«Будь здоров!» программа по внедрению и развитию здоровьесозидающих технологий в школе для обучающихся младшего школьного возраста
«Будь здоров!» программа по внедрению и развитию здоровьесозидающих технологий в школе для обучающихся младшего школьного возраста
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие, как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье ребенка. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности ребенка к самому себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Будь здоров!» программа по внедрению и развитию здоровьесозидающих технологий в школе для обучающихся младшего школьного возраста »
«Будь здоров!»
программа по внедрению и развитию здоровьесозидающих технологий в школе для младшего школьного возраста.
Культура здорового образа жизни человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения:
1) если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и
2) для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать образовательное учреждение, которое взаимодействует с социальными объектами и является эффективным институтом культивирования здорового образа жизни.
Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие, как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье ребенка. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности ребенка к самому себе.
Культура (в том числе и культура здоровья ребенка) все чаще в настоящее время реализуется через инновации. Главными характеристиками инновации являются новизна и эффективность. В нашем случае предполагаются лучшие результаты в физическом, психическом, соматическом, нравственном здоровье младшего школьника. Результативность может выразиться в создании программы по здоровому образу жизни, реализации здоровьесберегающих технологий и т.д. В инноватике выделяются системные (происходящие в больших масштабах), комбинаторные (состоящие из элементов известных нововведений) и совершенствующие (вносящие незначительные изменения) инновации. В формировании культуры Здорового образа жизни младшего школьника мы особое место уделяем последним двум типам нововведений.
Валеологический подход к формированию культуры ЗОЖ включает в себя медицинское, психологическое, нравственное, физиологическое содержание. Опираясь на комплекс данных наук, строится педагогический процесс (целенаправленное применение содержания, форм, методов обучения и воспитания), формирующий культуру здорового образа жизни.
Данный процесс происходит в учебно-воспитательной среде. Варианты формирования здорового образа жизни могут быть разными и иметь несколько направлений: «Достижение успеха», «Культура умственного труда», «Физическая культура», «Нравственное здоровье» и т.д.
Направление «Достижение успеха» предназначено для того, чтобы младшие школьники овладели способами деятельности в своих интересах в условиях предоставления возможностей, обеспечивающих духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Компетенция в вопросе предусматривает формирование психологической грамотности, внутренней культуры, заботу о собственном здоровье и владение основами безопасности жизнедеятельности. В этом младшему школьнику помогают такие традиционные игры-проекты, проводимые в школе: «Оставайся в безопасности», «В стране дорожных знаков». Предполагается, что в результате внедрения данной разработки младшие школьники овладеют такими качествами, как умение соотносить свои возможности с реальной перспективой планирования и организацией деятельности, чувством собственного достоинства, ответственностью за свои поступки, жизнь и здоровье.
В направление «Культура умственного труда» включены последовательные действия по рационализации обучения, самообразованию детей 7–10 летнего возраста. Поставленные в программе цели реализуются в условиях воспитательной работы по формированию умственной культуры (олимпиадные работы, игры и задачи, направленные на развитие воображения, культурно-массовые мероприятия). Целенаправленная работа осуществляется с учетом направленности издательской работы (выпуск газет, листовок, плакатов). Здесь мы по максимальной возможности используем уроки внеклассного чтения в начальных классах, подбирая, по согласованию с педагогом, литературу, пропагандирующую здоровый образ жизни. Дети прочитывают предложенные им книги, инсценируют их, рисуют картинки по теме, обсуждают прочитанное в классе.
Направление «Физическая культура» предназначена для решения задач физического здоровья младших школьников на межшкольных соревнованиях «Будь здоров!», на традиционных праздниках здоровья, посвященных Дню защитника Отечества, в которых дети принимают участие вместе со своими отцами и старшими братьями, на внеклассных мероприятиях. Активно используется пропаганда спорта в дни проведения летней лагерной оздоровительной кампании. Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у младших школьников предполагает обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, мотивации физразвития. Данная программа позволяет подходить к решению проблемы системно. Для этого предлагается эффективно использовать школьные и социальные ресурсы.
Для формирования культуры поведения, развития речи, духовности, искоренение вредных привычек используем направление «Нравственное здоровье». Представленная в программе система мероприятий развивает у младших школьников опыт нравственного поведения. Она поддерживает неразрывную связь между знаниями социальных ценностей, общественных правил с одной стороны и поведением учащихся – с другой. Не случайно в проблеме нравственного здоровья ставятся такие задачи, как развитие у детей духовной культуры с помощью мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств; обучение противостоянию негативным влияниям природной и социальной сред; организации внеучебной деятельности школьников в соответствии с законами здорового образа жизни. Подчеркнем, что нравственное здоровье школьников, в соответствии с программой, формируется в единстве с общим здоровьем. Нормы поведения прививаются на основе примеров нравственного образа жизни выдающихся деятелей, знакомых людей, друзей. Этому в большей мере служит игра «Жизнь со знаком +».
Из программы следует, что важнейшей задачей школы является формирование у учащихся необходимых знаний, умений и мотивов, связанных с сохранением и развитием индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье учащихся обеспечивается двигательной активностью, плодотворным трудом, рациональным режимом труда и отдыха, искоренением вредных привычек, личной гигиеной, закаливанием, физическими упражнениями.
Таким образом, программа «Будь здоров!» обеспечивает широкомасштабную здоровьесберегающую культуру групп учащихся классов начальной школы. В них предусмотрены механизмы перехода внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности младшего школьника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания младшего школьника. Программа обеспечивает связь между физической, нравственной, психической составляющими культуры и соответствующими видами здоровья.
Задачи:
1. Дать детям в доступной для их возраста форме информацию о действиях и последствиях употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
2. Помочь осознать имеющиеся личностные ресурсы. Получить представление о себе, сформировать отношение к своим возможностям и недостаткам, собственной системе ценностей.
3. Развивать стратегии и навыки поведения, ведущего к здоровому образу жизни.
4. Развивать умения общаться с окружающими, сопереживать, принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку.
Ожидаемый конечный результат:
Улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у младших школьников.
Содержание программы:
Результаты исследований показывают, что возраст приобщения к употреблению психоактивных веществ приходится в большинстве случаев на школьные годы. Младшие школьники являются невольными свидетелями курения, употребления спиртных напитков, психоактивных веществ старшеклассниками, взрослыми людьми, родителями. В детском сознании закрепляется подобная модель поведения взрослых людей и для многих в дальнейшем становится их нормой поведения.
Употребление табака и алкоголя - сложное, противоречивое явление современной массовой культуры. Употребление табака является установленным фактором риска возникновения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а употребление алкоголя - еще и причина множества несчастных случаев и преступлений.
Употребление табака и алкоголя взрослыми людьми, скорее всего, их личное дело, во всяком случае, тогда, когда это не касается окружающих. Употребление табака и алкоголя детьми и подростками – вызывающее явление. Ученые доказали, что если дети и подростки употребляют табак и алкоголь, то увеличивается вероятность того, что в дальнейшем они попробуют наркотики.
Поэтому первичную профилактику злоупотребления алкоголем, наркотиками, токсическими веществами среди школьников необходимо начинать с младшего возраста.
Данная программа направлена на профилактику злоупотребления табака, алкоголя, наркотиков, на улучшение организации работы по оказанию психологической помощи детям и взрослым, способствующей формированию здорового образа жизни.
Специфика программы заключается в непосредственном активном участии детей в реализации процесса по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.
Данная программа позволяет ребенку сделать собственный выбор, может быть первый самостоятельный выбор в жизни, почувствовать себя и знать точно, что именно он отвечает за все, что с ним происходит.
Программа состоит из следующих разделов
1. Информационный 2. Игровой 3. Практический.
Цель информационного раздела:
Дать в доступной форме для данной возрастной группы информацию о вреде табакокурения, алкоголя и употребления наркотических средств.
Цель игрового раздела:
В процессе игры сформировать ценностные позиции в отношении собственного здоровья, навыки здорового образа жизни
Участвуя в играх и соревнованиях правильно оценить себя, свои физические возможности
В игровом процессе пропагандировать спорт, пользу от активного образа жизни
Дать понять ребенку, что красота человека состоит из нравственной и физической красоты.
Цель практического раздела:
Формировать навыки и установки безопасного поведения в различных ситуация..
Основные методы работы:
Импровизация
Соревнования
Моделирование и анализ заданных ситуаций
Тренинг
Иллюстративный (конкурс рисунков, плакатов),
Формы и приемы работы:
1. «Живая газета» 2. Наглядность 3. Игра 4. Групповая работа
Оценка эффективности от реализации программы:
Участие большого количества младших школьников в профилактических мероприятиях,
Развитие у детей коммуникативных навыков,
Формирование навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе.