kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики

по теме «Основные положения МКТ»

10 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока.

 повторить и закрепить знания основных положений   МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.

- способствовать развитию логического мышления, речи, навыков контроля и самоконтроля;

- содействовать воспитанию интереса к физике, общей культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс»


Урок физики

по теме «Основные положения МКТ»

10 класс

                                                                       

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 

Цели урока.

 

 повторить и закрепить знания основных положений   МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.

- способствовать развитию логического мышления, речи, навыков контроля и самоконтроля;

- содействовать воспитанию интереса к физике, общей культуры.

 

 

Оборудование к уроку: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями.

 

 

Ход урока.

 

1.      Постановка целей урока.

Сегодня мы проводим урок, на котором вы, ребята, повторите и закрепите знания основных положений   МКТ; понятий молярная масса, количество вещества, атомная масса; знания формул расчета количества вещества, числа молекул вещества, массы атома.

 

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать  знания на деле». Аристотель (384 – 322гг до н. э).

 

2.      Устный опрос.

- Назовите основные положения МКТ.

- Приведите примеры явлений, подтверждающих эти положения.

- Согласны ли вы с тем, что вода и лед имеют разные атомы.

- Согласны ли вы с тем, что относительная молекулярная масса – масса одной молекулы.

- Согласны ли вы с тем, что плазма – это воздух, состоящий из ионов.

- Кому принадлежат слова: «Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме»?

 

3.      Сообщение о Демокрите. Демокрит — биография


Демокрит (латинское Demokritos, греческое Димокритос) (около 460 до н. э., Абдеры, Фракия — около 360 до н. э.) — древнегреческий философ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы — неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.

Биография Демокрита и проблема его авторства

Дата рождения Демокрита еще в античности была спорным вопросом: согласно Аполлодору — 460/57, согласно засвидетельствованному доксографией мнению Трасилла, издателя сочинений Демокрита, — 470.

Демокрит был родом из богатой семьи. Согласно передаваемой Диогеном Лаэртием легенде, учился у каких-то магов и халдеев, подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот угостил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где инкогнито слушал Сократа; возможно, встречался с Анаксагором. Традиционно считается, что наибольшее влияние на Демокрита оказал атомист Левкипп, однако именно с именем Демокрита связывают возникновение атомизма как универсального философского учения, включающего физику и космологию, эпистемологию, психологию и этику; учения, возникшего как синтез проблематики трех древнейших философских школ Грециимилетскойэлейской и пифагорейской.

Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений; их названия приводит Диоген Лаэртий (согласно изданию Трасилла) в порядке тетралогий: по этике, физике (отдельно упоминается серия трактатов «о причинах»), по математикеязыку и литературе, различным прикладным наукам, в том числе медицине; также ему приписывались «О священных надписях в Вавилоне» и «Халдейская книга» — в русле устойчивого «халдейского» мифа, связанного с его образованием и путешествиями. Издание Трасилла начиналось с книги «Пифагор» (этический раздел) — среди философов, которые оказали влияние на Демокрита, это имя одно из важнейших. Наиболее часто упоминаются сочинения «Большой мирострой» и «Малый мирострой», вероятно, посвященные соответственно устроению космоса и человека; первое из них приписывали также Левкиппу. Помимо текстов самого Демокрита, последующая доксография опиралась в основном на историко-философские сочинения Аристотеля и Теофраста; много сведений о Демокрите сохранили скептики, считавшие его одним из предтеч пирроновского скептицизма.

В античности Демокрит был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений — об этом говорили Цицерон («ясный» Демокрит, в отличие от «темного» Гераклита), Тимон из Флиунта (Демокрит — «пастырь слов»), а также Дионисий Галикарнасский, из всех греческих философов отметивший Демокрита, Платона и Аристотеля как наиболее красноречивых. Приметами его стиля были: краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота, макрокосм-Вселенная и микрокосм-человек, то, что есть, и то, чего нет.

Атомы и пустота

Главная антитеза плюралистической онтологии Демокрита — атомы и пустота. Атом («неделимая сущность») есть мельчайшее тело, неделимое по той же причине, по какой неделимо «бытие» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Как и бытие у Парменида, атомы Демокрита вечны и неизменны. Введение атома традиционно понимается как реакция на проблему деления до бесконечности, обсуждавшуюся Зеноном Элейским; если бы атомов не было, процесс деления любого физического тела был бы бесконечен, и мы получили бы одну конечную вещь, состоящую из бесконечного количества частей, что абсурдно. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их «вместилище».

Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (не-бытием). Атом мыслится в ряду: бытие, нечто (неологизм Демокрита), тело, полнота. Экспликация семантического ряда «атом», таким образом, такова: быть — значит быть чем-то, быть чем-то — значит быть телом, быть телом — значит быть полным (плотным). Пустота соотнесена с понятиями: небытие, ничто («нуль»), бесконечность. Атомы и пустота существуют на равном основании, «не более «нечто», чем «ничто»», — этот принцип «исономии» (равноправия) является универсальным в системе Демокрита.


 

4.      Проверка знаний величин, единиц измерения, формул с последующей самооценкой.(презентация)

 

Вопросы к первому слайду.

1). Количество вещества.

2). Относительная атомная масса.

3). Постоянная Авогадро.

4). Молярная масса.

 

Вопросы ко второму слайду.

В каких единицах измеряется:

1). Постоянная Авогадро.

2). Масса.

3). Молярная масса.

4). Количество вещества.

 

Вопросы к третьему слайду.

1). Формула для вычисления массы вещества.

2). Формула для вычисления количества вещества.

3). Формула для вычисления числа молекул.

4). Формула для вычисления относительной атомной массы.

 

5.      Сообщение о Д.И. Менделееве.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907), химик, создатель периодической системы химических элементов.

Родился 8 февраля 1834 г. в Тобольске в семье директора гимназии. Учился в этой гимназии, затем был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. Курс окончил с золотой медалью, однако за годы напряжённых занятий подорвал здоровье.

В 1855 г. уехал в Одессу, где преподавал в гимназии при Ришельевском лицее. Благодатный южный климат позволил Менделееву уже в следующем году вернуться в Петербург. Он защитил магистерскую диссертацию и приступил к чтению лекций по органической химии в Петербургском университете.

В 1859—1861 гг. посетил Германию «для усовершенствования в науках», а по возвращении на родину издал первый в России учебник по органической химии, который был удостоен Демидовской премии.

В 1865 г. Менделеев защитил докторскую диссертацию, заложившую основы учения о растворах.

В 1869 г. учёный совершил одно из величайших открытий в истории химии — вывел периодический закон химических элементов. В 1871 г. вышел его классический труд «Основы химии», где обобщались представления о любимой науке.

Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».

В 1890 г. Менделеев покинул университет в знак протеста против притеснения студенчества. Несколько лет учёный был консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства; в 1892 г. он организовал производство изобретённого им бездымного пороха.

С 1892 г. и до конца своей жизни Дмитрий Иванович возглавлял Главную палату мер и весов.

Скончался 2 февраля 1907 г. в Петербурге.


 

6.      Самостоятельная работа. (карточки на два варианта)

 

Вариант 1

 

1. В сосуде находится 3 моль кислорода. Сколько примерно атомов в сосуде?

2. Масса капельки воды равна 10 – 13 кг. Из скольких молекул она состоит?

3. Чему равна масса молекулы водорода (Н2)?

4. Определите количество вещества в m=6кг водорода (Н2).

5. Сколько молекул воды содержится в 2м льда? (ρ=0,9 103кг/м3).

 

Вариант 2

 

1. Какое количество вещества составляют 5,418 1026 молекул?

2. Какова масса 4 моль кислорода (О2), выраженная в килограммах?

3. Чему равна масса молекулы кислорода (О2)?

4. Какое количество вещества составляют 1,204 1024молекул?

5. Какова масса изделия из золота, содержащего N=1,2 1021атомов.

 

 

7.      Подведение итогов.

 

МКТ нам говорит,

Всё из частичек состоит,

Соединенья их многообразны,

Поэтому и свойства тел разнообразны!

 

Частицы те – всегда в движенье,

 И существуют между ними притяженья.

Отталкивания тоже есть.

И в теле столько их, что трудно счесть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок физики по теме «Основные положения МКТ» 10 класс

Автор: Мосина Ольга Владимировна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные положения МКТ. Размеры молекул и атомов. Агрегатное состояние вещества. "
    ["seo_title"] => string(94) "osnovnyie-polozhieniia-mkt-razmiery-moliekul-i-atomov-aghrieghatnoie-sostoianiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "165286"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422792846"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Решение задач на МКТ "
    ["seo_title"] => string(25) "rieshieniie-zadach-na-mkt"
    ["file_id"] => string(6) "178389"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424819508"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "урок на тему "Агрегатное состояние вещества""
    ["seo_title"] => string(54) "urok-na-tiemu-aghrieghatnoie-sostoianiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "256287"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448110416"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок физики в 8 классе. Тема урока: Тема: Плавление и отвердевание кристаллических веществ."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_fiziki_v_8_klasse_tema_uroka_tema_plavlenie_i_otverdevanie_kristallicheskik"
    ["file_id"] => string(6) "563767"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1605764499"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "конспект урока по физике  "Кипение. Удельная теплота парообразования" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-fizikie-kipieniie-udiel-naia-tieplota-paroobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "133935"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416602178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства