Урок «Раздвигая границы возможного»
Автор урока: Подолько Надежда Павловна, учитель физики и математики
Место работы: МБОУ Пацынская СОШ, Рогнединского р – а, Брянской обл.
Учебник: физика 9, А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок построенный на познавательной деятельности учащихся
Цели для учителя: образовательные –обеспечить усвоение уч – ся знаний о строении атома через классический опыт Резерфорда; организовать деятельность по изучению опыта Резерфорда через работу с обобщённым планом; учить работать с информацией; формировать умение преобразовывать информацию и представлять её в виде таблицы через заполнение таблицы; формирование физической картины мира.
Развития: развитие интеллектуальных компетенций уч – ся через мыслительные операции анализа, предположения, сравнения, развитие познавательных умений через заполнение таблицы, частично – поисковых через выдвижение гипотез, развитие способности ясно и чётко излагать свои мысли через устные ответы.
Воспитания: добросовестного отношения к учебному труду, положительного отношения к знаниям, воспитывать взаимопомощь в совместной работе, воспитывать понимание красоты и стройности физической картины мира, воспитание нравственности.
Этап урока | Время, мин | Вид работы |
Мотивация (создание потребности в знаниях) Стихотворение Работа с рисунком Слова-ассоциации | 8 | Слушают Рисуют Пишут |
Основная часть, изучение нового материала Тема урока Цикл научного познания Зачем знать строение атома Гипотеза Томсона Опыт Резерфорда Рефлексия работы | 15 | Формулируют Слушают Отвечают на вопросы Работают в парах, заполняют таблицу Отвечают на вопросы учителя |
Усвоение Самостоятельная работа Аукцион Почему планетарная Тест | 15 | Смотрят Работают с таблицей Менделева работают с тренажером |
Практическое применение | 5 | |
Рефлексия Домашнее задание | 2 | |
Добрый день, уважаемые ребята! Я приглашаю Вас к сотрудничеству на сегодняшнем уроке физики, который я назвала (слайд 1) «РАЗДВИГАЯ ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО», а эпиграфом взяла слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением»
На уроке мы будем говорить об открытии, которому посвящены стихи Валерия Брюсова. Он написал их под впечатлением открытий начала 20 века.
Слайд 2 «Быть может эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще, быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет,
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет»
Валерий Яковлевич Брюсов
Задание 1. На листе бумаги нарисуйте атом таким, каким Вы представляете его себе, слушая стихотворение (работа с рисунками).
Посмотрите у соседа, чей атом Вам понравился?
Задание 2. Запишите слова и фразы – ассоциации, которые возникают у Вас при словосочетании «атомная физика»? Кто хочет зачитать? Пожалуйста!(Слайд 3)
(Деление на группы)
Слайд 4
На следующем слайде-рисунке зашифрована тема нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок, как Вы понимаете его? (открыть строение атома)
Сегодня на уроке мы будем совершать открытия. (Слайд 5)
А поможет нам в этом схема: цикл научного познания природы:
Вначале накапливаются факты — из фактов выдвигаются гипотезы – гипотезы проверяются экспериментально – все выливается в практическое применение.
Ребята, а были ли открытия в Вашей жизни? Какие? Что Вы открыли?
(Если человек своим упорством, трудолюбием достигает истины это и есть его открытие).
Сегодня на уроке, раздвигая границы возможного, мы с Вами заглянем в микромир и узнаем строение атома. А поможет нам в этом великий ученый Эрнест Резерфорд.
А зачем нужно знать строение атома?
Ответ: Каждый культурный человек должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в котором он живет. Это необходимо не только для общего развития. Любовь к природе предполагает уважение к происходящим в ней процессам, а для этого необходимо понимать, по каким законам они совершаются. Мы имеем много поучительных примеров, когда природа наказывала нас за наше невежество.
II этап
Слайд 6 а) Конец 19 века. У ученых того времени сложилось убеждение в том, что физика как наука находится на завершающем этапе своего развития. Бытовало мнение, что занятия физикой не имеют никакой перспективы. Классическая механика, термодинамика, электродинамика, оптика имели стройную теоретическую основу, которая и объясняла все известные явления.
7 Слайд б)Однако были «мелочи», не укладывающиеся в этих теориях
На еще недавно ясном физическом небосклоне вдруг появилось много «облаков», которые грозили затянуть весь небосклон.
Факты есть. Что дальше необходимо сделать? Выдвинуть гипотезу! (Как же устроен атом?)
8 слайд Джозеф Джон Томсон 1903 год
«Пудинг с изюмом»
Гипотеза есть, что дальше? Экспериментальная проверка.
Работая с текстом заполнить таблицу(групповая работа). Физика 9 кл, страницы 229-230
Пишем коротко и быстро, время на работу 4 минуты.
Беседа: Цель опыта
Схема установки
Принципы работы
Что наблюдали
Выводы: Ядерная (планетарная) модель атома
dя=10-14 – 10-15 м, dа=10-10 м
Обратитесь к таблице Менделеева и разгадайте тайну строения атома водорода, лития, гелия (модель)
9 слайд Что общего у моделей Томсона и Резерфорда? Чем отличаются?
Что доказывали экспериментом Резерфорда? (модель строения атома по Томсону)
Доказали? (нет!) Какие выводы из эксперимента? (Ядерная модель атома)
III этап Усвоение
Внимание! Внимание! Аукцион! Продается атом! Покупателем будет тот, кто последним назовет любые характеристики атома
Почему модель атома называется планетарной? (Слайд 10) Модель
IV этап Итог
11 слайд
Как Вы понимаете слова Пабло Пикассо: «Каждая положительная ценность имеет свою ценность в отрицательном выражении…Гений Эйнштейна ведет к Хиросиме».
12 слайд. Хочу рассказать Вам легенду, которая очень похожа на быль и повествует о японской девочке Садако. Она родилась в 1933 году, а в 1945 во время бомбардировки Хиросимы погибли ее родители. Сама она была больна лучевой болезнью. В больнице она начала складывать фигурки из бумаги. Малышка верила, что история про тысячу журавлей, которые исполняют желания, неподдельная истина. Мечтая выздороветь, она один за другим складывала бумажных журавликов и просила о мире на всей планете.
Идею подхватили люди по всему миру. Таким образом, маленький бумажный журавлик стал символом мира, веры, удачи, исполнения желаний. И если Вы хотите, чтобы исполнилось ваше заветное желание, надо сложить тысячу журавликов и раздать их своим родным и друзьям. Это Вам подарок.
Домашнее задание: §66, Лукашик №1640 – 1642, Сообщение «Естественный радиационный фон»
V этап Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке? Давайте скажем спасибо друг другу. Я начну: «Я хочу сказать Вам спасибо за то, что вы помогли мне сегодня, хочу пожелать дальнейших успехов не только в изучении физики, но и всех остальных дисциплин. Успешной сдачи ГИА. У Вас все получится, Вы умницы!!»