Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры (Выступление на кафедре физической культуры и эстетики)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры (Выступление на кафедре физической культуры и эстетики)
Прогрессивные изменения в современном обществе нуждаются в формировании личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Это является главной целью развития школьного образования. Целью образования в области физической культуры является формирование физической культуры личности, то есть устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры (Выступление на кафедре физической культуры и эстетики) »
Выступление на кафедре физкультуры
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
КУДРЯШОВ А.В
г. ТАМБОВ, МОУ лицей № 6
2010
Прогрессивные изменения в современном обществе нуждаются в формировании личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Это является главной целью развития школьного образования. Целью образования в области физической культуры является формирование физической культуры личности, то есть устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Исходя из этого, школа ориентируется на решении следующих задач:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта оздоровительными физическими упражнениями, жизненно важными двигательными умениями и навыками;
освоение знаний роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Модернизация образования требует дополнительных усилий, поскольку остро назрела проблема здоровья людей, в школе же появился термин «оздоровительные технологии». Главный исполнитель – учитель – должен быть готов к введению таких инноваций. Успешность учителя имеет место, если :
учитель умело использует различные способы понимания психофизиологического состояния ученика, в том числе владеет методом диагностики состояния его здоровья, а в школе создаются условия для оздоровительной деятельности;
учитель готов к постоянной работе над собой по совершенствованию личностных качеств, открыт новому знанию;
учитель умеет критически мыслить и творчески действовать.
Оздоровительные технологии направлены на решение проблем связанных с заботой о здоровье учащихся. В них выделяют два подхода:
Первый – здоровье сберегающий подход направлен на то, чтобы максимально предотвратить действия на организм школьника заведомо неблагоприятных влияний.
Второй – здоровье укрепляющий подход направлении на стимулирующее физическое и психическое развитие школьников. В данном случае предполагается систематическое воздействие на организм школьника, регулярных специально организованных педагогических нагрузок, способствующих физическому и психическому развитию человека.
Успешное внедрение оздоровительных технологий в учебный процесс может состояться только при взаимодействии учителя, администрации, пед коллектива, медработника, психолога, учеников, родителей, шефствующих организаций.
Здоровье сберегающие технологии все понимают по-своему. Одни внедряют обучающую программу (уроки здоровья), другие организуют соревнования классов, третья используют универсальную программу, четвертые ограничиваются закаливающими процедурами и витаминными салатами.
Важно помнить главное: здоровье это больше чем просто отсутствие болезни и работу в этом направлении надо вести педагогическими методами. У данной деятельности есть несколько направлений:
Исходя из большой педагогической практики, я пришел к выводу, что вся работа по физическому воспитанию в школе должна начинаться с анализа работы за прошлый учебный год, чему я уделяю большой внимание на протяжении последних восьми лет. Этот документ позволяет видеть уровень физического развития и подготовленности учащихся, уровень заболеваемости, уровень достижений школы, а отсюда и планировать свою работу на новый учебный год с учетом полученных показателей.
Большую помощь в решении поставленных мною на учебный год задач помогает решать диагностика, которой занимаюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности. Причем, зная сколько времени требуется на ведение диагностики, не надо изобретать велосипед. Самый простой способ, взять за основу президентские тесты. В них отражены параметры основных физических качеств ученика, они оцениваются в начале и конце учебного года и по ним можно судить о развитии физической подготовленности учеников класса, школы, а также по отдельным физическим качествам.
Почему я уделяю этому большое внимание? Потому что на основе тестовых знаний я делю своих учеников на три группы по физической подготовленности. Если судить по президентским тестам, а их 6, то исходя из пятибалльной оценки ученики, набравшие 25-30 баллов, это сильная группа. 20-25 баллов – средняя группа. Ниже 20 баллов – слабая группа.
Многолетняя практика показала, что методика работы рассчитана на среднего ученика, что приводит к стандартности урока физической культуры, снижает интерес к нему у школьников. При осуществлении дифференцированного обучения урок проводится по общепринятой структуре. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки, в некотором изменении содержания учебного материала в каждой из частей урока и методике обучения. При этом соблюдается главное, для слабо подготовленных ребят подбирается более простые подводящие и подготовительные упражнения и в несколько большем объеме, чем для сильных учеников.
