kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет преподавателям физической культуры в подборе функциональной музыки для вводной, основной, заключительной частей урока, о целесообразности ее использования лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимися выполнениями простых или доведенных до автоматизма упражнений, не требующих от учащегося большого сосредоточения, внимания на выполняемой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности»

Методическая разработка


Совмещение духовных и физических ценностей как условие формирования всесторонне развитой личности


Аннотация. Опираясь на современные технологии проблемного обучения, методическая разработка прикладной профессиональной физкультурно-оздоровительной деятельности (ППФОД) помогает школьникам перенести все отклонения от нормы в более легкой форме. Такие занятия способны предупредить от простудных и инфекционных заболеваний. Но данная разработка не способна предупредить генетических особенностей. Если родители долгожители, то и у детей есть такой шанс. Если же родители страдают атеросклерозом и другими формами сердечно-сосудистыми заболеваниями, то и у ребенка есть вероятность заболеть. Наша разработка как раз и поможет перенести все отклонения от нормы в более легкой форме. К тому же кислород и питательные вещества, которые насыщают организм во время занятий не купишь ни за какие деньги. Цена этому – собственный пот. «Заставляйте себя не лениться» - таков девиз методической разработки. Методика музыкальной стимуляции уроков показывает, как с помощью музыкотерапии повышается интерес учащихся к творческой деятельности, работает познавательная активность, снижается засиженность и закрепощенность, вдыхаем гармонию и покой, выдыхаем стресс и тревогу. Музыка, поступающая в головной мозг, дает установку опорно-двигательному аппарату. Девушки, в меру своих способностей и возможностей, выражают свои эмоциональные чувства через культуру физическую.

Данная методическая разработка поможет преподавателям физической культуры в подборе функциональной музыки для вводной, основной, заключительной частей урока, о целесообразности ее использования лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимися выполнениями простых или доведенных до автоматизма упражнений, не требующих от учащегося большого сосредоточения, внимания на выполняемой деятельности.

Методическая разработка отражает актуальность, профессиональную направленность при подготовке специалистов. Методика музыкальной стимуляции рассматривается в методическом и практическом аспектах.

Данная методическая разработка может быть применена на уроках по видам спорта и спортивных занятиях преподавателями физической культуры


1. Методика музыкотерапии прикладной физкультурно-оздоровительной деятельности

По данным специалистов физи­ческой культуры всё чаще и на­стойчивее говорят о целесооб­разности прикладного исполь­зования на уроках и внеучебных спортив­ных занятиях функциональной музыки. В пробных опытах эн­тузиасты функциональной му­зыки пытались применять ее на занятиях даже по тем ви­дам спорта, которые в современном массовом сознании с музыкой вообще не связаны — лег­кая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыж­ные гонки, различные виды борьбы, бокс и не­которые другие.

Однако из-за почти полного отсутствия тео­ретической и методической литературы на эту тему, а также неполных, отрывочных знаний о самой музыке и закономерностях ее функци­онального воздействия на работоспособность человека, практические результаты таких заня­тий далеко не всегда отвечают радужным ожи­даниям. Учителя и тренеры к этому нововведе­нию профессионально не подготовлены и час­то затрудняются с поисками ответов на самые основополагающие вопросы: какую именно му­зыку целесообразно использовать на уроках; в каких урочных заданиях, где, когда, в какое вре­мя и каким конкретно образом.

В итоге это средство повышения продуктив­ности и привлекательности уроков физической культуры в наших учебных заведениях использу­ется пока как попало, с многочисленными ошиб­ками и без должного результата, что порождает массовый скептицизм и разочарование.

Учитывая насущную потребность специалис­тов физической культуры в целостной, научно обоснованной методике музыкальной стиму­ляции уроков физической культуры, про­вели на эту тему специальные эксперименталь­ные исследования, которые показали, что при­менение функциональной музыки полезно и не­обходимо далеко не при всякой выполняемой на уроке работе. В одни виды урочных работ му­зыкальное сопровождение прекрасно вписыва­лось, явно повышало их эффективность, помо­гало учащимся более успешно и с эмоциональ­ным подъемом выполнять предлагаемые учи­телем задания, в другие — наоборот, органи­чески не вписывалось, неоправданно отвлека­ло на себя внимание занимающихся и мешало выполняемой работе.

В результате аналитического изучения полу­ченных данных было выявлено, что для эффек­тивного использования функциональной музы­ки необходимо в первую очередь наличие оп­ределенной степени свободного внимания во время работы и ее удобное сочетание с воспри­нимаемой музыкой.

Оказалось, что музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не не­прерывно (так она быстро надоедает и теря­ет свое стимулирующее значение), а эпизоди­чески, лишь в той работе, которая характери­зуется повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требую­щих от учащихся большого сосредоточения вни­мания на выполняемой деятельности.

Лучше всего таким требованиям отвечают учебные задания, выполняемые во время раз­минки в вводной части урока; во время со­вершенствования ранее изученных упражне­ний или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время, отведенное для дыхательных и двигательных упражнений на расслабление в заключительной части уро­ка. При этом по физиологическому закону до­минанты отвлечение внимания, свободного от работы, на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельнос­ти, а, напротив, рефлекторно усиливает и об­легчает ее, делает более полным сопутствую­щее расслабление мышц-антагонистов и мышц, не принимающих непосредственного участия в реализуемом двигательном акте.

А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно вниматель­ного слежения за рабочей информацией от вне­шней или внутренней (прежде всего мышечной) среды, лучше осуществлять в обычных условиях, без побочных раздражителей. Сюда относятся специфическая деятельность учащихся во вре­мя начального построения, рапорта дежурно­го ученика, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной ин­формации, а также при изучении и первичном закреплении нового материала, игр, требующих сосредоточения, и соревнований.

В этих обстоятельствах музыка, отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирова­ния на непрерывные изменения в режиме пос­тупающих информационных сигналов. В резуль­тате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременное отвлечение внимания на любой побочный раздражитель, в том чис­ле и музыкальный, грозит ошибкой, проигры­шем или травмой.


2. Повышение эффективности вводной час­ти урока

Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется понижен­ной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (пос­ле предшествующего урока по другому учебному предмету, ходьбы или поездки в школу, лицей, колледж) не совпадает с ритмикой учебно-тре­нировочного процесса. Наличие этих факторов вполне закономерно осложняет учебную рабо­ту и требует от педагога затраты определенно­го времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего в общепринятой струк­туре урока выделена его вводная часть.

В целях облегчения и ненавязчивого ускоре­ния процесса врабатывания учащихся полезно использовать специальную разновидность фун­кциональной музыки (условно назовем ее му­зыкой врабатывания), выполняющую функции возбуждения двигательной активности на фоне положительных эмоций и гармонического под­ведения всего организма занимающихся к вы­соким физическим нагрузкам, запланирован­ным в основной части урока.

Задачи музыки врабатывания — поднять настроение учащихся, опосредованно настро­ить их психику и двигательный аппарат на ритм учебного процесса, внести в выполняемую ра­боту элементы гармонизации, привлекатель­ности и комфорта, помочь более эффективно­му решению общих и специальных задач ввод­ной части урока.

Приятным условным сигналом к начальному построению учащихся может служить включе­ние кратковременных (10-20 сек.) музыкаль­ных позывных с заранее оговоренной, нравя­щейся занимающимся мелодией. Такой услов­ный сигнал поможет более успешному отвле­чению учащихся от посторонних мыслей, дел и забот и ненавязчиво настроит их на организо­ванное начало урока на фоне положительных эмоций, улучшающих отношение к предстоящей учебной деятельности.

Прием рапорта дежурного ученика, сообще­ние задач урока и ситуационно необходимые организационные беседы с учениками лучше осуществлять в обычных условиях без музыки. В это время учитель может дать и краткие уст­ные инструкции о порядке проведения последу­ющих упражнений под музыку методом бессло­весного показа. Последнее необходимо, пото­му что выполнение речевых команд, указаний и других словесных контактов во время работы под музыку затруднено, поскольку они взаимо­действуют с музыкой как конкурирующие, ме­шающие ей шумовые помехи, которые нерви­руют, вызывают недовольство и дополнитель­но утомляют как педагога, так и учащихся. Не­знание этой закономерности в массовой прак­тике музыкальной стимуляции двигательной ак­тивности часто приводит к результату хуже ожи­даемого, что недопустимо.

Следующие (после позывных) звуки музыки врабатывания целесообразно включать в на­чале разминки, Музыкальное звучание в этом случае может продолжаться до конца размин­ки (обычно 6-8 мин.).

Программу, предназначенную для музыкаль­ной стимуляции разминки, составляют в основ­ном из спортивных, народных или эстрадно-танцевальных мелодий с близкими и понятны­ми ученикам темами, с четким и ясным ритми­ческим рисунком, органически соответствую­щим ритмическим особенностям выполняемых упражнений. Такая музыка побуждает учащих­ся подсознательно «укладывать» определенные структурные элементы выполняемых ими упраж­нений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом, музыкальной фразой или музыкальным предложением, синхронизи­ровать опорные точки, акценты целостного дви­гательного акта с определенным числом вос­принимаемого музыкального счета.

Динамические оттенки целенаправленно подбираемой учителем музыки (нарастание или ослабление громкости, плавность или пре­рывистость звучания и т.д.) непроизвольно ре­гулируют степень напряжения и расслабления работающих мышц, характер нарастания или ос­лабления мышечных усилий, плавность или по­рывистость выполняемых двигательных дейс­твий. Возникающая при этом гармония пре­красной музыки и изящной пластики собствен­ного тела доставляет занимающимся дополни­тельное эстетическое удовольствие, повышает удовлетворенность выполняемой физической работой и усиливает мотивацию к активиза­ции разминки, от успешности которой в нема­лой мере зависит результативность всего пос­ледующего урока.

Для более успешного решения типовых задач разминки подбираемый для ее стимуляции му­зыкальный материал должен характеризовать­ся яркостью и логичностью структурных постро­ений, изредка медленным, а чаще умеренным и оживленным движением, преимущественно ко­роткими музыкальными фразами, четким чле­нением на мотивы. Довольно активно стимули­руют разминку такие произведения молодеж­ной музыки, характерной чертой которых явля­ется сочетание хорошо аранжированных струн­ных инструментов, ведущих основную тему, с яр­ким, акцентированным ударным сопровожде­нием и вокалом. Однако, подбирая в данном ключе соответствующие музыкальные произ­ведения, необходимо также руководствовать­ся их содержательностью, эстетическими крите­риями, нацеленными, в том числе, на морально-нравственное и интеллектуальное совершенс­твование слушателя. Немаловажное значение для опосредован­ного музыкального управления процессом раз­минки имеют усиленное подчеркивание пульса мелодии и строгая размеренность темпа. Наиболее предпочтительными темпами ис­полнения произведений музыки врабатывания являются умеренные, умеренно быстрые и быс­трые темпы, начиная от moderate и вплоть до presto (100-200 ударов метронома в 1 мин.).

Медленные темпы здесь применяют гораз­до реже, лишь по мере особой педагогической необходимости, отраженной в плане вводной части урока. Смена темпов исполнения произ­ведений музыки врабатывания по возможнос­ти должна отражать запланированную учите­лем динамику темпов целенаправленной де­ятельности учащихся во время разминки. Ха­рактер, структура и содержание музыки враба­тывания в значительной мере обусловливают­ся общими и частными задачами вводной час­ти конкретно стимулируемого урока, а также со­ставом и последовательностью выполняемых в ней упражнений.

Согласно положениям теории и методики физического воспитания, задачи вводной час­ти урока физической культуры, как правило, решают путем выполнения легко дозируемых, простых и не требующих большой концентра­ции внимания двигательных актов преимущест­венно циклического характера. К ним относятся различные разновидности ходьбы, бега, прыж­ков, подскоков, общеразвивающие гимнасти­ческие упражнения, танцевальные элементы и специальные подводящие упражнения, обычно уже хорошо известные учащимся из прошлых занятий и потому не нуждающиеся в специаль­ном разучивании.

Для мягкого и ненавязчивого побуждения к активному выполнению каждого типа перечис­ленных упражнений подбирают соответствующую функциональную музыку.

