Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Физико-математический калейдоскоп"»
Цель: создание условий, побуждающих учащихся к активной творческой деятельности в области математики и физики; предоставление учащимся возможности выявить свои способности к математической и физической деятельности с помощью расширения их знаний.
Задачи:
1. Личностные:
Привитие интереса к математике и физике, как элементам общечеловеческой культуры.
Воспитание выдержки и терпения, чувства сопереживания.
Развитие у учащихся коммуникативных способностей в группах, положительного эффекта, настойчивости для достижения цели.
2. Метапредметные:
Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти, оригинальности и гибкости мышления.
Популяризация среди учащихся занимательных заданий, развитие познавательного интереса, интеллекта.
3. Обучающие:
Продолжить формирование умения применять имеющиеся знания по математике и физике.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран, конверты с заданиями к конкурсам, ц, бумага формата А4, таблички с названием команд, сводная таблица баллов, презентация.
Формы организации деятельности учащихся:
Работа в группах, взаимопомощь.
Ход игры
Эпиграф игры: Любите физику, друзья,
Без космоса никак нельзя,
Без света не прожить и дня,
Как в древнем мире без огня.
Без физики не только свет,
Компьютер или Интернет, Мы не могли бы получить,
Давайте физику учить!
Математика – основа и царица всех наук,
И тебе с ней подружиться я советую, мой друг.
Ее мудрые законы если будешь выполнять,
Свои знанья приумножишь,
Станешь ты их применять.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие ребята!
Ведущий 2. Мы очень рады видеть Вас на нашей игре «Физико- математический калейдоскоп».
Ведущий 1. А, знаешь, почему сегодня здесь так много народа?
Ведущий 2. Потому, что ребята пришли сюда, чтобы расширить свои познания в области физики и математики, показать свои знания и умения участвуя, в конкурсах.
Ведущий 1. Сейчас я попрошу команды выйти на сцену и представиться.
Ведущий 2. В игре будут соревноваться 3 команды.
Дорогие ребята! Ваша победа будет зависеть от того, насколько правильно, дружно и быстро вы будете выполнять задания.
Ведущий1. Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.
Жюри сегодня состоит из учеников 11 классов.
Ведущий 2. Уважаемое жюри! Клянётесь ли вы именем великих умов человечества судить соревнование по совести?
Ведущий 1. Будет ли ваш приговор также неоспорим, как неоспоримы законы Ньютона, как верен закон Архимеда?
Ведущий 2.Итак, начнем!
Конкурс 1. Приветствие. У команд было домашнее задание – придумать девиз. Слово предоставляется команде «Альфа».
Мы команда «Альфа».
Наш девиз: Все за одного, один за всех, И нас сегодня ждет успех!
Ведущий 1. Слово команде «Омега».
Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать!
Ведущий 2. Слово команде «Константа».
Наш девиз:Мы не растеряемся,
И ум свой напряжем,
По физике и математике
Ответы мы найдем!
Ведущий 1. Конкурс 2. «Разминка».
В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы. Команды отвечают по очереди.
Готовы? Внимание! Вопросы для команды «Альфа»:
1.Чему равна сумма углов треугольника? (1800)
2.Единица скорости на море? (узел)
3. На какое число нельзя делить? (ноль)
4. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет (зеркало).
5. Кто не учившись, говорит на всех языках? (эхо)
6. Основная единица измерения массы? ( килограмм)
7. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств?
(аксиома)
8 Дерево даешь – съедает, от воды же умирает (огонь).
Ведущий 2. А теперь вопросы команде «Омега», готовы? Тогда начали:
1. Сколько граммов в килограмме? (1000)
2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
3. В каком месяце бывает 29 дней? (февраль)
4. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество!
Это … (электричество)
5. Раскрашенное коромысло над рекою повисло (радуга).
6. Изменение формы и размера тела (деформация).
7. Сотая часть числа (процент).
8. Физическая величина, характеризующая инертность тела (масса).
Ведущий 1. А теперь вопросы команде «Константа», готовы? Тогда начали:
1. Аппарат для подводного плавания (акваланг).
2. На какое число нельзя делить? (нуль)
3. Сумма длин всех сторон многоугольника?
4. Что означает слово физика?
5. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (реостат.)
6. У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (тень)
7. Сколько лет в одном веке? (сто)
8. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (ракета.)
Ведущий 2. Конкурс 3. «Эрудит»
В этом конкурсе надо назвать фамилию ученого. Команды отвечают по очереди.
1. Он жил в IV в. до н.э.
Он был воспитателем Александра Македонского.
Его учения относятся ко всем областям знаний того времени.
Его учение господствовало в науке около 100 лет.
Он ввёл в науку слово «физика». (Аристотель)
2.Он один из первых учёных работавших на войну.
Он крупный изобретатель, живший ещё до нашей эры.
Он изобрёл рычаг.
С одним из его открытий мы сталкиваемся регулярно, купаясь в ванной.
По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», который прозвучал вслед за сделанным им открытием. (Архимед)
3. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому.(А.С. Попов)
4. Для проведения своего опыта, ученый проделал отверстие в ставне, и на противоположной стене увидел очень красивую картину - результат своего опыта. Результаты этого опыта он описал в трактате «Оптика». (И. Ньютон)
5. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. (Томас Эдисон)
6. Когда этот ученый ослеп, его ученик Вивиани писал «Совсем остался он без глаз – да, говорю я, без своих глаз, которые за краткое время увидели в этом мире более, чем все человеческие глаза за ушедшие столетия смогли увидеть и наблюсти. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел. (Галилео Галилей)
Ведущий 1. Конкурс 4 «Конкурс капитанов».
На столе:
1) плоскопараллельная стеклянная пластинка со скошенной гранью (или треугольная призма)
2) компас
3) полотенце
4) ручка и кусочек шерсти
5) чайник.
Капитанам необходимо выбрать приборы (предметы) при помощи которых можно доказать или продемонстрировать следующие явления.
1) Радуга.
2) Существование магнитного поля Земли.
3) Явление смачивания.
4) Явление электризации.
5) Закон сообщающихся сосудов.
Ведущий 2. Конкурс 5 «Музыкальная пауза»
1. Песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере. Ответ: «Тучи».
2. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке МЕГА. Ответ: «Миллион алых роз».
3. Песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело бы к краже. Ответ: «крутится – вертится шар голубой».
4. Песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели Титаника. Ответ: «Айсберг».
5. Песня про рисунок в виде небесного светила, удаленного от нас на 1 астрономическую единицу. Ответ: « Солнечный круг»
6. Песня про падение тел под действием силы тяжести. Ответ: «Листья желтые над городом кружаться…»
Ведущий 1. Конкурс 6 «Сообрази»
Каждая команда получает конверт с заданиями.
Задание команде «Альфа».
1. Назовите физическую величину:
а) ….. с которым тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью, в любой точке направленно по радиусу к ее центру.
б) ….прямо пропорционально равнодействующей всех сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе.
2. Установите соответствие
В инерциальной системе отсчёта брусок скользит с ускорением вниз по наклонной плоскости. Как изменяются по мере спуска скорость бруска и его кинетическая энергия?
1)увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Выберите цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Скорость бруска
Кинетическая энергия бруска
Задание команде «Омега».
1. Назовите физическую величину:
а) …, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
б) …- физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. СИ: кг/м3.
2. Установите соответствие
Некоторый объем воды перелили из сосуда 1 в сосуд 2 с равной площадью дна (см. рисунок). Как при этом изменятся сила тяжести, действующая на воду, давление и сила давления воды на дно сосуда?
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Х АРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
A) сила тяжести, действующая на воду
1) увеличится
Б) давление воды на дно сосуда
2) уменьшится
B) сила давления воды на дно сосуда
3) не изменится
А
Б
В
Задание команде «Константа».
1. Назовите физическую величину:
а) Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при t плавления полностью перевести его в жидкое состояние, называется…
б)Энергия, которой обладает тело вследствие своего движения, называется-…
2. Установите соответствие
Вдоль горизонтальной дороги движутся автомашина, велосипедист и пешеход (см. рисунок). Направление оси Ox указано на рисунке.
Установите соответствие между скоростями движения тел и графиками зависимости проекции скорости их движения на ось Ох от времени: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
1)
СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ А) Автомашины; Б) Велосипедиста;
В) Пешехода;
Ведущий 2. Конкурс 7 «Интеллектуальные забавы»
В этом конкурсе надо назвать существительное, к которому относятся данные слова. Команды отвечают по очереди.