Просмотр содержимого документа
«Дополнительная программа по баскетболу "Оранжевый мяч"»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Оранжевый мяч»
Пояснительная записка
Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школьные предметы, в том числе и физической культуры, нацелены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, их духовное и физическое развитие. Это позволяет учреждениям дополнительного образования активно включаться в решение данных задач и способствовать развитию здорового образа жизни, приобщения детей к культурным ценностям и физическому развитию.
Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые дети любого возраста, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятия из-за простудных заболеваний.
В связи с социальными заказами родителей и детей и в рамках программы «Одаренный ребенок» была разработана настоящая программа, необходимым условием которой является совершенствование соревновательной деятельности юных баскетболистов при использовании спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию, что позволит с первых шагов обучения вести совершенствование приемов и действий в режиме, близком к соревновательному, а в дальнейшем и к участию в различных соревнованиях.
Актуальность предлагаемой программы определяется социальным запросом со стороны учащихся и родителей на программы физкультурно-спортивной направленности, материально-технические условия для реализации которого, имеются в общеобразовательном учреждении.
Педагогическая целесообразность программы заключается в повышении мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; профилактику асоциального поведения; укрепление психического и физического здоровья.
К особенностям данной программы можно отнести следующие аспекты:
- программа составлена для детей, которые сами изъявили добровольное желание заниматься в объединении, следовательно, их мотивация будет способствовать качественным результатам освоения программы;
- в программе учитываются интересы современных детей в потребности движения, общения, физического развития;
- занятия проходят в игровой форме с плавным переходом к выполнению специальных физических упражнений;
- работа в рамках программы ведётся в тесном взаимодействии с семьями учащихся;
- особое внимание в программе уделяется созданию сплоченного, дружного детского коллектива, способного положительно влиять на каждого ребенка.
Новизна данной программы состоит в том, что наравне с общефизическим развитием дети получают специальные физические навыки, необходимые баскетболисту, а также умение подготавливать себя к соревнованиям, судейским навыкам.
Цель программы – формирование и укрепление психического и физического здоровья учащихся через занятия баскетболом.
Задачи:
Обучающие:
- обучить правилам поведения на спортивных площадках во время тренировок и соревнований;
- обучить правилам и приемам игры в баскетбол;
- обучить технике индивидуальных и командных действий;
- обучить тактике индивидуальных и командных действий;
- обучить правилам судейства;
- обучить правильному психологическому настрою к соревнованиям.
- развивать чувства уважения к соперникам, тактичности.
- развивать боковое зрение для точной передачи мяча и защиты.
Воспитательные:
- приобщение детей к занятию физической культурой и спортом;
- воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу;
- воспитать потребность в здоровом образе жизни.
Краткая характеристика структуры программы
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.
В ходе реализации предлагаемой программы учащиеся знакомятся с правилами игры в баскетбол, выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, изучают технику нападения, защиты, выполняют нормативы с целью выявления динамики, принимают участие в соревнованиях.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: наглядный; словесный; практический; проблемный.
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательном учреждении дополнительного образования.
Срок реализации программы – 1 год. На полное освоение программы требуется 34 часа.
Возраст детей, посещающих объединение: 10-15 лет.
Продолжительность занятий: по 1 часу 1 раз в неделю.
Форма проведения занятий – групповая, смешанная.
Состав группы – постоянный.
Вид группы профильный.
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:
- педагог должен любить детей, уважительно относиться к их внутреннему миру, знать возрастные особенности и основные закономерности развития школьников;
- организуя занятия педагогу необходимо использовать современные образовательные технологии в соответствии поставленным целям и задачам;
- педагог должен хорошо знать и демонстрировать последовательность выполнения физических упражнений;
- педагог должен понятно объяснять ход подвижной игры;
- педагог должен знать национальные игры, используемые в проведении занятий;
- при проведении занятий необходимо использовать разнообразные методы и приёмы обучения.
В конце прохождения программы обучающиеся должны
знать правила поведения в спортивном зале и технику безопасности игры с мячом, историю возникновения баскетбола, правила судейства, правила подачи протеста в баскетболе, жесты судей.
