Выстраивание личностной позиции ученика на уроках физики
Выстраивание личностной позиции ученика на уроках физики
В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Считаю, что уроки данного курса могут быть построены на основе технологии личностно-ориентированного подхода. При данном типе обучения основной целью образования становится развитие личности в целом, его индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построения учебного процесса идут “от личности” – от его опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в самореализации. Отсюда основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения будут:
1) Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающиеся в:
– активной самостоятельной познавательной деятельности;
– овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач;
– познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика
2) Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций, что означает:
– учение для обучающихся приобретает личностный смысл;
– обучающиеся сами определяют цели своего учения (содержание, уровень, специализацию);
– каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностей принимать собственные решения в области форм, стиля учения, самообразования, сотрудничества и т.д.;
– каждый обучающийся имеет возможность реализовать свои творческие способности, свои решения, идеи;
– ответственность за результаты учения обучающийся берет на себя; – обучающийся осознает свои проблемы, пробелы и достижения и сам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выстраивание личностной позиции ученика на уроках физики »
Выстраивание личностной позиции учащихся на уроках физики
Злобина Людмила Леонидовна
учитель физики
В настоящее время развитие личности учащихся – приоритетная задача школьного физического образования. Считаю, что уроки данного курса могут быть построены на основе технологии личностно-ориентированного подхода. При данном типе обучения основной целью образования становится развитие личности в целом, его индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построения учебного процесса идут “от личности” – от его опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в самореализации. Отсюда основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения будут:
1) Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающиеся в:
– активной самостоятельной познавательной деятельности;
– овладение рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач;
– познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика
2) Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций, что означает:
– учение для обучающихся приобретает личностный смысл;
– обучающиеся сами определяют цели своего учения (содержание, уровень, специализацию);
– каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностей принимать собственные решения в области форм, стиля учения, самообразования, сотрудничества и т.д.;
– каждый обучающийся имеет возможность реализовать свои творческие способности, свои решения, идеи;
– ответственность за результаты учения обучающийся берет на себя; – обучающийся осознает свои проблемы, пробелы и достижения и сам принимает решение и программу самосовершенствования на основе рефлексии.
При таком способе обучения учитель становится организатором отношений, осуществляет мотивационное управление учением, оказывает педагогическую помощь и поддержку, создает ситуацию успеха, демонстрирует полное доверие ребенку, веру в его возможности.
Реализация такого обучения возможна при выполнении таких условий:
1) необходима специальная работа по формированию личностной позиции школьника как его целостной характеристики.
2) для формирования личностной позиции школьника обучение нужно строить так, чтобы познание стало одной из ведущих потребностей ученика. Это возможно только в том случае, если в учебной деятельности он найдет применение своим умениям и способностям, если ему будут представлены возможности для самоутверждения.
Возможные пути становления личностной позиции школьников на уроках физики следующие: формирование мировоззрения на основе применения ценностно-ориентированного материала; использование комплекса специальных учебных заданий; “включение” в специфические виды учебной деятельности; организация диалогического общения.
Расшифровка этих путей.
Формирование научного мировоззрения связано с использованием физического ценностно-ориентированного материала, который способствует выработке серьезного отношения к физическим знаниям. Это материал методологического, экологического, общекультурного, регионального характера.Комплекс специальных учебных заданий (СУЗ) включает пять типов в соответствии с умениями, на формирования которых они направлены. “Включение” учащихся в специфические виды учебной деятельности. Это выполнение эксперимента, решение задач, моделирование объектов и явлений, проведение имитационных игр.
Личностную позицию можно формировать при выполнении самостоятельных исследований. Исследования учащихся проводят в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления → выдвижение гипотезы → планирование проверочного эксперимента → подбор приборов и материалов → постановка опыта → представление результатов → формирование выводов. Формировать личностную позицию школьников можно на уроках при решении физических задач. Здесь можно выделить 2 подхода: первый связан с задачами, в которых ученику предлагается высказать свое мнение, обосновать собственную точку зрения; второй относится к организации деятельности при решении задачи, например, к коллективно-распределительной работе, межгрупповому диалогу.
Особый тип задач представляют позиционные задачи. В них бывает нужно определить: 1) позицию автора и аргументы, на которые они опираются; 2) собственную (ученическую) позицию и доводы в ее пользу. Организация на уроках физики диалогического общения – действительное средство формирования личностной позиции школьника. Если диалог происходит между обучаемым и обучающим, то серьезные влияния оказывает равенство позиций и взаимное воздействие друг на друга. Диалог формирует способность встать на позицию другого, не высказывать оценок, а приводить только доводы, воспитывает уважение и доверие к собеседнику; важны и эмоциональная окраска общения, выработка умений сочувствовать, содействовать, быть соучастником, строить коммуникации.
Конструирование личностно – ориентированного урока можно проводить по известной в когнитивной психологии модели ТОТЕ:
1). ТЕСТ→ 2). ОПЕРАЦИЯ→ 3). ТЕСТ→ 4). ВЫХОД (EXIT) , когда все мыслительные и поведенческие процессы организованны вокруг фиксированной цели и способов ее достижения. Суть этапов урока в соответствии с предложенной моделью:
1-й этап. Запуск процесса, который включает действия: совместное целеполагание и мотивацию; выбор обучающимися личных предпочтений; обсуждение возможностей построения эксперимента.
2-й этап. Планирование действий учителя, действий обучающихся, методов работы, возможные диалоги учителя и обучающихся.
3-й этап. Проверка достигнутого для сравнения текущего состояния усвоения с желаемым.
4-й этап. Выход, когда совместно принимается решение о том, продолжить работу над проблемой или закончить работу.
Этапы урока согласно данной модели могут выглядеть так:
1. Т1. Совместное целеполагание и мотивация в форме диалога.
2. О. Операции для достижения цели:
а) диалог о том, как можно научиться количественно оценивать действия, что нужно знать для этого, диалог об особенностях какого-то процесса;
б) работа обучающихся с текстом учебника с применением метода эмоциональной остановки;
в) обсуждение того, что удивило, что оказалось непонятным;
г) формирование понятия на основе житейских примеров;
д) самостоятельное описание физической величины по известному алгоритму;
е) диалог о том, как будут применяться полученные знания при расчете определяемой величины.
3. Т2. Проверка достигнутого.
1) составление индивидуального отчета о проделанной работе по примерном уплану:
а) что делал?
б) графическое изображение установки, явление в развитии, смыслового восприятия процесса;
в) как рассчитал величину;
г) результат;
д) сравнение и оценка величины, полученной в ходе эксперимента, с величиной, взятой из справочника, из таблиц.
2) Рефлексия групповая о затруднениях при выполнении действий, о предположениях при выполнении экспериментов.
4. Е. Выход.
Использование личностно – ориентированного подхода позволяет поставить на первое место личность ребенка как субъекта образовательного процесса, позволяет реализовать основную цель современного образования: создание условий для саморазвития личности, проявления познавательной активности.