Урок по организации проектной деятельности "Атмосферное давление"
Урок по организации проектной деятельности "Атмосферное давление"
На этом уроке дети экспериментально, в процессе исследовательской деятельности, убеждаются в существовании атмосферного давления, учатся использовать полученные знания для объяснения физических явлений и выясняют значение атмосферного давления в жизни человека и животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по организации проектной деятельности "Атмосферное давление"»
Тема "Атмосфера и атмосферное давление".
Урок по организации проектной деятельности.
Цель урока:сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.
Задачи:
– образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.
– развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.
– воспитательные:создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.
Оборудование: комплект «магдебургские полушария», насос вакуумный, стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, воронка, стеклянная трубка с поршнем, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, шприц, пипетка, экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Презентация “Атмосферное давление”
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Слайд 1
В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!
Целеполагание и мотивация.Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть, и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным. А у меня настроение не очень хорошее. Готовя к уроку опыт, я ополоснула банку горячей водой и сразу закрыла крышкой. Теперь снять ее не возможно. Попытайтесь объяснить, что стало причиной этого явления. (Комментарии детей)
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель: Объяснить это явление, мы сможем, приоткрыв тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого, прочитав это четверостишие:
Слайд 2 (чистое голубое небо)
“Удивительное дело жить в воздушном океане, Голубом, огромном, чистом, “пить” его и не тонуть, Без него, без океана, жизнь была бы очень странной, Впрочем, даже и не странной: просто б не было её!”
Слайд 3 Учитель: как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 3 ( тема урока)
Тема урока: «Атмосфера Земли. Атмосферное давление».
Слайд4 ( цель урока)
Цель урока: экспериментально, в процессе исследовательской деятельности, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений. Выяснить значение атмосферного давления в жизни человека и животных.
Актуализация знаний по изучаемой теме.
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках.
Слайд 5 Я вам предлагаю игровое упражнение «Передай мяч» (учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч,называя слова по данной теме и давая им объяснения).
Предложенные слова: давление, единица измерения давления, способы уменьшения давления, способы увеличения давления, вес, единица измерения веса, закон Паскаля, свойства газов, давление газа, гидростатическое давление.
слайд 6
А теперь мы перенесемся на урок географии и вспомним:
Что такое атмосфера?
(Атмосферой называется газовая оболочка окружающая Землю. От греческих слов «атмос» - пар и «сфера» - шар.)
слайд 7
Каково её строение? (В состав атмосферы входят различные газы, рассматриваем таблицу).
слайд 8
По своему строению воздушный океан напоминает дом.
Выступления учащихся, которым было дано домашнее задание в форме презентаций: подготовить характеристику различных слоев атмосферы.
Слайд 9
Тропосфера. Первый «этаж» — тропосфера. Он получил свое название от греческого слова «тропос» — поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря, и температура в нем с высотой уменьшается. В тропосфере сосредоточено около 4/5 всей массы атмосферы. Здесь находится почти весь водяной пар. Тропосфера — родина облаков. Большинство наблюдаемых нами явлений погоды образуется в этом слое.
Стратосфера. Второй «этаж» — стратосфера. Его название происходит от латинского слова «стратум» — настил, слой. Второй «этаж» располагается между 11-м и 55-м км над уровнем моря. Стратосфера по массе составляет 1/5 часть атмосферы. Здесь — царство стужи, с приблизительно постоянной температурой 40 °С ниже нуля. Тут лишь иногда появляются перламутровые облака, состоящие из мельчайших кристалликов льда и капель переохлажденной воды. Небо стратосферы черного или темно-фиолетового цвета.
Мезосфера. Третий «этаж» — мезосфера (от греческого «мезо» — средний, промежуточный). Этот слой занимает пространство между 55-м и 80-м км от Земли. Воздух здесь сильно разрежен. Именно в этом слое находится газ озон, который защищает все живое на Земле от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.
Термосфера. Четвертый «этаж» — термосфера (от греч. «термо» — тепло, жар). Воздух в термосфере еще сильнее разрежен. Частицы движутся с такими большими скоростями, которые имеют молекулы при температурах 1000—2000°С.
Экзосфера. Пятый «этаж» — экзосфера (от греч. «экзо» — снаружи, вне), т.е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500—600 км. Воздух здесь разрежен еще сильнее, чем в термосфере. Экзосферу называют также «слоем рассеяния», потому что молекулы воздуха здесь, двигаясь с огромными скоростями, иногда улетают в межпланетное пространство.
Слайд 10
4. Какие физические характеристики атмосферы вам известны из курса географии? (влажность, температура, плотность, давление).
5. Какие из этих величин изменяются с высотой? (температура, плотность, давление).
6. Где находится основная масса воздуха? (в нижнем слое).
7. В каком слое воздух наиболее сжатый и плотный? Почему? (в тропосфере, количество молекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разреженный).
8. Как вы думаете,что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения? (она бы улетела).
Слайд 11
Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ее поверхности, испытывают давление всей толщи воздуха, которое называется атмосферным давлением.
4. Изучение нового материала.
Слайд 12
Впервые это давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли.
Видеоролик «Опыт Торричелли»
Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью. К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь небольшая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.
Слайд 13 (Схема опыта)
Слайд 14
Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. Не верите?
Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах. И для начала повторим опыт, который был проведен еще в 1654 году. Это знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. Осуществил этот эксперимент немецкий физик, бургомистр г. Магдебурга Отто фон Герике.
Слайд 16 Демонстрация этого опыта.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать и я научусь»
Я предлагаю вам попробовать самостоятельно, работая в парах. Вам необходимо выполнить проект, т.е. эксперимент (далее по слайду).
5.Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
1-й этап. Организация деятельности
Слайд 17
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне попробовать и я научусь»
Я предлагаю вам самостоятельную экспериментальную деятельность, работая в парах. Вам необходимо выполнить проект, т.е.
ЭКСПЕРИМЕНТ подтверждающий существование атмосферного давление
Выбрать эксперимент
Подобрать необходимое оборудование
Подготовить эксперимент
Показать эксперимент
Объяснить его
Слайд 182-й этап. Осуществление деятельности.
Учащиеся работают активно, самостоятельно, сообща и каждый в соответствии со своим амплуа. Выбирают нужные приборы, изготавливают самодельные конструкции. Пробуют провести эксперимент. По необходимости консультируются с учителем.
Слайд 193-й этап. Презентация
Ученики демонстрируют свои эксперименты, объясняют их:
- я беру…
- делаю…
- вижу, что…
- думаю, что объяснить это явление можно так…
- делаю вывод…
Рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы, а так же работу других групп. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности. Результаты само- и взаимооценки заносят в оценочный лист и обсуждаются. (см. приложение – 2)
4-й этап. Обобщение знаний и вывод.
Слайд 20
Ребята, сможете ли вы сейчас пояснить мне, почему же невозможно было снять крышку с банки?
Я думаю, теперь вы сможете ответить и на многие другие вопросы.
Слайд 21
Как мы пьем ?
Как мы дышим ?
Почему опасно сдавать в багаж при полете на самолете плотно закупоренные стеклянные банки?
Почему вода из опрокинутой бутылки выливается рывками, с бульканьем? И многие другие.
Рефлексия
Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. Вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Слайд 22
Перед вами атмосфера с выделенными слоями. Обозначьте себя в таком слое, на уровень которого вы поднялись в сегодняшнем уроке (смайликами)
Слайд 23
(МУЗЫКА) В заключении хочется сказать словами философа Камилла Фламмариона.
«Атмосфера оживляет землю. Океаны, моря, реки, ручьи, леса, растения, животные, человек все живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые... Ни кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее впоследствии…»