Всевозможные разновидности ходьбы (обыч­ная, строевая, спортивная, на носках, на пятках, на внутреннем или наружном своде стопы, при­ставным и окрестным шагом, в полуприседе, в приседе и т.д.), а также различные гимнастичес­кие упражнения во время ходьбы успешно сти­мулируют мелодиями марша. Прекрасно подхо­дят для этого такие виды современного марша, как спортивный, строевой, походный (или ско­рый), колонный (обычно написанный в разме­ре 6/8 с единой во всех голосах ритмической фигурой, что придает ритму этого вида марша особую четкость). Наряду с ними можно пользо­ваться и другой подходящей к данному случаю маршеобразной музыкой.

Важно отметить, что вообще жанр марша как таковой исторически сложился в инструмен­тальной музыке в связи с поставленной перед ней когда-то задачей не только четко разме­ренной, но и эмоционально приятной синхро­низации движения большого числа людей. По­этому для физической культуры и спорта в при­кладном отношении марш является одним из наиболее ценных музыкальных жанров. Произ­ведения этого жанра отличаются довольно при­влекательным четким ритмом и строгим посто­янством темпа, не меняющимся на протяжении всего сочинения. Им свойственен бодрый, из­начально активный характер музыкального дви­жения. Помимо целенаправленной организации сопутствующих мышечных движений марши при­званы вселять в занимающихся упорядоченное оживление, уверенность в своих силах и энер­гичный психологический настрой на предстоя­щую двигательную деятельность. Подбор конкретных параметров темпов ис­полнения стимулирующей ходьбу музыки зави­сит от запланированного учителем темпа дви­жения учащихся. Медленная ходьба — это 50-60 шагов в 1 мин., умеренная — 100 шагов, бодрая строевая маршировка — 150 шагов в 1 мин. Соответствующее число звуковых пуль­саций в данную единицу времени должен оп­ределять и темп стимулирующей такую ходь­бу музыки. Применяемые в вводной части урока раз­личные варианты бега — бег на месте, обыч­ный гладкий бег, бег с препятствиями, с высо­ким подниманием бедра, левым или правым боком, спиной вперед, вращением влево или вправо, в сочетании с разнообразными движе­ниями рук, туловища, головы и т.д. — можно от­лично сопровождать музыкальными произведе­ниями в размерах 4/4 и 2/4. Бег умеренной интенсивности хорошо сти­мулируется мелодиями, исполняемыми в тем­пе 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным темпом, колеблющимся около 200 ударов метронома в 1 мин. Разнообразные прыжки и подскоки на мес­те и в движении, на одной или на обеих ногах заметно облегчаются искрометной танцеваль­ной музыкой, написанной в размерах 2/4 и 4/4. Частые и невысокие прыжки и подскоки успешно поддерживаются музыкой типа поль­ки, а намеренно затянутые, широкие или высо­кие прыжки — музыкой типа гавота. При выполнении общеразвивающих и спе­циально подводящих физических упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осу­ществляется следующим образом. Упражнения, характеризующиеся закруглен­ностью линий, мягкостью переходов, плавнос­тью и широтой амплитуды движений (сюда от­носятся большинство упражнений для разви­тия гибкости и силы, выполняемые в медлен­ном или умеренном темпе), стимулируют музы­кой трехдольного размера (типа вальса), в тем­пе 50-100 ударов метронома в 1 мин.

Аналогичной музыкой стимулируют и упраж­нения, выполняемые на три счета. Например, из основной стойки: 1 — наклониться вперед, руки в стороны; 2 — присесть, руки вперед; 3 — вернуться в исходное положение.

Упражнения порывистого, рывковообразного характера, с четкими переходами или с ак­центами усилия на определенную фазу движе­ния (к ним относятся большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на рас­тягивание мышц и суставных связок, осущест­вляемых рывками в энергичном темпе, напри­мер, взмахи и разведение рук или ног, накло­ны и повороты туловища или головы, пружиня­щие приседания, выпады, попеременная сме­на ног в выпаде и т.п.) стимулируют музыкой че­тырехдольного размера (типа марша), в темпе 120-160 ударов метронома в 1 мин. Характер­ное для маршеобразных произведений отчетли­вое подчеркивание сильных долей музыкаль­ного такта рефлекторно активизирует акцен­тирование мышечного усилия в нужной фазе двигательного акта, что существенно повыша­ет коэффициент полезного действия выполня­емых упражнений.

Начальную часть или даже всю первую поло­вину музыки врабатывания составляют из на­иболее интересных и информативных для дан­ного контингента юных слушателей музыкаль­ных произведений — ярких, выразительных, либо новых, с элементами неожиданности, не­вольно притягивающих к себе внимание зани­мающихся. Затем в музыкальную программу планомерно включают несколько менее яркие и уже знакомые слушателям мелодии, не тре­бующие такого пристального внимания. А са­мые последние минуты музыки врабатывания содержат привычные, неоднократно слышан­ные занимающимися инструментальные про­изведения без текстовой информации и, сле­довательно, еще меньше занимающие внима­ние, так что учителю только и остается воздейс­твовать на школьников в соответствии с музы­кальным сопровождением в нужном направле­нии по своему усмотрению.

В итоге занимающиеся нежно, ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной час­ти урока на фоне хорошего настроения, повы­шенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточить­ся на решении главных задач урока и таким об­разом подрывающих его продуктивность.


3. Музыкальная стимуляция урочной деятельности учащихся

Основная часть уро­ка.

По нормативным положениям теории и методики физическо­го воспитания в пер­вой половине основ­ной части урока физи­ческой культуры обыч­но решают наиболее

сложные педагогические задачи. Эти задачи связаны с ознакомлением, детальным анали­зом и разучиванием нового программного ма­териала, обилием устной теоретической инфор­мации и речевых контактов учителя с ученика­ми, что требует от них повышенного рабочего внимания и создает трудности для музыкаль­ного восприятия.

Двигательная деятельность учащихся на дан­ном этапе урока чаще всего ритмически не рег­ламентирована, и применение здесь музыкаль­ного сопровождения неудобно и нецелесооб­разно. Подобная нецелесообразность обуслов­лена также принципом дискретного применения музыки (нужна периодическая передышка, ина­че слушать ее быстро надоест) и фактором по­лезного функционального последействия музы­ки врабатывания, который, исчезая не сразу, а лишь постепенно, будет автоматически подде­рживать повышенный уровень работоспособ­ности занимающихся еще некоторое время. Совершенно иные условия рабочей деятель­ности складываются во второй половине основ­ной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и на­выков. Здесь внимание учащихся становится значительно более свободным, и их волевые усилия направлены не столько на слежение за техническими деталями совершаемых двига­тельных действий, сколько на преодоление на­растающей усталости и потери желания к про­должению интенсивной работы. Устных объяс­нений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает при определенных, заранее задан­ных учителем ритме, темпе и скорости движе­ний. Таким образом, выполняемая работа сно­ва становится весьма удобной для музыкаль­ной стимуляции.

Кроме того, на этом этапе урока в резуль­тате накопления физического и психического утомления, как правило, наблюдается замет­ное снижение работоспособности, и музыкаль­ная активизация деятельности занимающихся становится не только удобной, но и ситуацион­но необходимой.

Появление внешних признаков утомления и явное снижение рабочей активности учащихся могут служить учителю важным условным сигна­лом о необходимости снова обратиться к благо­творной помощи функциональной музыки. На­иболее простым и действенным в употребле­нии это средство оказывается при фронтальном способе выполнения физических упражнений, когда все ученики работают одновременно и синхронно. Вызываемые музыкой положитель­ные эмоции в сочетании с непроизвольной ре­гуляцией ритмики выполняемой работы замет­но снижают ощущение усталости или пресыще­ния и порождают новый живительный всплеск работоспособности.

Разумеется, при практическом использова­нии такого сильнодействующего психофизио­логического средства, каким является функци­ональная музыка, учитель должен обладать раз­витым чувством меры и художественным вкусом и не злоупотреблять ею в слишком больших до­зах, иначе можно всё испортить и результат по­лучится обратный ожидаемому.

Музыкальную стимуляцию деятельности уча­щихся в основной части урока лучше всего при­менять тогда, когда им дается задание выпол­нить какое-либо упражнение, отдельный техни­ческий прием, действие или серию последова­тельных двигательных действий (несколько де­сятков раз подряд или в течение нескольких минут в четко запланированном режиме и с определенной интенсивностью). В зависимос­ти от конкретных педагогических задач прово­димого урока это могут быть ходьба, бег, прыж­ки в длину или в высоту, разнообразные мета­ния, общеразвивающие и специальные упраж­нения без предметов и с предметами, акроба­тические упражнения, простые и опорные гим­настические прыжки, лазание и перелезание. Сюда входят и различные тренировочные уп­ражнения (без сопротивления соперника) в ве­дении, обводке, приеме, подаче, передаче мяча, жонглировании мячом, бросках мяча, ударах по мячу из раздела учебной программы по футбо­лу, волейболу, баскетболу, гандболу и др. Ко все­му этому можно смело добавить совершенство­вание техники включенных в учебную програм­му лыжных ходов, поворотов, подъемов, спус­ков на лыжах и т.д.

Главные задачи функциональной музыки, ис­пользуемой в основной части урока, — замед­лить процесс пресыщения выполняемой работой, сделать данную работу эмоционально при­ятной и незаметно активизировать уставших учащихся. Применяемая для этого музыка долж­на выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику сво­их тренировочных движений. Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой.

Выразительное совпадение основного эле­мента совершенствуемого двигательного дейс­твия с музыкальным акцентом автоматичес­ки усиливает мышечные сокращения в данной фазе двигательного действия и вызывает у за­нимающихся чувство эстетического наслажде­ния. При этом выполняемые движения в значи­тельной мере освобождаются от жесткого, уто­мительного контроля со стороны сознания. Они управляются уже не столько усилиями воли ис­полнителя, сколько приятным музыкальным рит­мом острого динамического характера, обеспе­чивающим гораздо более эффективное реше­ние поставленной учителем конкретной трени­ровочной задачи — развитие специальной быс­троты, ловкости, выносливости и т.д.

Исследования показали, что разумно орга­низованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активнос­ти учащихся даже при значительном утомлении, когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.

Ритмические характеристики произведений лидирующей музыки обусловливаются харак­тером, формой и структурными особенностями стимулируемых двигательных действий и под­бираются по определенным правилам, частич­но уже описанным при объяснении норм ком­плектования музыки врабатывания.

Заранее запланированные педагогом требу­емые параметры четкого, выразительного рит­ма, динамизма, ясности мелодических линий за­кономерно обусловливают характер и направ­ленность функционального воздействия лидиру­ющей музыки на организм занимающихся и уро­вень не прямого, а опосредованного возбужде­ния их психической и физической активности.

При составлении программ лидирующей му­зыки целесообразно подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентировани­ем сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.

Сильные доли музыкального такта подчер­киваются ритмической остановкой или энер­гичным дроблением длительности, вступлени­ем новой гармонии, акцентом громкости, глу­боким басом, мелодической вершиной. Учите­лю физической культуры это важно знать пото­му, что сильная доля такта в музыкальном ак­компанементе подсознательно связывается за­нимающимися с нарастанием мышечного уси­лия и выдохом, а слабая доля такта — с ослаб­лением мышечного усилия и вдохом. Это являет­ся весьма существенным элементом в процессе непроизвольной психофизиологической стиму­ляции двигательных действий человека.

Ощущение сильной доли в воспринимаемой музыке, развитие собственного мышечного на­пряжения и подключение оптимальной фазы дыхательного акта при выполнении физичес­ких упражнений настолько тесно функциональ­но взаимосвязаны, что, например, боксер едва ли сможет нанести мощный удар на слабой доле музыкального сопровождения и на вдохе. Сам того не сознавая, он будет стремиться приуро­чить свой удар к сильной доле музыкального ак­компанемента и свяжет его с акцентированным коротким выдохом. Подобная координация ха­рактерна и для других акцентированных физи­ческих упражнений или силовых действий, вы­полняемых с музыкальным сопровождением.

Таким образом, функциональная музыка вре­менно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда утомитель­ных обязанностей и способствует непроизволь­ному становлению наиболее рациональной тех­ники движений.

Музыкальные темпы подбирают в зависи­мости от задаваемого учащимся темпа рабо­ты и ритмического рисунка выполняемых дви­гательных действий.

Содержание и дозировка лидирующей музы­ки зависят от педагогических задач, решаемых в указанное время, специфики используемого программного материала и особенностей ос­новной двигательной деятельности учащихся.

Так, на уроках, где запланированы цикли­ческие упражнения (более или менее продол­жительный бег требуемой интенсивности, раз­нообразные способы и режимы передвижения на лыжах, коньках, роликах и т.д.), лидирующая музыка используется для стимуляции этих ос­новных (для данного урока) видов двигатель­ной деятельности учащихся.

При занятиях ациклическими или смешанны­ми видами спорта музыкой стимулируют лишь поддающиеся определенной ритмизации мно­гократные тренировочные повторения задава­емых учителем частных элементов основной де­ятельности: ведение или передачи мяча в бас­кетболе, футболе, гандболе; прыжки со скакал­кой в гимнастике; броски, сваливания, сбива­ния и переводы несопротивляющегося партне­ра в различных видах борьбы и т.п.

Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-ми­нутного урока физической культуры составляет 10-12 мин. при занятиях циклическими вида­ми спорта и 6-8 мин. при занятиях ациклическими или смешанными видами спорта. На сдво­енных 90-минутных уроках, скажем, по лыжной подготовке, эти дозы соответственно корректи­руются в сторону увеличения.

Наиболее целесообразно применять лиди­рующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжи­тельным и скучным выполнением несложных по структуре однообразных движений циклическо­го характера: спортивная ходьба, бег на сред­ние и длинные дистанции, лыжные гонки, ско­ростное плавание и т.д. По законам физиоло­гии, двигательная деятельность такого рода ста­новится более качественной и гораздо меньше утомляет, если свободное внимание занимаю­щихся не сосредотачивается на уныло выпол­няемой работе, а отвлекается каким-нибудь по­бочным раздражителем слабой или умеренной интенсивности.

Поэтому для достижения желаемого рабоче­го эффекта включаемые в программу лидирую­щей музыки произведения должны характери­зоваться не чрезмерно высокой, а лишь умерен­ной яркостью и увлекательностью, чтобы зани­мающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая, по сравнению с захватывающей музыкой.

На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания и выполня­емые двигательные действия требуют система­тической сознательной корректировки в зави­симости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры, единоборства, сложные упражнения на «трудных» гимнастичес­ких снарядах и т.п.), применять музыкальное со­провождение чаще всего рискованно и неце­лесообразно.

В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая здесь музыка не должна быть агрессивной по отношению к вни­манию занимающихся. Для активизации работ подобного типа необходимо подбирать не толь­ко нравящиеся слушателям, но и уже хорошо из­вестные им инструментальные произведения, которые не вынуждают специально к ним при­слушиваться или задумываться над смысловым содержанием. Функциональная музыка в дан­ном случае должна создавать лишь общий зву­ковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.


Заключительная часть урока

Каждый ак­тивно проведенный урок физической культуры закономерно вызывает у учащихся значитель­ные сдвиги в функциональном состоянии не­рвной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыха­тельной и других систем организма. Занимаю­щимся бывает очень трудно самостоятельно по­гасить свое излишнее возбуждение и переклю­читься на дальнейшую учебную деятельность. Для организованного снятия физических и психоэмоциональных напряжений и планомерного перехода организма к относительно спокойному состоянию в официальной структуре урока фи­зической культуры предусмотрена заключитель­ная часть продолжительностью около 5 мин.

Однако педагогическая практика показыва­ет. что нередко этой 5-минутки может не хва­тить и учащиеся после непродолжительной пе­ремены приходят на следующий по расписанию урок в слишком возбужденном или даже взвин­ченном состоянии, не позволяющем им сра­зу же эффективно включиться в учебную рабо­ту по другому предмету. В результате учителям-предметникам приходится, поминая недобрым словом своих коллег, довольно продолжитель­ное время затрачивать на утихомиривание, ус­покоение и переключение внимания учащихся на свой урок, что ощутимо подрывает продук­тивность данных уроков.

Таким образом, вместо ожидаемого повыше­ния учебной работоспособности учащихся урок физической культуры может дать прямо проти­воположный эффект. А это противоестествен­но и недопустимо!

Согласно требованиям теории и методи­ки физического воспитания в заключительной части урока физической культуры учитель обя­зан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физического и эмоционального воз­буждения учащихся, а также создать благопри­ятные условия для успешного протекания вос­становительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учеб­ной, производственной, общественной или иной деятельности.

С этой целью обычно используют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмичес­кие и танцевальные упражнения, мерно пов­торяющиеся упражнения на расслабление, ды­хательные упражнения и т.п. Рабочие характе­ристики всех этих упражнений легко поддают­ся необходимым музыкальным корректиров­кам. Следовательно, для прикладного использования функциональной музыки здесь склады­ваются благоприятные условия, и перед учите­лем открывается еще одна перспективная воз­можность повышения плодотворности проводи­мых им уроков.

Учитывая основное функциональное назна­чение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назо­вем их успокаивающей музыкой.

Главные задачи успокаивающей музыки — помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и других состязатель­ных действий, проводимых ближе к концу основ­ной части урока), снять утомление, содейство­вать более эффективному решению других за­дач заключительной части урока, а также спо­собствовать освобождению центров двигатель­ной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.

Необходимый положительный результат до­стигается путем заранее спланированной не­произвольно расслабляющей ритморегуляции выполняемых движений и ненавязчивого пе­реключения внимания учащихся на новый эмо­ционально привлекательный раздражитель, об­легчающий переход к следующему по учебному расписанию уроку. В программу успокаивающей музыки вклю­чают нравящиеся данному контингенту слуша­телей песни или инструментальные пьесы не­жной, оптимистической окраски. Изредка их по­лезно сочетать с мелодиями задумчивого, грус­тного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротвореннос­ти слушателей.

Продолжительность звучания успокаиваю­щей музыки обычно колеблется от 3 до 5 мин., исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявля­емым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии медленных вальсов. Это свя­зано с тем, что обыкновенно выполняемые в за­ключительной части урока неторопливые, сво­бодные, «закругленные» движения успешно уп­равляются плавной, спокойной музыкой с так­товым размером 3/4. Например, при традици­онно применяемых в это время различных мо­дификациях неспешной ходьбы в сочетании с упражнениями на расслабление скелетной мус­кулатуры напевная, лирическая музыка вальса или вальсообразных мелодий подсознательно вызывает у занимающихся спокойные, замед­ленные движения рук и туловища, плавный, без излишней резкости, толчков или задержек шаг. Выполняемые под такую музыку шаги заметно смягчаются (без обычных прилагаемых к этому волевых усилий), возбужденные и энергичные движения рук сменяются непроизвольным, ус­покоенным покачиванием вперед-назад. Глубже и реже становится дыхание, рефлекторно сни­жается излишнее напряжение скелетной муску­латуры. Характерные для музыкальных произве­дений данного жанра лирико-поэтическая выра­зительность, плавность и пластичность непро­извольно формируют внешнюю красоту, изящ­ную непринужденность и раскованность выпол­няемых занимающимися движений.

Обычно учащимся очень нравится слушать естественные звуки природы. Правда, во избе­жание возможного пресыщения, подобные «де­ликатесы» целесообразно использовать не ре­гулярно, а эпизодически, не чаще одного-двух раз в месяц, по окончании выполнения дви­гательных и дыхательных упражнений на рас­слабление.

Слушать умиротворяющие голоса природы лучше всего в состоянии комфортабельного мы­шечного покоя при волевой заторможенности остальных чувств. Для этого следует предложить занимающимся максимально удобно сесть или лечь в подходящем месте на спину, закрыть гла­за, расслабиться, отвлечься от связанных с уче­бой или других мыслей и переживаний. А затем беспрепятственно отдаться наслаждению звуко­вой гармонией и порождаемым его приятным ощущениям, мысленно представив себя без­мятежно отдыхающим в живописном уголке на лоне прекрасной природы.

Кратковременное восприятие этих или других произведений успокаивающей музыки в опи­санных условиях комфортабельного пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях цент­ральной нервной системы, что, по законам фи­зиологии, способствует значительно более пол­ному расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.

Таким образом, успокаи­вающая музыка закономерно повышает коэф­фициент полезного действия не только учебного процесса, но и помогает проделывать большой объем работы с экономной тратой времени и сил на 30%, обеспечивает комфорт и благополучие центральной нервной системы школьника.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Рыжов Владимир Николаевич

Дата: 18.02.2017

Номер свидетельства: 393071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства