kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок 9 класс "Импульс.Закон сохранения импульса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложение нового материали с элементами ИКТ,развитие метапредметных  связей в ходе урока,использование различных видов работы с уч-ся: работа в группах,в парах и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9 класс "Импульс.Закон сохранения импульса"»

Урок в 9 классе

Тема: Импульс тела.Закон сохранения импульса.

Приобрёл знания -- приспособь их к делу,

Знание без дела -- тяжёлая ноша.

Каждый наставник не должен забывать,

что главная обязанность состоит в

приручении воспитанников к умстувенному

труду и эта обязанность важнее.

К.Д.Ушинский.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Цель: ввести понятие «импульса, изменение импульса», развивать интерес к изучению физики, знакомя учащихся с природными явлениями, которые илл.стрируют закон сохранения импульса; формировать интерес к физическому эксперименту, развивать экпериментальные умения и желания проводить эксперимент; воспитывать практические навыки пользования приборами; расширять кругозор учащихся; развивать л.бознательность и интерес к изучению физики; воспитывать аккуратность и внимательность, дружеское внимание друг к другу.Это даёт возможность развивать компетентностный подход к изучению физики, формированию у учащихся различных видов компетенций:

а) коммутативные – умение отстаивать и развивать свою точку зрения, используя полученные знания; умение вести беседу, способность определить цель работы и деятельности, делать выводы по результатам работы; коментировать и делать обобщения по выполненым заданиям;

б) информационные – самостоятельное получение дополнительной информации, умение применить её на практике;

в) самообразовательные и саморазвивающие – умение самостоятельно систематезировать , изложенные в разных источниках сведения, анализировать их и формировать общие выводы;

г) социальные -- умение быть готовым к самостоятельному поиску решений, проявлению инициативы; умению вести бемеду в форме дискуссии;

д) поликультурные – использование информации из истории физических открытий, художественной литературы, решение задач историкокультурного содержания, способномть применить полученные знания в повседневной жизни.

Методические рекомендации.

Познавателбная деятельность учащихся на этом уроке активизируется созданием проблемной ситуации.Урок проводится как связубщее звено с изученным ранее материалом, новым и разновидностью опытов, подтвержающих информации, которые выполняют учашиеся. Важно при этом, чтобы они понимали основную цель работы: способом физического эксперимента доказать постоянство соотношений физических величин в процессе взаимодействия тел и описать правильность взаимодействия тел в замкнутой системе , согласно закона сохранения импульса.

Оснащение урока: мтальной шарик, постоянный магнит, стакан с водой, лист бумаги, одинаковые шарики на нитях,воздушный шарик.

Мультимедейное обеспечение: видеофрагменты «Передача импульса», «Ледокол и плавающий айсберг», « Выстрел из орудия».

План урока

  1. Организационный момент 1 мин

  2. Актуализация опорных знаний 3 мин

  3. Мотивация учебной деятельности 2 мин

  4. Изучение нового материала 15 мин

  5. Использование полученных знаний 12 мин

  6. Контроль и керрекция полученных знаний 7 мин

  7. Подведение итогов урока.Рефлексия. 3 мин

  8. Домашнее задание 2 мин

Ход урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

I Организационный Приветствие учащихмя, организация Приветствие учителя,

момент рабочего места организация рабочих

мест

II Актуализация Название урока и его цели.Напоминание, Принимают участие в

опорных знаний что понятия и физические величины , с обсуждении,отвечают

которыми познакомятся уч-ся на уроке, на вопросы

для них новые,но они являются продол-

жением знаний, полученных ранее. В итоге

уч-ся должны ответить на вопросы « Какие

законы созранения им известны? При каких

условиях они выполнимы?»

III Мотивация Вступительное слово учителя:

учебной Вы уже знаете:результат действия силы-- Слушают учителя

деятельности сообщение телу ускорения, проходит не

мгновенно, а лишь за некоторый интервал

времени,в течение которого на него действует

сила. Величина изменения скорсти тела зависит

как от величины силы, так и от интервала вре-

мени действмя силы.Законы Ньютона позволяют

решить такие задачи.Но найти силы, которые

взаимодействуют, иногда очень сложно и, как

следствие, нельзя найти ускорение, приобретаемое

телами,и соответственно их скорости и переме-

щения.Для решения таких задач в механике введены

специальные понятия и величины, с их помощью уста-

новлены соотношения между ними.При этом выяс-

нилось,что числовые значения введённых величинне

изменяются в процессе взаимодействия тел. Поэтому

соотношения между величинами,что сохраняются,

получили название законов сохранения.Сейчас мы

познакомимся с одним из них: законом сохранения

импульса.

Но сначала введём понятие «импульс» и «сила

импульса».

IV Изучение Просматривается видеофильм» Передача импульса». Знакомство с

нового Шары определенной массы, движутся со материалами

материала скоростями Uₒ и Vₒ . В некоторых момента времени учебника,

t они вступают во , передовая механическое видеоматери-

движение от одного шара к другому. При этом алами,запол-

скорости изменяться U и V. По III закону Ньютона нение опорно-

F₁₂ - F₂₁ , но = m =- m₂ го конспекта

; (приложение А)

m = - m mU - mU= работа в груп-

= -mV - mV₀ пах по два

(mU)= -∆ (mV) человека

Изменения скорости различны, но произведения mU

одинаковы в обоих случаях. p= mU- импульс тела,

мера механического движения. [p]ₑᵤ= кг м⁄с ,

(заполнение карточки) Если на тело действует сила,

то скорость теле изменяется = меняется импульс тела

р= ∆ (mU)= m∆U но ∆U= а∆t

р=mа∆t, но F=mа (II з-н Ньютона)

р=F∆t- импульс силы

[F∆t]ₑᵤ= H·c (заполнение карточки)

Просматривается видеофрагмент «Выстрел из пушки».

При взаимодействии тел в замкнутой системе (тела

взаимодействуют друг с другом без взаимодействия

внешних тел). V Использо- Организация работы в четвёрка,наблюдение за Работа в

вание получен- работой уч-ся.Прослушивание презентаций опытов группах,поста-

ных знаний и ответов. новка опытов

соответствен-

но полученных

инструкций

(приложение Б)

Обсуждение

наблюдений.

Подготовка к пре-

вентации опытов

и их обсуждение.

Решение задач у доски Один уч-ся работает

1 Шарик массой 500 г равномерно катится у доски, остальные

со скоростью 2м/с. Чему равен импульс шарика? решают в тетрадях

Дано: Си

m = 500ᵤ 0,5 кг

U = 2м/с

р-?

Решение:

р = mU

[р]ₑᵤ = кг

р = 0,5*2=1 (кг м/с)

Ответ: 1 кг м/с.



2. С какой силой действует молоток массой 0,5 кг

на гвоздь во время удара, если скорость молотка

перед ударом 2 м/с, а удар длился 0,01с?

Дано: Си Решение.

m = 0,5 кг F ∆t = mU

U = 2м/с [F]ₑ = = н

t = 0,01с

F-?

Ответ: 100 (Н)

. №3 Вагонетка массой 400 кг и скоростью 3 м/с,

сцепливаеться с неподвижной вагонеткой, масса

которой 0,6т. Определить скорость вагонеток

после сцепления.

Дано: Си Решение.

m = 0,5 кг mU +mU=( m+m)U

U = 2м/с mU=( m+m)U т.к.U=0

m = 6т 6*10³ кг

U -? =0,188 (м/с)

VI Контроль Предлагается уч-ся тестовые задания для самоконтроля Выбирают

и корекция Учитель наблюдает за работой,организует обсуждение правильные

полученных тестовых заданий,обращая внимание на ключевые ответы

знаний моменты. (приложение В)

VII Подведение Подведение итогов урока,оценивание работы групп и Слушают учи-

итогов урока. отдельных уч-ся.Выставление оценок. теля.По жела-

Релаксация. нию называют

оценки за тести-

рование.

VIII Домашнее № 1 Автомобиль массой 4 т движется со скоростью Первые задания

задание 72 км/ч.Чему равен импульс автомобиля? решают все.

2 Железнодорожная платформа массой 40 т, Домашние опыты

движущаяся со скоростью 3 м/с, сцепляется и наблюдения

с неподвижной платформой массой 20 т. проводят и объяс-

Какова скорость платформ после сцепления. няют желающие

Домашние опыты и наблюдения: получить более

1 Привяжите нитку к молотку. Сначала подни- высокую оценку.

мите молоток со стола вверх медленно, другой

раз – рывком. Что вы наблюдаете? Почему?

2 Возьмите в руку трубку с душем,пустите воду.

Поясните явлени,которое вы можите наблюдать.

3 В пластиковой бутылке сделайте отверстие в

дне,налейте воды в бутылку и двигайте её вниз.

Что вы наблюдаете? Почему?

Приложене Б

Работа №1 На горизонтальную поверхность положите стальной шарик.Быстро пронесите

над ним магнит.Наблюдайте за шариком. Повторите опыт,но магнит пронесите

медленно.Как будет двигаться шарик? От чего зависит взаимодействие тел.

Работа №2 На край стола положите лист бумаги и поставьте на него стакан с водой.

Медленно тяните бумагу. Наблюдайте за движением стакана. Повторите опыт,

но бумагу дёрните резко.О чём свидетельствует этот опыт?

Работа № 3 Подвесьте два шарика одинаковой массы на нитях.Отклоните их в разные

стороны на равные углы и отпустите шарики. Можно ли считать эту систему

шариков изолированной?

Работа № 4 Надуйте воздушный шарик, а потом отпустите его.Почему он движется?



Приложение В Тест для самопроверки:

  1. Импульс тела…

а) произведение массы тела и его ускорения;

б) произведение массы тела и его скорости;

в) произведение силы,действующей на тело, и его скорости;

г) произведение силы,действующей на тело,и времени её действия.

  1. Выбирите единицу импульса тела:

а) м/с;

б) кг м/с;

в)кг м/с;

г) Н с.



  1. Изменение импульса тела равно…

а) произведению массы тела и его скорости;

б)разницы начального и конечного импульсов тела;

в)импульс силы;

г)изменение массы тела за единицу времени.

  1. Выбирете единицы импульса силы

а) Н/с;

б) кг м/с;

в) кг м/с;

г) Н с.

  1. Импульсное движение возникает во время…

а)отталкивания тел;

б)движения разных частей тела относительно центра массы тела;

в)деление тела на части;

г)отделение от тела части массы с определённой скоростью движения относительно

оставщейся массы.

  1. Определите в каких системах отсчёта выполняется закон созранения импульса6

а) инерциальных;

б) неинерциальных;

в) замкнутых;

г) любых.

  1. Выберите пример импульсного движения:

а) движение кальмара;

б) колебание маятника;

в) полёт бабочки;

г) падение листьев с дерева.

  1. Ракета поднимается вертикально вверх равномерно.Определите,как и почему меняется

импульс ракеты:

а)уменьшается,так как уменьшается масса ракеты;

б)не изменяется потому что маса уменьшается,а скорость увеличивается;

в) растёт,так как ракета поднимается очень высоко над Землёй;






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок 9 класс "Импульс.Закон сохранения импульса"

Автор: Романенко Ирина Сергеевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361272

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства