kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Запись и чтение чисел в пределах 1000. История развития счёта.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания учащихся по теме «Нумерация»;

Познакомить с историей появления счёта и нумерации.

  • актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100;
  • расширить знания учащихся о нумерации натуральных чисел;
  • познакомить с принципами создания цифр в арабской системе чисел;
  • продолжить работу над формированием вычислительных навыков;
  • формировать навык поисковой деятельности и умение представлять отобранный материал;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать аккуратность, внимание, точность.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Запись и чтение чисел в пределах 1000. История развития счёта.»»


Технологическая карта урока математики в 3 классе

Учитель: Зыгина Ирина Владимировна

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: продуктивный

Тема урока

«Запись и чтение чисел в пределах 1000. История развития счёта.»

Цели урока

Закрепить знания учащихся по теме «Нумерация»;

Познакомить с историей появления счёта и нумерации.

Задачи урока

  • актуализировать умения выполнять сложение и умножение в пределах 100;

  • расширить знания учащихся о нумерации натуральных чисел;

  • познакомить с принципами создания цифр в арабской системе чисел;

  • продолжить работу над формированием вычислительных навыков;

  • формировать навык поисковой деятельности и умение представлять отобранный материал;

  • развивать внимание и логическое мышление;

  • воспитывать аккуратность, внимание, точность.

Термины и понятия

Разряд, нумерация, арабская нумерация.

Дидактическая цель

Cоздать условия для усвоения учащимися новых знаний и закрепления ранее изученного материала

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • Уметь записывать числа в пределах 1000.

  • Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.

  • Уметь выполнять сложение, вычитание, деление и умножение в пределах 100.

  • Логические: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков и обобщения.


Личностные УУД:

  • Решать проблемы, выдвигать гипотезы и их обосновывать, самоопределяться.

  • Иметь элементарные представления об истории возникновения счёта.

  • Уметь анализировать собственную деятельность с целью выявления ошибок и определять способы их устранения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: Целеполагание.

  • В сотрудничестве с учителем уметь ставить учебные задачи, планировать свою деятельность и действовать по плану.

  • Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Планировать учебное сотрудничеств с учителем и одноклассниками.

  • Осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

  • Анализировать объекты с целью выделения признаков.

  • Уметь осознанно строить речевые высказывания, выполнять рефлексию деятельности.

Межпредметные связи

История, геометрия.

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная, коллективная.


Ресурсы

ПК, мультипроектор, документ–камера, презентация к арифметическому диктанту; презентация «История возникновения счёта», таблички-указатели, раздаточный материал к арифметическому диктанту, информация для микрогрупп, содержащая исторические сведения.



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



УУД

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)


Настрой на работу

Работа с высказыванием учёного

М.В. Ломоносов 

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

2 слайд

Настрой на продуктивную деятельность.



Рассуждают

Личностные:самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:планиро-вание учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2. Активизация знаний учащихся


  • Анализ необходимых знаний


















Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

-- Чтобы привести свои знания в порядок, выполним арифметический диктант

1.Повторение таблицы умножения.

2. Правила нахождения периметра, площади и длины ломаной.

3. Отношения между числами.








3, 4, 5, 6, 7 слайды




Встаньте те, кто получил «5», затем «4»

Анализ ошибок:

1 блок: таблица умножения

2 блок: отношения между числами

3 блок: геометрические задачи

Даёт рекомендации для повторения


Арифметический диктант:

1) На какое число надо умножить число 7, чтобы получилось 28?

2) 9 умножить на 6.

3) 7 умножить на 8.

4) Во сколько раз 8 меньше, чем 64?

5) Во сколько раз 40 больше, чем 8?

6) На сколько 1000 больше, чем 0?

7) Чему равен периметр прямоу-гольника со сторонами 5 см и 4 см? (ответ указать с единицами измерения)

8)Чему равна площадьпрямоу-гольника со сторонами 5 см и 4 см? (ответ указать с единицами

Предметные: выполнение сло-жения, вычитания, деления и умножения в пределах 100.


измерения)

9) Чему равна длина ломаной, име-ющей десять звеньев по 10 см? (ответ указать с единицами измерения)

Ответы:

1 блок

2 блок

3 блок

1) 4

4) 8

7) 18 см

2) 54

5) 5

8) 20 см кв

3) 56

6)1000

9) 100 см

Проверка в парах

Каждый выставляет соседу оценку за математический диктант.

Личностные: анализ собственной деятельности с целью выявления ошибок и определения способов их устранения.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности


Работа с числовыми значениями ответов арифметического диктанта с целью повторения ранее изученного


3.Формулирование темы и задач урока



Создание проблемной ситуации







6 слайд

Работа с ответами арифметического диктанта

- Назовите чётные числа.

- Нечётные.

- Трёхзначные.

- Какое число предшествует числу 100?

- Назовите самое большое из чисел.

- Чем оно отличается от других?

- К какому разделу относятся знания о числах?

- Кто из вас знает какими числами мы пользуемся?

- Всё ли вы о них знаете?

- Как к нам пришли эти числа?

- Почему 1 выглядит так? А 2?

-А что было до них?

- Интересно ли вам было бы узнать историю возникновения чисел, которые мы используем в нашей жизни?

- Догадались, какие знания вы будете сегодня добывать?

- Один из вопросов, на который нам предстоит ответить: Как человечество получило числа?

Для этого мы сегодня:

  • Исследуем историю возникновения счёта

  • Познакомимся с древними нумерациями

  • Узнаем об арабской нумерации




4, 54,56

5

100

99


1000


Оно четырёхзначное

- К разделу «Нумерация»


Подвести к ответу: арабскими



Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания





Продолжим закреплять знания нумерации и узнаем историю рождения счёта на земле.


Регулятивные: целеполагание;


Познавательные (Логические): анализ с целью выделения признаков.









Метапредметные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.



4.Исследовательская деятельность

(Историография раздела математики «Нумерация»)


а) Составление плана исследовательской деятельности






- Для исследовательской деятельности класс разделится на 3 группы:

  • Группа 1: «Исследователи возникновения счёта»

  • Группа 2: «Исследователи древних нумераций»

  • Группа 3:«Исследователи арабской нумерации»

- Составим план исследовательской деятельности

  1. Распределить обязанности в группе (лидер-организовывает работу группы, представляет проработанный материал, технические помощники – вырезают карточки, записывют в рубрике «Вывод» ответ на проблемный вопрос, помогают в представлении)

  2. Внимательно изучить полученный материал

  3. Определить цель деятельности группы

  4. Найти проблемный вопрос

  5. Осмыслить понятия и представленные исторические документы

  6. Вырезать материал,

представленный в табличках

  1. Сделать вывод о проделанной работе. Представить аудитории полученную информацию

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание.

В сотрудничестве с учителем уметь ставить учебные задачи, планировать деятельность и действовать по плану.

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:Планировать учебное сотрудничеств с учителем и одноклассниками.

Познавательные:Анализиро-вать объекты с целью выделения признаков.

Уметь осознанно строить рече-вые высказывания, выполнять рефлексию деятельности.

Физминутка

Презентация физминутки, основанной на представлении древнего арабского мира

Б)Исследовательская деятельность в микрогруппах


  • Группа 1: «Исследователи возникновения счёта»




















  • Группа 2: «Исследователи древних нумераций»


























  • Группа 3 «Исследователи арабской нумерации»







Группа: «Исследователи возникновения счёта»

Цель деятельности группы:Выяснить: важны ли единые знаки в торговле между разными народами?


Проблемный вопрос:Удобна ли такая система расчёта междуразными народами?


Зачитывает лидер группы

Древние люди для счёта товаров при обмене, купле и продаже считали и обозначали количество товаров по разному. Это затрудняло международную торговлю.

Группа показывает денежные единицы, используя вырезанные таблички и размещает их на доске с помощью магнитов в своей рубрике

Далее лидером группы зачитывается вывод по работе

Вывод по работе группы:

Количество товара обозначалось в некоторых странах узлами,

в некоторых – палочками, в некоторых– символами. Это было…

Группа: «Исследователи древних нумераций»

Цель деятельности группы: Выяснить: какие древние нумерации известны сегодня?

Проблемный вопрос: Какие нумерации используются в современном мире?

Зачитывает лидер группы

Что такое нумерация?

Нумерацияобозначение предметов последовательными номерами


Сегодня человечеству известны индийская, арабская, римская, славянская нумерации, египетские иероглифы. Сейчас мы вам представим эти нумерации.

Группа представляет изученные нумерации используя вырезанные таблички и размещает их на доске с помощью магнитов в своей рубрике синего цвета

Индийская нумерация

Арабская нумерация

Египетские

иероглифы

Римские

цифры

Славянские

цифры





Зачитывает лидер группы

Вывод по работе группы:

В современном мире используются следующие нумерации:

Группа:«Исследователи арабской нумерации»

Цель деятельности группы: Выяснить принципы создания числовых знаков.

Проблемный вопрос: Какой принцип лежит в основе создания образа каждой цифры?

Понятия:Нумерацияобозначение предметов последовательными номерами

Арабская нумерация–десять последовательных цифр

Зачитывает лидер группы

История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. В V веке нашей эры в Индии возникла система счёта, которую переняли позже арабы.

Арабские цифры были созданы по принципу«значение цифры соответствует количеству углов в её написании».

Сейчас цифры округлились, а изначально они состояли только из отрезков и углов, кроме нуля. Ноль – ноль углов, единица – один угол, двойка – два угла, тройка – три и так далее.

Вывод по работе группы:

Принцип создания арабских цифр такой:


Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков


Осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.








Личностные:Решать проблемы, выдвигать гипотезы и их обосновывать, самоопределяться.

Иметь элементарные представления об истории возникновения счёта.


В) Представление проработанной информации




5. Систематизация полученных знаний

Практическая работа по теме «Нумерация»

Организация учащихся на демонстрацию проработанной информации и заполнение блоков-схем по цели деятельности каждой группы

Организация практической деятельности

Каждый учащийся получает карточку

«Выполни задания по теме «Нумерация»»

  1. Запиши и прочитай числа

    2 сот. 8 дес. 3 ед.

    .

    .

    .

    4 сот. 6 дес. 0 ед.

    .

    .

    .

  2. Представь в виде суммы разрядных слагаемых числа

    3

    7

    6

    =

    .

    .

    .

    +

    .

    .

    +

    .

    1

    6

    0

    =

    .

    .

    .

    +

    .

    .

    +

    .

  3. Запиши числа, в которых

    Равное количество единиц в каждом из трёх разрядов


    .


    .


    .

  4. Запиши числа, используя славянскую нумерацию

125 = . . .

348 = . . .

  1. Подчеркни нумерации, которыми люди пользуются в современном мире

египетские славянская римская иероглифы арабская

Проверка работы осуществляется через документ-камеру.Учитель выявляет ошибки

Учащиеся демонстрируют проработанную информацию и заполненяют блок-схемы по цели деятельности своей группы


Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу



















Учащиеся предлагают пути их устранения

Метапредметные: Уметь сохранять учебную задачу.



Познавательные: Уметь осознанно строить речевые выс-казывания, выполнять рефлексию деятельности.





Предметные: Уметь запи-сывать числа в пределах 1000.

Уметь представлять число в виде суммы разрядных слагаемых.






Метапредметные: уметь анализировать объекты с целью выделения признаков и обо-бщения, оценка, коррекция и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организация рефлексии

- Какие знания открыли?

- Что было интересно

- В чём испытывали затруднения

- Что вас удивило

- Что вы поняли

Было интересно

Испытывал затруднения

Меня удивило

Я понял, что…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : рефлексия.

Личностные :смыслообразование

8. Домашнее задание

- Закрепить принцип построения цифры в арабской нумерации, обозначив углы в каждой цифре красным маркером.


Регулятивные: самостоятельный поиск информации, оценка, коррекция и практическое исполнение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Запись и чтение чисел в пределах 1000. История развития счёта.»

Автор: Зыгина Ирина Владимировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 251074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства