Виртуальная лабораторная работа «Построение изображения при помощи линзы».
Виртуальная лабораторная работа «Построение изображения при помощи линзы».
Разработка урока-виртуальной лабораторной работы по физике в 8 классе по теме: работа «Построение изображения при помощи линзы».
Разработка данного урока позволяет проводить лабораторную работу по изучению свойств линзы при отсутствии или недостаточном количестве реального оборудования либо дублировать реальные эксперименты для более полного представления о ходе лучей в линзе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виртуальная лабораторная работа «Построение изображения при помощи линзы».»
МБОУ Левенская ООШ
Стародубского района Брянской области
Разработка
урока-виртуальной лабораторной работы
по физике в 8 классе
по теме «ОПТИКА»
Автор: учитель физики и математики
Гапеев Ю.А.
Тема урока: Лабораторная работа «Построение изображения при помощи линзы».
Цель: На практике закрепить знания по теме «Линза. Построение изображений при помощи линзы». При помощи компьютерного моделирования закрепить принцип построения изображения при помощи линзы. Развить навык использования компьютера при проведении физических исследований. Продолжить воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
План урока
Организационный момент. 1 – 2 мин.
Повторение и актуализация знаний по теме. 5 – 8 мин
Инструктаж по проведению лабораторного эксперимента. 7 – 10 мин
Выполнение лабораторной работы. 18 – 22 мин
Подведение итогов, выставление оценок. 1 – 2 мин
Домашнее задание. 1 – 2 мин
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня нам предстоит выполнить лабораторную работу «Получение изображений при помощи линзы». Такие изображения мы получали на предыдущем уроке в ходе эксперимента. Эта работа будет происходить несколько непривычным способом, так как для постановки эксперимента мы будем использовать компьютер. Я надеюсь, что это позволит вам более наглядно представить ход лучей через линзу и разобраться с методом построения изображений, рассмотренным на предыдущем уроке.
Повторение и актуализация знаний по теме.
Перед тем как начать выполнение лабораторной работы вспомним о тех основных понятиях и закономерностях, с которыми вам пришлось столкнутся при подготовке к этой работе. Для этого ответим на несколько вопросов:
Что такое линза?
Каких видов она бывает?
Почему при прохождении через линзу ход лучей изменяется?
Все ли лучи, прошедшие через линзу меняют направление?
Что показывает оптическая сила линзы?
Как вычислить оптическую силу линзы?
Что такое фокус и фокусное расстояние?
Что значит: оптическая сила линзы - отрицательная?
Какого типа изображения можно получить при помощи линзы?
Инструктаж по проведению лабораторного эксперимента.
Теперь обсудим ход работы. Для этого познакомимся с компьютерной моделью, позволяющей представить процесс построения изображений при помощи линзы.
Займите места за компьютерами и запустите программу ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА (пояснения по запуску программы смотри в указаниях к работе).
Выберите раздел ОПТИКА и тему ТОНКАЯ ЛИНЗА. Вы видите на экране изображение линзы, предмета (красная стрелка), его изображения (чёрная стрелка) и линии, изображающие ход лучей через линзу, фокус линзы обозначен синим крестиком, то есть практически это то, что изображено в учебнике на рисунках 150 – 153 из § 67.
В отличии от рисунков имеется возможность изменять оптическую силу линзы F-1, изменяя тем самым фокусное расстояние F. Также можно изменять расстояние от предмета до линзы d. При этом автоматически изменяется ход луче через линзу и выстраивается изображение предмета (как действительное так и мнимое) и рассчитывается увеличение Г.
Чтобы освоиться с управлением программой можете попробовать изменять эти величины. Если с этим возникнут сложности, обращайтесь ко мне за помощью. (Дать несколько минут на освоение управления, помочь нуждающимся в разъяснениях).
Если затруднений не возникло или они разрешены, то можете приступать к выполнению работы, руководствуясь указаниями, которые вам розданы для подготовки к работе. Ответы на вопросы и задания, а также таблицу с измерениями оформляем как обычно в тетради для лабораторных работ. Не забудьте, что кроме измерений и расчётов в лабораторной работе должны быть сформулированы ваши выводы. Оформляя расчёты, обращайте внимание на записи формул и не забывайте о единицах измерения.
Выполнение лабораторной работы.
Ученики работают самостоятельно в парах за компьютерами по указаниям к работе, при необходимости обращаясь к учителю за помощью в управлении компьютерной моделью. Дополнительное задание в указаниях к работе предлагается для желающих и не обязательно для выполнения всеми.
Подведение итогов, выставление оценок.
Итак, урок подходит к концу. Постарайтесь закончить задания и записать результаты вашей работы в тетрадь. Не забудьте, что кроме измерений и расчётов в лабораторной работе должны быть сформулированы ваши выводы. Оформляя расчёты, обращайте внимание на записи формул и не забывайте о единицах измерения.
На сегодняшнем уроке мы с вами научились проводить физические эксперименты не только привычным способом, но и с использованием компьютера, что возможно вам ещё не раз пригодится. Оценки за урок будут выставлены по результатам проверки вашей работы в тетрадях.
Домашнее задание.
Повторить материал по теме «Линза. Изображения, даваемые линзой» (§§ 66, 67). Выполнить упражнение № 34, обратить внимание на указания к этому упражнению.
Фамилия Имя ученика ___________________________________
Лабораторная работа №10
Получение изображений при помощи линзы (компьютерной модели)
Цель работы: разобраться в методе построения изображений, получаемых при помощи линзы, научиться охарактеризовывать полученные изображения.
Приборы и материалы: компьютер, компакт-диск с программой ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА 1.1
Указания к работе:
Определите фокусное расстояние реальной выпуклой линзы методом получения изображения удалённого предмета на экране и измерением расстояния от линзы до экрана. Результаты запишите на обратной стороне бланка лабораторной работы.
Включите компьютерную модель линзы и разберитесь в её управлении.
Установите оптическую силу линзы F-1 в пределах от 15 до 20 дптр.
Запишите, какое фокусное расстояние F соответствует этой оптической силе.
Проверьте, соответствуют ли эти значения формуле для расчёта оптической силы линзы. Сделайте соответствующий вывод.
Сформулируйте и запишите вывод о том, как меняется изображение предмета при удалении от линзы.
№ опыта
Фокусное расстояние
F , мм
Расстояние от предмета до линзы
d мм
Увеличение
Г
Вид изображения
1
2
3
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: Превратите линзу в рассеивающую с величиной оптической силы по модулю такой же как и в предыдущих заданиях и повторите с ней те же самые задания, результаты запишите в такую же отдельную таблицу.