Детям с пониженной работоспособностью постепенно увеличиваю физическую нагрузку, пауза отдыха между повторениями заданий делаю более частыми и длительными. Для каждой группы готовлю карточки заданий, в которых учитываю дозировку и паузы для отдыха. Все это позволяет организовать работу детей в основной, подготовительной и специальной медицинской группе с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные умения и навыки. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью. Для повышения эмоциональности уроков использую музыкальное сопровождение. Занятия организую фронтальным и групповым методом, наиболее эффективным показал поточно-групповой метод. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему. Куда входит тщательно продуманные объяснения учебного материала, постановка задач в последовательности реализации и решении, разъяснения сущности двигательных действий. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному. Учитель физической культуры как никто другой должен быть готовым работать не по запланированному сценарию, а начинать урок исходя из наличия места для занятия, наличия спортинвентаря, количества учащихся, их готовности к уроку, погодных условий и эмоциональному настрою. А это зависит от профессионализма учителя. При проведении уроков я использую различные варианты. Предпочтение отдаю соревновательному методу. У меня всегда под рукой большое количество мелкого инвентаря, гимнастические палки, скакалки, теннисные и набивные мячи, гантели.
Большое значение придаю самостоятельным занятиям учащихся. Этому отдаю часть уроков по общефизической подготовке. Самостоятельная деятельность учащихся позволяет оценить возможность учащихся самим строить учебный процесс под руководством учителя. Самим определять уровень нагрузки и отслеживать ее по специальной таблице «Пульсовой нагрузки на уроке».
В ходе каждого урока решаю оздоровительные задачи. Это – одежда занимающихся, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки. Юношам даю упражнения с прикладной направленностью для формирования волевых качеств, реализуя связь физической культуры с начальной военной подготовкой. Для силовой подготовки к службе в армии я использую силовые тренажеры в тренажерном зале.
Считаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке каждому ученику. Итоговые в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения учебного материала. При этом при выставлении оценки оставляю за учеником право доказать обоснованность той или иной оценки.
Для оценки физической подготовленности учащихся на протяжении многих лет веду специальные книги учета и контроля, в которых фиксирую показатели учащихся. Это позволяет постоянно отслеживать результативность учащихся на уроках и городских соревнованиях. Что касается здоровьесбережения, то на уроках с соответствующим содержанием, формирую представление о физическом развитии и здоровом образе жизни, обучаю самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Ребята ясно видят связь предмета физическая культура с сохранением их здоровья и нормальным физическим здоровьем в дальнейшем.
Много внимания уделяю созданию спортивной базы лицея. В лицее 2 спортивных зала, лыжная база на 90 пар лыж, малый спортивный зал (6×15) для начальных классов, тренажерный зал.
Организую спортивные соревнования, занятия в спортивных секциях, Дни здоровья, проводил олимпиаду по физкультуре в старших классах .Мои ученики постоянно принимают участие в городских, областных соревнованиях, конкурсах, эстафетах, спартакиадах, смотрах.
Да, мы помним 90-е годы, спад в экономике и ухудшении здоровья детей. Разрушение материально-спортивной базы школы из-за низкого финансирования. Помним о том, что курение в конце 80-х в школах почти было искоренено, а сейчас почти 30% школьников курят. Однако, последние годы вселяет уверенность, что ситуация меняется на примере школы. Одной из приоритетных направлений школы о сохранении здоровья детей. Результатом ее реализации является значительное снижение пропусков уроков по болезни, увеличение доли учеников с высоким и средним уровнем физической подготовленности, уменьшением количества учеников с хроническими заболеваниями. Снова вводится утренняя зарядка как организующее начало, вводятся учебники по физической культуре.
Основная задача школы формирование гармонично развитой личности как умственно, так и физически, в настоящее время не выполняется. На лицо большой крен в сторону умственного развития и игнорирования физического воспитания. Нынешняя школа в основном контролирует и несет ответственность за знания, получаемые учащимися и практически, не отвечает за их здоровье, возлагая заботу о нем на родителей и медиков. И это происходит потому, что спроса за здоровье выпускников школы нет.
У государства не находится средств активно пропагандировать в средствах массовой информации здоровый образ жизни. Ученик выходит в самостоятельную жизнь в большинстве своем с маломощным, изнеженным организмом, имея в лучшем случае отрывочные сведения о том, как за ним ухаживать и главное без сформированной привычки это делать. Только физическая культура и спорт, на любительском уровне позволяют решать задачу сохранения и укрепления здоровья человека.