kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-творчество учителя :"Путешествие с импульсом"

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цели  урока :

  • обобщение темы Импульс, закон сохранения импульса.
  • контроль и диагностика знаний учащихся перед тематической контрольной работой по теме.

Задачи урока:

  • закрепление основных понятий и законов темы
  • развитие у учащихся логического мышления
  • развитие творческих способностей
  • развитие навыков исследовательских умений
  • развитие речевой культуры

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-творчество учителя :"Путешествие с импульсом" »



МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №7 Ленинского муниципального района Московской области














Урок обобщения и контроля знаний
Тема «Путешествие с импульсом.









Выполнила:

Мельникова Татьяна Андреевна

учитель физики



Обоснование урока:

  • Урок – обобщение темы «Импульс» проводится в соответствии с тематическим планированием к рабочей программе 10 а класса (физико-математический профиль.)

  • Данный урок соответствует возрастным особенностям учащихся.

  • Форма проведения урока соответствует типу детей данного класса.

  • Контроль знаний учащихся , запланированный на данном уроке ,проверяет знания и умения учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования.



Актуальность проведения урока в данной форме :

  • Нестандартные уроки активизируют мыслительную деятельность учащихся.

Гипотеза

  • Урок будет интересен учащимся и будет стимулировать их на поиск ответа.

  • Урок будет способствовать развитию познавательных интересов учащихся , творческих способностей в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований , подготовки творческих работ.

  • Урок будет способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.



Задачи урока

  • Развитие у учащихся логического мышления.

  • Развитие творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний , выполнения творческих заданий.

  • Развитие навыков исследовательской деятельности.

  • Развитие речевой культуры.

  • Закрепление основных понятий и законов.









Сценарий урока.

Цели урока :

  1. Обобщение темы «Импульс .Закон сохранения импульса».

  2. Контроль и диагностика знаний , умений и навыков учащихся по теме «Импульс, закон сохранения импульса.

Задачи урока.

1 .Воспитательные :

  • Воспитание убеждённости в возможности использования достижений физики на благо развития цивилизации.

  • Формирование чувства гордости за свою Родину.

  • Воспитание коммуникативных качеств: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.

2.Развивающие:

  • Создание условий для гармонического развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

3.Образовательные :

  • Развитие у учащихся логического мышления.

  • Развитие творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний , выполнения творческих заданий.

  • Развитие навыков исследовательской деятельности при постановке физического эксперимента.

  • Развитие речевой культуры.

  • Закрепление основных понятий и законов по теме : Импульс. Закон сохранения импульса.

План урока:

  1. Организационный момент 1 мин.

  2. Текущий диагностический опрос-разминка ( 6 вопросов) 2 мин

  3. Вступление в урок. 1 мин.

  4. (4.1, 4.2) Текущий тематический контроль (2 вопроса). 1 мин

  5. Текущий тематический опрос – решение «поучительной задачи» 7 мин

  6. Диагностический стимулирующий контроль – экспериментальная задача №1 7мин

  7. Диагностический стимулирующий контроль - экспериментальная задача №2 7 мин

  8. Диагностический тестовый контроль с использованием системы Verdict ( 10 вопросов на 2 варианта). 10мин

  9. Стимулирующий контроль - Презентации «мини»-проекта» 7 мин

  10. Подведение итогов урока , задание домашнего задания 2мин



Виды деятельности учащихся на уроке:

  1. Перенос и применение знаний, умений и навыков при выполнении различных заданий по ходу урока :

  • Решение задач по алгоритму.

  • Выполнение экспериментальной задачи.

  • Работа в парах при решении комбинированной задачи.

  • Тестирование с применением интерактивной системы Verdict.

  • Представление творческих работ.

Наглядные пособия к уроку :

  1. Бильярдные шары ( 6 штук)

  2. 2 метровые линейки

  3. Насос Камовского , полиэтиленовая бутылка250 см 3 , штатив.



На интерактивной доске подготовлены :

  • Заставка к уроку ( из коллекции картинок Интернета) ,модели земного шара, ракеты, космического корабля на старте и в космосе, закрытые шторкой доски .

  • Фото Земли из космоса (900igr.net. Картинка 28. http://900igr.net/kartinki/fiz…; Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_…)

  • Запись на доске задания к практической задаче.

  • Текст «Поучительной задачи».

  • Проектная работа учащихся.



Сценарий урока.

1. Приветствие , проверка готовности к уроку.

2. Текущий диагностический фронтальный опрос-разминка :

Учитель задаёт вопросы:

1)Каково толкование слова «Импульс»?

2)Физический смысл импульса тела и импульса силы.

3)Единица измерения данных величин?

4)Связь данных величин друг с другом.

4)В чём заключается основное свойство импульса ?

5)В каких случаях можно применять для решения физических задач закон сохранения импульса?

6)Формулировка закона сохранения импульса .

(Оценивается уровень базовых понятий темы «Импульс» Критерии оценки : активность учащихся при фронтальном опросе .

1).Если активно менее 30 % учащихся – знания учащихся на критическом уровне

2). Если активно от 30 до 60 % - на допустимом

3).Если активно от 60 и выше – на оптимальном.



3.Вступление в урок.

Учитель : Сегодня на уроке нам потребуются рабочая тетрадь ,но самое главное - это ваши знания , умения и навыки, чтобы успешно совершить……небольшая пауза, и опускается шторка интерактивной доски : Путешествие с импульсом.

http://900igr.net/kartinki/fiz…900igr.net. Картинка 28. (картинка-заставка на интерактивной доске)

Учитель : Однажды, великий русский учёный М.В.Ломоносов , размышляя над вопросами мироздания, загляделся на бездонное звёздное небо и у него родились следующие поэтические строчки :

Открылась бездна звезд полна

Звездам числа нет ,бездне дна…

Человечество всегда стремилось в бесконечное , космическое пространство . Мы горды тем, что именно наша страна открыла космическую эру, и конечно должны знать имена учёных, распахнувших нам окно в космос, и имена первооткрывателей космического пространства. Давайте вспомним имена учёных и первых космонавтов, ( можно дать небольшие исторические справки)известных не только в России, но и далеко за её пределами .

(следуют ФРОНТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ )

(Оценивается эрудиция учащихся, как один из факторов формирования личности).

Затем внимание учащихся обращается к интерактивной доске.

( На ней модель земного шара и невидимая учащимся космическая ракета. Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_… )

Учитель : Итак, мы на космодроме, ракета готова к старту! (С помощью возможностей доски, наведения кончика электронной ручки на ракету и выбора пиктограммы «перемещение» ракета размещается на условной стартовой площадке.

4.1.Учитель : Начинают работать двигатели и ракета взмывает в небо.( Ракета, теперь уже другая , с раскрытыми солнечными батареями размещается над макетом земного шара. Вопрос №1 : Объяснить механизм взлёта ракеты и её движение в космосе.

(ФРОНТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Оценивается сформированность базовых знаний учащихся.

1).Отметка «4-5»- учащийся показал умение применить закон сохранения импульса для ответа на поставленный вопрос , сделал необходимые записи ( «4»- допустил1,2 неточности в формулировках).

2).«3»- объяснил взлёт ракеты и её движение в космосе на качественном уровне, без соответствующих записей.

Учитель : Мы в космосе. Из иллюминатора видна наша прекрасная планета ( на доске снимки Земли из космоса)

Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: http://www.mrtop10.com/top_10_…

Планеты земля в картинках : tim.


4.2. Учитель: Но пришло время возвращаться на Землю. Ракету надо затормозить. Вопрос №2 : Как затормозить ракету в космосе? (Ракета опускается на Землю, снижаясь по полю доски).

(ФРОНТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

Оценивается, как и вопрос 4.1

5.Учитель : Мы опять в нашей любимой школе, в нашем кабинете, где нас ждут новые открытия. Перед вами на демонстрационном столе бильярдные шары, две метровые линейки. Предлагаю желающему провести физический эксперимент . Не забывайте , что мы путешествуем с импульсом!

Контроль УУД:

1)Постановка цели эксперимента

2)Выдвижение гипотез и их обоснование.

3)Умения спланировать эксперимент

4)Умения грамотно поставить эксперимент

5)Умение сформулировать выводы по эксперименту

Деятельность учителя:

1)Размещает на демонстрационном столе бильярдные шары, 2 метровые линейки

Деятельность учеников :

1)Самостоятельное ( можно в парах) построение модели эксперимента

2)Постановка целей эксперимента

3) Выдвижение гипотез

4)Проведение самого эксперимента (при чётком выполнении техники безопасности)

5)Формулирование выводов по результатам эксперимента.

(ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ УЧАЩИМИСЯ) .

Оценивается умение учащегося применять свои знания в новой ситуации.

1).Отметка «5» - учащийся поставил цель эксперимента, выдвинул гипотезу, правильно поставил эксперимент , сделал вывод(ы).

2).Отметка «4»- отсутствует 1,2 элемента из выше названных.

3).Отметка «3»- поставлен эксперимент , сделан вывод.

6.Учитель : Следующим заданием является «Поучительная» задача, которую я предлагаю вам решить.

Текст задачи: Металлический шарик массой 100 г брошен учеником со скоростью 10 м/с перпендикулярно стенке. Время взаимодействия со стенкой 0, 01с. Найти среднюю силу удара при абсолютно упругом взаимодействии и оценить полученный результат.

Контроль УУД:

1).Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в решении задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса »

2)Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной форме

Деятельность учителя:

1)Представляет текст задачи ,подготовленный на интерактивной доске.

Деятельность учеников :

1).Производят краткую запись данных задачи, проверяют размерность физических величин

2).Анализируют задачу

3).Вырабатывают ход решения и самостоятельно решают, затем представляют решение на доске

4).Оценивают полученный результат


Оценка полученного результата заставляет учащихся задуматься , так как при ударе развивается сила 200 Н. При сравнении её с силой тяжести в 200 Н, становится понятно, что эффект от груза массой 100 г подобен эффекту от груза массой в 20 кг . В данном случае решение подобной задачи воспитывает у учащихся чувство ответственности за свои действия.

Оценивается умение учащихся применять свои знания при решении задачи.

1)Отметка «5» - записаны : формула связи изменения импульса тела с импульсом силы( в векторном и скалярном видах), все величины , используемые для решения задачи записаны в системе СИ; проведены необходимые математические преобразования , записан ответ.

2)Отметка «4»- ответ представлен в общем виде, без вычислений.

3)Отметка «3»- записаны не все исходные формулы, или допущены ошибки в математических преобразованиях .

7.Учитель: А теперь запустим в пространство нашего класса нашу импровизированную ракету. Наша задача не только запустить ракету, но и найти скорость вылета газа из горлышка импровизированной ракеты при заданных массе «ракеты» и её объёме. Недостающие данные для решения нашей проблемы мы найдём , проведя эксперимент.

Контроль УУД:

1).Умения использовать результаты эксперимента для решения практической задачи

2).Умения строить алгоритм решения задач, используя для этого знание формул и законов.

Деятельность учителя:

Представление установки практической задачи и цели эксперимента .


Деятельность учеников :

1).Проведение эксперимента одним из учащихся и получение данных для практической задачи .

2).Составление алгоритма решения задачи.

3).Запись данных, и самостоятельное решение задачи.

4).Оценка полученного результата.


Перед учащимися установка: Насос Камовского, на раструб которой надета пробка, вставленная в пластиковую бутылочку. Рядом на штативе укреплена метровая линейка. Задание записано на доске:

С помощью установки на демонстрационном столе : насоса Камовского, импровизированной раекты , метровой линейки , запустить ракету в пространство нашего класса и найти скорость вылета воздуха из «сопла» нашей ракеты. Объём ракеты 250 см3 , средняя плотность воздуха в классе ( сегодня температура воздуха в классе = 230 С ) 1,2 кг/м3. Проведение эксперимента :При нагнетании воздуха в бутылочку она взмывает в воздух, подобно небольшой ракете. Рядом на штативе укреплена метровая линейка. С помощью неё можно оценить высоту подъёма ракеты .Обращается внимание на расчёт высоты подъёма ракеты по отношению к её центру масс )

Один из учащихся проводит эксперимент, по трём измерениям учащиеся рассчитывают высоту подъёма ракеты, даётся время на обдумывание метода решения задачи, составление алгоритма решения и учащиеся самостоятельно решают задачу.

(ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА и РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УЧАЩИМИСЯ В ПАРАХ ) .

Оценивается умение учащихся применять свои знания в новой ситуации.

(Первым 3 парам выставляется отметка).

1)Отметка «5» - записаны : формула связи высоты полёта ракеты со скоростью вылета газов, закон сохранения импульса; все величины записаны в системе СИ; проведены необходимые математические преобразования , записан ответ( допускается решение по частям, с промежуточными вычислениями).

2)Отметка «4»- ответ представлен в общем виде, без вычислений.

3)Отметка «3»- записаны не все исходные формулы, или допущены ошибки в математических преобразованиях .

8.Учитель: Подошло время оценить знания данной темы и сразу проверить уровень их усвоения. В этом, как всегда, нам поможет система интерактивного опроса Verdiсt. Даётся 2 варианта тестов по 5 вопросов ( составлены по материалам демоверсий ЕГЭ 2002-2012года ).

Оценивание :

1)5 верных ответов – «5»

2) 4 верных ответа – «4»

3) 3 верных ответа – «3»

4) 2 верных ответа – «2»

Попыток ответа – 1.

Положительные аспекты использования системы интерактивного тестирования:

  • Получение оценки знаний сразу после проведения опроса

  • Исключение возможности споров между желающими ответить на уроке

  • Возникновение мотивации для проведения дискуссии по несовпадающим вопросам

  • Составляемый рейтинг учеников является мотиватором его повышения

  • Определение уровня усвоения изучаемого материала всеми учащимися и каждым в отдельности.

9.В оставшееся время – презентация: «Импульс на службе человека».

Контроль УУД:


1).Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

2)Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

3)Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения творческих заданий.



Оценивание презентации:

1)Использование различных источников при подготовке презентации.

2) Грамотная работа с источниками.

2)Творческий подход в оформлении.

3)Эффективное использование пространства презентации.

4)Интересный, познавательный рассказ.

10.Подведение итогов урока и домашние дифференцированные задания ( на карточках).

Даются 2 задачи ( для «продвинутых» учащихся - №1 и «средних» - №2).

1.Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом μ = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся

брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30%?

(ответ : 0,15 м)


2. Летящий снаряд разрывается на два осколка. По отношению к направлению движения снаряда первый осколок летит под углом 90° со скоростью 50 м/с, а второй – под углом 30° со скоростью 100 м/с. Найдите отношение массы первого осколка к массе второго осколка.

(Ответ: 1)


Выводы по уроку :Моя гипотеза подтвердилась. Урок прошёл в хорошем темпе, учащиеся были активны, с тестом и решением задач справились на достаточном и оптимальном уровнях. Мне очень захотелось поблагодарить моих учеников так же нестандартно, как и прошедший урок: «Мои замечательные ученики! Я хочу пожелать вам дальнейших успехов в изучении физики и для вас я сочинила следующие строчки :

Вот если б можно было сердце разделить на атомы

я б подарила каждому по капельке души,

чтоб в жизни каждого из вас исполнилась мечта

И стала б яркой , как звезда, у каждого судьба!»











Для создания урока были использованы ;

1.Собственный сценарий урока.

2.Фотографии и картинки, взятые из Интернета : (900igr.net. Картинка 28. http://900igr.net/kartinki/fiz…; Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_…), Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: http://www.mrtop10.com/top_10_…Планеты земля в картинках : tim. .

3.Интерактивная доска .

4.Система интерактивного тестирования Verdiсt

5.Задачи из материалов демоверсий ЕГЭ 2008-2009 год задачника А.П.Рымкевич ( 318).








12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-творчество учителя :"Путешествие с импульсом"

Автор: Мельникова Татьяна Андреевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства