Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка спортивного праздника «Фестиваль народных игр Украины».»
Методическая разработка спортивного праздника «Фестиваль народных игр Украины».
Подготовили учителя физической культуры МБОУ гимназии №12 г. Каменска-Шахтинского Бушковская Т.А., Абаимова С.Н., Жарикова Е.И.
Аннотация.
Методическая работа представлена в форме спортивного праздника «Фестиваль народных игр Украины».
Предварительная подготовка учащихся к данному мероприятию позволяет им познакомиться с украинскими народными играми, ощутить колорит обычаев, оригинальность самовыражения украинского народа, выявить уровень физической подготовки, воспитывать любовь к народным традициям.
Предисловие.
Формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство представляют собой основу народных подвижных игр. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к культуре стран ближнего зарубежья.
В празднике принимают участие учащиеся 1- 5 классов.
В праздник включены представление, демонстрация и проведение народных игр Украины, а также эстафет с элементами подвижных игр.
Цель проведения:
Обогатить учащихся знаниями национальных традиций, игр, истории народа Украины и формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
Задачи:
1.Развивать интерес к многонациональной культуре и к предмету «Физическая культура»
2. Воспитывать толерантное отношение к народу Украины, путем познания фольклора посредством народных игр.
3.Развивать физические качества (ловкость, быстроту реакции, координационные способности).
4. Способствовать сплочению детей в коллективе.
Предварительная работа: выбор и разучивание народных игр, беседы об истории Украины, о великих украинских спортсменах. Оборудование:магнитофон, диск с аудиозаписями, игровой инвентарь.
План проведения мероприятия.
Открытие праздника.
Вступительное слово учителя физической культуры.
Представление участников. Выступление учащихся 5-х классов с мячами.
II. Представление, демонстрация и проведение народных игр.
III.Проведение эстафет с элементами подвижных игр.
Выступление танцоров.
IV. Подведение итогов фестиваля.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Открытие праздника
Ведущий: Ребята, скажите, а вы любите играть? Игра – пожалуй, любимое занятие многих, как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же - народные.
С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов других стран, потому что в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Из народных игр мы узнаём о чести, смелости, мужестве. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Сегодня мы с вами познакомимся с народными играми Украины. Итак, мы начинаем наш праздник и назовём его «Фестиваль народных игр Украины».
Народов дружба крепни год от года!
Навеки сгиньте признаки войны.
Пусть будет мир, и счастье, и свобода!
А дети будут играми объеденены.
Тепло приветствуем всех участников праздника и пусть слова: «Игра – единство, братство, дружба!» станут девизом нашего спортивного праздника.
Праздник украинских игр будем считать открытым.
Выступление учащихся 5-х классов.
Внимание! Сейчас каждый класс со своим учителем и помощниками-учащимися 10 классов, будут играть в народные игры Украины на определённой площадке. 5-7 минут отводится на одну игру, а по сигналу ведущего, весь класс организованно переходит на другую площадку к следующей игре.
А две команды из учащихся 2, 3, 4 и 5 классов посоревнуются в эстафетах с элементами народных игр Украины.
Итак, после команды ведущего 1 классы пойдут к месту проведения 1 игры «Попрыгунчики – воробышки» , 2 классы – пойдут играть в подвижную игру «Колдун», 3 класс играет в украинскую народную игру «Аисты», 4а и 4б –играют в игру «Рушничок», 4в- играет в игру под названием «Хромая уточка», и 5 классы играют в игру «Высокий дуб».
Внимание, ребята! Организованно переходим к месту проведения первой игры.
II. Представление и демонстрация народных игр.
Учащиеся 1-4 классов играют в подвижные игры на школьной спортивной площадке.
1. Игра « Высокий дуб»
(Другие названия этой игры - «Дучковый мьяч», «Земляный мьяч», «Дуко», «Соловэй», «Сорока», «Горобэць»)
Впервые эта игра записана украинским этнографом П. П. Чубинским и опубликована в 1877 г. В настоящее время эта игра широко распространена на Украине. Обычно играют в нее мальчики и девочки 10-15 лет (от 3 до 6-7 человек или две команды по 4-6 человек).
Для игры нужна площадка или полянка размером не менее 10 м в поперечнике. На одном краю ее выкапывают продолговатую ямку размером примерно 10х20 см и глубиной 8-10 см. Поперек ямки кладут толстую короткую палку («цурку»). На нее опирается небольшая дощечка (8х50 см), так, чтобы меньшая ее часть находилась в ямке, а большая - над палкой в наклонном положении. В ямке на доску кладут мяч размером с теннисный (рис. 1). Еще нужна круглая палка («гылка») диаметром 5-6 см и длиной 70-80 см.
Описание. Играющие «меряются» на «гылке»: чья рука сверху, тот водит. Остальные распределяются по площадке произвольно. Водящий берет «гылку» и бьет по верхнему концу дощечки. Мяч летит вверх, играющие ловят его. Кто поймает, тот становится новым водящим (он получает 1 очко, если договорились играть до определенного количества очков). Если мяч упал на землю, водящий не меняется.
Если играют две команды, то команда, игрок которой поймал мяч, получает 1 очко. Поймавший мяч бьет. Играют до установленного счета или на время. Правила:
1. Если мяч поймали одновременно 2 человека, то это не засчитывается никому.
2. Отбирать пойманный мяч не разрешается.
2. Игра «Воробышки-попрыгунчики»
Эту веселую игру лучше всего проводить на площадке, на которой нужно начертить круг около 6-8 метров диаметром. Участники игры становятся за ним, они играют роль «воробьев». Ведущий располагается в кругу, его задача – не дать «воробьям» собрать «зернышки», то есть не позволить им войти в круг. «Воробьи», прыгая на одной ноге (можно также держать согнутую ногу рукой или играть парами) пытаются запрыгнуть в круг. Центральный игрок «клюет» их (касается рукой), тот, кого коснулся водящий, выходит из игры. Цель «воробьев» – как можно дольше пробыть в круге. Водящего можно менять, выбирая самых быстрых и ловких из детей.
3. Игра «Аисты»
В игре участвуют 6–8 человек. Они изображают аистов. Все аисты становятся в один общий круг. Каждый аист очерчивает вокруг себя круг диаметром в один метр – гнездо. У водящего нет гнезда, он стоит в центре круга.
По сигналу водящего все аисты поднимают правую ногу и стоят на одной левой.
Водящий прыгает по кругу на одной ноге, выбирает себе любое гнездо и запрыгивает в него. Как только в гнезде окажется два аиста, оба они должны выскочить из гнезда и, прыгая на одной ноге, обогнуть общий круг – один справа, другой слева; ногу разрешается менять. Остальные аисты могут в это время опустить ногу. Тот, кто вернется в гнездо первым, занимает его, опоздавший становится водящим.
4. Игра «Полотенчико» (Рушнычок)
Играют девочки 7-13 лет на площадке размером 30х10 м. Две пары девочек становятся на расстоянии 20 м друг против друга, а посередине между ними - пара водящих.
Описание. По счету водящих «раз, два, три» правая и левая пары разъединяют руки и бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами, а средняя пара ловит, не разъединяя рук, любого из бегущих (рис. 2). Пара, один из игроков которой пойман водящими, меняется с ними местом и ролью. Если водящим никого не удалось поймать, они водят снова.
Правила.
1.Водящим достаточно коснуться бегущего одной из рук (осалить). Но если при этом они перестали держаться за руки, то осаленный ими не считается пойманным.
2.Выбежавший за пределы площадки считается пойманным.
Разновидность. Если играющих много, то позади крайних пар встают еще пары (одинаковое количество с обеих сторон). Бегут каждый раз первые пары, а прибежавшие становятся в конце вереницы.
5.Игра «Хромая уточка» (Крывенька качечка)
Играют 5-10 детей на площадке 10-15 м в поперечнике. Обозначаются границы площадки.
Описание. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов: «Солнце разгорается, игра начинается» - «уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого-нибудь из играющих (рис. 3). Осаленные помогают ей салить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».
Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным.
6. Игра «Колдун» Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончании считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец таким образом будет захвачен трижды, становится колдуном. Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища.
Правила игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.
III.Эстафеты с элементами подвижных игр.
Слово учителя физической культуры.
Ребята! Подвижные игры и эстафеты закаляют не только тело, но душу. Нет такого качества личности, развивать которое нельзя было – бы с помощью народной игры. И сейчас мы с вами посоревнуемся в быстроте, ловкости и находчивости, проведём эстафеты с элементами народных игр Украины.
ЭСТАФЕТА с элементами подвижной игры Хромая уточка.
Игроки строятся, в колонны. По сигналу первые участники начинают прыгать на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают рукой. Допрыгав до фишки, ставят вторую ногу на пол, оббегают её и возвращаются обратно и передают эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее остальных закончит эстафету.
2. ЭСТАФЕТА с элементами подвижной игры Высокий дуб.
Игроки строятся, в колонны на противоположной стороне от каждой команды кладут толстую короткую палку на неё дощечку с углублением для мяча. По сигналу первые участники подходят к мячу, берут длинную палку и бьют по верхнему концу дощечки. Мяч летит вверх, игроки его команды должны поймать мяч. Потом следующий игрок и т.д. Побеждает та команда, которая больше всех поймает мячей.
3. ЭСТАФЕТА с элементами подвижной игры Борьба за флажки.
Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. У игроков, стоящих первыми - флажок. По сигналу первый игрок с флажком устремляется вперед до фишки и, обежав её, возвратившись к своей колонне, передает флажок следующему участнику и т.д. выигрывает команда, закончившая эстафету первая.
4. ЭСТАФЕТА с элементами подвижной игры Рушнычок.
Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Капитаны становятся на противоположной стороне площадки напротив своей команды, держа в руках рушнычок (полотенце). По сигналу капитан бежит к своей команде, даёт другой конец полотенца первому игроку и вместе с ним бегут на противоположную сторону площадки, оставив его там, капитан возвращается за другим игроком и проделывает то же самое. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
5. ЭСТАФЕТА с элементами подвижной игры Пчёлы (Столб)
Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Капитаны (пчёлы-матки) становятся на противоположной стороне площадки напротив своей команды. По сигналу игрок по очереди бежит к своему капитану с ведром в руках и касается его, как бы передавая мёд своей матке и, возвратившись к своей колонне, передает ведро следующему участнику и т.д. и становятся в конец колоны.
IV.Подведение итогов соревнований.
Выступление танцоров.
Ведущий: Сегодня, проигравших нет,
Есть просто, лучшие из лучших,
Пусть в каждом сердце дружбы свет
Зажжет поступков добрых лучик.
Использованная литература
1. «Детские народные подвижные игры» Кенеман А.В., Осокина Т.И. –М., «Просвещение» 1995г. 2. «Физкультура». Методика преподавания. 2.Спортивные игры» книга для учителя. Найминова Э – Ростов на Дону, «Феникс», 2001 г. 3. Журнал «Физическая культура в школе» № № 4,2001г; 1, 4,2002г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении спортивного праздника
«Фестиваль народных игр Украины»(1-5 классы)
Цели и задачи:Обогатить учащихся знаниями национальных традиций, игр, истории народа Украины и формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
1.Развивать интерес к многонациональной культуре и к предмету «Физическая культура»
2. Воспитывать толерантное отношение к народу Украины, путем познания фольклора посредством народных игр.
3.Развивать физические качества (ловкость, быстроту реакции, координационные способности).
4. Способствовать сплочению детей в коллективе.
Участники праздника:
Ученические коллективы 1-5 классов.
Время проведения фестиваля:
Праздник проводится 12.10.2016 года, с 12-30 до 14-00.