Самоанализ открытого занятия курса внеурочной (проектной) деятельности по физике
на тему «Забавная машинка», 7 класс
Тема занятия: Забавная машинка
Тип занятия: Комплексное применение знаний и умений по теме «Сила трения»
Цели занятия и задачи:
Обучающие:
применить знания о способах увеличения и уменьшения силы трения во время проведения практической работы в группах.
продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания способах уменьшения и увеличения силы трения.
сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы.
Развивающие:
развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение).
развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни;
Воспитывающие:
стимулировать познавательный интерес обучающихся (познавательные УУД).
воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД).
развивать уверенность в собственных силах (личностные УУД).
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, комплект приборов для проведения эксперимента в группах (катушка из под ниток, пуговица, резинка, спичка, клей).
Краткая общая характеристика класса:
Урок проводится в 7-х классах. В творческой мастерской «Физический эксперимент» 20 обучающихся, из них – 12 девочек и 8 мальчиков. Все ребята охотно посещают курс внеурочной (проектной) деятельности, семиклассники подготовлены в предметном плане для отрытого занятия по комплексному применению знаний и умений для широкой педагогической общественности гимназии. В творческой мастерской ребята умеют работать в парах и малых группах, работая в группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; в коллективе присутствуют самооценка себя и взаимооценка друг друга. В общении между семиклассниками и учителем-руководителем предметной мастерской присутствует сотрудничество. В мастерской не существует проблемы лидеров и аутсайдеров. Дети активно и творчески включаются в проектную деятельность, общий уровень ее сформированности в группе - высокий. Программа учебного материала по физике пройдена, проблем в уровне усвоения учебных вопросов не возникает, по мере появления, решаются трудности в усвоении материала после уроков на дополнительных индивидуальных консультациях.
II. Анализ эффективности проекта занятия: Содержание занятия соответствует заявленным целям и задачам. Занятие по данной теме проводится по блоку «Учимся изобретать» календарно-тематического планирования курса внеурочной (проектной) деятельности «Физический эксперимент. Творческая мастерская предварительно была разделен на малые группы, выбраны ребятами и назначены капитан (аналитик), докладчик, лаборанты, хронометрист. В основу построения данного занятия был положен объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения, репродуктивный метод обучения, системно – деятельностный подход в обучении, методы и приемы ТРИЗ-технологий: прием «ассоциативный ряд», метод мозговой атаки и прием АРИЗ, метод творческих мастерских. Я считаю, что именно эти методы и приемы наилучшим образом способствуют реализации главных целей занятия и развитию системно-деятельностного подхода к обучению. Решению поставленных задач способствовали организационные формы обучения с использованием информационных технологий: беседа, обмен мнениями, фронтальная, индивидуальная работа, работа в малых группах. Оптимальность содержания узанятия достаточная. Мне удалось на занятии уделить должное внимание формированию логических умений анализировать, обобщать и делать выводы.
Этапы занятия:
Организационный момент.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное закрепление: а) в знакомой ситуации (типовые); б) в изменённой ситуации (конструктивные).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (решение проблемного задания).
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (презентация продукта).
Рефлексия (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Все этапы занятия были последовательными и логически связанными. Структура соответствует данному типу занятия. Обеспечивалось целостность и завершенность работы.
Реализация принципов обучения: Соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений, навыков. Эксперименты и практическая работа, проведенные на занятии способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся, их познавательной активности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.
Методы обучения: На занятии были использованы следующие методы обучения: проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения и системно – деятельностный подход в целях реализации стандартов нового поколения. Эти методы обучения обеспечивали поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся, способствовали активизации и эффективности образовательного процесса. В творческой мастерской использовались «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа. Чтобы вовлечь всех ребят в активную познавательную деятельность, главная задача учителя - развитие творческих способностей, через восприятие при помощи мультимедийного оборудования и приемов ТРИЗ-технологий. Использование мультимедиа явилось средством, помогающим сделать занятие наиболее продуктивным. Кроме того, при планировании я старалась больше внимания уделять организации работы детей на уроке, предлагая смену деятельности учащихся, но при этом четко распределяя время на каждый вид деятельности. Эти приемы способствовали развитию интереса учащихся к учению, самостоятельной работе по применению знаний в практической жизни. Поставленные задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым мною.
Организация учебной работы на занятии: Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, формулировать выводы после каждого этапа. Учащиеся после каждого выполненного задания делали самостоятельно выводы и публично представляли отчет по работе в группах, с достаточной точностью выражая свои мысли, аргументировано отстаивали свою точку зрения, оперируя фактами, но и критично относились к собственному мнению, признавая свои ошибки и своевременно корректируя их.
Система работы учителя: Внеурочное занятие прошло организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На занятии ВД царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно. Моя речь была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.
Система работы учащихся: Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.
Общие результаты: План занятия ВД выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели. Занятие было проведено на неделе открытых уроков и мероприятий в рамках Фестиваля «Методы и приемы ТРИЗ-технологий в целях реализации системно-деятельностного подхода к обучению», отзывы коллег и администрации гимназии были позитивными.
Учитель физики, методист по организации ПИР Г.Ю. Азбаева