Методическая разработка "Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности
Методическая разработка "Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности
Данная методическая разработка поможет преподавателям физической культуры в подборе функциональной музыки для вводной, основной, заключительной частей урока, о целесообразности ее использования лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимися выполнениями простых или доведенных до автоматизма упражнений, не требующих от учащегося большого сосредоточения, внимания на выполняемой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности»
Методическая разработка
Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности
Аннотация.Опираясь на современные технологии проблемного обучения, методическая разработка прикладной профессиональной физкультурно-оздоровительной деятельности (ППФОД) помогает школьникам перенести все отклонения от нормы в более легкой форме. Такие занятия способны предупредить от простудных и инфекционных заболеваний. Но данная разработка не способна предупредить генетических особенностей. Если родители долгожители, то и у детей есть такой шанс. Если же родители страдают атеросклерозом и другими формами сердечно-сосудистыми заболеваниями, то и у ребенка есть вероятность заболеть. Наша разработка как раз и поможет перенести все отклонения от нормы в более легкой форме. К тому же кислород и питательные вещества, которые насыщают организм во время занятий не купишь ни за какие деньги. Цена этому – собственный пот. «Заставляйте себя не лениться» - таков девиз методической разработки. Методика музыкальной стимуляции уроков показывает, как с помощью музыкотерапии повышается интерес учащихся к творческой деятельности, работает познавательная активность, снижается засиженность и закрепощенность, вдыхаем гармонию и покой, выдыхаем стресс и тревогу. Музыка, поступающая в головной мозг, дает установку опорно-двигательному аппарату. Девушки, в меру своих способностей и возможностей, выражают свои эмоциональные чувства через культуру физическую.
Данная методическая разработка поможет преподавателям физической культуры в подборе функциональной музыки для вводной, основной, заключительной частей урока, о целесообразности ее использования лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимися выполнениями простых или доведенных до автоматизма упражнений, не требующих от учащегося большого сосредоточения, внимания на выполняемой деятельности.
Методическая разработка отражает актуальность, профессиональную направленность при подготовке специалистов. Методика музыкальной стимуляции рассматривается в методическом и практическом аспектах.
Данная методическая разработка может быть применена на уроках по видам спорта и спортивных занятиях преподавателями физической культуры
1. Методика музыкотерапии прикладной физкультурно-оздоровительной деятельности
По данным специалистов физической культуры всё чаще и настойчивее говорят о целесообразности прикладного использования на уроках и внеучебных спортивных занятиях функциональной музыки. В пробных опытах энтузиасты функциональной музыки пытались применять ее на занятиях даже по тем видам спорта, которые в современном массовом сознании с музыкой вообще не связаны — легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды борьбы, бокс и некоторые другие.
Однако из-за почти полного отсутствия теоретической и методической литературы на эту тему, а также неполных, отрывочных знаний о самой музыке и закономерностях ее функционального воздействия на работоспособность человека, практические результаты таких занятий далеко не всегда отвечают радужным ожиданиям. Учителя и тренеры к этому нововведению профессионально не подготовлены и часто затрудняются с поисками ответов на самые основополагающие вопросы: какую именно музыку целесообразно использовать на уроках; в каких урочных заданиях, где, когда, в какое время и каким конкретно образом.
В итоге это средство повышения продуктивности и привлекательности уроков физической культуры в наших учебных заведениях используется пока как попало, с многочисленными ошибками и без должного результата, что порождает массовый скептицизм и разочарование.
Учитывая насущную потребность специалистов физической культуры в целостной, научно обоснованной методике музыкальной стимуляции уроков физической культуры, провели на эту тему специальные экспериментальные исследования, которые показали, что применение функциональной музыки полезно и необходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды урочных работ музыкальное сопровождение прекрасно вписывалось, явно повышало их эффективность, помогало учащимся более успешно и с эмоциональным подъемом выполнять предлагаемые учителем задания, в другие — наоборот, органически не вписывалось, неоправданно отвлекало на себя внимание занимающихся и мешало выполняемой работе.
В результате аналитического изучения полученных данных было выявлено, что для эффективного использования функциональной музыки необходимо в первую очередь наличие определенной степенисвободного внимания во время работы и ее удобное сочетание с воспринимаемой музыкой.
Оказалось, что музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), аэпизодически, лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.
Лучше всего таким требованиям отвечают учебные задания, выполняемые во время разминкив вводной части урока; во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время, отведенное для дыхательных и двигательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. При этом по физиологическому закону доминанты отвлечение внимания, свободного от работы, на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и облегчает ее, делает более полным сопутствующее расслабление мышц-антагонистов и мышц, не принимающих непосредственного участия в реализуемом двигательном акте.
А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно внимательного слежения за рабочей информацией от внешней или внутренней (прежде всего мышечной) среды, лучше осуществлять в обычных условиях, без побочных раздражителей. Сюда относятся специфическая деятельность учащихся во время начального построения, рапорта дежурного ученика, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной информации, а также при изучении и первичном закреплении нового материала, игр, требующих сосредоточения, и соревнований.
В этих обстоятельствах музыка, отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременное отвлечение внимания на любой побочный раздражитель, в том числе и музыкальный, грозит ошибкой, проигрышем или травмой.
2. Повышение эффективности вводной части урока
Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому учебному предмету, ходьбы или поездки в школу, лицей, колледж) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определенного времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего в общепринятой структуре урока выделена его вводная часть.
В целях облегчения и ненавязчивого ускорения процесса врабатывания учащихся полезно использовать специальную разновидность функциональной музыки (условно назовем ее музыкой врабатывания), выполняющую функции возбуждения двигательной активности на фоне положительных эмоций и гармонического подведения всего организма занимающихся к высоким физическим нагрузкам, запланированным в основной части урока.
Задачи музыки врабатывания — поднять настроение учащихся, опосредованно настроить их психику и двигательный аппарат на ритм учебного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока.
Приятным условным сигналом к начальному построению учащихся может служить включение кратковременных (10-20 сек.) музыкальных позывных с заранее оговоренной, нравящейся занимающимся мелодией. Такой условный сигнал поможет более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей, дел и забот и ненавязчиво настроит их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, улучшающих отношение к предстоящей учебной деятельности.
Прием рапорта дежурного ученика, сообщение задач урока и ситуационно необходимые организационные беседы с учениками лучше осуществлять в обычных условиях без музыки. В это время учитель может дать и краткие устные инструкции о порядке проведения последующих упражнений под музыку методом бессловесного показа. Последнее необходимо, потому что выполнение речевых команд, указаний и других словесных контактов во время работы под музыку затруднено, поскольку они взаимодействуют с музыкой как конкурирующие, мешающие ей шумовые помехи, которые нервируют, вызывают недовольство и дополнительно утомляют как педагога, так и учащихся. Незнание этой закономерности в массовой практике музыкальной стимуляции двигательной активности часто приводит к результату хуже ожидаемого, что недопустимо.
Следующие (после позывных) звуки музыки врабатывания целесообразно включать в начале разминки, Музыкальное звучание в этом случае может продолжаться до конца разминки (обычно 6-8 мин.).
Программу, предназначенную для музыкальной стимуляции разминки, составляют в основном из спортивных, народных или эстрадно-танцевальных мелодий с близкими и понятными ученикам темами, с четким и ясным ритмическим рисунком, органически соответствующим ритмическим особенностям выполняемых упражнений. Такая музыка побуждает учащихся подсознательно «укладывать» определенные структурные элементы выполняемых ими упражнений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом, музыкальной фразой или музыкальным предложением, синхронизировать опорные точки, акценты целостного двигательного акта с определенным числом воспринимаемого музыкального счета.
Динамические оттенки целенаправленно подбираемой учителем музыки (нарастание или ослабление громкости, плавность или прерывистость звучания и т.д.) непроизвольно регулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ослабления мышечных усилий, плавность или порывистость выполняемых двигательных действий. Возникающая при этом гармония прекрасной музыки и изящной пластики собственного тела доставляет занимающимся дополнительное эстетическое удовольствие, повышает удовлетворенность выполняемой физической работой и усиливает мотивацию к активизации разминки, от успешности которой в немалой мере зависит результативность всего последующего урока.
