kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка инструкций по технике безопасности для проведения физкультурно-спортивных занятий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно действующему законодательству учащиеся обязаны проходить обучение по соблюдению требований безопасной организации учебного процесса.

В связи с этим необходимо познакомить учащихся с этими требованиями для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья.

Техника безопасности – это свод положений и требований, который направлен на обеспечение оптимальных условий. В нее также входят мероприятия, способствующие устранению факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка инструкций по технике безопасности для проведения физкультурно-спортивных занятий»

Доклад

«Разработка инструкций по технике безопасности для проведения физкультурно-спортивных занятий»


Кнутас Валентина Ивановна,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории


Содержание:

Введение

  1. Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

    1. Разделы инструкции по ТБ для ОУ.

    2. Виды инструктажей.

  1. Организация и правила проведение инструктажа в ОУ.

    1. Кто отвечает за безопасность детей в школе?

    2. Законодательная база.

    3. Правила проведения инструктажа.

    4. Наказание ответственных лиц.

  2. Перечень документов по технике безопасности в ОУ.

  3. Порядок оформления журнала по технике безопасности для проведения физкультурно-спортивных занятий.

    1. Инструкция по заполнению журнала.

    2. Методы и средства предупреждения несчастных случаев.

Список литературы

Приложение


Введение

Одним из определяющих факторов успешного функционирования ОУ является обеспечение безопасности учащихся и соответствующее снижение травматизма среди них. При этом особую актуальность приобретают вопросы организации работы по охране труда и профилактики травматизма обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса.

Инструктаж – подача информации в устной или письменной форме руководителем или специальным работником образовательного учреждения, прошедшими обучение по охране труда. Во время занятия используют инструкции по ТБ, наглядные пособия (плакаты), вспомогательные технические средства (компьютерные программы, интерактивная доска, слайд-проекторы), презентации. Инструкции в каждом ОУ прорабатывает специалист по ТБ на основании системы стандартов безопасности труда с учётом всех особенностей обучения. Их утверждает директор образовательного учреждения.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по физической культуре для учащихся проводят учитель физической культуры по ходу всего образовательного процесса. В каждом случае инструктирование опирается на программу, разработанную и утверждённую руководителем данного ОУ. В завершении проходит проверка на усвоение материала в устной форме или посредством тестов.


  1. Структура и содержание инструкций по технике безопасности.

Согласно действующему законодательству учащиеся обязаны проходить обучение по соблюдению требований безопасной организации учебного процесса.

В связи с этим необходимо познакомить учащихся с этими требованиями для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья.

Техника безопасности – это свод положений и требований, который направлен на обеспечение оптимальных условий. В нее также входят мероприятия, способствующие устранению факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

Целью ТБ выступают:

  • Обеспечение безопасности.

  • Защита здоровья.

  • Сведение получения травм на занятиях к минимуму.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 30) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся, учитывается мнение совета учащихся и советов родителей. А поскольку инструкции по технике безопасности представлю собой локальные нормативные акты, которые затрагивают право учащихся на безопасность во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), учет мнения совета учащихся и совета родителей при принятии этих инструкций является обязательным.

На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 30 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, в каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, согласовываются с председателем профсоюзного комитета и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Законодательных требований и рекомендаций к инструкциям по технике безопасности для учащихся не содержится ни в каких Федеральных нормативных документах. Поэтому для обеспечения единообразия при разработке инструкций по технике безопасности для учащихся необходимо следовать рекомендациям по структуре и содержанию инструкций по охране труда.

1.1. Разделы инструкции по ТБ для ОУ.

Типовая инструкция и инструкция по ТБ должны содержать следующие разделы:

Раздел 1 – общие требования безопасности.

Перечисляя общие требования безопасности, указывают:

  • условия допуска учащихся к занятиям соответствующими видами деятельности с учетом возраста, состояния здоровья, проведения инструктажей и т.п.;

  • требования о необходимости соблюдения правил поведения для учащихся; по выполнению режимов обучения и отдыха;

  • характеристики опасных и вредных факторов, способных воздействовать на учащихся;

  • определяют порядок уведомления педагогов о случаях травмирования учащихся и неисправности оборудования и инвентаря;

  • указания об оказании первой (доврачебной) помощи;

  • правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащиеся при обучении;

  • ответственность учащихся за нарушение требований инструкций по технике безопасности.

Раздел 2 – требования безопасности перед началом занятий.

Описывая требования безопасности перед началом занятий необходимо изложить:

  • порядок подготовки учащихся к занятиям в конкретном учебном помещении и (или) при выполнении определенных видов деятельности;

  • порядок проверки исправности оборудования и инвентаря;

  • требования специальной (предметной) санитарии.

Раздел 3 – требования безопасности во время занятий.

При определении требований безопасности во время занятий обязательно излагают:

  • способы и приемы безопасного участия в образовательном процессе;

  • правила использования оборудования, инвентаря, технических средств обучения;

  • требования безопасного обращения с инвентарем и оборудованием;

  • правила безопасной эксплуатации средств обучения;

  • указания по безопасному выполнению конкретных видов образовательной деятельности;

  • основные виды отклонений от нормативного технологического или санитарного режима и методы их устранения;

  • действия, направленные на предотвращение травм опасных ситуаций.

Раздел 4 – требования безопасности в чрезвычайных ситуациях.

При описании требований безопасности в чрезвычайных ситуациях обращают особое внимание:

  • на действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;

  • на действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании.

Раздел 5 – требования безопасности по окончании занятий.

Определяя требования безопасности по окончании занятий, рекомендуется четко изложить:

  • порядок безопасного распределения средств обучения, инвентаря, оборудования;

  • порядок уборки своего рабочего места;

  • требования соблюдения личной гигиены и специальной (предметной) санитарии;

  • порядок извещения педагога обо всех недостатках, обнаруженных во время образовательного процесса.

Раздел 6 – заключительные положения.

При описании заключительных положений указывают:

  • порядок, сроки и условия внесения изменений и дополнений в данные инструкции;

  • порядок, сроки и условия их пересмотра, а также определяют должностных лиц, несущих ответственность за эту деятельность.

1.2. Виды инструктажей

Нормативный акт определяет, в зависимости от возникшей ситуации, виды инструктажа:

  • Вводный. Проводит каждый педагогический работник при первой встрече с обучающимися и при поступлении в класс новых учеников. Рассказывают об основных понятиях образовательного учреждения и процесса обучения, о правилах соблюдения ТБ в разных местах, и об обязанностях учеников соблюдать правила поведения;

  • Первичный. Проводится перед уроком, посвящённым выполнению новых разделов программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры и т.д.), при использовании нового оборудования и инвентаря;

  • Повторный. Проходят раз в полгода все, кто проходил первичный, для закрепления навыков;

  • Внеплановый. Его проводят при изменении или введении новых нормативов, касающихся обеспечения техники безопасности; при замене материальной базы, требуемой для обучения; если произошёл несчастный случай, причиной которому стало несоблюдение требований безопасности учащихся; по требованию сотрудников контролирующих организаций; на основании решения директора ОУ.

  • Целевой. Относится к внеурочной деятельности: проведение массовых мероприятий (выходы в общественные места, соревнования, походы). Обязателен инструктаж по технике безопасности на каникулах для учащихся, во время проведения самостоятельных подвижных игр.


  1. Организация и правила проведение инструктажа в ОУ

2.1. Кто отвечает за безопасность детей в школе?

На основании пункта 8 ст.51 «Закона об образовании» руководитель ОУ несёт ответственность за любую деятельность, происходящую в заведении. В п.п.3 и 6 ст. 28 закона прописано, что образовательные учреждения обязаны создать необходимые условия для безопасного обучения и нахождения учеников в стенах учреждения. В школе, так как отсутствуют родители, ответственность за детей несут директор и педагоги ОУ.

Подготовка, организация и проведение идёт на основе системы стандартов ГОСТ 12.0.004-2015:

  • в начале и в процессе учебной деятельности;

  • перед физической подготовкой, спортивными соревнованиями;

  • перед и во время внеурочной деятельности: походы, экскурсии, спортивные секции, места дополнительного образования.

    1. Законодательная база

Правила проведения инструктажа по технике безопасности в образовательных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

  • федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

  • ГОСТом 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

  • местными положениями, уставами, должностными инструкциями.

    1. Правила проведения инструктажа.

Правила поведения для учащихся — локальный нормативно-правовой акт, регламентирующий в соответствии с Уставом школы основные права, обязанности и ответственность учащихся. Учитель обязан проинформировать учащихся о соблюдении ТБ по физической культуре до начала занятий, вовремя и после их окончания:

  • проверить наличие мед. справки о допуске;

  • проверить, отвечает ли спортивная форма правилам ТБ;

  • разъяснить нормы поведения в раздевалке, спортивном зале;

  • разъяснить необходимость слушать учителя, выполнять его инструкции;

  • научить аккуратному обращению со спортивным инвентарём и др.

    1. Наказание ответственных лиц.

В соответствии со ст. 293 УК РФ «Халатность», должностные лица привлекаются к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, повлекшее нарушение чужих прав, ущерба, вреда здоровью или смерти. В качестве наказания в зависимости от состава преступления может применяться:

  • штраф до 500 000 руб.;

  • обязательные или исправительные работы;

  • арест;

  • ограничение права занимать определённые должности;

  • условный срок;

  • лишение свободы до 7 лет.

  1. Перечень документов по технике безопасности в ОУ.

  • Инструкции по технике безопасности на занятиях: - лёгкой атлетикой - гимнастикой - плаванием - лыжной подготовкой - спортивными играми - в тренажерном зале - на соревнованиях - видами единоборств - по организации и проведению туристических мероприятий.

  • Акт разрешение на проведение занятий: - в спортивном зале - в бассейне - в тренажерном зале - на спортивном плоскостном сооружении.

  • Акт приемки спортивного сооружения и инвентаря на готовность к началу сезона.

  • Укомплектованная медицинская аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной медицинской помощи при различных травмах и повреждениях.

  • Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).

  • Журнал о результатах испытаний спортивного инвентаря и оборудования.

  • Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и оборудования.


  1. Порядок оформления журнала по технике безопасности для проведения физкультурно-спортивных занятий

На обложке пишется:

  • полное название образовательного учреждения;

  • дата начала заполнения;

  • дата окончания заполнения.

Оформление:

  • листы обязательно пронумерованы;

  • журнал прошнурован, концы закрепляются на последнем листе;

  • рядом пишется, сколько листов пронумеровано, скреплено, дата окончания, ответственное

  • лицо, подпись, печать;

  • при заполнении запрещено оставлять пустые строки и исправлять данные.

Сведения:

  • фамилия, имя инструктируемого;

  • дата инструктажа;

  • класс;

  • вид инструктажа, инструкция;

  • ФИО ответственного за инструктаж;

  • подписи обеих сторон.

В архиве журнал хранится 10 лет (Приказ Минкультуры России №558 от 25.08.2010г.).


ЖУРНАЛ

регистрации прохождения инструктажа по технике безопасности на занятиях физической культурой и спортом

—————————————————————————————————-

(название учреждения, организации)

—————————————————————————————————-

(адрес учреждения, организации)

Журнал пронумеровывается, прошнуровывается, скрепляется подписью руководителя и печатью учреждения, организации.

Начат _______________________________ 20__г.

Окончен ______________________________ 20__г.


4.1. Инструкция по заполнению журнала.

Журнал необходимо заполнять, согласно нормативно-правовых актов и законов по охране труда и правил по технике безопасности, соблюдая данную инструкцию:

- в графе «фамилия, имя, отчество инструктируемого» – имя и отчество записывается полностью;

- в графе «дата инструктажа» – указывается дата проведения инструктажа только против тех фамилий детей, которые в данное время присутствовали на инструктаже. Дети, которые по какой либо причине отсутствовали, проходят инструктаж дополнительно;

- в графе «класс, группа» – класс и номер группы указывается напротив каждой фамилии;

- в графе «номер инструкции и краткое содержание инструктажа» – указывается номер инструкции согласно перечню инструкций по охране труда утвержденных Министерством труда РФ и её краткое содержание;

- в графе «фамилия, имя, отчество проводившего инструктаж» - фамилия, имя, отчество проводившего инструктаж указывается напротив каждой фамилии инструктируемого;

- в графе «подпись инструктируемого» - ставится подпись ребенка с 10 летнего возраста (до 10 лет подпись родителей в соответствии с Законом об образовании РФ ст.52);

- в графе «подпись проводившего инструктаж» - проводивший инструктаж ставит свою подпись напротив каждой фамилии инструктируемого.

Примечание:

На каждую группу заполняется отдельная страница.

Записи в журнале оформляются аккуратно и разборчивым почерком.

Таблица 1.

№ п/п


ФИО инструктируемого обучающегося

Дата проведения


Класс

Инструкция или её содержание

Подписи


Инструктируемого

Проводящего инструктаж

















Памятка для учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры по оформлению журнала согласно основным нормативно-правовым документам по охране труда.

Таблица 2.

Наименование мероприятия

Нормативно-правовой

акт

Оформляемый документ

Срок

проведения

Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности

Федеральный закон от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», ст.14,15 (С изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.05.02г.№53-ФЗ) Трудовой кодекс РФ ст.225 Положение о службе охраны труда в системе Минобразования РФ (приказ Минобразования РФ от 27.02.95г.№92) приложение 1.п.2.

1. Журнал регистрации прохождения инструктажа.

2. Классные журналы.


1. По мере необходимости. 2. На первом уроке, занятии, в начале учебного года.


Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте

ГОСТ12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.7.2, приложение 5,6. Федеральный закон от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», ст.14,15. (С изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.05.02г.№53-ФЗ) Трудовой кодекс РФ ст.225 Положение о службе охраны труда в системе Минобразования РФ (приказ Минобразования РФ от 27.02.95г.№92) приложение 1,п.п.2,4.

1. Журнал регистрации прохождения инструктажа. 2. Классные журналы.


1. По мере необходимости. 2. Перед началом изучения нового раздела программы по предметам повышенной трудности.


Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте

Те же, что на первичный инструктаж

1. Журнал регистрации прохождения инструктажа. 2. Классные журналы.

1. Не реже одного раза в полгода.


Внеплановый инструктаж по охране труда и технике безопасности

ГОСТ12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.7.4, приложение 6. Федеральный закон от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», ст.ст.14,15. (С изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.05.02г.№53-ФЗ) Трудовой кодекс РФ ст.225 Положение о службе охраны труда в системе Минобразования РФ (приказ Минобразования РФ от 27.02.95г.№92) приложение 1,п.п.2,4.

1. Журнал регистрации прохождения инструктажа. 2. Классные журналы.


1. По мере необходимости (несчастный случай на занятии, тренировке и т.п.)


Целевой инструктаж по охране труда


ГОСТ12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения», п.7.5, приложение 6.

Федеральный закон от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», ст.ст.14,15. (С изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.05.02г.№53-ФЗ) Трудовой кодекс РФ ст.225 Положение о службе охраны труда в системе Минобразования РФ (приказ Минобразования РФ от 27.02.95г.№92) приложение 1,п.п.2,4; приложение 2.

1. Журнал регистрации прохождения инструктажа.


1. По мере необходимости


    1. Методы и средства предупреждения несчастных случаев

Основными методами предупреждения несчастных случаев являются:

  • обучение учащихся безопасным приемам в процессе обучения и воспитания (инструктаж);

  • неукоснительное соблюдение учащимися установленных правил и норм поведения, предусмотренных локальными актами школы.


Список литература:

  1. Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у школьников» М.: Просвещение, 1987.

  2. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993.

  3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

  4. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  1-4  класс, Москва «Вако» 2006.

  5. Муравьев В.А., Созинова Н.А. Техника безопасности на уроках физической культуры. - М., 2001.

  6. Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 2004.

  7. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  8. Ступницкая М. А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья, 2001.

  9. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории  и методики физического воспитания, 2001.











































Приложение



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор МБОУ

протокол № _______ _____________ ФИО

от «_____» _________ 20__ г «_____» _________ 20__ г


Вводный инструктаж

по мерам безопасности для учащихся по предмету

«Физическая культура»


  1. Общие требования безопасности.

Учащийся должен:
- пройти медицинский осмотр и заниматься в той медицинской группе, к которой он относится по состоянию здоровья;
- иметь опрятную спортивную форму (трусы, майку, футболку, спортивный костюм, трико, чистую обувь – кеды, кроссовки), соответствующую погодным условиям и теме проведения занятия;
- выходить из раздевалки по первому требованию учителя;
- после болезни предоставить учителю справку от врача;
- присутствовать на уроке в случае освобождения врачом от занятий после болезни;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и использовать его по назначению;
- иметь коротко остриженные ногти;
- знать и выполнять инструкцию по мерам безопасности.
Учащимся нельзя:
- резко открывать двери и виснуть на них, выключать свет, трогать плафоны в раздевалке, спортивном зале;
- вставлять в розетки посторонние предметы;
- пить холодную воду до и после урока;
- заниматься на непросохшей площадке, скользком и неровном грунте.


II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;
- с разрешения учителя выходить на место проведения занятия;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.


III. Требования безопасности во время занятий.

Учащийся должен:
- внимательно слушать и чётко выполнять задания учителя;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- во время передвижений смотреть вперёд, соблюдать достаточные интервал и дистанцию, избегать столкновений;
- выполнять упражнения с исправным инвентарём и заниматься на исправном оборудовании.
Учащимся нельзя:
- покидать место проведения занятия без разрешения учителя;
- толкаться, ставить подножки в строю и движении;
- залезать на баскетбольные фермы, виснуть на кольцах;
- жевать жевательную резинку;
- мешать и отвлекать при объяснении заданий и выполнении упражнений;
- выполнять упражнения с влажными ладонями;
- резко изменять направление своего движения.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.


V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.


Инструкция №1

по охране труда и мерам безопасности для учителя физкультуры


I.Общие требования безопасности.

Настоящая инструкция является обязательной для учителей физкультуры при организации и проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту.
Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться настоящей инструкцией, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль над соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда.
Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

Учитель физкультуры должен:
- проходить курсы (не реже одного раза в пять лет) по охране труда;
- принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования;
- вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса;
- организовывать изучение обучающимися правил по охране труда в быту и т.д.

Учитель физкультуры должен знать:
- подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося;
- медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медосмотра;
- учащихся, освобождённых врачом от физических упражнений после болезни;
- отмечать учащихся, отсутствующих на уроке.

II. Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Учитель физкультуры должен:
- проводить инструктаж (один раз в полгода) обучающихся воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или регистрацией инструктажа;
- предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и девочкам);
- убедиться в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ;
- следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках;
- обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса;
- проводить тщательный осмотр места проведения занятия;
- предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений;
- проверить исправность спортивного инвентаря, надёжность установки и крепления оборудования;
- проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции;
- при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы;
- проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале.


III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Учитель физкультуры должен:
- соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствия даваемых упражнений и нагрузок учебной программе;
- проводить разминку и увеличивать время, отведённое на неё, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности;
- снизить нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления;
- обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов;
- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.


IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учитель физкультуры должен:
- при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу;
- при порезах, ушибах, вывихах, растяжениях, переломах принять меры по оказанию первой доврачебной помощи и вызвать «скорую помощь»:
- порез – промыть рану дезинфицирующим раствором, обработать её по краям йодом, наложить повязку. При сильном кровотечении наложить жгут выше места кровотечения, ранения. Место наложения жгута покрыть слоем марли. Сразу же после наложения его следует замаркировать (число, месяц, часы, минуты). На рану наложить давящую повязку;
- ушиб – наложить холодный компресс, забинтовать место ушиба;
- вывих – создать полную неподвижность и немедленно госпитализировать (вправлять вывих неспециалисту запрещено);
-растяжение - наложить на болезненную область холодный компресс на 10-15 мин. Если отёк не уменьшился, то менять холодные компрессы каждые 15 минут, пока отёк не уменьшится. На конечность наложить плотную повязку;
- перелом – остановить кровотечение, наложить шину, захватывая не менее двух суставов выше и ниже места перелома. Под шину положить что-либо мягкое, после чего её необходимо прибинтовать (плотно). Зафиксировать конечность в том положении, в котором она находится;
- оперативно извещать руководство о каждом несчастном случае;
- при пожаре в спортивном зале открыть запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщить о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учитель физкультуры:
- организует учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения;
- организованно выводит учащихся с места проведения занятия;
- производит тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывает на ключ все подсобные помещения и спортзал;
- доводит до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса.


Инструкция №2

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

лёгкой атлетикой


I.Общие требования безопасности.

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;
- быть внимательным при перемещениях по стадиону;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс


II. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
- организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;
- не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;
- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;
- по команде учителя встать в строй для общего построения


III. Требования безопасности во время проведения занятий.

БЕГ

Учащийся должен:

- при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;
- во время бега смотреть на свою дорожку;
- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;
- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;
- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;
- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;
- выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:
- грабли класть зубьями вниз;
- не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;
- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;
- выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;
- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:
- перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;
- осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;
- при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;
- в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;
- находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;
- после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;
- при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;
- не передавать снаряд друг другу броском;
- не метать снаряд в необорудованных для этого местах.


IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.


V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.


Инструкция №3

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

на открытых спортивных площадках


I.Общие требования безопасности.

Состояние спортивной площадки должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Нестандартное оборудование должно быть надёжно закреплено и находиться в исправном состоянии.

К занятиям допускаются учащиеся:
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- быть внимательным при перемещениях по стадиону;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.


II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы колющие и другие посторонние предметы;
- организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;
- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.


III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Занятия проводятся на ровном нескользком грунте под руководством учителя физкультуры.

Учитель обязан:
- следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение.

Учащийся должен:
- внимательно слушать объяснения упражнений и правильно их выполнять;
- брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- выполнять упражнения только на исправном оборудовании;
- при выполнении упражнений потоком соблюдать достаточные интервал и дистанцию;
- быть внимательным при перемещениях по спортивной площадке: не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;
- не покидать территорию спортивной площадки без разрешения.


IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.


V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.


Инструкция №4

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

игровыми видами спорта


I.Общие требования безопасности.

Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.
К занятиям допускаются учащиеся:
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.
Учащийся должен:
- иметь коротко остриженные ногти;
- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- знать и соблюдать простейшие правила игры;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- под наблюдением учителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;
- убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий.

При выполнении упражнений в движении учащийся должен:
- избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;
- исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;
- соблюдать интервал и дистанцию;
- быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;
- по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.

Баскетбол


Ведение мяча

Учащийся должен:
- выполнять ведение мяча с поднятой головой;
- при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;
- после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать

Передача

Учащийся должен:
- ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;
- прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;
- следить за полётом мяча;
- соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;
- помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

Бросок
Учащийся должен:
- выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;
- при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.

Не рекомендуется:
- толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;
- при броске в движении хвататься за сетки, виснуть на кольцах;
- бить рукой по щиту;
- при попадании в корзину двух и более мячей выбивать их другим мячом;
- бросать мячи в заградительные решётки.

Во время игры учащийся должен:
- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;
- по свистку прекращать игровые действия.

Нельзя:
- толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;
- хватать игроков соперника, задерживать их продвижение;
- широко расставлять ноги и выставлять локти;
- во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;
- ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.


Волейбол


Передача

Учащийся должен:
- после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнёра кончиками пальцев, образующими «сердечко»;
- при приёме следить за полётом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч – двумя руками снизу на предплечья;
- не отбивать мяч ладонями;
- во время передач через сетку не трогать её руками, не толкать друг друга на сетку

Подача, нападающий удар

Учащийся должен:
- убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;
- соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнёра;
- выполнять удар по мячу напряжённой ладонью;
- не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху.

Во время игры учащийся должен:
- знать простейшие правила игры и соблюдать их;
- следить за перемещением игроков на своей половине площадки;
- производить замены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;
- выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;
- передавать мяч другой команде передачей под сеткой. При подаче нельзя наступать на линию, а при приёме мяча – задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.

Во время игры нельзя:
- дразнить соперника;
- заходить на его сторону;
- касаться сетки руками и виснуть на ней.
По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а, проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперёд, наклонив туловище и голову.


Инструкция №5

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

подвижными играми


I.Общие требования безопасности.

Занятия в спортзале проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием. Спортивный зал должен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушителем) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
К занятиям допускаются учащиеся:
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:
- иметь коротко остриженные ногти;
- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;
- соблюдать правила игры и не нарушать их;
- начинать игру по сигналу учителя;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.
Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек.
Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.


III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Игры с догонялками

Учащийся должен:

- смотреть в направлении своего движения;
- исключать резких стопорящих остановок;
- во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;
- помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки.
Пойманные у стены игроки, но оставшиеся в игре, согласно правилам, должны отойти от неё на один - два метра.

Игры с перебежками

Учащийся должен:
- пропустить вперёд бегущих быстрее вас;
- не изменять резко направление своего движения;
- не выбегать за пределы игровой площадки;
- заблаговременно замедлять бег при пересечении линии «дома»;
- не останавливать себя, упираясь руками или ногой в стену

Игры с мячом

Учащийся должен:
- не бросать мяч в голову играющим;
- соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;
- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;
- не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
- не падать и не ложиться на полы, когда хочет увернуться от мяча;
- ловить мяч захватом двумя руками снизу.

Эстафеты

Учащийся должен:
- не начинать эстафету без сигнала учителя;
- выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;
- не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;
- после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.


Инструкция №6

для учащихся по мерам безопасности при проведении

спортивных мероприятий


  1. Общие требования безопасности

    1. К спортивным соревнованиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Обучающиеся подготовительной и специальной медицинских групп к спортивным соревнованиям не допускаются.
      1.2. Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.
      1.3. При проведении спортивных соревнований возможно воздействие на их участников следующих опасных факторов:
      - травмы при проведении спортивных соревнований с использованием неисправных спортивных снарядов и оборудования;
      - травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
      - травмы во время прыжков в длину или высоту при неподготовленной прыжковой яме;
      - травмы при нахождении в зоне броска во время спортивных соревнований по метанию;
      - травмы при столкновениях во время бега или спортивной игре, при падениях во время спуска с горы на лыжах или при прыжках с лыжного трамплина;
      - обморожение при проведении спортивных соревнований по лыжам при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 20оС;
      - травмы и утопления во время проведения спортивных соревнований по плаванию при прыжках в воду головой вниз на мелком месте или нахождении рядом других участников соревнований;
      - проведение соревнований без разминки.
      1.4. Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду соревнования, сезону и погоде.
      1.5. При проведении спортивных соревнований должна быть медаптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.
      1.6. О каждом несчастном случае с участниками спортивных соревнований немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. При неисправности спортивного инвентаря и оборудования соревнования прекратить и сообщить об этом руководителю соревнований.
      1.7. Во время спортивных соревнований участники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
      1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом соревнований

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующую сезону и погоде.
2.2. Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования.
2.3. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
2.4. В местах соскоков со спортивных снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.
2.5. Провести разминку.

3. Требования безопасности во время соревнований

3.1. Начинать соревнования и заканчивать их только по сигналу (команде) судьи соревнований.
3.2. Не нарушать правила проведения соревнований, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые судьей соревнования.
3.3. Избегать столкновений с другими участниками соревнований, не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.
3.4. При падении необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы.
3.5. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
3.6. Перед прыжками в воду посмотреть отсутствие вблизи других участников соревнований.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности спортивного инвентаря и оборудования прекратить соревнования и сообщить об этом судье соревнований. Соревнования продолжать только после устранения неисправности или замене спортивного инвентаря и оборудования.
4.2. При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований.
4.3. О получении травмы участником соревнований немедленно сообщить судье соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании соревнований

5.1. Проверить по списку наличие всех участников соревнований.
5.2. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и оборудование.
5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.


Инструкция №7

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

спортивной гимнастикой


I.Общие требования безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:
- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;
- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;
- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:
- иметь коротко остриженные ногти;
- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
- знать и выполнять настоящую инструкцию.

Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:
- маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;
- канат не должен иметь порывов и узлов;
- бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;
- жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;
- перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;
- поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.
Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.
Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.
Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.


II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:
- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;
- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);
- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
- по команде учителя встать в строй для общего построения.
Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.
Не переносите и не перевозите тяжёлые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.
При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой.
Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя.
На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.
Изменяя высоту брусьев вдвоём, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.
Высоту перекладины устанавливайте в лежачем положении. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время её установки.
Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд


III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Учащийся должен:
- каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;
- вытирать руки насухо;
- выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;
- при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая;
- при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;
- переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.
Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.

Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.

Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.
Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.

Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку, стоя за снарядом.

Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре.

Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковёр, не мешайте другим


IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:
- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;
- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;
- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.


V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:
- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
- организованно покинуть место проведения занятия;
- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
- вымыть с мылом руки.


Инструкция № 8

для учащихся по мерам безопасности при проведении занятий

в бассейне



  1. Общие требования.

1.1.К занятиям в бассейне допускаются дети:

- не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне,

- прошедшие инструктаж по технике безопасности.

При нахождении в бассейне занимающиеся дети обязаны соблюдать правила посещения спорткомплекса ДЮСШ по плаванию График проведения занятий в бассейнах определяется расписанием занятий, утвержденным директором спорткомплекса.

1.2. Занимающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.3. О каждом несчастном случае пострадавший обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, проводящему занятия в бассейне.

1.4. Занимающимся запрещается без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне оборудованию и пользоваться им.

1.5. Занимающимся запрещается входить в чашу бассейна без тренера-преподавателя.

1.6. Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке.

1.7. Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, могут быть отстранены от занятий.

1.8. Опасными факторами в бассейне являются:

- физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; электрооборудование (сушилки, фены, и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);

- химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

  1. Требования безопасности перед началом занятий

2.1.Тренер-преподаватель должен ознакомить детей с настоящей инструкцией.

2.2.С разрешения тренера-преподавателя дети должны:

-пройти в раздевалку. Раздеваться, не мешая соседям, аккуратно складывать свою одежду;

- вымыться в душе с мылом и мочалкой без купального костюма:

-надеть купальный костюм и шапочку;

-осторожно войти в помещение бассейна;

-входить в воду по лестнице, спиной к воде.

2.3 Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или больших физических нагрузок.

  1. Требования безопасности во время занятий

3.1.Во время занятий занимающийся обязан:

-соблюдать настоящую инструкцию;

-неукоснительно выполнять все указания тренера-преподавателя, проводящего занятия;

-при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

-выполнять прыжки с бортика только с разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

-использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, игрушки и т.п.) только с разрешения и под руководством тренера-преподавателя, проводящего занятия;

3.2. Занимающимся запрещается:

-выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

-«топить» друг друга;

-снимать шапочку для плавания;

-бегать в помещении бассейна, в раздевалках;

-сидеть на разделительных дорожках;

-нырять с бортиков и плавать под водой без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

-вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1.При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущений в глазах, возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре плавательного бассейна.

4.2. Почувствовав озноб, сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящего занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем. При судорогах позвать на помощь;

4.3.При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

4.4.При получении травмы сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия.

  1. Требования безопасности по окончании занятий

5.1.С разрешения тренера-преподавателя дети должны:

-выйти из воды по лестнице, спиной к воде;

-принять душ, одеться, просушить волосы под феном;

-восстановиться 5-10 минут;

-организованно покинуть помещение спорткомплекса.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кнутас Валентина Ивановна

Дата: 25.01.2019

Номер свидетельства: 497182

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства