Воспитывать чувство любви к людям, уважение к истории России
Методы:
Словесные: беседа, объяснение, инструктаж.
Наглядные: демонстрация, показ.
Практические: коллективная, групповая и самостоятельная работа.
Оборудование:
- 2 скакалки,
- 4 обруча,
- 2 мяча,
- 2 кубика,
- 2 корзины,
- мячи для метания (по кол-ву человек)
- магнитофон, фонограммы,
- секундомер
Дидактический материал:
- демонстрационный материал
1. плакат с правилами отгадывания ребусов,
2. карточки с ответами на кроссворд
- раздаточный материал
1. листы с ребусами и кроссвордом,
2. листы с изображением орбит планет и карточки с названием планет,
3. стаканчики с водой и таблетки аспирина (одна целая и одна растолченная),
4. листы с зашифрованными объектами солнечной системы
5. контейнер с мукой и пластилин,
6. 2 воздушных шарика и 2 маркера.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
1. Организационный блок
- Приветствие детей в кругу;
- Знакомство с детьми (игра «Имена и ассоциации»).
2.Конструирующий блок
2.1. Подготовительный этап:
- игра «Снежный ком» и деление ребят на 2 команды,
- беседа о дне космонавтики и о первом человеке, побывавшем в космосе;
2.2. Основной этап:
- эксперимент №1;
- беседа о качествах космонавта;
- повторение понятия ребус и закрепление правил разгадывания ребусов,
- задание «Разгадай кроссворд»,
- конкурс «Эстафета»,
- задание «Планеты солнечной системы»
- задание «Шифр»,
- беседа о Луне,
- эксперимент №2,
- загадки про космос,
- Конкурс капитанов «Творчество»
3.Итоговый блок
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный блок
- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение?
- Давайте познакомимся.
Дети выстраиваются в круг, проводится игра «Имена и ассоциации».
- Очень рада с вами познакомится.
2.Конструирующий блок
2.1. Подготовительный этап:
- А теперь, давайте поиграем! Игра называется «Снежный ком».
- Сейчас я буду читать стихотворение, в конце которого назову какую-то цифру. Вам нужно внимательно слушать и как только услышите названную цифру – собраться в таком количестве в кружок.
- Давайте попробуем!
Будем мы играть в снежки,
Слепим мы из них комки,
Раз, два, три,
Собираемся по… (3,4,5,2)
Игра заканчивается на цифре 2, когда дети соберутся парами.2 детей выбираем капитанами.
- Вы сейчас в парах. Придумайте себе название цветов, фруктов, овощей.
Затем дети подходят к капитанам, ведущим называются загаданные имена детей и капитаны выбирают. Так формируются 2 команды. Дети придумывают название своей команде.
- Какое сегодня число? (12 апреля)
- Кто из вас знает, какой праздник отмечается 12 апреля? (День космонавтики)
- Правильно. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. В космос до человека летали и собаки, и обезьяны, и кролики с мышами и даже морские свинки.
- А кто же первым из людей побывал в космосе? (Юрий Гагарин)
- В каком году Юрий Гагарин отправился в космос? (1961году 12 апреля)
- А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? (да)
2.2. Основной этап:
- А скажите, пожалуйста, на чем люди летают в космос? (на ракете)
- Чем заправляют ракету? (ракетным топливом)
- Чтобы вы знали, как ведет себя топливо в ракете, давайте проведем небольшой эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ №1.
Две небольшие баночки, наполовину заполненные водой, две таблетки шипучего аспирина (одна целая, одна измельченная). В одну банку высыпается порошок от таблетки и засекается время, за которое он растворится. В другую банку кладется целая таблетка и тоже засекается время. Сравниваем: таблетка толченая растворилась быстрее.
- Какая таблетка растворилась быстрее? Почему? (Когда таблетка измельчается в порошок, площадь ее поверхности увеличивается, поэтому она растворится быстрее.)
- Ракеты взлетают приблизительно также - чем больше поверхность горящего топлива, тем мощнее будет толчок при взлете ракеты
- Ребята, а вы, знаете, какими качествами должны обладать космонавты? (быть выносливыми, спортивными, умными).
- А еще для того, чтобы удачно выполнить свою задачу, космонавты должны быть дружными. Чтобы проверить насколько вы дружные, предлагаем Вам разгадать кроссворд.
- В клеточки кроссворда нужно вписать отгаданные слова ребусов.
- Что такое ребус? (ребус – это способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками)
- Давайте вспомним и повторим основные правила разгадывания ребусов.
Вывешивается плакат с правилами. Повторяются и дети выполняют задание в командах.
Задание «Разгадай кроссворд»
Команда, которая первая отгадает кроссворд, получает жетон.
- Молодцы, ребята! Давайте проверим, что у вас получилось. Все вы оказались дружными, но дружнее всех оказалась команда…. Они зарабатывают свой первый балл.
- А теперь посмотрите на кроссворд. Какое ключевое слово получилось у вас? (спорт)
- Правильно. И значит космонавт должен быть не только дружным, но и ….(спортивным)
Конкурс «Эстафета»
Космонавт должен быть выносливым. Прыжки на одной ноге до конуса, обратно – на другой ноге, передача эстафеты следующему участнику команды;
Космонавт должен быть быстрым. Переправить свою команду с помощью обруча «шаттла» на другую сторону.
У космонавта должна быть развита координация движений. Выбрать по 1 человеку от команды, прыжки на скакалке за 30 секунд.
Космонавт должен быть сильным. Перетяжка в парах.
Космонавт должен быть гибким. Переправа с помощью двух обручей на другую сторону до конуса, обратно – бегом, передача обручей следующему участнику.
Космонавт должен быть ловким.
- Метание мячей в корзину на меткость.
- Выдернуть скакалку из-под стула быстрее соперника как только закончится музыка.
Конкурс капитанов. Отжимания на количество раз.
Задание «Отгадай вид спорта по предметам»
- Ребята, все вы слышали, наверно, русскую пословицу «Сила есть, ума не надо». Но это утверждение не всегда верно. Даже в спорте иной раз полезно думать головой, а затем уже двигать руками и ногами. Сейчас я вам буду бросать каждому мяч и называть разные спортивные предметы, а вам надо назвать вид спорта, к которому они относятся. Вернуть мне мяч с ответом. Отвечает только тот, кому я бросил мяч. Остальные молчат. За каждый правильный ответ, вы получаете жетон и приносите своей команде балл.
За каждое правильное выполненное задание, команда получает балл-жетон.
- В отряд космонавтов берут самых умных и знающих. Поэтому, мы сейчас проверим кто же из вас самый умный.
Раздаются листы с зашифрованными названиями планет и других космических объектов.
Конкурс«Планеты солнечной системы»
- А теперь. Мы узнаем, как вы знаете планеты солнечной системы. Вам дан плакат с орбитами и планетами, так же даны названия планет Солнечной системы. Расположите их в нужном порядке на плакате.
Плакат с орбитами без названия планет. Команды располагают названия планет под планетами. Жетон получает та команда, которая правильно расположила названия планет.
Задание «Шифр»
- Вам нужно расшифровать названия планет и других космических объектов.
- Готовы? Приступаем.
Планеты солнечной системы.
4, 7, 10, 16, 18, 9.
13, 1, 16, 10,6, 9.
8, 3, 6, 5, 10, 6, 14, 17.
11, 3, 8, 7, 15.
12,4,14,16,3,6
8, 1, 6, 13.
10, 6, 1, 9.
2, 3, 9, 3, 6, 1.
9, 3, 4, 16, 10, 9.
7, 10, 9, 1. .
код
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
а
в
е
п
к
р
л
м
н
у
з
ю
с
и
я
т
й
о
Та команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием, получает балл.
- Так, планеты вы знаете хорошо, но вот у нас есть еще и Луна. Это планета? Нет
- Что же это тогда такое? (спутник)
- Верно, спутник Земли. Вы, наверное, знаете, что поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких, многим люди даже дали названия. А вот откуда берутся кратеры на Луне? Давайте проведем небольшой эксперимент.
ЭКСПЕРИМЕНТ №2.
В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.
- Почему на Земле нет таких кратеров? Что есть у Земли для защиты от астероидов?
- На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в атмосферу Земли, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды (метеоры) бывают настолько шустрыми, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды (метеоры) называют метеоритами.
Загадки про космос.
- Еще одним испытанием для вас будут загадки. Командам по очереди загадываются загадки. Если команда, которой была загадана загадка, не отвечает, то ответить может команда-соперница.
Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его?..
(Метеорит)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект...
(Комета)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
За каждую правильно отгаданную загадку, команде дается жетон-балл.
Конкурс капитанов «творчество»
- А теперь настало время посоревноваться капитанам команд. Прошу вас подойти ко мне. Каждому участнику выдается надутый воздушный шар и фломастер. Засекается время, победит тот, кто нарисует на своем шарике больше всего человечков.
Капитану, нарисовавшему большее количество человечков на своем шаре, дается балл-жетон.
3. Итоговый блок
- Подсчитайте ваши жетоны капитаны. Итак, у нас побеждает команда… Эти ребята доказали, что они могут стать настоящими космонавтами.
- Все участники за мужество и отвагу, проявленные при выполнении ответственных и опасных заданий, награждаются почетными грамотами!
Всем участникам вручаются почетные грамоты и наклейки.