Для более успешного решения типовых задач разминки подбираемый для ее стимуляции музыкальный материал должен характеризоваться яркостью и логичностью структурных построений, изредка медленным, а чаще умеренным и оживленным движением, преимущественно короткими музыкальными фразами, четким членением на мотивы. Довольно активно стимулируют разминку такие произведения молодежной музыки, характерной чертой которых является сочетание хорошо аранжированных струнных инструментов, ведущих основную тему, с ярким, акцентированным ударным сопровождением и вокалом. Однако, подбирая в данном ключе соответствующие музыкальные произведения, необходимо также руководствоваться их содержательностью, эстетическими критериями, нацеленными, в том числе, на морально-нравственное и интеллектуальное совершенствование слушателя. Немаловажное значение для опосредованного музыкального управления процессом разминки имеют усиленное подчеркивание пульса мелодии и строгая размеренность темпа. Наиболее предпочтительными темпами исполнения произведений музыки врабатывания являются умеренные, умеренно быстрые и быстрые темпы, начиная от moderate и вплоть до presto (100-200 ударов метронома в 1 мин.).
Медленные темпы здесь применяют гораздо реже, лишь по мере особой педагогической необходимости, отраженной в плане вводной части урока. Смена темпов исполнения произведений музыки врабатывания по возможности должна отражать запланированную учителем динамику темпов целенаправленной деятельности учащихся во время разминки. Характер, структура и содержание музыки врабатывания в значительной мере обусловливаются общими и частными задачами вводной части конкретно стимулируемого урока, а также составом и последовательностью выполняемых в ней упражнений.
Согласно положениям теории и методики физического воспитания, задачи вводной части урока физической культуры, как правило, решают путем выполнения легко дозируемых, простых и не требующих большой концентрации внимания двигательных актов преимущественно циклического характера. К ним относятся различные разновидности ходьбы, бега, прыжков, подскоков, общеразвивающие гимнастические упражнения, танцевальные элементы и специальные подводящие упражнения, обычно уже хорошо известные учащимся из прошлых занятий и потому не нуждающиеся в специальном разучивании.
Для мягкого и ненавязчивого побуждения к активному выполнению каждого типа перечисленных упражнений подбирают соответствующую функциональную музыку.
Всевозможные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная, на носках, на пятках, на внутреннем или наружном своде стопы, приставным и окрестным шагом, в полуприседе, в приседе и т.д.), а также различные гимнастические упражнения во время ходьбы успешно стимулируют мелодиями марша. Прекрасно подходят для этого такие виды современного марша, как спортивный, строевой, походный (или скорый), колонный (обычно написанный в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмической фигурой, что придает ритму этого вида марша особую четкость). Наряду с ними можно пользоваться и другой подходящей к данному случаю маршеобразной музыкой.
Важно отметить, что вообще жанр марша как таковой исторически сложился в инструментальной музыке в связи с поставленной перед ней когда-то задачей не только четко размеренной, но и эмоционально приятной синхронизации движения большого числа людей. Поэтому для физической культуры и спорта в прикладном отношении марш является одним из наиболее ценных музыкальных жанров. Произведения этого жанра отличаются довольно привлекательным четким ритмом и строгим постоянством темпа, не меняющимся на протяжении всего сочинения. Им свойственен бодрый, изначально активный характер музыкального движения. Помимо целенаправленной организации сопутствующих мышечных движений марши призваны вселять в занимающихся упорядоченное оживление, уверенность в своих силах и энергичный психологический настрой на предстоящую двигательную деятельность. Подбор конкретных параметров темпов исполнения стимулирующей ходьбу музыки зависит от запланированного учителем темпа движения учащихся. Медленная ходьба — это 50-60 шагов в 1 мин., умеренная — 100 шагов, бодрая строевая маршировка — 150 шагов в 1 мин. Соответствующее число звуковых пульсаций в данную единицу времени должен определять и темп стимулирующей такую ходьбу музыки. Применяемые в вводной части урока различные варианты бега — бег на месте, обычный гладкий бег, бег с препятствиями, с высоким подниманием бедра, левым или правым боком, спиной вперед, вращением влево или вправо, в сочетании с разнообразными движениями рук, туловища, головы и т.д. — можно отлично сопровождать музыкальными произведениями в размерах 4/4 и 2/4. Бег умеренной интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, исполняемыми в темпе160-180,а быстрый бег инициируется музыкальным темпом, колеблющимся около 200 ударов метронома в 1 мин. Разнообразные прыжки и подскоки на месте и в движении, на одной или на обеих ногах заметно облегчаются искрометной танцевальной музыкой, написанной в размерах 2/4 и 4/4. Частые и невысокие прыжки и подскоки успешно поддерживаются музыкой типа польки, а намеренно затянутые, широкие или высокие прыжки — музыкой типа гавота. При выполнении общеразвивающих и специально подводящих физических упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется следующим образом. Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью переходов, плавностью и широтой амплитуды движений (сюда относятся большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемые в медленном или умеренном темпе), стимулируют музыкой трехдольного размера (типа вальса), в темпе 50-100 ударов метронома в 1 мин.
Аналогичной музыкой стимулируют и упражнения, выполняемые на три счета. Например, из основной стойки: 1 — наклониться вперед, руки в стороны; 2 — присесть, руки вперед; 3 — вернуться в исходное положение.
Упражнения порывистого, рывковообразного характера, с четкими переходами или с акцентами усилия на определенную фазу движения (к ним относятся большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на растягивание мышц и суставных связок, осуществляемых рывками в энергичном темпе, например, взмахи и разведение рук или ног, наклоны и повороты туловища или головы, пружинящие приседания, выпады, попеременная смена ног в выпаде и т.п.) стимулируют музыкой четырехдольного размера (типа марша), в темпе 120-160 ударов метронома в 1 мин. Характерное для маршеобразных произведений отчетливое подчеркивание сильных долей музыкального такта рефлекторно активизирует акцентирование мышечного усилия в нужной фазе двигательного акта, что существенно повышает коэффициент полезного действия выполняемых упражнений.
Начальную часть или даже всю первую половину музыки врабатывания составляют из наиболее интересных и информативных для данного контингента юных слушателей музыкальных произведений — ярких, выразительных, либо новых, с элементами неожиданности, невольно притягивающих к себе внимание занимающихся. Затем в музыкальную программу планомерно включают несколько менее яркие и уже знакомые слушателям мелодии, не требующие такого пристального внимания. А самые последние минуты музыки врабатывания содержат привычные, неоднократно слышанные занимающимися инструментальные произведения без текстовой информации и, следовательно, еще меньше занимающие внимание, так что учителю только и остается воздействовать на школьников в соответствии с музыкальным сопровождением в нужном направлении по своему усмотрению.
В итоге занимающиеся нежно, ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.
3. Музыкальная стимуляция урочной деятельности учащихся
Основная часть урока.
По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физической культуры обычно решают наиболее
сложные педагогические задачи. Эти задачи связаны с ознакомлением, детальным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов учителя с учениками, что требует от них повышенного рабочего внимания и создает трудности для музыкального восприятия.
Двигательная деятельность учащихся на данном этапе урока чаще всего ритмически не регламентирована, и применение здесь музыкального сопровождения неудобно и нецелесообразно. Подобная нецелесообразность обусловлена также принципом дискретного применения музыки (нужна периодическая передышка, иначе слушать ее быстро надоест) и фактором полезного функционального последействия музыки врабатывания, который, исчезая не сразу, а лишь постепенно, будет автоматически поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время. Совершенно иные условия рабочей деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и навыков. Здесь внимание учащихся становится значительно более свободным, и их волевые усилия направлены не столько на слежение за техническими деталями совершаемых двигательных действий, сколько на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы. Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает при определенных, заранее заданных учителем ритме, темпе и скорости движений. Таким образом, выполняемая работа снова становится весьма удобной для музыкальной стимуляции.
Кроме того, на этом этапе урока в результате накопления физического и психического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобной, но и ситуационно необходимой.
Появление внешних признаков утомления и явное снижение рабочей активности учащихся могут служить учителю важным условным сигналом о необходимости снова обратиться к благотворной помощи функциональной музыки. Наиболее простым и действенным в употреблении это средство оказывается при фронтальном способе выполнения физических упражнений, когда все ученики работают одновременно и синхронно. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной регуляцией ритмики выполняемой работы заметно снижают ощущение усталости или пресыщения и порождают новый живительный всплеск работоспособности.
Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизиологического средства, каким является функциональная музыка, учитель должен обладать развитым чувством меры и художественным вкусом и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе можно всё испортить и результат получится обратный ожидаемому.
Музыкальную стимуляцию деятельности учащихся в основной части урока лучше всего применять тогда, когда им дается задание выполнить какое-либо упражнение, отдельный технический прием, действие или серию последовательных двигательных действий (несколько десятков раз подряд или в течение нескольких минут в четко запланированном режиме и с определенной интенсивностью). В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урока это могут быть ходьба, бег, прыжки в длину или в высоту, разнообразные метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, простые и опорные гимнастические прыжки, лазание и перелезание. Сюда входят и различные тренировочные упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, передаче мяча, жонглировании мячом, бросках мяча, ударах по мячу из раздела учебной программы по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу и др. Ко всему этому можно смело добавить совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков на лыжах и т.д.
Главные задачи функциональной музыки, используемой в основной части урока, — замедлить процесс пресыщения выполняемой работой, сделать данную работу эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся. Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих тренировочных движений. Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой.
Выразительное совпадение основного элемента совершенствуемого двигательного действия с музыкальным акцентом автоматически усиливает мышечные сокращения в данной фазе двигательного действия и вызывает у занимающихся чувство эстетического наслаждения. При этом выполняемые движения в значительной мере освобождаются от жесткого, утомительного контроля со стороны сознания. Они управляются уже не столько усилиями воли исполнителя, сколько приятным музыкальным ритмом острого динамического характера, обеспечивающим гораздо более эффективное решение поставленной учителем конкретной тренировочной задачи — развитие специальной быстроты, ловкости, выносливости и т.д.
Исследования показали, что разумно организованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении, когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.
Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки обусловливаются характером, формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных действий и подбираются по определенным правилам, частично уже описанным при объяснении норм комплектования музыки врабатывания.
Заранее запланированные педагогом требуемые параметры четкого, выразительного ритма, динамизма, ясности мелодических линий закономерно обусловливают характер и направленность функционального воздействия лидирующей музыки на организм занимающихся и уровень не прямого, а опосредованного возбуждения их психической и физической активности.
При составлении программ лидирующей музыки целесообразно подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.
Сильные доли музыкального такта подчеркиваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом, мелодической вершиной. Учителю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая доля такта — с ослаблением мышечного усилия и вдохом. Это является весьма существенным элементом в процессе непроизвольной психофизиологической стимуляции двигательных действий человека.
Ощущение сильной доли в воспринимаемой музыке, развитие собственного мышечного напряжения и подключение оптимальной фазы дыхательного акта при выполнении физических упражнений настолько тесно функционально взаимосвязаны, что, например, боксер едва ли сможет нанести мощный удар на слабой доле музыкального сопровождения и на вдохе. Сам того не сознавая, он будет стремиться приурочить свой удар к сильной доле музыкального аккомпанемента и свяжет его с акцентированным коротким выдохом. Подобная координация характерна и для других акцентированных физических упражнений или силовых действий, выполняемых с музыкальным сопровождением.
Таким образом, функциональная музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда утомительных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.
Музыкальные темпы подбирают в зависимости от задаваемого учащимся темпа работы и ритмического рисунка выполняемых двигательных действий.
Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в указанное время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.
Так, на уроках, где запланированы циклические упражнения (более или менее продолжительный бег требуемой интенсивности, разнообразные способы и режимы передвижения на лыжах, коньках, роликах и т.д.), лидирующая музыка используется для стимуляции этих основных (для данного урока) видов двигательной деятельности учащихся.
При занятиях ациклическими или смешанными видами спорта музыкой стимулируют лишь поддающиеся определенной ритмизации многократные тренировочные повторения задаваемых учителем частных элементов основной деятельности: ведение или передачи мяча в баскетболе, футболе, гандболе; прыжки со скакалкой в гимнастике; броски, сваливания, сбивания и переводы несопротивляющегося партнера в различных видах борьбы и т.п.
Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физической культуры составляет 10-12 мин. при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 мин. при занятиях ациклическими или смешанными видами спорта. На сдвоенных 90-минутных уроках, скажем, по лыжной подготовке, эти дозы соответственно корректируются в сторону увеличения.
Наиболее целесообразно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре однообразных движений циклического характера: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, скоростное плавание и т.д. По законам физиологии, двигательная деятельность такого рода становится более качественной и гораздо меньше утомляет, если свободное внимание занимающихся не сосредотачивается на уныло выполняемой работе, а отвлекается каким-нибудь побочным раздражителем слабой или умеренной интенсивности.
Поэтому для достижения желаемого рабочего эффекта включаемые в программу лидирующей музыки произведения должны характеризоваться не чрезмерно высокой, а лишь умеренной яркостью и увлекательностью, чтобы занимающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая, по сравнению с захватывающей музыкой.
На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания и выполняемые двигательные действия требуют систематической сознательной корректировки в зависимости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры, единоборства, сложные упражнения на «трудных» гимнастических снарядах и т.п.), применять музыкальное сопровождение чаще всего рискованно и нецелесообразно.
В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая здесь музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Для активизации работ подобного типа необходимо подбирать не только нравящиеся слушателям, но и уже хорошо известные им инструментальные произведения, которые не вынуждают специально к ним прислушиваться или задумываться над смысловым содержанием. Функциональная музыка в данном случае должна создавать лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.
Заключительная часть урока
Каждый активно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значительные сдвиги в функциональном состоянии нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Занимающимся бывает очень трудно самостоятельно погасить свое излишнее возбуждение и переключиться на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в официальной структуре урока физической культуры предусмотрена заключительная часть продолжительностью около 5 мин.
Однако педагогическая практика показывает. что нередко этой 5-минутки может не хватить и учащиеся после непродолжительной перемены приходят на следующий по расписанию урок в слишком возбужденном или даже взвинченном состоянии, не позволяющем им сразу же эффективно включиться в учебную работу по другому предмету. В результате учителям-предметникам приходится, поминая недобрым словом своих коллег, довольно продолжительное время затрачивать на утихомиривание, успокоение и переключение внимания учащихся на свой урок, что ощутимо подрывает продуктивность данных уроков.
Таким образом, вместо ожидаемого повышения учебной работоспособности учащихся урок физической культуры может дать прямо противоположный эффект. А это противоестественно и недопустимо!
Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физического и эмоционального возбуждения учащихся, а также создать благоприятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной, производственной, общественной или иной деятельности.
С этой целью обычно используют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, дыхательные упражнения и т.п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам. Следовательно, для прикладного использования функциональной музыки здесь складываются благоприятные условия, и перед учителем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков.
Учитывая основное функциональное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.
Главные задачи успокаивающей музыки — помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и других состязательных действий, проводимых ближе к концу основной части урока), снять утомление, содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока, а также способствовать освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.
Необходимый положительный результат достигается путем заранее спланированной непроизвольно расслабляющей ритморегуляции выполняемых движений и ненавязчивого переключения внимания учащихся на новый эмоционально привлекательный раздражитель, облегчающий переход к следующему по учебному расписанию уроку. В программу успокаивающей музыки включают нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.
Продолжительность звучания успокаивающей музыки обычно колеблется от 3 до 5 мин., исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.
Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии медленных вальсов. Это связано с тем, что обыкновенно выполняемые в заключительной части урока неторопливые, свободные, «закругленные» движения успешно управляются плавной, спокойной музыкой с тактовым размером 3/4. Например, при традиционно применяемых в это время различных модификациях неспешной ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мускулатуры напевная, лирическая музыка вальса или вальсообразных мелодий подсознательно вызывает у занимающихся спокойные, замедленные движения рук и туловища, плавный, без излишней резкости, толчков или задержек шаг. Выполняемые под такую музыку шаги заметно смягчаются (без обычных прилагаемых к этому волевых усилий), возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольным, успокоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно снижается излишнее напряжение скелетной мускулатуры. Характерные для музыкальных произведений данного жанра лирико-поэтическая выразительность, плавность и пластичность непроизвольно формируют внешнюю красоту, изящную непринужденность и раскованность выполняемых занимающимися движений.
Обычно учащимся очень нравится слушать естественные звуки природы. Правда, во избежание возможного пресыщения, подобные «деликатесы» целесообразно использовать не регулярно, а эпизодически, не чаще одного-двух раз в месяц, по окончании выполнения двигательных и дыхательных упражнений на расслабление.
Слушать умиротворяющие голоса природы лучше всего в состоянии комфортабельного мышечного покоя при волевой заторможенности остальных чувств. Для этого следует предложить занимающимся максимально удобно сесть или лечь в подходящем месте на спину, закрыть глаза, расслабиться, отвлечься от связанных с учебой или других мыслей и переживаний. А затем беспрепятственно отдаться наслаждению звуковой гармонией и порождаемым его приятным ощущениям, мысленно представив себя безмятежно отдыхающим в живописном уголке на лоне прекрасной природы.
Кратковременное восприятие этих или других произведений успокаивающей музыки в описанных условиях комфортабельного пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях центральной нервной системы, что, по законам физиологии, способствует значительно более полному расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.
Таким образом, успокаивающая музыка закономерно повышает коэффициент полезного действия не только учебного процесса, но и помогает проделывать большой объем работы с экономной тратой времени и сил на 30%, обеспечивает комфорт и благополучие центральной нервной системы школьника.