kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологии в общеобразовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за, свое здоровье. В современных, сложных социально-экономических и экологических условиях дальневосточного региона, как никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих воспитанников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологии в общеобразовательном учреждении»

28



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ СОШ № 1 г. АЛЕКСАНДРОВСК- САХАЛИНСКОГО









Физкультурно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологии в общеобразовательном учреждении





Выполнил

Власов Андрей Владимирович

учитель физической культуры,

МОУ СОШ №1,

г. Александровск-Сахалинский,

ул. Советская, д. 70,
















Александровск-Сахалинский,2011г.

Содержание


Введение……………………………………………………….……………….…...3

Глава 1. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в учебном процессе……………………………………….…………………………10

1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий………………………………………10

1.2. Культура здорового образа жизни личности………………………….12

1.3. Определение понятия «здоровье сберегающие образовательные технологии»…………………………………………………………………………13

1.4. Классификация здоровье сберегающих технологий………………….21

Заключение………………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………………...23

















Введение

Актуальность: В современной жизни важно сформировать новую стратегию развития общеобразовательной школы, в которой здоровье детей необходимо рассматривать как важнейший компонент образования, а его задачей ставить формирование физически культурного и валеологически грамотного выпускника школы, способного нести перед обществом, начиная с детства, ответственность за, свое здоровье. В современных, сложных социально-экономических и экологических условиях дальневосточного региона, как никогда возрастает роль личности учителя в сохранении здоровья своих воспитанников.

Вопросы ценности здоровья и пути его формирования с детства освещены в философских, психолого-педагогических и медицинских работах И.И. Брехмана (1990, 1995); Т.К. Зайцева (1991,1998); Г.С. Шаталовой (1997), А.И. Амосова (1998) и др.

Образовательные аспекты валеологизации физической культуры школьников активно разрабатывались А.И. Аршавским (1967), В.М. Антроповой (1993), Т.О. Калининой (1997), СВ. Поповым (1997), Д.И. Изуткиным (1997), М.П. Сетко (1998), Р.Е. Мотылянской (1999) и др.

Однако существующая система образования дает детям запрограммированный объем знаний по старой технологии, при большой умственной нагрузке и малой двигательной активности. Данное обстоятельство приводит к тому, что не выполняется социальный заказ общества, ориентированный на формирование здорового образа жизни детей.

Образовательная область «Физическая культура» позволяет формировать устойчивые ценностные ориентации на здоровье учащихся, развивая их потребности в двигательной активности растущего организма как компонента здорового образа жизни.

Актуальность разрабатываемой проблемы подтверждается недостаточным внедрением в учебный процесс по физической культуре практических умений по формированию здорового образа жизни в школах, что затрудняет перевод видов физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности на принципиально новый качественный уровень функционирования.

Несмотря на важность обсуждаемого вопроса до настоящего времени физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях Дальнего Востока России остается малоизученной.

Гипотеза исследования: Предполагалось, что насыщение учебного процесса в общеобразовательных учреждениях и в семье различными видами физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности с использованием организационно-методических приемов обучения будут способствовать повышению эффективности в работе по формированию у детей здорового образа жизни.

Объект исследования: Процесс физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования: Организационно - методические основы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Цель исследования: Разработка системы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности детей в общеобразовательных учреждениях.

Задачи исследования:

  1. Обобщить опыт формирования здорового образа жизни детей с учетом особенностей 'физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в учебном процессе общеобразовательных учреждений.

  2. Определить виды физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности детей в режиме учебного и продленного дня в общеобразовательных учреждениях и в семье и разработать их структуру, направленную на формирование здорового образа жизни.

  3. Экспериментально обосновать программно-методические комплексы и методику проведения физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Исследование проводилось с2010 по 2011учебные годы и включало следующие этапы: Анализ и обобщение литературных данных с целью теоретического обоснования проблемы исследования, поиск путей и форм организации исследования. Были определены организационно-методические основы физкультурно-оздоровительного обучения детей общеобразовательных учреждений.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

На данном этапе нами разработана система физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях, II этап. 2011-2012 годы. Составлены программы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности по физической культуре для общеобразовательных учреждений.

