Тема урока | «Запись и чтение чисел в пределах 1000. История развития счёта.» |
Цели урока | Закрепить знания учащихся по теме «Нумерация»; Познакомить с историей появления счёта и нумерации. |
Задачи урока | актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100; расширить знания учащихся о нумерации натуральных чисел; познакомить с принципами создания цифр в арабской системе чисел; продолжить работу над формированием вычислительных навыков; формировать навык поисковой деятельности и умение представлять отобранный материал; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать аккуратность, внимание, точность. |
Термины и понятия | Разряд, нумерация, арабская нумерация. |
Дидактическая цель | Cоздать условия для усвоения учащимися новых знаний и закрепления ранее изученного материала |
Планируемые результаты | Предметные УУД: Уметь записывать числа в пределах 1000. Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых. Уметь выполнять сложение, вычитание, деление и умножение в пределах 100. Логические: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков и обобщения. | Личностные УУД: Решать проблемы, выдвигать гипотезы и их обосновывать, самоопределяться. Иметь элементарные представления об истории возникновения счёта. Уметь анализировать собственную деятельность с целью выявления ошибок и определять способы их устранения. | Метапредметные УУД: Регулятивные: Целеполагание. В сотрудничестве с учителем уметь ставить учебные задачи, планировать свою деятельность и действовать по плану. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Познавательные: Анализировать объекты с целью выделения признаков. Уметь осознанно строить речевые высказывания, выполнять рефлексию деятельности. |
Межпредметные связи | История, геометрия. |
Формы организации познавательной деятельности | Индивидуальная, фронтальная, коллективная. |
Ресурсы | ПК, мультипроектор, документ–камера, презентация к арифметическому диктанту; презентация «История возникновения счёта», таблички-указатели, раздаточный материал к арифметическому диктанту, информация для микрогрупп, содержащая исторические сведения. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент) | Настрой на работу Работа с высказыванием учёного М.В. Ломоносов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» 2 слайд | Настрой на продуктивную деятельность. Рассуждают | Личностные:самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планиро-вание учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2. Активизация знаний учащихся | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки -- Чтобы привести свои знания в порядок, выполним арифметический диктант 1.Повторение таблицы умножения. 2. Правила нахождения периметра, площади и длины ломаной. 3. Отношения между числами. 3, 4, 5, 6, 7 слайды Встаньте те, кто получил «5», затем «4» Анализ ошибок: 1 блок: таблица умножения 2 блок: отношения между числами 3 блок: геометрические задачи Даёт рекомендации для повторения | Арифметический диктант: 1) На какое число надо умножить число 7, чтобы получилось 28? 2) 9 умножить на 6. 3) 7 умножить на 8. 4) Во сколько раз 8 меньше, чем 64? 5) Во сколько раз 40 больше, чем 8? 6) На сколько 1000 больше, чем 0? 7) Чему равен периметр прямоу-гольника со сторонами 5 см и 4 см? (ответ указать с единицами измерения) 8)Чему равна площадьпрямоу-гольника со сторонами 5 см и 4 см? (ответ указать с единицами | Предметные: выполнение сло-жения, вычитания, деления и умножения в пределах 100. |
измерения) 9) Чему равна длина ломаной, име-ющей десять звеньев по 10 см? (ответ указать с единицами измерения) Ответы: 1 блок | 2 блок | 3 блок | 1) 4 | 4) 8 | 7) 18 см | 2) 54 | 5) 5 | 8) 20 см кв | 3) 56 | 6)1000 | 9) 100 см | Проверка в парах Каждый выставляет соседу оценку за математический диктант. | Личностные: анализ собственной деятельности с целью выявления ошибок и определения способов их устранения. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Работа с числовыми значениями ответов арифметического диктанта с целью повторения ранее изученного 3.Формулирование темы и задач урока Создание проблемной ситуации | 6 слайд Работа с ответами арифметического диктанта - Назовите чётные числа. - Нечётные. - Трёхзначные. - Какое число предшествует числу 100? - Назовите самое большое из чисел. - Чем оно отличается от других? - К какому разделу относятся знания о числах? - Кто из вас знает какими числами мы пользуемся? - Всё ли вы о них знаете? - Как к нам пришли эти числа? - Почему 1 выглядит так? А 2? -А что было до них? - Интересно ли вам было бы узнать историю возникновения чисел, которые мы используем в нашей жизни? - Догадались, какие знания вы будете сегодня добывать? - Один из вопросов, на который нам предстоит ответить: Как человечество получило числа? Для этого мы сегодня: Исследуем историю возникновения счёта Познакомимся с древними нумерациями Узнаем об арабской нумерации | 4, 54,56 5 100 99 1000 Оно четырёхзначное - К разделу «Нумерация» Подвести к ответу: арабскими Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Продолжим закреплять знания нумерации и узнаем историю рождения счёта на земле. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков. Метапредметные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. |
