Организация курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности
Организация курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности
Статья, описывающая организацию курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности»
РЕФЕРАТ
На тему: «Организация курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности».
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Андросова Юлия Анатольевна
Москва 2025 г.
План
1. Введение
1.1. Актуальность исследования
1.2. Новизна исследования
1.3. Гипотеза
2. Основная часть
2.1. Анализ литературы
2.2. Работа с родителями
3. Цели и задачи работы
4. Организация и методы работы
5. Результаты работы
6. Обсуждение полученных результатов
7. Выводы
8. Заключение
9. Литература
-2-
Введение
Плавание - как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками (Т.С. Козаковцева, 1984; А.Д. Котляров, 1989; Т.И. Осокина, 1986; 1991; Н.Ж. Булгакова, 2001). Однако отсутствие единства мнений на подбор и последовательность применения упражнений, продолжительность курса обучения, мотивационные факторы у детей и их родителей снижают эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста. К тому же недостаточная обоснованность технологий закаливания дошкольников, изолированность их применения от других средств, затрудняет организацию единого образовательного, оздоровительного и развивающего педагогического процесса. Все вышесказанное и определило целесообразность настоящего исследования.
Благотворное влияние занятий плаванием на организм человека бесспорно. Вода – великолепное средство физического развития и закаливания.
Известно, что плавание – один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребенка, формирует правильную осанку, непрерывные движения ногами в быстром темпе с постоянным сопротивления воды великолепно тренируют мышцы и связки голеностопного сустава, а это предупреждает деформацию стопы, помогает избавиться от такого тяжелого дефекта, как плоскостопие.
Занятия плаванием способствуют развитию у детей дыхательной мускулатуры. Одновременно наблюдается увеличение жизненной емкости легких и экскурсий грудной клетки. Ритмичное дыхание во время плавания благотворно действует на сердечно-сосудистую систему. Горизонтальное положение тела в воде, его «невесомость» создают для сердца облегченные условия для выполнения большой работы, которая на суше потребовала бы значительного напряжения.
Плавание имеет большое значение для воспитания гигиенических навыков и укрепления здоровья. Не случайно, что многие семьи проводят свой отдых у воды. Ведь купание и плавание поднимают настроение, закаляют организм, укрепляют веру в свои силы у всех, кто
-3-
чувствует уверенно себя в воде. Однако родители не всегда могут сами обучить своих детей плавать.
1.1. Актуальность организации курсов, семинарских занятий для родителей по начальному обучению плаванию, основам безопасности жизнедеятельности.
Продолжающееся в настоящее время снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста и увеличение их заболеваемости вызывает серьезную тревогу у специалистов (О.П. Щепин, 1994; М.Н. Алиев, 1995; В.К. Бальсевич, 1997; Ю.К. Чернышенко, 1998; А.Ф. Киселев, 2001; В.Р. Кучма, М.И. Степанова, 2001; G. David, 1988 и др.). Несмотря на появление большого количества разнообразных программ (Программа воспитания и обучения в детском саду, 1987; «Радуга», 1993; «Развитие», 1994; «Одаренный ребенок», 1995; Н.Н. Ефименко, 1999; «Детство», 1995; 2000 и др.), разработанных в последнее время для дошкольников, все же слабое физическое развитие и частые простудные заболевания свидетельствуют о недостаточной их эффективности. Воздействие целого ряда неблагоприятных факторов (ухудшение условий жизни, гиподинамия, стресс и другие) определяет необходимость дальнейшей разработки профилактических мер в отношении здоровья дошкольников с учетом их возрастных и половых особенностей. Среди этих мер особое место занимают средства и методы физического воспитания. Детский организм при правильном подборе средств и методов физического воспитания не только готов к овладению двигательными навыками различной сложности, но и претерпевает ряд морфологических и функциональных изменений, обеспечивающих более высокий уровень здоровья. Вместе с тем в проблеме повышения эффективности физического воспитания дошкольников остаются спорными и нерешенными еще целый ряд вопросов. Существенным является противоречие между возможностями физического воспитания и методическим уровнем его реализации.
-4-
Лимитирующими факторами, встречающимися зачастую, являются неквалифицированный подход специалистов, работающих с детьми, и пассивная роль родителей в физическом воспитании детей (Ю.К. Чернышенко, 1998; О.А. Сиротин, 1999; М.Д. Маханева, 2001). Плавание - как средство физического воспитания широко рекомендуется для работы с дошкольниками (Т.С. Козаковцева, 1984; А.Д. Котляров, 1989; Т.И. Осокина, 1986; 1991; Н.Ж. Булгакова, 2001). Однако отсутствие единства мнений на подбор и последовательность применения упражнений, продолжительность курса обучения, мотивационные факторы у детей и их родителей, роль полового диморфизма снижают эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми дошкольного возраста. К тому же недостаточная обоснованность технологий закаливания дошкольников, изолированность их применения от других средств, затрудняет организацию единого образовательного, оздоровительного и развивающего педагогического процесса. Все вышесказанное и определило целесообразность настоящего исследования. Способность у человека к плаванию врожденная, но если с ребенком не проводятся систематические занятия, то уже к 3-4 месяцам эта способность утрачивается и обучать плаванию приходиться заново.
Для малышей умение плавать – средство всестороннего физического развития и залог безопасности. Почему же тогда не все дети умеют плавать? Ответов на этот вопрос несколько:
Во-первых, многие родители не знают, как надо учить детей плавать,
Во-вторых, родители надеются, что кто-то другой когда-то научит плавать их детей,
В-третьих, недостаточно литературы, по которой любой из родителей или членов семьи смог бы обучить плавать сына, дочь, внука или внучку.
В дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоначальной задачей работы с детьми является задача укрепления здоровья и сохранение жизни ребёнка.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
-5-
Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя.
Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснить, как надо вести себя во дворе, на улице и дома.
Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Поэтому каждое дошкольное учреждение должно разработать свою программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста», с учетом местных условий проживания детей и пребывания их в дошкольном учреждении, а также необходимо создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Разрабатывая программу в основу необходимо брать Государственные требования дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения обязательно охватить все виды опасностей окружающего ребёнка, мира.
К этим разделам необходимо, разработать методический материал, включая различные методы:
игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
использование художественной литературы, где иллюстрируются опасные ситуации;
применение видеоматериалов;
экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации-загадки.
участие родителей во всех мероприятиях ДОУ.
Таким образом, формула безопасности гласит:
Предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
Предлагаем материал, который поможет вам в написании собственной программы по ОБЖ.
-6-
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются;
угроза для жизни;
возможность нанесения ущерба здоровью;
нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека (отравление).
Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.
1.2. Новизна
Организация занятий с родителями была начата до открытия бассейна в детском саду, который по техническим причинам не функционировал с открытием детского сада.
1.3. Гипотеза
В этой работе высказывается предположение, что организация семинаров для родителей по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста на дому будет способствовать более скорейшей адаптации ребенка к занятиям плаванием в бассейн в детского сада. А также беседы с родителями, снабжение их необходимыми знаниями и литературой, а также памяткой на время отпусков и отдыха у воды позволят снизить риск возникновения несчастных случаев на воде.
В основе рабочей гипотезы лежали известные положения, свидетельствующие о том, что правильно организованный педагогический процесс физического воспитания детей дошкольного возраста способствует их оптимальному физическому развитию, физической подготовленности и состоянию здоровья. Предполагается, что разработка комплексной технологии использования средств обучения плаванию и закаливания детей будет содействовать более эффективному решению задач физического воспитания за счет сопряженности воздействия этих средств.