уметь выполнять упражнения общей физической подготовки, специальной физической подготовки; применять приемы ловли, ведения, передачи мяча различными способами, проводить обводку, броски, добивание мяча; выполнять приемы выбивания вырывания мяча из рук соперника; умело действовать в защите и нападении в индивидуальной и командной игре, правильно оценивать ситуацию на игровой площадке; играть в баскетбол с применением изученных приемов и способов.
Диагностическая деятельность
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: наглядный; словесный; практический; проблемный.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
1. Вводный контроль проводится с целью выяснения физических способностей каждого ребенка, занимающегося в объединении. Для этого проводятся:
- сдача нормативов согласно возрасту воспитанника;
- фронтальная и индивидуальная беседа;
- игровые формы контроля.
2. Промежуточный контроль проводится с целью выявления динамики за полугодие, определения правильности выбранной методики занятий и корректировки планов. Для этого проводятся:
- промежуточная сдача нормативов согласно возрасту и индивидуальных способностей воспитанника;
- фронтальная и индивидуальная беседа.
3. Итоговый контроль проводится для подведения итогов и оценки работы за год с целью определения задач на будущий год. Для этого проводятся:
- итоговая сдача нормативов согласно возрасту и индивидуальных способностей воспитанника;
- решение ситуационных задач с целью проверки способности принимать решения с учетом приобретенных знаний и умений
- фронтальная и индивидуальная беседа.
Формы подведения итогов:
- открытые занятия;
- объединенное проведение занятий детей и родителей;
- участие в соревнованиях различного уровня;
- тестирование детей для консультирования родителей.
Учебно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводные занятия
1
1
-
2
Общая физическая подготовка. Выполнение нормативов
6
2
4
3.
Техника нападения
6
1
5
4.
Техника защиты
6
1
5
5.
Тактика нападения
6
1
5
6.
Тактика защиты
5
-
5
7.
Выполнение нормативов за год
2
-
2
8.
Подготовка показательного номера
2
-
2
ИТОГО
34
6
28
Содержание программы обучения
1. Вводные занятия
Теория: Формирование группы и знакомство с детьми. Сбор заявлений и медицинских справок. Правила поведения и техника безопасности в спортивном зале и на открытой площадке. Правила поведения в спортивном зале и техника безопасности игры с мячом. Цели и задачи объединения.
Практика: Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры.
2. Общеразвивающие физические упражнения. Подвижные игры
Теория: Правила игры в баскетбол.
Практика: ОФП. Сдача нормативов в зависимости от возраста учащихся.
3. Техника нападения
Теория: Гигиена спортсмена.
Практика: Специальные физические упражнения. Разновидности бега в баскетболе. Разновидности стойки баскетболиста в нападении. Прыжки. Остановка. Повороты в баскетболе. Ловля мяча одной и двумя руками. Передача мяча одной и двумя руками. Ведение мяча. Разновидности броска мяча. Отработка изученных приемов. Учебная игра в баскетбол.
4. Техника защиты
Теория: Распорядок дня спортсмена.
Практика: Виды стоек в защите. Передвижения защитника.Вырывание мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча. Накрывание мяча при броске. Борьба за отскочивший мяч. Отработка приемов в игре. Игра в баскетбол.
5. Тактика нападения
Теория: Режим питания спортсмена.
Практика: Действия игрока без мяча. Заслон в баскетболе. Выход для овладения отскоком мяча. Действия игрока с мячом. Быстрый и сверхбыстрый прорыв. Длительный контроль мяча в баскетболе. Комбинация «треугольник». «Восьмерка» в баскетболе. Позиционное нападение. «Баскетбол двумя мячами». Быстрый прорыв. Отработка приемов в игре. Учебная игра. Игра в баскетбол с использованием изученных приемов.
6. Тактика защиты
Практика: Тактика защиты против игрока без мяча. Командная тактика защиты. Виды защит в баскетболе. Отработка приемов в игре. Игра в баскетбол.
7. Выполнение нормативов за год с целью выявления динамики
Практика: Сдача нормативов в зависимости от возраста учащихся. Игра в баскетбол.
8. Подготовка показательного номера
Практика: Составление показательного выступления. Разучивание номера показательного выступления. Доведение до завершенности показательного номера. Генеральная репетиция перед родителями объединения. Игра в баскетбол.