Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс
Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс
Урок физики
по теме «Основные положения МКТ»
10 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока.
- повторить и закрепить знания основных положений МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.
- способствовать развитию логического мышления, речи, навыков контроля и самоконтроля;
- содействовать воспитанию интереса к физике, общей культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс»
Урок физики
по теме «Основные положения МКТ»
10 класс
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока.
- повторить и закрепить знания основных положений МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.
- способствовать развитию логического мышления, речи, навыков контроля и самоконтроля;
- содействовать воспитанию интереса к физике, общей культуры.
Оборудование к уроку: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Постановка целей урока.
Сегодня мы проводим урок, на котором вы, ребята, повторите и закрепите знания основных положений МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Аристотель (384 – 322гг до н. э).
2. Устный опрос.
- Назовите основные положения МКТ.
- Приведите примеры явлений, подтверждающих эти положения.
- Согласны ли вы с тем, что вода и лед имеют разные атомы.
- Согласны ли вы с тем, что относительная молекулярная масса – масса одной молекулы.
- Согласны ли вы с тем, что плазма – это воздух, состоящий из ионов.
- Кому принадлежат слова: «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме»?
3. Сообщение о Демокрите. Демокрит — биография
Демокрит (латинское Demokritos, греческое Димокритос) (около 460 до н. э., Абдеры, Фракия — около 360 до н. э.) — древнегреческийфилософ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
Биография Демокрита и проблема его авторства
Дата рождения Демокрита еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору — 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, — 470.
Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором. Традиционно считается, что наибольшее влияние на Демокрита оказал атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школГреции: милетской, элейской и пифагорейской.
Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» — в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) — среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.
В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорили Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.
Атомы и пустота
Главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита — атомы и пустота. Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище».
Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.
4. Проверка знаний величин, единиц измерения, формул с последующей самооценкой.(презентация)
Вопросы к первому слайду.
1). Количество вещества.
2). Относительная атомная масса.
3). Постоянная Авогадро.
4). Молярная масса.
Вопросы ко второму слайду.
В каких единицах измеряется:
1). Постоянная Авогадро.
2). Масса.
3). Молярная масса.
4). Количество вещества.
Вопросы к третьему слайду.
1). Формула для вычисления массы вещества.
2). Формула для вычисления количества вещества.
3). Формула для вычисления числа молекул.
4). Формула для вычисления относительной атомной массы.
5. Сообщение о Д.И. Менделееве.
Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907), химик, создатель периодической системы химических элементов.
Родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье директора гимназии. Учился в этой гимназии, затем был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. Курс окончил с золотой медалью, однако за годы напряжённых занятий подорвал здоровье.
В 1855 г. уехал в Одессу, где преподавал в гимназии при Ришельевском лицее. Благодатный южный климат позволил Менделееву уже в следующем году вернуться в Петербург. Он защитил магистерскую диссертацию и приступил к чтению лекций по органической химии в Петербургском университете.
В 1859—1861 гг. посетил Германию «для усовершенствования в науках», а по возвращении на родину издал первый в России учебник по органической химии, который был удостоен Демидовской премии.
В 1865 г. Менделеев защитил докторскую диссертацию, заложившую основы учения о растворах.
В 1869 г. учёный совершил одно из величайших открытий в истории химии — вывел периодический закон химических элементов. В 1871 г. вышел его классический труд «Основы химии», где обобщались представления о любимой науке.
Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г. он организовал производство изобретённого им бездымного пороха.
С 1892 г. и до конца своей жизни Дмитрий Иванович возглавлял Главную палату мер и весов.
Скончался 2 февраля 1907 г. в Петербурге.
6. Самостоятельная работа. (карточки на два варианта)
Вариант 1
1. В сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов в сосуде?
2. Масса капельки воды равна 10 – 13 кг. Из скольких молекул она состоит?
3. Чему равна масса молекулы водорода (Н2)?
4. Определите количество вещества в m=6кг водорода (Н2).
5. Сколько молекул воды содержится в 2м льда? (ρ=0,9 103кг/м3).
Вариант 2
1. Какое количество вещества составляют 5,418 1026 молекул?
2. Какова масса 4 моль кислорода (О2), выраженная в килограммах?
3. Чему равна масса молекулы кислорода (О2)?
4. Какое количество вещества составляют 1,204 1024молекул?
5. Какова масса изделия из золота, содержащего N=1,2 1021атомов.