kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Физика и дорожное движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассчитан на обучающихся 7-8 классов. Он построен в форме игры, в которой команды решают разные задания, связанные с физикой и правилами дорожного движения.Основной целью игры является демонстрация ученикам возможностей физики при решении практических задач обеспечения безопасности дорожного движения пешеходов и транстпорта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Физика и дорожное движение"»

Урок по физике

"Законы физики и дорожное движение"

Урок подготовлен: учитель физики МБОУ СОШ № 40 Курилова Н.В.

Участники: учащиеся 7-го класса.

Форма урока: игра-викторина.

Цель: продемонстрировать учащимся как знания по физике помогают избежать травматизма на дорогах, позволяют рассчитывать параметры безопасного движения и сохранить жизнь водителям транспортных средств и пешеходам.

Задачи:

  1. Повторить законы физики, описывающие движение тел;

  2. Содействовать формированию у учащихся навыков внимательности и аккуратности при движении по проезжей части и чувства гражданской ответственности за свои действия.

  3. Научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом знания закона инерции, расчётов тормозного пути и правила взаимодействия сталкивающихся тел.

  4. Повторить основные правила безопасного движения пешеходов и транспортных средств.

Правила игры и оценка результатов.

Классы готовят команды участников по 5-6 человек. Каждой команде во время игры выдаются необходимые материалы к каждому заданию. Время выполнения заданий строго регламентируется. За каждое верно выполненное задание начисляется определённое количество баллов, которые команды фиксируют в своих маршрутных листах. Ответы сдаются организаторам игры, которые проверяют правильность выполнения заданий и начисляют баллы. После каждого задания командам объявляются результаты. В конце игры подсчитывается общее количество набранных баллов, объявляется победитель игры, и выдаются сертификаты участникам игры. По набранным баллам команды определяют оценки, которые получат участники за урок.

Подготовительные материалы

  • Презентация к игре.

  • Изготовление таблиц, информационных листов, вопросов викторины, теста, маршрутных листов для команд, бланков с номерами команд и для ответов.

  • Подготовка сертификатов участников.



  1. Необходимые материалы и техническое оборудование:

  • Компьютер;

  • мультимедиа проектор;

  • экран;

Ход занятия

1.Вступительное слово.

  • Слайд 1.

Жизнь и работа людей связана с движением. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов.

Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения.

Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам.

  • Слайд 2.

Законы физики неумолимы. Их действие нельзя отменить по нашему желанию. Они действуют всегда и везде. Мы должны их знать и правильно использовать. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, и помогает сделать нашу жизнь более безопасной.

Сегодня мы проведём игру, в которой повторим законы движения, познакомимся с некоторыми определениями и новыми параметрами движения, рассчитаем тормозной и остановочный путь.

  • Слайд 3.

Каждая команда будет заполнять маршрутный лист. В нём вы будете отмечать выполнение командой заданий игры. В конце урока мы подведём итоги нашей игры.

2. Ход игры.

(Команды в маршрутных листах записывают номер команды, класс, фамилии участников)

Маршрутный лист

команды _____ Класс 7 _____

задания

Полученные баллы

Ф.И. членов команды

1.



2.



3.



4.



5.





  • Слайд 4.

Задание 1 (время выполнения задания 6 минут)

(Команды получают информационный лист и бланк ответов, который нужно заполнить, изучив информацию, каждый верный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

Информационный лист

Ещё в 16 веке Галилео Галилей открыл закон инерции, который в одной из формулировок звучит так: любое тело сохраняет свою скорость, если на него не действуют другие тела или их действие скомпенсировано. С действием этого закона мы встречаемся в повседневной жизни. Например, когда пользуемся автотранспортом, качаемся на качелях, играем в футбол.

По собственному опыту нам известно, что движущееся тело нельзя сразу остановить. Чтобы сдвинуть тело с места, надо приложить силу. При столкновении тел оба тела изменяют параметры своего движения.

Для того чтобы автомобиль остановился - нужно время. За это время он проходит определённый путь. Этот путь состоит из двух частей: путь реакции водителя и тормозной путь, и называется остановочный путь.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Остановочный путь - это длина участка, который пройдет транспорт с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза.

Бланк ответов к заданию № 1

Команда № _____ Класс 7 _______

Ответить на вопросы, ответы записать в таблицу.

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Что такое тормозной путь?


2.

Сформулируйте закон инерции.


3.

Что такое остановочный путь?


4.

При движении в маршрутке пассажиры отклонились вперёд. Автомобиль тормозит или разгоняется?


5.

Какой путь больше тормозной или остановочный? Почему?




  • Слайд 5.

Задание 2 (Время выполнения 5 минут)

(Командам выдаются таблица тормозного пути и бланк ответов. Изучив таблицу тормозного и остановочного пути при разной скорости, надо ответить на вопросы в бланке ответов. Каждый верный ответ – 1 балл, всего 5 баллов)

Таблица

тормозного и остановочного пути при разной скорости

движения автомобиля и разном состоянии дороги

Скорость перед началом торможения

км/ч

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

за 1 с, м

Тормозной путь в зависимости от состояния дороги и замедления, м

Остановочный путь автомобиля при различном состоянии дороги, м



сухая

мокрая

обледеневшая

сухая

мокрая

обледеневшая

30

8,0

7,2

10,5

17,0

15,2

18,5

25,0

40

11,0

11,0

15,0

31,0

22,0

26,0

42,0

50

14,0

16,0

24,0

48,0

30,0

38,0

62,0

60

17,0

23,0

35,0

69,0

40,0

52,0

86,0

70

19,0

31,0

47,0

94,0

50,0

66,0

113

80

22,0

41,0

62,0

123

0

63,0

84,0

145,0

90

25,0

52,0

78,0

156,0

77,0

103,0

181,0

100

28,0

64,0

96,0

192,0

92,0

124,0

220,0



Бланк ответов к заданию № 2

Команда № _____ Класс 7 _______

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Какой путь пройдёт автомобилем за время реакции водителя, если скорость его движения равна 60 км/ч?


2.

Чему равен остановочный путь автомобиля на обледенелой дороге при скорости движения 50 км/ч


3.

Каким будет тормозной путь, если автомобиль движется со скоростью 90 км/ч по мокрой дороге?


4.

Величина остановочного пути автомобиля, движущегося со скоростью 100 км/ч по сухой дороге равна 92 м (смотри таблицу). Как получилась эта величина?


5.

Как изменится тормозной путь автомобиля, движущегося по сухой дороге, если пойдёт сильный дождь?




  • Слайд 6.

Задание 3 (Время выполнения 5 минут. Решить задачу, решение записать в бланке ответов. За каждый верно решённый этап задачи 1 балл, всего 3 балла)

ЗАДАЧА № 1. Определить сколько времени потребуется, чтобы перейти дорогу, шириной проезжей части 5 метров медленно, обычным шагом, быстро? Данные по скорости движения пешехода смотри в таблице.

 Я (пешеход) прохожу за 1 секунду

медленным шагом

0,8 метра

обычным шагом

1,0 метр

быстрым шагом

1,5 метра



Бланк ответов к заданию № 3

Команда № _____ Класс 7 _______

Дано:

Решение:

S = …

= …

= …

= …



= …


= …


= …






Ответ: …

- ?

- ?

- ?

  • Слайд 7.

Задание 4 (время выполнения 3 минуты на каждое задание)

(Ответить на вопросы викторины, ответы записать в бланке, за каждое задание по 3 балла, всего 9 баллов)

(Задания викторины показать слайдами на экране).

  • Слайд 8.

  • Слайд 9.



  • Слайд 10.

Бланк ответов к заданию № 4

Команда № _____ Класс 7 _______

задания

Ответ

1.


2.


3.


  • Слайд 11.

Задание 5 (время выполнения 5 минут, за каждый верно решённый этап задачи – 1 балл, всего 5 баллов)

Решить задачу

  • Слайд 12.

  • Слайд 13.

Бланк ответов к заданию № 5

Команда № _____ Класс 7 _______

Дано:

Решение:

V= 54 км/ч

= 50 м

= 0,4 с

= 0,5 с

= 16 м

1.Определить скорость в системе СИ:

V = …

2.Рассчитать путь реакции водителя по формуле:

= V;

= …

3.Рассчитать тормозной путь по формуле:

= V;

=

4.Рассчитать остановочный путь по формуле:

= + + ;

= ...

5.Рассчитать расстояние до пешехода:

= - ;

= …

Ответ: …

- ?



  • Слайд 14.

Задание 6 (время выполнения 3 минуты, за каждый верный ответ 1 балл)

Тест

Вопрос 1.

Какой закон физики не позволяет автомобилю сразу остановиться?

А. Закон Гука;

Б. Закон инерции;

В. Закон сохранения механической энергии.

Вопрос 2.

Тормозной путь – это …

А. Расстояние, которое пройдет транспорт с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

Б. Расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза.

В. Расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Вопрос 3.

Как называется длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки машины?

А. Путь, пройденный за время реакции водителя.

Б.Тормозной путь.

В.Остановочный путь.

Вопрос 4.

Как изменится тормозной путь автомобиля, если дорога обледенеет?

А. Останется прежним.

Б. Увеличится.

В. Уменьшится.

Вопрос 5.

Почему движущийся автомобиль не может сразу остановиться?

А. Автомобиль по инерции некоторое время сохраняет свою скорость.

Б. Автомобиль тяжёлый.

В. Тормоза мгновенно не срабатывают.

Вопрос 6.

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

А. Автомобиль по инерции некоторое время сохраняет свою скорость и не может сразу остановиться, поэтому может наехать на пешехода.

Б. Автомобиль тяжёлый и при ударе может причинить вред пешеходу.

В. Это очень опасно.

Бланк ответов к заданию № 6

Команда № _____ Класс 7 _______

вопроса

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа









  • Слайд 15.

Игра сегодня была познавательная, вы узнали много нового. Пока жюри подводит итоги игры, мы вспомним основные правила движения.

  • Слайд 16.

  • Слайд 17.

  • Слайд 18.

  • Слайд 19.

  • Слайд 20.

(Озвучивание результатов игры, награждение участников)

  • Слайд 21.

  • Слайд 22.







Слайды презентации к уроку-игре «Физика и дорожное движение»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра "Физика и дорожное движение"

Автор: Курилова Наталья Викторовна

Дата: 20.09.2017

Номер свидетельства: 428871


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства