Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование "Превращение энергии при колебаниях"»
Урок по теме: Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование, технология
Цели урока:
образовательные: на основе наблюдений и эксперимента сформировать у учащихся умение понимать энергетические преобразования, которые происходят при колебаниях, сформировать общее представление об основных законах колебаний математического и пружинного маятников и систематизировать знания в виде таблицы;
развивающие: развивать экспериментальные умения, навыки, логическое мышление, интерес к физике, способствовать расширению кругозора учащихся;
воспитательные: формирование навыков самостоятельной работы, воспитание чувства сотрудничества в процессе совместного выполнения учебного задания, воспитание стремления к учению.
Оборудование:УМК «Физика» 9 класс (авт. Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов, В.Б. Кожевников), маятники, подвешенные на нити с изменяющейся длиной, пружинные маятники, секундомеры (часы), набор грузов.
Эпиграф к уроку: «Верховным судьей всякой физической теории является опыт».
Л.Д. Ландау
Технологическая карта урока:
Этап урока, длительность
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
2
3
Этап 1.
Организацион-
Ный
2 мин
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Приветствие учащихся.
Готовятся включиться в работу.
Этап 2.
Подготовка к активной познавательной деятельности
5 мин
Рассмотреть две колебательные системы.
Вопрос: Какие величины меняются при колебаниях?
Назвать виды энергий и дать их определение.
Немного истории:
19-летний Галилей, наблюдая за колебаниями подвешенных в соборе светильников открыл замечательное свойство колебаний маятника. Какое? Каким образом он это сделал, в то время о наручных часах никто и не мечтал?
Отвечая на вопросы учителя, формулируют тему урока.
Записывают в тетрадь число и тему урока.
Ставят цели урока:
- применить закон сохранения энергии к колебательным системам
- сформулировать законы колебаний математического и пружинного маятников
Этап 3.
Изучение нового материала
20 мин
Задание 1.
Рассмотреть, как изменяются потенциальная и кинетическая энергия колебательной системы.
Организует взаимопроверку (выводятся результаты на компьютер).
Задают вопросы по домашнему заданию. Записывают задание в дневники.
Задание 1.
1 вариант:
1. Потенциальная энергия деформированной пружины равна _____________________________________________________
2. Кинетическая энергия тела равна ______________________________________________________________________
3. Механической энергией называют ______________________________________________________________________
4. Горизонтальный пружинный маятник (см. рис.) отвели в сторону и отпустили. Как меняются перечисленные в таблице величины, характеризующие колебательное движение маятника , на указанных участках его пути (увеличивается, уменьшается, не изменяется)?
Направление движения маятника
Сила упругости
Скорость
Потенциальная энергия
Кинетическая энергия
Полная механическая энергия
в реальных условиях
(т.е. с трением)
в идеальных условиях (т.е. без трения)
От В к О
От О к А
Задание 1
2 вариант
1. Потенциальная энергия поднятого груза равна _____________________________________________________
2. Кинетическая энергия тела равна ______________________________________________________________________
3. Механической энергией называют ______________________________________________________________________
4. Математический маятник (см. рис.) отвели в сторону и отпустили. За нулевой уровень отсчета потенциальной энергии принято горизонталь 1. Как меняются перечисленные в таблице величины, характеризующие колебательное движение маятника , на указанных участках его пути (увеличивается, уменьшается, не изменяется)?
Направление движения маятника
Высота шарика
Скорость
Потенциальная энергия
Кинетическая энергия
Полная механическая энергия
в реальных условиях
(т.е. с трением)
в идеальных условиях (т.е. без трения)
От В к О
От О к А
Задание 2 (заполняются отчеты групп)
Первая группа. Измерьте период колебаний нитяного маятника при разных амплитудах для малых колебаний (когда амплитуда колебаний намного меньше длины нити). Чтобы изменить амплитуду колебаний нитяного маятника, отводят его вначале на большее или меньшее расстояние от положения равновесия. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от амплитуды.
Вторая группа. Измерьте период колебаний нитяного маятника при разных массах груза. Один груз - деревянный шарик, второй – бумажный. Подвесьте их на нитях одинаковой длины. Отклоните их на одинаковый угол от положения равновесия. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от массы груза.
Третья группа. Измерьте период колебаний нитяного маятника при разной длине нити, отклонив их на одинаковый угол от положения равновесия. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от длины нити.
Четвертая группа. Измерьте период колебаний пружинного маятника при разных амплитудах. Чтобы изменить амплитуду колебаний пружинного маятника, отводят его вначале на большее или меньшее расстояние от положения равновесия. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от амплитуды. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от амплитуды.
Пятая группа. Измерьте период колебаний пружинного маятника при разных массах груза. Жесткость пружины не изменяется. Отклоните их на одинаковое расстояние от положения равновесия. Сделать вывод о зависимости периода колебаний от массы груза.
Шестая группа. Измерить период колебаний пружинного маятника при разной жесткости пружин, отклонив груз на одинаковое расстояние от положения равновесия. Масса груза не меняется. Сделать вывод о зависимости периода колебаний пружинного маятника от свойств пружины.
Отчет группы
Ф.И. участников группы: ______________________________________________________________________________________________________