-7-
2.Основная часть
2.1. Анализ литературы
Картина анализа заболеваемости детей говорит о слабой резистентности детского организма и необходимости проведения профилактических мер по повышению иммунитета у детей. По признанию специалистов всего мира, период от рождения ребенка до его поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития человека, первоначального формирования качеств, необходимых в течение всей последующей жизни ( Р.С. Немов, 1995; Л.Ф. Обухова, 1996 С.Н.Кучкин, 1999; Ю.Е.Антонов, 2000; В.Р. Кучма, М.И. Степанова, 2001; СО. Филипова, 2001 и др.). Отличительной особенностью этого периода является то, что именно в дошкольном возрасте обеспечивается общее развитие, служащее основой для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков освоения различных видов деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основы личной культуры, её базис, соответствующий духовным ценностям. По мнению ряда специалистов (Е.А. Шапошников, 1990; В.В. Зеньковский, 1996; В.И. Осик, 1997; Ю.К. Чернышенко, 1998; Т.В. Радченко, 1998; А.И. Узунова, 1999; Р.И. Соленова, 1999; Ю.А. Зюзик, 1999; СО. Филипова, 2001), именно в этом возрасте закладывается фундамент здоровья взрослого человека. Продолжающееся снижение уровня жизни населения, в том числе и детородного возраста, отрицательно сказывается на показателях здоровья, физического развития и физической подготовленности рождающихся детей (Р.В. Тонково-Ямпольская, 1985; В.К. Бальсевич, 1994; В.И.Осик, 1997; М. Богина, М.Н. Рунова, 1999; R.R. Pate, R.I. Shephard, 1990). Согласно исследованиям 75% болезней взрослого человека закладывается именно в детском возрасте (Ю.М. Капунов, 1980; А.А. Баранов, 1983; В.Ю. Альбицкий, 1986; В.Н. Кардашенко, 1993; Ю.Ф. Змановский, 1994). Исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков свидетельствуют, что дошкольный возраст является особенно важным и ответственным периодом, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к
-8-
воздействию факторов внешней среды (В.Р. Кучма, М.И. Степанова, 2001). Вместе с тем сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние десятилетия. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сегодня число «физиологически незрелых» новорождённых утроилось (Г.Ф. Холкина, Д.М. Аранская, 1990). Согласно данным НИИ гигиены и профилактики заболевания
детей, подростков и молодёжи количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23,2 % до 15,1 %, число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, увеличилось с 60,9 % до 67,6 % и увеличилось число детей, имеющих хронические заболевания, с 15,9% до 17,3%, каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста болеет в течение года более четырёх раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени и недоразвития, а в результате плохого состояния здоровья (Е.В. Давиденко, О.В. Копылова, И.А. Борисов, 1988; «Учись быть здоровым», 1991). Вызывает тревогу и тенденция роста хронической заболеваемости детей с момента поступления их в школу, а также увеличение количества функциональных отклонений у среднестатистического ребёнка с возрастом. Если в четырёхлетнем возрасте преобладающее большинство детей имеет от одного до трёх отклонений со стороны различных функциональных систем, то к шести годам их число почти у 50 % дошкольников составляет 4-5. Это свидетельствует о неготовности ребёнка переносить дополнительную физическую нагрузку, связанную с поступлением в школу. По комплексу медицинских патолого-педагогических критериев к учёбе в школе не готовы до 20% детей шестилетнего возраста, у 40 - 50% детей выявляются функциональные отклонения, у 36% проявляется неполноценность кардио-респираторной системы, у 70% детей дошкольного возраста выявляются начальные признаки патологии различных звеньев опорно-двигательного аппарата, 50-55% дошкольников имеют низкий уровень физической и двигательной подготовленности (Н.И. Пензулаева, 1974; В.Л. Старковская, 1987; С.Я. Лайзане, 1987; Охрана здоровья населения России, 1995). Как известно, сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространёнными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей. И поскольку эти заболевания служат предпосылкой для возникновения целого ряда функциональных и морфологических
-9-
расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых, то все это характеризует достаточно актуальную проблему современной ортопедии (О.С. Мерзенюк, 1990; П.Г. Лопушанский, М. Гибадулин, 1992). Исследования В.Ю. Альбицкого, А.А. Баранова (1986) и Е.А. Сагай-дачной, И.Б. Куркиной (2001) показали, что заболевания опорно-двигательного аппарата наблюдаются, в основном, у часто болеющих и ослабленных детей, с низким уровнем их физического развития, с сопутствующими заболеваниями нервной системы и, как следствие, слабостью мышечно-связочного аппарата. Вместе с тем общеизвестно, что рационально организованная двигательная активность является мощным оздоровительным средством для дошкольников (А.В. Шаханова, 1998). По данным исследований сотрудников НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в результате использования различных средств физического воспитания с учетом индивидуального подхода удалось добиться положительной динамики у 80% детей, имевших отклонения со стороны костно-мышечной системы. Доказано, что целенаправленный подбор и использование комплекса физических упражнений могут служить эффективным средством в коррекции и реабилитации детей, имеющих нарушения осанки (СП. Громова, 1999; В.Р. Кучма, М.И. Степанова, 2001). Состояние здоровья современных дошкольников характеризуется высокой распространенностью острых респираторно-вирусных инфекций (75% от общей заболеваемости дошкольников). Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляется ни педиатр, ни родители: на каждого ребёнка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков детского сада, четвёртая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти с карантином. Заболеваемость детей по показателю обращаемости в поликлиники возросла на 83%. Всё это определяет большие потери рабочего времени родителями в связи с уходом за больным ребёнком. Таким образом, детская заболеваемость сказывается не только на состоянии здоровья ребёнка, но и наносит значительный ущерб трудовым ресурсам страны, а из больных детей вырастают взрослые, подверженные простудам и другим, более серьёзным заболеваниям (М.Д. Маханёва, 1999). Вместе с тем вызывает опасение достаточно высокий процент осложнений при ОРЗ. В основном это бронхит, и он составляет от 3,89% до 4,8%. Этот факт специалисты связывают со снижением иммунитета у
-10-
детей. Участились ЛОР-заболевания: заболеваний отитом составляют 18,7 на тысячу, ангиной. Выросло также число случаев вирусного конъюнктивита. Этот факт педиатры связывают с ухудшением условий внешней среды и понижением сопротивляемости организма ребёнка. Структуру заболеваемости детского населения характеризуют следующие показатели. В среднем на протяжении последних лет, болезни органов дыхания занимают первое место, болезни нервной системы и органов чувств - второе место, болезни органов пищеварения замыкают тройку. По-прежнему высокий процент составляют вирусные инфекции и осложнения после ОРЗ. Особое внимание специалисты уделяют часто болеющим детям. Этот контингент характеризует высокий уровень заболеваний, в структуре которых основное место занимают острые респираторные инфекции. Они заслуживают пристального внимания в плане профилактики формирования хронической патологии. Таким образом , картина анализа заболеваемости детей говорит о слабой резистентности детского организма и необходимости проведения профилактических мер по повышению иммунитета у детей (В.Г. Назаритян, В.Л. Самаркин, М.В. Видана, И.А. Сопла, 2000). Наряду с констатацией фактов, в литературе имеются попытки проанализировать причины высокой заболеваемости детей в столь раннем возрасте. Это, прежде всего, гиподинамия. Многие понимают ее упрощённо, как недостаток движения, но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, последствия которой звучат угрожающе - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, органов дыхания и пищеварения). На фоне гиподинамии отчётливо выделяется снижение адаптивных возможностей детей к изменившимся условиям окружающей среды, нарушается равновесие между энергией, получаемой с пищей, и её расходом в процессе деятельности (Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская, 1993; М Гошева, 1998). Это приводит к увеличению отложения жира. По данным зарубежных авторов (D. Nudel, 1988; Seminara er all, 1988; Carcassi et all, 1990), избыточная масса тела у детей в возрасте 3-16 лет регистрируется в 45% случаях. Эти данные подтверждаются исследованиями ряда отечественных специалистов (М. Маринова, М. Керековска, М. Миннова 1991; А.И. Бексентова с соавт., 1992; Г.Н. Костюрина с соавт., 1992). Исследования Т.Г. Пимошиной, Е.К. Ермоленко (1999) свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений,
-11-
производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении - это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление, снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и отставание моторного развития, т. е. возрастную задержку развития физических качеств (быстроты, ловкости, координации движений (быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы), что усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая нарушения обменных процессов и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Среди многих факторов (генетических, социально-экономических, демографических, культурных, эколого-гигиенических и других), оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия ведущее место занимает физическое воспитание. В настоящее время является общепризнанным и научно доказанным, что физическое воспитание выступает в качестве эффективного средства оздоровления организма, развития двигательных и психических способностей ребёнка (Г.П. Юрко, О.В. Силина, В.В. Белоярцева, 1989; Б.Ф. Курдюков, 1994; А.Г. Трушкин, 1994; Дошкольное образование России, 1996; Б.Б. Егоров, 1999; Здоровый дошкольник, 2000; Л.Н. Лордкипанидзе, 2000; Л.Г. Голубева, 2001; Ю.Е. Антонов, 2001; М.Д. Маханева, 2001). Другая, немаловажная проблема здоровья детей - проблема детских стрессов. Именно этой проблеме многие специалисты в последние годы уделяют большое внимание. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребёнка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, «заорганизованности» воспитательно-образовательного процесса), отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями и активным отдыхом. Акцент на интеллектуальное развитие детей нередко делается без надлежавшего учета их физического, эмоционального состояния, что неизбежно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, а вместе с ней образует зоны риска для их гармоничного развития, создает «задел» для нарушения здоровья,
-12-
динамичного, соответствующего возрасту, развития (СВ. Крюкова, Н.П. Слободняк, 1999; А.Ф. Киселев, 2001). Таким образом, детские стрессы влекут за собой нервные расстройства и повышенную заболеваемость, нарушают нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведёт к ухудшению здоровья ребёнка (Г.А. Урунтаева, 1998; СВ. Крюкова, Н.П. Слободняк, 1999; Л.Г. Матвеева, 1999; И.Е. Валитова, 1999). Все вышеизложенное определяет остроту проблемы сохранения здоровья детей дошкольного возраста. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие. Возникает необходимость проведения профилактических мер в отношении здоровья детей дошкольного возраста с учетом особенностей их развития. Вопросы развития детей дошкольного возраста устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля (Д.Б. Эльконин, 1989; П.С Выгоцкий, 1997; Ю.К. Чернышенко, 1998; Л.М. Куликов, 1999; А.Н. Узунова, 1999; В.Г. Камалетдинов, 1999; A.M. Козин, 1999). Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм, в основном, обусловлен двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным воздействиям, с другой стороны, именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик организма взрослого человека (Г.П. Юрко, 1984; А.Н. Леонтьев, 1994; З.И. Тюмасева, 1999; О.А. Сиротин, 1999; СБ. Шарманова, А.И. Федоров, 1999). По мнению Б. Н. Минаева и Б. М. Шияна (1989), в процессе физического воспитания важно учитывать основные закономерности развития детского организма: неравномерность и гетерохронность роста и развития отдельных органов и систем; обусловленность генетическими и средовыми факторами. Процесс формирования детского организма детерминируется генетически, то есть все люди проходят одни и те же стадии физического развития в одном и том же возрасте. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности развития детей в дошкольном возрасте. Возрастная периодизация относит дошкольный период развития ребенка к первому детству . В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка (СИ. Гальперин, 1965; В.Н. Никитин, 1975; В.И.
-13-
Козлов, 1983; С. А. Пономарев, 1988). Согласно данным литературы, в этот период интенсивно развиваются все органы, ткани и функциональные системы организма. Важное значение имеют показатели физического развития и функциональных изменений внутренних систем организма (А.А. Биляева, 1976; Г.Г. Автандилов, 1990; Ю.А. Давыдов, Н.Д. Васильев, А,Я. Битюцкая, 1992; Г.Г Попов, 1999). Внешне это проявляется в непрерывном изменении размеров и пропорций тела, в появлении новых навыков, разнообразия реакции на внешнее воздействие (В.М. Ченегин, 1991; Е.К. Ермоленко, 1996). По мнению Е.К. Ермоленко (1996), в этом возрасте все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост тела составляет 5-6 см, массы - около 2 кг. К концу этого периода темпы роста увеличиваются - прирост составляет 7-8 и даже 10 см ежегодно. Происходит так называемое первое вытягивание - полуростовой скачок. И хотя он свойственен не всем детям, его считают одной из отличительных особенностей первого детства. Другие авторы считают, что к 5-7 годам значительно увеличиваются длина туловища и другие пропорции тела (И. А. Аршавский, 1975; Э. Турзова, 1990; Е.И. Янкелевич,1999).
2.2. Работа с родителями
Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей и, обучение их плаванию. Некоторые бояться, что их дети могут простудиться и заболеть, другие – что с ними произойдет несчастный случай. Причины этого явления – неосведомленность родителей, недооценка ими значения плавания для укрепления здоровья детей, незнание условий организации и методики проведение занятий по плаванию, а также неумение самих родителей плавать, боязнь воды. Поэтому одной из важных задач педагогических коллективов и медицинского персонала детских садов является широкая пропаганда плавания среди родителей.
Еще до начала работы бассейна на общем собрании родителям сообщают, что в детском саду детей будут обучать плаванию. Врач обьясняет им, как важно, чтобы дети были здоровыми, закаленными, убеждает их в необходимости систематического проведения дома
-14-
закаливающих процедур, чтобы повысить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, укрепить здоровье детей. Мнение родителей по поводу закаливания, их отношение к тому, что дети будут обучаться плаванию, можно выяснить во время бесед и через анкетный опрос, который имеет следующий вид:
АНКЕТА 1
Какие закаливающие процедуры проводятся в домашних условиях? Если не проводятся, то почему_________________________________
7. Какая информация о занятиях в бассейне Вам больше интересна?
А. Рассказ воспитателя группы.
Б. Беседа с инструктором по плаванию.
В. Папки-передвижки (или информационные стенды) о занятиях по плаванию.
Возраст Вашего ребенка ___________
Пол ребенка ___________
Возраст родителей ___________
Проанализировав полученные ответы, определяем те вопросы, которые нуждаются в пояснении. Зная условия воспитания в разных семьях, особенности физического развития детей, инструктор сможет дифференцированно подходить к работе с родителями. На групповых родительских собраниях нужно обсудить вопросы, которые вызвали сомнения, затруднения у большинства родителей.
Темы собраний в зависимости от возраста, состояния здоровья детей, их физической подготовленности могут звучать примерно так:
Роль семьи в воспитании здорового ребенка
Взаимосвязь детского сада и семьи в работе по закаливанию и укреплению их здоровья
Участие родителей в подготовке детей к занятиям по плаванию
Игры и упражнения на суше и в оде на освоение водного пространства.
Игры и упражнения на освоение правильного дыхания.
Комплекс дыхательных упражнений.
Перспективный план работы с родителями и воспитателями.
Помогите своему ребенку».
«Веселая головомойка».
-16-
Первые шаги в плавании
Когда начинать учиться плавать
Влияние родительских установок на развитие детей
Ребенок боится воды
Анкеты для родителей.
Преодоление детских страхов перед водой посредством индивидуализации обучения плаванию
Оптимизация двигательного режима, как условие повышения качества здоровья
Рекомендации к проведению упражнений по обучению детей правильному дыханию
Существует ли эликсир от страха?
Что такое водобоязнь?
Психотерапевтические истории для детей
Этапы освоения начальных навыков плавания детьми, испытывающими страх перед водой.
Диагностика детей, испытывающих страх перед водой.
Сравнительная диаграмма освоения начальных навыков детьми, испытывающими страх перед водой.
Сравнительная диаграмма перехода детей в основную группу обучения.
Обязательные требования и меры безопасности
Правила поведения на воде
Будь готов спасти человека
Способы транспортировки пострадавшего
Освобождение от захватов
Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях на воде
Подручные средства
Фотоматериалы.
К проведению родительских собраний нужно тщательно готовиться, целесообразно устраивать фотовыставки («Закаливание детей водой», «Учим детей плавать»), показывать принадлежности, необходимые ребенку для занятий в бассейне. В каждой группе в родительских уголках даются рекомендации по режиму дня детей дома, по проведению водных процедур, по закаливанию в разные сезоны года. Все это поможет привлечь внимание родителей, вызвать у них интерес и готовность помогать в работе по физическому воспитанию детей.
-17-
Во время бесед и консультаций (как индивидуальных, так и групповых) инструктор по плаванию или врач детского сада дает родителям конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом состояния его здоровья и психофизиологических особенностей. Родителям можно порекомендовать соответствующую литературу, предоставить в их распоряжение папки-передвижки, где в краткой и доступной форме изложены советы врача и педагога по проведению закаливания детей, по комплексному использованию разных средств физического воспитания в условиях семьи.
С интересом почитают родители тетрадь «Воспитываем вместе». В такой тетради кроме рекомендаций и советов врача выделяются страницы, на которых родители могут поделиться опытом воспитания детей в семье, написать отзыв о семинарах, выразить свое мнение по поводу организуемой для них работы, внести свои предложения, пожелания о темах лекций, семинаров, практических занятий.
Индивидуальные консультации особенно нужны родителям детей с ослабленным здоровьем или несколько отстающим в физическом развитии. Лишать таких детей купания, плавания не следует. Наоборот, важно убедить родителей, что занятия в бассейне будут способствовать укреплению здоровья ребенка, его правильному физическому развитию, а также воспитанию самостоятельности, активности, смелости и ловкости.
Полезными будут советы на период отпуска родителей, которые смогут продолжать закаливать детей и учить их плавать в естественных условиях. Рекомендации можно оформить в виде памятки.
Детей важно заранее научить правильно пользоваться купальными принадлежностями, самостоятельно складывать все вещи в полиэтиленовую сумку.
Для пропаганды обучения детей плаванию можно организовать открытые занятия, открытые дни в детском саду или бассейне спортивного типа. Родители знакомятся с условиями проведения занятий. Наблюдая приемы и методы работы воспитателей, медсестры, преподавателя по плаванию, их отношение к детям, а также реакцию самих детей при различных процедурах и занятиях по плаванию, родители убедятся в необоснованности своих опасений.
Итоги работы по обучению детей плаванию за определенное время проводятся и обсуждаются на родительской конференции. Работники дошкольного учреждения на конкретных примерах смогут убедительно показать положительное влияние плавания на физическое развитие детей, снижение заболеваемости, а также продемонстрировать их
-18-
успехи. Родители поделятся своим опытом приобщения детей к такому полезному виду физических упражнений как плавание.
Цель и задачи работы
Целью данной работы является заинтересовать родителей посредством организации для них различных форм очных занятий в стенах детского сада к начальному обучению детей плаванию, а также организовать курс лекций, которые включают в себя темы по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи в этой работе было найти наиболее эффективнее формы организации работы с родителями, которые включали в себя подготовку наиболее интересующих тем занятий, выбор времени для встреч с родителями, частоту общения.
Организация и методы работы
Работа проводилась на базе ГБОУ Школа № 1530 «Школа Ломоносова» (дошкольное отделение), расположенном в восточном административном округе. Детский сад располагает бассейном, имеющим габариты 3м. на 7м. Детский сад имеет 4 группы.
Совместно с заведующей детским садом было выработано решение начать работу с родителями с целью их просвещения, а также методики обучения начального плавания в домашних условиях, включающих в себя основы безопасности жизнедеятельности.
Параллельно проводились занятия с детьми в физкультурном зале с целью разучивания подготовительных упражнений по обучению плаванию.
Работа с родителями проводилась как на родительских собраниях, так и на семинарах для всех возрастных групп, на которых родители получали ответы на все интересующие их вопросы.
Основной сложностью, с которой я столкнулась в организации данной работы – это занятость родителей. Поэтому для тех, кто не смог
присутствовать на лекции в силу различных обстоятельств был подготовлен печатный материал на все темы занятий которые проводились с родителями и оформлены в группах в «Родительских уголках». Также был оформлен журнал, в котором родители могли
-19-
задать интересующие их вопросы и предложить темы лекций, семинаров и т.д.
Основной задачей работы с родителями было убедить их в подготовке детей к занятиям плаванию в бассейне в домашних условиях.
Результаты работы
Результатом работы явилось подтверждение, что подготовительная работа, проведенная с родителями на занятиях-семинарах помогла добиться ощутимых результатов по освоению с водой в домашних условиях, особенно детям, которые раньше боялись воды, что впоследствии облегчило переход ребенка из ванны в бассейн детского сада.
Также немаловажно, что были лекции по темам обеспечения безопасности жизнедеятельности, где были четко прописаны условия для купания в водоемах, меры предосторожности, плавсредства, оказание первой доврачебной помощи, которую необходимо оказать при несчастном случае на «воде».
Выводы
Организация курсов, семинарских занятий для начального обучения детей плаванию, основам безопасности жизнедеятельности позволила родителям заранее ознакомиться с методикой обучения детей плаванию, закаливанию, а также возможность заниматься начальным обучением плаванию в домашних условиях. Многие дети, благодаря организованным занятиям избавились от водобоязни, начали закаливающие процедуры, что благотворно сказалось на их физическом и психоэмоциональном состоянии.
Заключение
После исследовательской проведенной работы стало ясно, что работа с родителями в форме лекции, семинарских занятий необходима для проведения, особенно в условиях детского сада. Применение материала этой работы: сейчас к занятиям мною привлекаются родители, которые записались в наш детский сад, но дети будут посещать сад с сентября месяца.
Список используемой литературы
Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой./ Н. Ж. Булгакова – М.: Физкультура и Спорт, 2000 г. – 77 с.
Васильев, В. С. Обучение детей плаванию./ В. С. Васильев – М.: Физкультура и Спорт, 1989 г. – 96 с.
Воронова, Е.К. Программа обучения в детском саду./ Е.К. Воронова – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г. – 80 с.
Велитченко, В. К. Как научиться плавать./ В. К. Велитченко – М.: Терра-Спорт, 2000 г. – 96 с.
Бретт, Д. «Жила – была девочка, похожая на тебя…»: Психотерапевтические истории для детей / Д. Бретт. Пер. с английского Г.А. Павлова – М.: Независимая фирма «Класс», 1996 г. – 224 с.
Еремеева, Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие./ Л.Ф. Еремеева - СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 г. – 112 с.
Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт./ Н. Н. Кардамонова Серия «Панацея», Ростов-н/Д: Феникс, 2001 г. – 320 с.
Кислов, А. А., «Нептун» собирает друзей./ А. А.Кислов, В. Г. Панаев – М.: Физкультура и спорт, 1983 г. – 101 с.
Левина, Г. Плавайте с малышами./ Г. Левина. - М.: «Просвещение», 1991 г. – 212 с.
Осокина, Т. И. Как научить детей плавать. Пособие для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., дораб.и доп./ Т. И. Осокина – М.: Просвещение 1985 г. – 80 с.
Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей / Т. И. Осокина, Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. – М.: Просвещение, 1991 г. – 159 с.
Протченко, Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие./ Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов. – М.: Айрис-пресс, 2003 г. – 80 с.
Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. СПб Дельта, 1998 г. – 159 с.
Шебанов, В. Ребенок боится воды./ В.Шебанов. М.: Просвещение 1998 г. – 80 с.
Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику: Книга для воспитателей дет. Сада и родителей. – 2-е изд. / В. А.Шишкина, М. В. Мащенко– М.: Просвещение, 2000 г. – 79 с.