Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок. Объявление темы урока, постановка целей и задач Сәлеметсіздерме! Присаживайтесь. Поздоровались все вместе, а теперь поздороваемся с соседом по парте. Большой палец – Желаю Указательный палец – Успеха Средний палец – Большого Безымянный палец – Всегда Мизинец – и везде Всей ладонью – ЗДРАВСТВУЙТЕ! Поздоровались – отлично. Теперь попробуйте, несмотря на доску, угадать о чем же сегодня будет идти речь. Загадка вам в помощь: «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом Сонца – сами открываются». (дети отвечают) Исходя из темы сегоднешнего урока, какие мы можем поставить перед собой цели? (отвечают) Прежде чем приступить к новому, необходимо вспомнить прошлый урок, на котором мы говорили о линзах. Предлагаю Вашему вниманию карточки с небольшой самостоятельной работой. Время на выполнение заданий 7 мин. Вперед! (...) Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте его работу исходя из ключей, указанных на доске. Оцените. Молодцы! Кое-что из курса биологии Вы наверняка уже знаете о глазе. Что именно? Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть – значит различать окружающее во всех подробностях, значит различать опасность. Другие органы чувств выполняют то же, но грубее и слабее. Наши слова «поживём - увидим» равносильны тому, что видимость – это достоверность. Знаете ли Вы, что грифы могут разглядеть добычу на расстоянии 3-4 км, а шмель на расстоянии 25-40 см. У хамелеона левый и правый глаз движутся независимо друг от друга и передают 2 картинки в мозг. Птицы имеют очень острое зрение, у некоторых видов глазные яблоки по размеру больше головного мозга. Ящерицы видят мир в оранжевом цвете, совы – в черно-белом цвете, лошади живут в мире желто-голубых тонов, а у синего кита глаза размером в футбольный мяч. Представляете? Итак, так что же такое - наш глаз, и как он работает? По своему строению глаз сходен с фотоаппаратом, однако его строение намного сложнее. Наши глаза связаны с мозгом и нервной системой организма. Глаз человека представляет собой шарообразное немного сплюснутое глазное яблоко диаметром 23-25 мм. Снаружи глаз окружен тремя оболочками: склера, роговица и белок. С внутренней стороны к склере прилегает сосудистая оболочка, в передней части глаза которая переходит в радужную оболочку. Отверстие в радужной оболочке называют зрачком. Сквозь него свет входит внутрь глазного яблока. Радужная оболочка – сложная сосудистая ткань, деформируясь, она меняет диаметр зрачка. На внутренней поверхности сосудистой оболочки расположена сетчатка. Он покрывает всё глазное дно кроме передней части. От сетчатки зрительный нерв направлен к мозгу. Сетчатка – светочувствительная поверхность газа. За радужной оболочкой находится прозрачное упругое тело – хрусталик. Хрусталик – это двояковыпуклая линза диаметром 8-10 мм. Между роговицей и радужкой имеется водянистая жидкость, а остальное глазное яблоко заполнено прозрачным студенистым веществом (стекловидное тело). 4 среды (роговица, водянистая жидкость, хрусталик, стекловидное тело) –образуют оптическую систему аналогичную линзе с оптической силой Д ≈ 58,5 дптр (Ф=17,2 мм) Система играет роль сложного объектива. «Объектив» дает на сетчатке действительное, уменьшенное, перевернутое изображение. Раздражения по нервным волокнам переходят в мозг и вызывают зрительное впечатление. Размер изображения на сетчатке зависит от размеров предмета и расстояния от него до сетчатки. Этот угол называется углом зрения. Чем меньше угол зрения, тем меньше изображение предмета на сетчатке глаза. (стр. 228, рис. 184) Свойство хрусталика менять кривизну и давать отчетливое изображение предметов на сетчатке при рассматривании их на различных расстояниях. Точка, которую видит глаз видит при расслабленной ресничной мышце, называется дальней точкой. Точка, видимая при максимальном напряжении, называется ближней точкой. Ближняя точка лежит в 15-20 см от глаза, дальняя – в бесконечности. Собирающий параллельные пучки в точке, лежащей на сетчатке. Фокус глазной мышцы лежит внутри глаза. При близорукости глазное яблоко удлиняется, а хрусталик теряет способность к аккомодации, поэтому человек плохо видит удаленные предметы. (Рассеивающие линзы помогают искусственно исправить близорукость) Фокус глазной мышцы лежит вне глазного яблока. Из-за ослабленной мышцы хрусталик утрачивает свойство аккомодации, становится плоским и негибким. Изображение предмета получается вне сетчатки, поэтому на самой сетчатке изображение размытое. (Собирающие линзу необходимы) Танцевальная физминутка Ответьте на вопросы Из каких основных частей состоит глаз? Как устроена оптическая система глаза? Назовите её части В чем состоят сходства глаза с фотоаппаратом и различия между ними? Какую функцию выполняет сетчатка? Почему при разных расстояниях до предмета его четкое изображение всегда получается на сетчатке? Что такое близорукость? Какие линзы необходимо использовать при исправлении близорукости? Что такое дальнозоркость? Как исправить дальнозоркость? Что такое аккомодация? -
Посмотреть вниз-вверх, направо-налево, вращательные движения в одну, другую сторону. Сильно зажмурить глаза, открыть. Несколько раз. Смотреть на ноготь пальца руки, то удаляя, то приближая Рефлексия: Что нового узнали? Чем были удивлены? Что понравилось? Что не понравилось? Итог урока подводят отдельные (желающие) учащиеся Выставление оценок |