Данный этап характеризуется теоретическим осмыслением разработанной системы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Методы исследования:

• изучение и анализ специальной литературы;

• педагогические наблюдения и обобщение опыта работы;

• педагогические контрольные испытания;

• педагогический эксперимент;

• статистический анализ и обработка полученных результатов.

Методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические положения о личности и ценностной ориентации на здоровье (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Э.Гуссерль, М.К.Мамардашвили, М.Хайдеггер и др.); системного подхода в решении педагогических задач образования и воспитания (Г.В.Карпова, А.Н.Кочетов, Н.Е.Седова, Л.Н.Куликова, В.И.Столяров); принципа регионализации в организации образовательных систем, как одной из наиболее значимых и перспективных в решении социально-экономического и национально-культурного развития дальневосточного региона (Е.А.Степашко, В.Н.Никитенко, Г.И.Мызан).

В исследовании использовалась совокупность научных идей и положений теории и методики физического воспитания о формировании основ физической культуры личности как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемой в здоровом образе жизни; ведущие положения психолого-педагогической науки об объективной необходимости научного обоснования содержания образования, гуманизации и индивидуализации обучения, закономерностей построения образовательных систем.

Научная новизна исследования состоит в том, что нами предложена система организации физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях. В системе повышения квалификации специалистов образования разработаны модульные комплексы по программе физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности, позволяющие эффективно осуществлять подготовку работников образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических положений физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности и определения путей ее реализации.

Практическая значимость: Внедрение разработанной системы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности детей и методических комплексов в учебном процессе обеспечило более эффективное формирование оптимального физического статуса и организацию физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности, снижение пропусков занятий по болезни на 14,7% .

Материалы по физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности используются в ходе проведения занятий на курсах повышения квалификации для всех категорий работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечена адекватностью методов исследования его целям и задачам, четкостью методологических позиций и анализом современных подходов к формированию здорового образа жизни в процессе физкультурно-оздоровительной обучающей .деятельности детей дошкольного и школьного возраста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

2. Классификация физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности организуемой в режиме учебного и продленного дня общеобразовательных учреждений и в семье.

3. Эффективность программно-методических комплексов физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

  • это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

  • это состояние роста и развития органов и систем организма, основу

  • которого, составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

  • это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

  • это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.



Глава 1. Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий в учебном процессе

    1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий


В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

  • Специфическая и не специфическая устойчивость к действию повреждающих факторов.

  • Показатели роста и развития.

  • Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.

  • Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.


    1. Культура здорового образа жизни личности


Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

  • благоприятное социальное окружение;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);

  • закаливание организма;

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.


    1. Определение понятия «здоровье сберегающие

образовательные технологии»


Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровье сбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его само регуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

• условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Под здоровье сберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными компонентами здоровье сберегающей технологии выступают:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровье сбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.

  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровье сбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.

  • здоровье сберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.

  • эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.

  • физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.


Функции здоровье сберегающей технологии:

  • формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

  • информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

  • диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

  • адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различному роду стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

  • рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

  • интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий

  • Здоровье сберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

Несубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т. п.

Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.



1.4. Классификация здоровьесберегающнх технологий


По характеру деятельности здоровье сберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровье сберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.


Заключение


  1. Анализ научно-методической литературы показал, что еще недостаточно исследована физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в современном учебном процессе общеобразовательных учреждений. Теоретическое осмысление проблемы организации физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности и практика работы учителей физической культуры показали, что, физкультурно-оздоровительная обучающая деятельность в общеобразовательных учреждениях, находится на низком уровне. Организация физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности по предложенной схеме обеспечивает должную эффективность организации и проведения работы по формированию здорового образа жизни детей в общеобразовательных учреждениях.

  2. Установлено, что организационно-методическими основами физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности являются:

      • виды физкyльтypнoоздopовитeльнoй обучающей деятельности включенные в поурочное планирование учебного процесса по физической культу ре общеобразовательных учреждений;

      • использование сочетания дидактических методов и приемов поискового характера в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности и возраста детей;

      • применение модульного варианта оценки комплекса утренней гимнастики, физкультминутки, выполненного с учетом состояния здоровья детей;

      • использование различных видов контроля к домашним заданиям с учетом индивидуальных особенностей и ведения дневников здоровья.

4. Установлено, что предлагаемая методика организации физкультурно-оздоровительйой деятельности в режиме учебного и продленного дня, а также в семье не только повышает уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, но и способствует снижению пропусков уроков по болезни на 14,7%.

Величина прироста в среднем по всем семи анализируемым показателям физического развития в контрольной группе составил 10,9%, а в экспериментальной -17,7%.

По показателям физической подготовленности число детей достигших за время исследования высокого уровня в среднем по всем шести тестам в контрольной группе составила 21,5%, а экспериментальной - 50,8%.

Данный факт убедительно свидетельствует об эффективности внедрен ной в учебный процесс методики организации физкультурно-оздоровительной обучающей деятельности в общеобразовательных учреждениях.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

      1. среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

      2. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

Темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).














Список литературы

1. Айзман Э.И., Абаякалова Н.П. Медико-социальные и педагогические I аспекты формирования здоровья //Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения) Сб. науч. тр. - Липецк.: ЛГПУ. -1996.- С. 7-9.

2. Айзман Э.И. Педагогическая и медицинская валеология - цели и задачи. //Валеология, 1997. №2 — С. 23-27.

3. Амосов Н.М. Мысли и сердце. - Д.: Сталкер, 1998. - 400 с.

4. Антропова М.В., Минке Г.Г. Обучение с учетом психофизиологических особенностей подростков // Педагогика. 1993. №6. - С. 9-13.

5. Антропова М.В., Минке Г.Г., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.В., Парначе- ва Т.М. Оздоровительное значение индивидуально-дифференцированного обучения // Школа здоровья, Т.З. 1996. №3. - С. 32-39.

6. Аршавсйий И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 1967. - 476 с.

7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). - М.: ФиС, 1978. - 223 с.

8. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: двигательные упражнения для успешной учебы в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 31 с.

9. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1998. -208 с.

10. Батюрова, В.А. Народные игры - цемент интернациональной дружбы // I • Физич. культура в школе. 1999. -№3. -С.28-29. п. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Мысль. -1989. -128 с.

11. Бельды В.И. Нанайские игры. - Хабаровск: Книжное издательство, 1989. -104 с.

12. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. - М.: Книга.-1991.- 214 с.

13. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма // .Новый мир, 1990. -№1. - С. 207-232.

14. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитаи. - М.: ФиС, 1991. - 288 с.

15. БогдановТ.П. Школьникам - здоровый образ жизни. - М.: ФиС, 1989. - 192 с.

16. Богословский В.П., Железняк Ю.Д. Под ред. Г.Б.Мейксона. Физическая культура // Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1997. - 140 с.

17. Бондаревский Е.Я., Тертичный А.В., Кулаков Ю.Е. и др. Пути улучшения двигательного режима школьников // Совершенствование физического воспитания школьников. - М.: ВНИИФК, 1987. - С. 69-79.

18. Бордовский В.А., Корольков А.А., Нестеров А.А. Реформирование образования как созидание^ а не как революция // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№4. - С. 11-12.

19. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. -2-е изд. доп. и перераб. - М.: ФиС, 1990. - 208 с.

20. Брехман'И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. -Л.: Наука, 1987.-125 с.

21. Брехман И.И. Проблема обучения человека здоровью // Валеология; диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 1995. - С. 40-49.

22. Вавилов Ю.Н. Концептуальные предпосылки перестройки школьной системы физического воспитания// Теория и практика физической культуры. 1990, № 10.- С. 2-9.

23. Вайнер Э.Н. Предпосылки для возникновения валеологии //Валеология №3. 1998.- С. 12-17.

24. Виноградов П. Нездоровье нации - угроза безопасности страны. // Спорт для всех, 1994. -№23 (89). - С. 10-16.

25. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк// книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

26. Геращенко И.Г., Забарев Ю.А., Шамардин А.И. Виды системности в физкультурном образовании // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. -№4. - С. 2-6.

27. Глазырина Л.Д. Научно-методические основы реализации оздоровительного, воспитательного и образовательного направления программы физического воспитания дошкольников /Автореферат дис. докт. пед. наук. - Минск.: Изд-во МГПУ. -1992. - 21 с.

28. Гориневский В.В. Физическая культура и здоровье. - М.: ФиС, 1945. - 127 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Власов Андрей Владимирович

Дата: 13.04.2017

Номер свидетельства: 408885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства