Просмотр содержимого документа
«Урок-подведение итогов изучения физики в 7 классе «Знаем ли мы «Азбуку?»»
Урок-подведение итогов изучения физики в 7 классе «Знаем ли мы «Азбуку?»
Маначинская Людмила Александровна
МБОУ Лицей №3 г. Саров Нижегородской области
Общеизвестно, что осознанно усвоить учебный материал невозможно, даже если подробно ознакомиться с ним только один раз. Необходимо постоянно возвращаться к ранее изученному материалу, т.е. повторять его на более глубоком уровне.
Форма проведения такого урока желательна нетрадиционная (урок занимательной физики в 7 классе, конференция, семинар, практикум и т.д.) При этом дети должны еще в начале изучения темы знать, что такой урок будет и планомерно готовиться к нему под руководством учителя.
Подготовка и участие в проведении урока имеют двойную цель:
углубленное и расширенное изучение текущего материала
развитие познавательного интереса как следствия эмоционального восприятия материала, преподносимого в необычной форме
Самое главное в таких уроках – максимальное использование различных видов деятельности учащихся. Любой раздел физики располагает такими возможностями. Расскажу об этом на примере заключительного урока физики в 7 классе. Урок называется "Знаем ли мы Азбуку?"
Подготовка к уроку длилась весь год.
Цели урока
1. Повторить и окончательно усвоить самое главное: определения, формулировки законов, навыки решения задач.
2. На примерах каждой темы показать, что законы физики имеют огромное практическое применение: повсеместное, повседневное, универсальное.
Младшие школьники, совершающие экскурсии в кабинет физики, уверены, что на уроках физики только тем и занимаются, что проводят опыты и объясняют явления природы. После года изучения физики представление об этом предмете принципиально меняется.
В ходе подготовки к уроку класс разбивается на небольшие группы. Каждая группа работает над определенной темой курса физики 7 класса: подбирает дополнительный материал, интересные задачи. Представление каждой темы ведется на фоне высвечиваемых на экране заставок, которые представляют собой иллюстрации к данной теме. Урок ведут дети. Для проведения урока 45 минут недостаточно. Поэтому выступления учащихся заранее проверяются учителем и корректируются. Время ограничено. Урок должен идти в быстром темпе.
По каждой теме фронтально повторяются основные положения темы: формулировки законов, определения, формулы, единицы измерения физических величин.
Далее - представление учащимися подготовленного материала: качественные, экспериментальные и расчетные нетрадиционные задачи, предлагаемые одноклассникам. Источники информации при подготовке к уроку - интернет и старые добрые книги: Билимович Б.Ф. "Викторины по физике", Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике", Лукашик В.И. "Олимпиада по физике". В течение года дети должны приобрести навыки решения различных типов физических задач, иначе урок будет скучным.
Любая задача становится интересной и необычной, если ее проиллюстрировать. Например, понятие траектории - что тут необычного? Найдем это необычное в справочнике по элементарной математике в разделе "Кривые". Например, "Циклоида - кривая, которую описывает точка, закрепленная на окружности, катящейся без скольжения по прямой линии". Аналогично - определения гипоциклоиды, эпициклоиды. Приспособления для демонстрации этих кривых можно сделать, зная определения кривых, из подручных материалов. С помощью подобных моделей можно с успехом продемонстрировать относительность траекторий в разных системах отсчета. Траекторию вычерчивает карандаш или кусочек мела, вставленные в специальные отверстия.
Задания учащимся не ограничиваются качественными задачами. Экспериментальные задачи сочетаются с расчетными. Но любую задачу надо преподнести так, чтобы ее решение не заняло много времени. Например, предлагается определить длину проволоки, не разматывая моток. Учащиеся предлагают способ решения задачи. Необходимые измерения проделаны заранее для экономии времени, и остается лишь произвести расчеты, размотать моток и измерить длину, оценить погрешности, предложить способы уменьшения погрешностей.
Особый интерес вызывают нетрадиционные опыты. Например, очень хорошо получается известный опыт, в котором раскаленный стальной шарик долго катается по пластинке из слюды и быстро останавливается на пластинке из пластмассы. Этот опыт можно отнести к разделу "Строение вещества".
Большой объем интересного материала размещается на стенде, и учащиеся могут ознакомиться с ним самостоятельно да конца учебного года.
В подготовке повторительно-обобщающих уроков принимают участие все дети. Роль учителя сводится к организации самостоятельной работы учащихся, направленной на разрешение учебных проблем. И в этом поиске слабо успевающие дети наравне с отличниками проявляют свои скрытые способности. Часто эта работа является единственной возможностью быть уважаемыми у одноклассников.
Итак, повторительно-обобщающие уроки обеспечивают возможность реализовать требования к современному уроку, предполагающие самостоятельную творческую работу учащихся.