4.Исследовательская деятельность (Историография раздела математики «Нумерация») а) Составление плана исследовательской деятельности | - Для исследовательской деятельности класс разделится на 3 группы: Группа 1: «Исследователи возникновения счёта» Группа 2: «Исследователи древних нумераций» Группа 3:«Исследователи арабской нумерации» - Составим план исследовательской деятельности | Распределить обязанности в группе (лидер-организовывает работу группы, представляет проработанный материал, технические помощники – вырезают карточки, записывют в рубрике «Вывод» ответ на проблемный вопрос, помогают в представлении) Внимательно изучить полученный материал Определить цель деятельности группы Найти проблемный вопрос Осмыслить понятия и представленные исторические документы Вырезать материал, представленный в табличках Сделать вывод о проделанной работе. Представить аудитории полученную информацию | Метапредметные: Регулятивные: целеполагание. В сотрудничестве с учителем уметь ставить учебные задачи, планировать деятельность и действовать по плану. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:Планировать учебное сотрудничеств с учителем и одноклассниками. Познавательные:Анализиро-вать объекты с целью выделения признаков. Уметь осознанно строить рече-вые высказывания, выполнять рефлексию деятельности. |
Физминутка | Презентация физминутки, основанной на представлении древнего арабского мира |
Б)Исследовательская деятельность в микрогруппах | Группа: «Исследователи возникновения счёта» Цель деятельности группы:Выяснить: важны ли единые знаки в торговле между разными народами? Проблемный вопрос:Удобна ли такая система расчёта междуразными народами? Зачитывает лидер группы Древние люди для счёта товаров при обмене, купле и продаже считали и обозначали количество товаров по разному. Это затрудняло международную торговлю. | Группа показывает денежные единицы, используя вырезанные таблички и размещает их на доске с помощью магнитов в своей рубрике Далее лидером группы зачитывается вывод по работе Вывод по работе группы: | Количество товара обозначалось в некоторых странах узлами, | в некоторых – палочками, в некоторых– символами. Это было… | Группа: «Исследователи древних нумераций» Цель деятельности группы: Выяснить: какие древние нумерации известны сегодня? Проблемный вопрос: Какие нумерации используются в современном мире? Зачитывает лидер группы Что такое нумерация? Нумерация – обозначение предметов последовательными номерами Сегодня человечеству известны индийская, арабская, римская, славянская нумерации, египетские иероглифы. Сейчас мы вам представим эти нумерации. Группа представляет изученные нумерации используя вырезанные таблички и размещает их на доске с помощью магнитов в своей рубрике синего цвета Индийская нумерация | Арабская нумерация | Египетские иероглифы | Римские цифры | Славянские цифры | | | | | | Зачитывает лидер группы Вывод по работе группы: | В современном мире используются следующие нумерации: | Группа:«Исследователи арабской нумерации» Цель деятельности группы: Выяснить принципы создания числовых знаков. Проблемный вопрос: Какой принцип лежит в основе создания образа каждой цифры? Понятия:Нумерация – обозначение предметов последовательными номерами Арабская нумерация–десять последовательных цифр | Зачитывает лидер группы История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. В V веке нашей эры в Индии возникла система счёта, которую переняли позже арабы. Арабские цифры были созданы по принципу«значение цифры соответствует количеству углов в её написании». Сейчас цифры округлились, а изначально они состояли только из отрезков и углов, кроме нуля. Ноль – ноль углов, единица – один угол, двойка – два угла, тройка – три и так далее. Вывод по работе группы: | Принцип создания арабских цифр такой: | | Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков Осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные:Решать проблемы, выдвигать гипотезы и их обосновывать, самоопределяться. Иметь элементарные представления об истории возникновения счёта. |
В) Представление проработанной информации 5. Систематизация полученных знаний Практическая работа по теме «Нумерация» | Организация учащихся на демонстрацию проработанной информации и заполнение блоков-схем по цели деятельности каждой группы Организация практической деятельности Каждый учащийся получает карточку «Выполни задания по теме «Нумерация»» Запиши и прочитай числа 2 сот. 8 дес. 3 ед. | . | . | . | 4 сот. 6 дес. 0 ед. | . | . | . | Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа 3 | 7 | 6 | = | . | . | . | + | . | . | + | . | 1 | 6 | 0 | = | . | . | . | + | . | . | + | . | Запиши числа, в которых Равное количество единиц в каждом из трёх разрядов | . | . | . | Запиши числа, используя славянскую нумерацию 125 = . . . 348 = . . . Подчеркни нумерации, которыми люди пользуются в современном мире египетские славянская римская иероглифы арабская Проверка работы осуществляется через документ-камеру.Учитель выявляет ошибки | Учащиеся демонстрируют проработанную информацию и заполненяют блок-схемы по цели деятельности своей группы Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу Учащиеся предлагают пути их устранения | Метапредметные: Уметь сохранять учебную задачу. Познавательные: Уметь осознанно строить речевые выс-казывания, выполнять рефлексию деятельности. Предметные: Уметь запи-сывать числа в пределах 1000. Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых. Метапредметные: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков и обо-бщения, оценка, коррекция и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организация рефлексии - Какие знания открыли? - Что было интересно - В чём испытывали затруднения - Что вас удивило - Что вы поняли | Было интересно Испытывал затруднения Меня удивило Я понял, что… | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия. Личностные :смыслообразование |
8. Домашнее задание | - Закрепить принцип построения цифры в арабской нумерации, обозначив углы в каждой цифре красным маркером. | | Регулятивные: самостоятельный поиск информации, оценка, коррекция и практическое исполнение. |