Урок исследования на тему «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Урок исследования на тему «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Данная разработка соответствует проведению лаборатрой работы в 7 классе по учебнику В.А. Пёрышкин. Содержит два приложения для работы с карточками по дополнительному заданию и маршрутный лист для выполнения самой работы. Учащиеся могут выполнять работу на предложенных листах, а не как обычно в тетраде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок исследования на тему «Выяснение условий плавания тела в жидкости».»
Урок – исследования № 51.
Тема урока: Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Цель урока:
Проведя необходимые исследования:
- выяснить условия, при которых тело плавает в разных жидкостях и при которых тонет в них же;
- развивать навыки выполнения необходимых замеров и расчётов, уметь анализировать их и делать выводы;
- воспитывать аккуратность при выполнении фронтального эксперимента.
Оборудование: Учебник физики 7 класса, индивидуальные разноуровневые карточки для домашнего задания, измерительный цилиндр, пробирка – поплавок с пробкой, порции песка с заранее определённой массой, бумажная салфетка, вода и насыщенный раствор соли.
Ход урока:
1.Актуализация знаний учащихся: Выявить степень готовности класса к уроку, нацелить учащихся на плодотворную работу, отметить отсутствующих.
- Ребята, так как у нас с вами сегодня необычный урок, то мне хотелось бы и начать его необычно.
Я покажу вам фокус, точнее физический фокус, а вы его разгадаете.
(показываю опыт с картофелем, который утонул в чистой воде, а после того как в воду добавили «волшебные» кристаллики поваренной соли и раствор стал насыщенным, картофель не утонул)
- Ответить на вопрос, почему картофель тонет или плавает поможет наша сегодняшняя работа.
Цель нашего урока– исследования заключается в том, чтобы выяснить при каких условиях тело будет плавать, а при каких тонуть. Что бы исследование было более интересным я предлагаю, сделать его в двух вариантах. Первый с чистой водой, второй с насыщенным раствором соли. В конце работы проверим, действительно ли Архимедова сила зависит от плотности жидкости.
- Для проведения эксперимента нам понадобятся некоторые теоретические знания, которые мы сейчас с вами повторим.
2.Проверка домашнего задания: (работаем по карточкам №1, 2)
1.На всякое тело, погружённое в жидкость, действуют две силы: сила тяжести и Архимедова сила. Отметьте в карточке №1 эти силы и укажите, как ведёт себя тело: плавает или тонет, в зависимости от указанной ситуации.
2.В сосуд с водой опустили два тела равного объёма, но разной плотности (например, сухая сосна и парафин). Используя таблицу плотностей твёрдых тел (страница 50 – 51 учебника), нарисуйте в карточке №2 на сколько будут эти тела погружены в воду.
3.Какую исследовательскую работу вы провели дома и что можете сказать о плавание тел? (Учащиеся делают небольшие сообщения о плавание тел)
3.Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с лабораторным оборудованием.
- Ребята при выполнении лабораторной работы вы должны помнить:
- нельзя рабочий стол загружать лишними вещами,
- работайте аккуратно, чтобы не разлить жидкость из сосудов,
- пользуйтесь салфеткой для вытирания поплавка от лишней влаги,
- если насыщенный раствор поваренной соли попал на кожу, обязательно помойте это место с мылом,
- выполняя замеры по определению объёма жидкости, совмещайте уровень глаз с уровнем жидкости, для получения более точных результатов,
- поплавок в сосуд с жидкостью опускайте аккуратно, держа его за ниточку, стараясь не расплескать жидкость и не разбить сосуд,
- в случае непредвиденной ситуации немедленно дайте об этом знать учителю.
- Ребята работа выполняется на предложенных вам листах – исследования. Подпишите свои работы в указанном месте и обязательно отметьте, с какой жидкостью вы работаете.
4.Краткий анализ работы.
- Изучение теоретического материала работы.
- Приготовление оборудования согласно указаний учебника.
- Выполнение работы по указаниям к работе с дополнением того, что одна группа выполняет работу с чистой водой, а другая группа выполняет работу с насыщенным раствором соли.
- Выводы к полученным результатам исследования.
5.Самостоятельная работа учащихся.
- Методические рекомендации и индивидуальная помощь учащимся по мере необходимости.
- Контроль за соблюдением техники безопасности.
- По мере выполнения работы делаем записи на доске в приготовленной таблице.
- Делаем вывод о полученных условиях плавания тел и сравниваем результаты для чистой воды и насыщенного раствора соли.
6.Домашнее задание:
Повторить § 50, карточки с индивидуальными разноуровневыми домашними задачами.
Приложение 1
Лист исследования _______________________
Лабораторная работа № 8
Тема: Выяснение условий плавания тела в жидкости
Цель работы — на опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет, как Архимедова сила зависит от плотность жидкости.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок, бумажная салфетка, вода или насыщенный раствор соли (нужное подчеркнуть).
Указания к работе
1. Насыпьте в пробирку первую порцию песка, чтобы она, закрытая пробкой, плавала в мензурке с жидкостью в вертикальном положении и часть ее находилась над поверхностью воды.
2. Определите выталкивающую силу, действующую на пробирку. Она равна весу воды, вытесненной пробиркой. Для нахождения этого веса определите сначала объем вытесненной воды. Для этого отметьте уровни воды в мензурке до и после погружения пробирки в жидкость. Зная объем вытесненной жидкости и плотность, вычислите ее вес.
3. Выньте пробирку из жидкости, протрите ее фильтровальной бумагой . Зная массу пробирки с песком с точностью до 1 г, рассчитайте силу тяжести, действующую на нее, она равна весу пробирки с песком в воздухе.
4. Насыпьте в пробирку вторую порцию песка. Вновь определите выталкивающую силу и силу тяжести. Проделайте это несколько раз, пока пробирка, закрытая пробкой, не утонет.
5. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 1 и 2. Отметьте, когда пробирка плавает и когда тонет .