"Русские народные игры:наследие и традиции" педагогический проект по внеурочной деятельности 1-4 класс
"Русские народные игры:наследие и традиции" педагогический проект по внеурочной деятельности 1-4 класс
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Фольклорное наследие, народное творчество, традиции, обряды являются важнейшей составной частью современного общества. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах, является непреходящей ценностью педагогической культуры человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Русские народные игры:наследие и традиции" педагогический проект по внеурочной деятельности 1-4 класс»
Педагогический проект
"Русские народные игры- наследие русского народа."
Актуальность проекта.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше в ней отводится активным приёмам и средствам воспитания, таким как игры и соревнования. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Сухомлинский и др. относились к игре как к уникальному явлению детства. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Фольклорное наследие, народное творчество, традиции, обряды являются важнейшей составной частью современного общества. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах, является непреходящей ценностью педагогической культуры человека. Судьба будущих поколений зависит от ценностных качеств наследия народа. В каждом фольклорном произведении органично сплавлены идеи трудового, нравственного , эстетического воспитания. На протяжении многих веков народ эмпирическим путем выбирал свои методы и приемы воспитания детей.
Сегодняшним детям больше свойственно пассивное потребление культурного опыта других людей. Тогда как в старину обряды, обычаи, праздничные действа диктовали человеку любого возраста необходимость в нужные моменты уметь и петь и играть, танцевать в хороводах, принимать участие в традиционных народных забавах. Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая помогает ребёнку самореализоваться. Развитие культуры подрастающего поколения – проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения. В народных песнях, играх, обрядах, праздниках прекрасный материал для развития эстетических чувств, для расширения кругозора учащихся и повышения их культурного уровня.
Работа над проектом велась в рамках кружка внеурочной деятельности « Русские народные игры» на базе МКОУ Вальдиватская СОШ им. генерала-майора Г.А. Жукова Карсунского района Ульяновской области. В рамках кружка проводились исследования: история русских народных игр Симбирского края, изучение традиций русского народа, фольклора русского народа.
Возраст учащихся , участвующих в проекте: от 6-12 лет.
Состав проектной группы:
Екимова Оксана.
Кулагина Юлия.
Шалаева Наташа.
Кузнецов Артём.
Додонова Катя .
Мидончева Оля .
7. Кадуков Юлиан.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: учащиеся, родители. педагоги
Цель проекта:
-Изучить историю возникновения русских народных игр , праздников ,познакомиться с традиционным образом жизни народа Симбирского края (одежда , род занятий, отношения между людьми) для создания общих представлений о русской народной культуре.
-Формировать стойкий интерес к истокам русской народной культуры через русские народные игры;
Задачи:
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Педагогический аспект проекта:
-историческое значение, роль игр в жизни предков;
-классификация народных игр по степени сложности:
-изучение элементов русского народного фольклора ( праздники);
Деятельный аспект:
-разбор и дифференциация правил и организация игр с целью самостоятельного их проведения.
Эмоциональный аспект:
-сформировать творческое отношение к занятиям при проведении русских народных праздников и обрядов.
Содержание проекта
1этап: сентябрь-октябрь
Цель:
Изучить литературу по истории русских народных игр, посещение сельской библиотеки ( знакомство с историей русских народных игр), образа жизни ,быта, традиций русского народа; посещение школьного музея(быт народа Симбирского края.)
Содержание: составление картотеки русских народных игр. Русские народные игры: «У медведя во бору», «Кот и мышь», «Горелки», «Большой мяч», Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами», Наседка и коршун», «Удар по веревочке» См. Приложение
Подвижные игры: “Волк во рву,” “Салки”, “Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “У ребят порядок строгий”, «Кочка, дорожка, копна» ,«Охотники и утки», «Метко в цель», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Удочка», «Перемена мест», " «Космонавты", «Зайцы в огороде»
Игры на развитие памяти, внимания, воображения
«Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение»,ору с использованием скороговорок., «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку».
2 этап
Цель:
1.Сбор материала о русских народных играх, характерных для нашего села.(ноябрь)
2. Посещение долгожителей нашего села.(октябрь)
3.Разучивание русских народных игр. Приложение №1 (программа внеурочной деятельности " Русские народные игры"1-4 класс). Изучение календарных праздников с последующей театрализацией действий.( ноябрь-март)
Содержание:
Посещение библиотек ( сельской и школьной;) Изучение собранного материала. Разучивание русских народных игр на занятиях, реализация проекта в рамках ФГОС (внеурочная деятельность) урок- мероприятие на районном заседании МО учителей физической культуры.
3 этап
Цель:
Представление проекта на районном этнографическом фестивале.(апрель-май)
Оформление альбома , презентации по проекту.(май-июнь)
Содержание:
выступление на этнографическом фестивале р.п. Карсун.(победители фестиваля) . Был представлен осенний праздник сбора урожая "Зажинок". Оформлены презентации по проекту.
Результат работы над проектом.
В ходе работы над проектом ознакомились с методической литературой по краеведению, собрали материал по русским народным играм села, нашего края, посетили музеи города Ульяновск, школьный музей, музеи при школах в нашем районе, ДШИ имени Аркадия Пластова, разучили игры , оформили альбом (творческий отчёт).Самое главное- мы стали победителями Областного музейного марафона « У истории в гостях» ,посвященному 360-летию образования Симбирска в номинации « Делу время , а потехе -час!». Были призерами и победителями муниципальных конкурсов. Данный проект- долгожитель. На протяжении многих лет этот проект реализуется в нашей школе в рамках программы " Здоровье " (спортивно-оздоровительное направление) , в рамках деятельности Детской экологической организации " Берегиня"(экологическое направление) .Таким образом, народные игры и праздники не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной, фольклорной культуры.
Литература
1. Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы - М.:Просвещение, 2012 г.,
2. Глязер С. Ларчик с играми М.: Детская литература, 1975
3. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
4. Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
5. Яковлев В. Г. Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
6. http://vashechudo.ru/ игры зимой
Сценарий « В гостях у бабушки»
Входит бабушка , садиться на лавочку:
- Хорошо вечером в деревне. Тихо. Поют далеко за околицей, а во всех дворах слышно. После трудового дня, когда солнышко садится, собираются люди , чтобы песни петь , хороводы водить, добрым словом перемолвиться. В народе говорят: « Сделал дело -гуляй смело! Делу время, а потехе - час!» Какие только дела я за день не переделала: и траву косила , и корову доила, и в лес ходила! Ну теперь можно и отдохнуть! Штой-то ребятёшки не идут?(подходит к окну ).
(В это время хлопает дверь ).
Феклунька : -Баба Матрёна . а Ягорка в лужу упал.
Матрёна:- Вот огольцы , в такую сырость по двору бегать скидывайте кА шаболки да на лавку садитесь, да грейтесь.И что в такую непоготь бегать.(дети усаживаются на лавку).
Алёнка:- Баба Матрёна , а самовар то готов?
Матрёна:- Дуняша . подайка самовар . да плюшки,я вас пирогами потчевать буду!( Дуня всё подаёт на стол).-Ешьте ,воробушки, пробегались небойсь. А я вам небылицы расскажу.9рассказывает истории-небылицы, характерные для своего края , села).-Ух как вас разморило! На улице свечерело , вас мамки ищут!
Дети:- Не хотим домой ,расскажи ещё!
Матрёна:-Ну тогда подите поиграйте , разгалделись , галчата!Щас всё расскажу , на завтра не останется.
Дуня:- Становись в хоровод , я щитать вас буду! Выберем волка , в гусей играть будем.
Шукунчики, миринчики,
На кододе ,на молоде,
Сучок, пирожок,
Кнутовитый сорожок,
Зайчик-месяц сорвал травку,
Положил на лавку.
Кто идёт-Родион!
Выди с хаты вон!!!!
Русская народная игра «Летят гуси».
В дом заглядывает Лиза:-Б. Матрена, а Феклунька здеся? Мамка за ней послала!
Матрёна:- Заходь , Лизка, здеся они,озоруют.
Дети:- Ой, Лизка пришла, давай с нами играть? (играют ещё раз).
Входит Фома:- Б. Матрёна, а Федяйка здеся???
Матрёна:- Здеся , коль зашёл -иди играй!
Дети:- Фомушка пришёл!!!!
Фома:- А давайте у «Редички» играть???? Дуняша бабкой будет.
Играют « У редички»
Дети:- Давайте в «Козу» играть???? Баба Матрёна , давай с нами.
Матрёна:- Поиграли ,пора и честь знать .А то другой раз и не пустят!!!(дети уходят).-Эх, малы деточки как ясны звёздочки :и светят ,и радуют в тёмну ноченьку. Ишь, пострелята, всю избу перевернули вверх дном. (уходит).
Русская народная игра «Пошла коза по лесу»
В этой игре дети становятся в круг, взявшись за руки, и ,подскакивая в такт песне, движутся против солнца. Один из участников –коза- движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу. Затем коза вместе с принцессой делают всё , о чём поют. Затем принцесса становится козой , а коза встает в хоровод. Игра повторяется.
Пошла коза по лесу , по лесу ,по лесу.
Искать себе принцессу , принцессу , принцессу.
Давай ,коза ,попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем , потопаем.
«Летят гуси!»
В игру играют дети 4-7 лет .Склад этой песенки отвечает их естеству: в ней всего существенней складирование слогов в строго регулярном ритме. Волка изображают мальчик или девочка в вывороченной шубе(даже среди лета). Подвывая по волчьи он может их пугать. Те бросаются в рассыпную. Волк пытается настичь кого-либо из них. Тот, кто пойман, представляет Волка.
Летят гуси: га-га-га-,
Мы , ребята, -со двора:
Под горою серай волк!
Он зубы точа,
Нас съесть хоча!
Волк: Я волк, серай волк!
Я вас съем!(дети разбегаются)
Русский народный праздник « Зажинок»
Выбегают дети и играют в русскую народную игру «Зайцы в огороде» .Дети встают в круг . В центре круга – хозяйка. Зайцы стараются украсть с огорода овощи . Они впрыгивают и выпрыгивают из круга . Хозяйка старается поймать зайцев . Пойманные зайцы выходят из игры . Затем другая хозяйка и игра повторяется .Входит мама :
-Вот они где , а я их ищу по всей деревне .Все ужо в поле ушли .
Дуняша:- А зачем все в поле ушли ?
Мама:- Там сегодня праздник .
Оля :- А какой праздник ,расскажи ?
Мама:- « Зажинок»- начало жатвы , сельские жители выходят в поле как на праздник . Избы моют , белют , в поле выходят в нарядной чистой одежде .
Федя :- Вот почему ты нам чистую одежу дала. Ну пошли !
Все идут в поле .
Мама :-Давайте поклонимся матушке – сырой земле за хороший урожай ( кланяются).
Как матушка – рожь стояла год ,так и моя спинушка жать бы не устала .
Оля :-Как соломка гибка , так бы и спинка моя была гибка .