«Дифференцированный подход к учащимся при дозировке физических нагрузок».Выступление на метод. объединении учителей физкультуры .
«Дифференцированный подход к учащимся при дозировке физических нагрузок».Выступление на метод. объединении учителей физкультуры .
Для того, чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры должен точно знать, что, как и сколько делать.
к учащимся при дозировке физических нагрузок».
Одна из основных причин заболеваемость школьников – недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно – психическим расстройствам и стрессам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дифференцированный подход к учащимся при дозировке физических нагрузок».Выступление на метод. объединении учителей физкультуры .»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5 имени Ю.А.Гагарина".
Выступление на метод. объединении учителей физкультуры
«Дифференцированный подход
к учащимся при дозировке физических нагрузок».
Учитель физкультуры : Смоленков
Александр Николаевич.
2014
«Дифференцированный подход
к учащимся при дозировке физических нагрузок».
Одна из основных причин заболеваемость школьников – недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно – психическим расстройствам и стрессам.
Для того, чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры должен точно знать, что, как и сколько делать.
Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристических походах и т.д.
Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.
Данные параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом уроке физкультуры, приведены в таблице.
Как видно из таблицы, для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 минут, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 минут. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительно резервы времени.
Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм.
Нагрузки на скоростно – силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условиях достаточной высокой средней частоты сердечных сокращений (ЧСС выше 120 ударов в минуту) и ловкости при сложнокоординационных движениях.
Выполнение нагрузок с учетом этих положений позволяет достигнуть достаточного СТЭ (срочный тренировочный эффект) по всем качествам 20-25 минут, а остальное время урока можно использовать для решения других задач.
Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы являются одной из важных задач учителей физической культуры.
Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению.
Недостаточна физическая подготовленность отдельных детей младшего школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а также существенная разница в результатах, показываемая даже одногодками от их индивидуальных особенностей. Однако при избирательном подходе к обучению, соблюдение определенных условий, участки данных физического развития, результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые – скоростные линейные движения.
Уровень развития двигательных качеств связан с определенными физиологическими возможностями. Например, выносливость аэробного энергообеспечения, быстрота движения – анаэробного. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией тела детей: отношение выраженности мышечной и жировой масс к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела.
Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового характера, школьники с умеренно развитой мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость. Наглядно эти закономерности можно проследить в беге, ходьбе и передвижении на лыжах. Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школе встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы, но это не значит, что они бесперспективные в физическом развитии. Им следует заниматься в группах ОФП, больше внимания уделять самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Также дети требуют особого врачебно – педагогического контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке к сдаче учебных Результаты наблюдения позволили сделать вывод, что дети с разным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.
Многолетняя практика физического воспитания показала, что методика работы, рассчитанная на так называемого среднего ученика, приводит к стандартности урока физической культуры, снижает интерес к нему у школьников.
Необходимость дифференцированного подхода к ученикам при обучении – мысль не новая, но, к сожалению, не реализуется на практике в должной мере. Дальнейшее совершенствование урока и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса о дифференцированном обучении.
Дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения осуществляется в зависимости от их физических способностей и возможностей. Что же тут надо учитывать? По каким признакам делить учеников каждого класса на группы?
Прежде всего, необходимо разобраться, какова степень физической подготовленности детей. Нередко они не осваивают какой – то раздел программы из-за слабой физической подготовленности. Именно низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Вот почему каждый учитель в первую очередь должен выяснить физическую подготовленность его воспитанников, это делают в начале учебного года. Степень подготовленности можно установить в ловкости, выносливости, быстроте на основе контрольных испытаний.
Возможно так же учитывать подготовленность учеников к освоению данного вида упражнений. Ее определяют перед прохождением конкретного раздела программы. Делают это по-разному. Например, на первых уроках лыжной подготовки предлагается сначала мальчикам (девочки в это время самостоятельно выполняют задание учителя), затем девочкам пройти 4-5 кругов по внешней учебной лыжне определенным способом: в 1-3 классах – широким скользящим шагом без отталкивания палками; в 5-7 классах – попеременным двухшажным ходом; в 8-9 классах – одновременным двухшажным ходом. Наблюдая за движениями учеников, учитель отмечает, насколько длинны, накатисты, ритмичны шаги у каждого ученика. Менее подготовленным школьникам предлагает перейти на внутреннюю лыжню.
Необходимо также получить представление о том, каков характер движения, выполняемых учеником, какова его двигательная координация. Это делается путем наблюдения. Наблюдая, нетрудно заметить медленные или быстрые движения, скованные или свободные. Дети с медленными скованными движениями, как правило, хуже и дольше осваивают учебный материал. Координацию движения определяют по умению воспроизвести упражнения в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Правда, по этим признакам делают грубую дифференциацию: плохая и хорошая координация. Школьники с плохой координацией усваивают учебный материал медленно и неравномерно, разученное на одном уроке забывают к следующему занятию. Плохая координация то же может стать причиной неуспеваемости.
Следует иметь в виду, что способность детей и подростков к овладению относительно сложным по координации движениям с возрастом изменяется. Мальчики быстрее и легче овладевают техникой основных физических упражнений. В то же время способность к тонкой дифференцировке движений у них в определенный период (после 13 лет) нередко ухудшается. У девочек к 13 годам нередко не только снижается точность движения, но и замедляется процесс овладения техникой основных двигательных качеств.
Различия в двигательных способностях мальчиков и девочек, не столько заметные до 10-11 лет, к 12-13 годам становятся очевидными. Мальчики – подростки значительно успешнее, чем девочки, овладевают двигательными навыками, требующими проявления смелости, а также упражнениями, связанными с повышенной затратой мышечных усилий, однако по чистоте и выразительности выполнение несложных движений и хорошо освоенных упражнений девочки обычно превосходят мальчиков – сверстников.
Необходимо установить и различия в склонностях и интересах мальчиков и девочек. Так, следует учитывать, что мальчики – подростки с удовольствием разучивают относительно сложные упражнения, но обычно без желания выполняют простые движения и не проявляют достаточного интереса к совершенствованию в технике гимнастических упражнений. Внимание подростков привлекают главным образом новые, эмоциональные упражнения, при выполнении которых необходимо проявить силу, ловкость, смелость.
У девочек интерес к школе движений с возрастом пропадает. Но в противоположность мальчикам, которые с возрастом становятся смелее и увереннее в своих силах, у девочек к 13-14 годам часто проявляется робость, стеснительность, капризность, что нельзя не учитывать в процессе обучения.
Таковы основные признаки, по которым различают группы учеников.
Эффективность урока зависит от качества подготовки к предстоящим занятиям, соблюдения дидактических принципов обучения, комплексного решения основных задач урока, применения наиболее рациональных форм организации учебного процесса, использования имеющегося оборудования, учета специфики места проведения занятий (гимнастический зал или спортивная площадка, стадион или парк). В любых условиях обучаю и воспитываю учащихся, обеспечиваю постоянную их занятость и активность. Поэтому так важно, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволил бы наилучшим образом выполнять все требования. При ознакомлении учащихся с новыми материалами и разучиванием относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании и выполнении хорошо освоенных движений, применяя фронтальный способ. Его достоинство – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.
Во время прохождения гимнастических упражнений на снарядах использую групповой способ. Несмотря на применение этого способа, несколько снижается моторная плотность урока. Для ее повышения даю учащимся дополнительные несложные задания, которые могли бы выполнять ученики, ожидающие очереди подхода. Это упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.
На уроках использую индивидуальный способ. Сущность его заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическим упражнениями. Особенно применяю его в старших классах.