Методическая разработка «Туристическая игротека» в рамках школьного дня здоровья
Методическая разработка «Туристическая игротека» в рамках школьного дня здоровья
Актуальность проблемы оздоровительных мероприятий для детей обусловлена широким распространением среди учащихся общеобразовательной школы нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности, повышенной заболеваемостью и неадекватной реакцией на учебные нагрузки. Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности.
Основная цель разработки повысить двигательную активность учащихся, продолжить формирование понятия здоровый образ жизни, приобщать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формировать личность ребенка средствами совместной деятельности в классном коллективе, формировать необходимый комплекс туристских знаний, умений и навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Туристическая игротека» в рамках школьного дня здоровья»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Людиново Калужской области
Методическая разработка
«Туристическая игротека»
в рамках школьного дня здоровья
учителя физической культуры
Голоуховой Елены Михайловны
Людиново 2015г.
Содержание
Предисловие
3
Положение о проведении соревнований «Туристическая игротека»
в рамках школьного дня здоровья.
5
Программа проведения соревнований «Туристическая игротека»
в рамках школьного дня здоровья для учащихся 5 – 11классов.
7
Выводы
10
Литература
11
Дополнения
12
Предисловие.
Актуальность проблемы оздоровительных мероприятий для детей обусловлена широким распространением среди учащихся общеобразовательной школы нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, физического развития, двигательной подготовленности, повышенной заболеваемостью и неадекватной реакцией на учебные нагрузки. Так, выявлено, что ослабленный ребенок характеризуется пониженной ежедневной двигательной активностью, что, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно-мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость, снижение умственной работоспособности.
Основная цель разработки повысить двигательную активность учащихся, продолжить формирование понятия здоровый образ жизни, приобщать детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формировать личность ребенка средствами совместной деятельности в классном коллективе, формировать необходимый комплекс туристских знаний, умений и навыков.
Основные задачи проекта:
Укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни;
Широкая пропаганда, развитие туризма и краеведения как одного из средств
нравственного воспитания и физического развития школьников;
Формирование необходимого комплекса туристских знаний, умений и навыков;
Повышение мастерства и выявление сильнейших туристических коллективов школы.
Туристские соревнования являются праздниками на природе и проводятся с целью привлечения школьников к занятиям спортивным туризмом.
В нашей школе в рамках ежегодной «Всероссийской недели здоровья» проводится день здоровья. Наша школа является неоднократным призером районных и областных конкурсов на лучшую туристко-краеведческую работу. Среди многообразия дел данного направления наибольшей популярностью пользуется общешкольный день здоровья в форме туристического слета.
Такие мероприятия играют важную роль в формировании личности и всестороннем развитии ребёнка. Развитие коммуникативных навыков, гибкости мышления, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной деятельности, способствуют технико-тактические задания. Туризм обладает большим воспитательным потенциалом: он способствует становлению силы воли, трудолюбия, целеустремлённости, взаимовыручки, ответственности.
Туристские дни здоровья включают в себя несколько видов спортивного туризма и конкурсы. Конкурсы могут быть самыми разнообразными в зависимости от поставленных задач. Например, конкурс туристской и самодеятельной песни, стенгазет, самоделок, фотографий, краеведов и др. В зависимости от состава участников соревнованиямогут проводиться на сложных и простых дистанциях по видам: техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, ориентирование, соревнования по туристским навыкам. Дистанции на соревнованиях состоят из этапов: технически сложных, технически простых, этапов без физической нагрузки, этапов проверки начальных туристских навыков. Туристские дни здоровья позволяют раскрыться и творческим способностям учащихся.
Работа осуществляется с учащимися 2-11 классов. Команды, от каждого класса, формируются из состава учащихся класса. В состав команды входят все учащиеся класса, исключением является не участие освобожденных в этапах с проявлением большой физической активности. Команды выбирают себе командиров.
Реализуют разработанный проект, участвуют в разработке, организации, проведение и судействе каждого его этапа после подготовки, инструктажа и беседы во избежание ошибок и конфликтных ситуаций, учителя физкультуры, ОБЖ, свободные учителя-предметники, медицинский работник.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении соревнований «Туристическая игротека»
в рамках школьного дня здоровья.
Цели и задачи:
Формирование навыков туристической подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности.
Способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных со спортивным воспитанием школьников в рамках туристических дней здоровья.
Привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям спортивно-прикладными видами спорта.
Психологическая подготовка к преодолению трудностей, выработка навыков действия в экстремальных ситуациях.
Широкая пропаганда, развитие туризма и краеведения как одного из средств
нравственного воспитания и физического развития школьников;
Время и место проведения:
Соревнования "Туристическая игротека" проводится 22 сентября 2015 года на территории лесного массива района "Вербицкая".
Сбор участников у входа в школу.
9.30 - 11а
11.20 - 6б
9.40 - 11б
11.30 - 6в
9.50 - 10а
11.40 - 6г
10.00 - 10б
11.50 - 7а
10.10 - 9а
12.00 - 7б
10.20 - 9б
12.10 - 7в
10.30 - 9в
12.20 - 8а
10.40 - 5а
12.30 - 8б
10.50 - 5б
12.40 - 8в
11.00 - 5в
12.50 - 8г
11.10 - 6а
Передвижение в колонне по пересеченной местности с соблюдением ТБ до места соревнований.
Условия проведения:
Обязательное снаряжение для команд: спортивная форма, и обувь.
Рекомендуемое снаряжение для команд: фотоаппарат, скотч (обычный или двухсторонний), ножницы, картон или плотная бумага, ручки, карандаши или фломастеры, лист формата А3.
Руководство соревнованиями:
Общее руководство, организацию и проведение слета осуществляет школьный штаб. Состав школьного штаба: учителя физической культуры и ОБЖ, учителя предметники, учителя-организаторы, медсестра школы. Ответственность за организацию и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры.
V. Участники соревнований:
В школьных соревнованиях принимают участие туристические группы 5 – 11 классов, участвует весь класс (в спортивных видах не принимают участие школьники, освобожденные от уроков физкультуры). Возглавляет команду классный руководитель. Заявки подаются в штаб слета за один день до начала соревнований, подписанные физоргом класса и классным руководителем (Приложение 8).
Участники соревнований обязаны:
1. Знать программу соревнований и правила их проведения.
2. Беспрекословно выполнять приказы командира команды, членов штаба. Обращаться в штаб только через капитана команды.
3. Соблюдать правила дорожного движения при пересечении дороги и правила поведения в лесу.
4. После завершения соревнований оставить место своего бивака в образцовом порядке.
V. Программа соревнований:
Прилагается (все конкурсы и соревнования проводятся одновременно по параллелям).
VI. Определение победителей и награждение:
Победителем в комплексном зачете является турколлектив набравший наименьшую сумму мест – очков в программе соревнований.
Команда, занявшая 1 место награждается кубком и дипломом 1 степени. Команда, занявшая 2 – 3 места награждаются дипломами соответствующих степеней.
Оргкомитет
ПРОГРАММА
проведения соревнований «Туристическая игротека»
в рамках школьного дня здоровья для учащихся 5 – 11классов.
Перед началом соревнований, проводится инструктаж по технике безопасности с участниками команд (Приложение 1).
Программа мероприятия (перечень этапов на дистанции):
1. Сбор участников возле школы.
2. Прохождение этапов участниками игры по системе "Ралли".
2.1. Основные этапы игры.
1. Медицина. Получение вопросов викторины и маршрутного листа передвижения.
Команда получает задание по оказании первой медицинской помощи и транспортировки пострадавшего. Оценивается грамотная работа на этапе.
Далее, команда получает список из вопросов, на которые команда должна самостоятельно найти ответы за время передвижения на второй этап (Приложение 2). Здесь же команды получают маршрутные листы движения и задание (Приложения 3,4).
2. Викторина.
Команда должна ответить на вопросы викторины, ответы на которые они искали заранее. Каждый не правильный ответ оценивается одним баллом штрафа.
По выполнению данного задания команда получает пазлы карты, с маршрутом движения и собирают ее (Приложение 5). Так же команда получает список международных «Знаков спасения», которые должна выучить до следующего этапа (Приложение 6).
3. "Знаки спасения".
Команда отдает судье ранее полученные записи, и по команде судьи выкладывает на земле озвученный им знак, размером не менее 2х2 метра, используя любые подручные средства. Считается время выполнения задания.
4. "Песня"
На этапе команде предлагается "Ромашка", на лепестках которой указаны темы туристических песен (о дружбе, о любви, о походах и т.д.). Капитан выбирает один "лепесток" ромашки, и на выбранную тему команда должна пропеть 10 туристических песен. Время на этапе 10 мин.
5. Полоса препятствий.
За 10 минут контрольного времени наибольшее количество участников команды должно пройти комплекс из четырех заданий.
Перечень заданий:
- преодоление вертикального маятника (участник должен перелететь через овраг, не заступая за контрольные линии);
- пролезание в петли (участники пролезают в петли завязанные на веревке на протяжении 10 метров);
- преодоление низкой паутинки (преодолеть этап не задев веревки, за каждое касание участник получает штраф 1 балл)
- преодоление высокой паутинки (участник должен перебраться на противоположную сторону не коснувшись земли).
Учитываются штрафы на этапах за неправильное их прохождение, быстрота и слаженность команды и количество человек, выполнивших все 4 этапа.
6. «Азимут на предмет».
На старте этапа команда получает несколько азимутов, и по ним выполняет поиск необходимого объекта, номер которого сообщает судье. За неправильное определение объекта команда получает 5 штрафных баллов.
7. «Снайперы».
Каждый участник команды, по очереди, выполняет бросок набивным мячом весом 1кг в обруч, подвешенный между деревьями. Считается максимальное количество попаданий командой в обруч за 5 минут.
8. «Топографические знаки» (Приложение 7)
Капитан команды получает карточку, на которой изображены топографические знаки. Возвращается к классу, за контрольное время – 10 минут, необходимо записать названия топографических знаков. За каждый неправильный ответ команда получает штрафное очко.
9. "Бивуак"
Конкурс "Бивуаков" проводится на финишной поляне. Команде дается 1,5 часа на организацию досуга и перекуса после дистанции. За хорошую организацию команда получает минус 5 штрафных баллов, набранных на дистанции.
2.2. Условия проведения и определения победителя.
Этапы проходятся один за другим, по времени указанному в маршрутном листе.
Между этапами команды передвигаются, не нарушая тишины, с интервалом между участниками не более 1метра. Судья, заметивший нарушение правил игры, начисляет команде штрафные баллы, за каждое нарушение по 3 балла.
Каждая команда проходит контрольные пункты в порядке указанном на карте (передвижение допускается только шагом, возможно быстрым). После выполнения задания, команда передвигается на следующий пункт (согласно карте). Задания на этапе выполняются строго по времени, указанному в маршрутном листе. После опоздания ко времени начала этапа команда движется к следующему этапу, пропуская этот.
Команда, набравшая меньше штрафов или выполнившая задание за наименьшее время становится победительницей на этом этапе. На каждом этапе командам проставляются места, затем они суммируются, и по ним выявляется команда победительница. Команды, не прошедшие какой-либо из этапов, занимают места после команд, которые прошли все этапы.
Победители и призеры, по итогам игры, награждаются дипломами разных степеней.
Выводы.
Ценность разработанной и примененной на практике туристско-комбинированной игры на местности «Туристическая игротека» для учащихся 5 - 11 классов заключается в том, что достижение цели, связанной с проявлением физических и психических усилий доставляет учащимся чувство радости, удовлетворения, порождает желание предельно раскрыть свои способности. Как известно педагогика принимает лишь ту игру, которая отвечает решению воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Необходимо строгое соответствие игр психофизиологическим особенностям детского организма. При этом условии обеспечивается укрепление здоровья, развивается интерес детей к игре.
Наличие полезного двигательного содержания в игре ведет к повышению уровня физического развития. Методическая разработка содержит разнообразие игровых комплексов, позволяет каждому участнику игры найти что-то свое, близкое по душе и физическим возможностям. Короткие временные отрезки, выделенные для преодоления естественных препятствий, не вызывают физического утомления.
Статистика, исследования, наблюдения свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.
Данный опыт работы позволяет систематизировать накопленные практические и теоретические знания в области туризма в школе.
Все задачи данной работы и поставленную перед собой цель считаю выполненными.
Литература
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., ЦДЮТур России, 1997.
2. Васильков Г.А. Значение и место игры в физическом воспитании, От игры к спорту
Г.А.Васильков, В.Г.Васильков, Москва «Физкультура и спорт», 2005. – 120с.
3. Видякин М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры/ авт.-сост. М.В. Видякин. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.
4. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации/ В.Г. Волович. – М., 1990. – 124с.
5. Захаров П.П. Первая доврачебная помощь при травмах и заболеваниях, Школа альпинизма. /П.П. Захаров, Т.В. Степенко Москва, «Физкультура и спорт», 2009 – 463с.
6. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.: Физкультура и спорт, 1985.
7. Коротков И.М. Игры как потребность человека, Подвижные игры в занятиях спортом /И.М.Коротков Москва. Физкультура и спорт, 2006. – 213с.
8. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат.
9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М..: ЦДЮТур, 1997.
10. Смирнов Н.К. Проблема организации физической активности учащихся, профилактика гиподинамии. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов, М. АРКТИ,2006,-272с. (Метод.биб-ка).
12. «Физическая география» начальный курс. – атлас 6 класса «Картография», Москва, 1990. – 21с.
Дополнения
ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ
1
Веревка: 20м
40м
10м с узлами для маятника
4 шт.
1 шт.
1 шт.
2
Носилки
1 шт
3
Компас
2 шт
4
Фишки
20 шт
5
Планшет, шариковая ручка, секундомер
на каждого судью
6
Аптечка
1 шт
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка «Правила безопасности»
Каждый участник обязан выполнять следующие правила безопасности:
Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.
Строго соблюдать правила дорожного движения:
- при движении вдоль дороги из строя не выходить;
- идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;
- при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.
3. При движении находиться в составе группы.
4. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.
5. В лесу горящих спичек не бросать, костры не разжигать.
6. На деревья без разрешения руководителя не залезать.
7. После ухода с бивуака оставить чистым место отдыха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Викторина.
Вашей группе надо пройти участок пути вдоль шоссе. Где безопаснее идти?
а) навстречу транспорту по левой стороне;
б) по ходу транспорта по правой стороне;
в) часть группы идет по правой стороне, часть – по левой, чтобы не было толпы.
Если группа идет вдоль шоссе, то надо:
а) идти всем вместе строем;
б) идти с большим интервалом между участниками, растянуться вдоль шоссе;
в) идти плотной группой, взявшись за руки.
Группе надо перейти шоссе с оживленным движением. Как это лучше сделать?
а) каждому самостоятельно перейти дорогу;
б) всем вмести идти одной группой; в) всем вместе идти одной шеренгой;
г) всем вместе идти строем по одному.
Вы ищите место для ночлега в летнее м походе. В первую очередь оно должно быть:
а) рядом с водой;
б) рядом с дровами;
в) Подальше от людей.
Воду из ручья можно пить, если она:
а) прозрачная;
б) мутная;
в) на поверхности пена; г) на поверхности мусор (хвоя, ветки)
Если вы увидели змею, что лучше:
а) громко кричать;
б) тихо уйти не привлекала внимание;
в) топая ногами дать ей уползти.
Как лучше завалить дерево толщиной свыше 20 см.
а) спилить
б) срубить
в) раскачать руками
Если при спиливании дерева оно начало падать, надо:
а) руками толкать его в нужную сторону;
б) отойти подальше;
в) отклонять в сторону деревья, растущие на пути падения.
Как безопаснее рубить сучья у лежачего дерева?
а) стоять на той же стороне ствола, где и ветки;
б) стоять на другой стороне от веток;
в) дерево должно находиться между ног.
На месте вашего лагеря (около палаток) много сухостойных деревьев. Что с ними стоит делать?
а) спилить все;
б) оставить их в запас;
в) перенести лагерь в другое место.
На каком расстоянии от деревьев должен быть костер?
а) 1 м;
б) 3 м;
в) 5 м.
Ответы на вопросы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. А
11. В
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Маршрутный лист 11 А
№ этапа
Время начала работы на этапе
Время окончания работы на этапе
Штрафы
Подпись судьи
1
9.30
9.40
2
10.10
10.20
3
10.30
10.35
4
10.40
10.45
5
10.55
11.10
6
11.15
11.20
7
11.30
11.40
8
11.45
11.50
9
12.00
13.30
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание 1 этапа.
Вы получили маршрутный лист с указанием времени движения по дистанции и времени работы на каждом этапе. Будьте внимательны, не опаздывайте на следующий этап. В случае опоздания, данный этап для вашей команды закрыт, и открыт уже для следующей команды.
Если вы приходите на этап раньше, вы ждете время вашего старта.
Так же, вы получили вопросы викторины, ответы на которые вы должны найти любыми способами до следующего этапа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Спасательные сигналы, подаваемые жестами, заметны для низколетящих самолетов и вертолетов, а также близко проходящих судов. Для большей заметности с воздуха лучше соорудить спасательные сигналы на земле достаточных размеров. Это могут быть знаки на песке, на снегу, яркие, порезанные лоскуты от парашюта, яркой ткани и.т.д. Ниже приведены спасательные сигналы, подаваемые летчиками при авиационном крушении.
Международная таблица сигналов бедствия, подаваемых с земли.
Расшифровка сигналов бедствия:
1 - нужен врач
2 - необходимы медикаменты
3 - не можем дальше двигаться
4 - Необходима вода и еда
5 - Необходимо оружие и боеприпасы
6 - Необходимы карта и компас
7 - Нужа сигнальная лампа и батареи
8 - Укажите направление к спасению
9 - Мы двигаемся в этом направлении
10 - Пробуем взлететь
11 - Самолет поврежден
12 - Здесь безопасная посадка
13 - Необходимо масло и пища
14 - Все в норме
15 - Нет
16 - Да
17 - Не понял
18 - Необходим инженер
19 - мы нашли всех людей
20 - Судно повреждено
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
Отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров:
1) хвойные; 2) лиственные
Небольшие реки и ручьи
Узкие полосы кустарников и живые изгороди
Церкви
Шоссе: 5-ширина покрытой части, 8-ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах, Б-материал покрытия