостях у бабушки»

Входит бабушка , садиться на лавочку:

- Хорошо вечером в деревне. Тихо. Поют далеко за околицей, а во всех дворах слышно. После трудового дня, когда солнышко садится, собираются люди , чтобы песни петь , хороводы водить, добрым словом перемолвиться. В народе говорят: « Сделал дело -гуляй смело! Делу время, а потехе - час!» Какие только дела я за день не переделала: и траву косила , и корову доила, и в лес ходила! Ну теперь можно и отдохнуть! Штой-то ребятёшки не идут?(подходит к окну ).

(В это время хлопает дверь ).

Феклунька : -Баба Матрёна . а Ягорка в лужу упал.

Матрёна:- Вот огольцы , в такую сырость по двору бегать скидывайте кА шаболки да на лавку садитесь, да грейтесь.И что в такую непоготь бегать.(дети усаживаются на лавку).

Алёнка:- Баба Матрёна , а самовар то готов?

Матрёна:- Дуняша . подайка самовар . да плюшки,я вас пирогами потчевать буду!( Дуня всё подаёт на стол).-Ешьте ,воробушки, пробегались небойсь. А я вам небылицы расскажу.9рассказывает истории-небылицы, характерные для своего края , села).-Ух как вас разморило! На улице свечерело , вас мамки ищут!

Дети:- Не хотим домой ,расскажи ещё!

Матрёна:-Ну тогда подите поиграйте , разгалделись , галчата!Щас всё расскажу , на завтра не останется.

Дуня:- Становись в хоровод , я щитать вас буду! Выберем волка , в гусей играть будем.

Шукунчики, миринчики,

На кододе ,на молоде,

Сучок, пирожок,

Кнутовитый сорожок,

Зайчик-месяц сорвал травку,



Положил на лавку.

Кто идёт-Родион!

Выди с хаты вон!!!!

Русская народная игра «Летят гуси».

В дом заглядывает Лиза:-Б. Матрена, а Феклунька здеся? Мамка за ней послала!

Матрёна:- Заходь , Лизка, здеся они,озоруют.

Дети:- Ой, Лизка пришла, давай с нами играть? (играют ещё раз).

Входит Фома:- Б. Матрёна, а Федяйка здеся???

Матрёна:- Здеся , коль зашёл -иди играй!

Дети:- Фомушка пришёл!!!!

Фома:- А давайте у «Редички» играть???? Дуняша бабкой будет.

Играют « У редички»

Дети:- Давайте в «Козу» играть???? Баба Матрёна , давай с нами.

Играют в «Козу» - хороводная игра.

Слышны голоса мам6-Дуняшка, Домой!! Лизка, домой!!! Фомка, домой!!!!

Матрёна:- Поиграли ,пора и честь знать .А то другой раз и не пустят!!!(дети уходят).-Эх, малы деточки как ясны звёздочки :и светят ,и радуют в тёмну ноченьку. Ишь, пострелята, всю избу перевернули вверх дном. (уходит).

Русская народная игра «Пошла коза по лесу»

В этой игре дети становятся в круг, взявшись за руки, и ,подскакивая в такт песне, движутся против солнца. Один из участников –коза- движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу. Затем коза вместе с принцессой делают всё , о чём поют. Затем принцесса становится козой , а коза встает в хоровод. Игра повторяется.

Пошла коза по лесу , по лесу ,по лесу.

Искать себе принцессу , принцессу , принцессу.

Давай ,коза ,попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем , потопаем.

«Летят гуси!»

В игру играют дети 4-7 лет .Склад этой песенки отвечает их естеству: в ней всего существенней складирование слогов в строго регулярном ритме. Волка изображают мальчик или девочка в вывороченной шубе(даже среди лета). Подвывая по волчьи он может их пугать. Те бросаются в рассыпную. Волк пытается настичь кого-либо из них. Тот, кто пойман, представляет Волка.

Летят гуси: га-га-га-,

Мы , ребята, -со двора:

Под горою серай волк!

Он зубы точа,

Нас съесть хоча!





Волк: Я волк, серай волк!

Я вас съем!(дети разбегаются)



























Русский народный праздник « Зажинок»

Выбегают дети и играют в русскую народную игру «Зайцы в огороде» .Дети встают в круг . В центре круга – хозяйка. Зайцы стараются украсть с огорода овощи . Они впрыгивают и выпрыгивают из круга . Хозяйка старается поймать зайцев . Пойманные зайцы выходят из игры . Затем другая хозяйка и игра повторяется .Входит мама :

-Вот они где , а я их ищу по всей деревне .Все ужо в поле ушли .

Дуняша:- А зачем все в поле ушли ?

Мама:- Там сегодня праздник .

Оля :- А какой праздник ,расскажи ?

Мама:- « Зажинок»- начало жатвы , сельские жители выходят в поле как на праздник . Избы моют , белют , в поле выходят в нарядной чистой одежде .

Федя :- Вот почему ты нам чистую одежу дала. Ну пошли !

Все идут в поле .



Мама :-Давайте поклонимся матушке – сырой земле за хороший урожай ( кланяются).

Как матушка – рожь стояла год ,так и моя спинушка жать бы не устала .

Оля :-Как соломка гибка , так бы и спинка моя была гибка .

Федя :- Давай , мама , серпы , жать будем .( жнут )

Мама :- А давайте песню споем , чтобы поле не замертвело !

Нивка , нивка , яровая жнивка .

Уроди пшеницу , рожь и чечевицу

На поле копнами , на столе пирогами .

Уйди , туча грозовая ,

У нас нива трудовая ,

Ей зелёною быть ,

Нам с копночками ходить ,



Фёкла :- Ой , какие мы молодцы !

Федяйка :- Мама , а вот и первый снопик - именинник .

Мама:- Да , дети , первый сноп нужно украсить лентами ,сохранить до следующего урожая . ( Жнут рожь )

Наташа :- А вот и последний сноп !

Мама :- В деревне последний сноп хранят , наряжают в сарафан , водят вокруг него хороводы .

(встают в хоровод и поют песню )

Дожали , дожали ,

Спожинки дожали ,

Зерно гребли ,

Каравай пекли ,

Гостей угощали

Нивку поминали ..

Жнитушка , расти – расти ,

Времечко , лети – лети !

Мама:- А ну , пострелята ,давайте попрощаемся с полем , да в деревню пойдем , то темнеет ужо !



Хлебушка , расти ! Времечко , лети !

До новой весны !До нового лета ,

До нового хлеба !

Все уходят в деревню .






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Додонова Лариса Александровна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388057


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства