Просмотр содержимого документа
«Урок-творчество учителя :"Путешествие с импульсом" »
МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №7 Ленинского муниципального района Московской области
Урок обобщения и контроля знаний Тема «Путешествие с импульсом.
Выполнила:
Мельникова Татьяна Андреевна
учитель физики
Обоснование урока:
Урок – обобщение темы «Импульс» проводится в соответствии с тематическим планированием к рабочей программе 10 а класса (физико-математический профиль.)
Данный урок соответствует возрастным особенностям учащихся.
Форма проведения урока соответствует типу детей данного класса.
Контроль знаний учащихся , запланированный на данном уроке ,проверяет знания и умения учащихся в соответствии с требованиями стандарта образования.
Актуальность проведения урока в данной форме :
Нестандартные уроки активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Гипотеза
Урок будет интересен учащимся и будет стимулировать их на поиск ответа.
Урок будет способствовать развитию познавательных интересов учащихся , творческих способностей в процессе решения физических задач, выполнения экспериментальных исследований , подготовки творческих работ.
Урок будет способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
Задачи урока
Развитие у учащихся логического мышления.
Развитие творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний , выполнения творческих заданий.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие речевой культуры.
Закрепление основных понятий и законов.
Сценарий урока.
Цели урока :
Обобщение темы «Импульс .Закон сохранения импульса».
Контроль и диагностика знаний , умений и навыков учащихся по теме «Импульс, закон сохранения импульса.
Задачи урока.
1 .Воспитательные :
Воспитание убеждённости в возможности использования достижений физики на благо развития цивилизации.
Формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание коммуникативных качеств: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
2.Развивающие:
Создание условий для гармонического развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3.Образовательные :
Развитие у учащихся логического мышления.
Развитие творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний , выполнения творческих заданий.
Развитие навыков исследовательской деятельности при постановке физического эксперимента.
Развитие речевой культуры.
Закрепление основных понятий и законов по теме : Импульс. Закон сохранения импульса.
План урока:
Организационный момент 1 мин.
Текущий диагностический опрос-разминка ( 6 вопросов) 2 мин
Вступление в урок. 1 мин.
(4.1, 4.2) Текущий тематический контроль (2 вопроса). 1 мин
Текущий тематический опрос – решение «поучительной задачи» 7 мин
Диагностический стимулирующий контроль – экспериментальная задача №1 7мин
Диагностический стимулирующий контроль - экспериментальная задача №2 7 мин
Диагностический тестовый контроль с использованием системы Verdict ( 10 вопросов на 2 варианта). 10мин
Стимулирующий контроль - Презентации «мини»-проекта» 7 мин
Перенос и применение знаний, умений и навыков при выполнении различных заданий по ходу урока :
Решение задач по алгоритму.
Выполнение экспериментальной задачи.
Работа в парах при решении комбинированной задачи.
Тестирование с применением интерактивной системы Verdict.
Представление творческих работ.
Наглядные пособия к уроку :
Бильярдные шары ( 6 штук)
2 метровые линейки
Насос Камовского , полиэтиленовая бутылка250 см 3 , штатив.
На интерактивной доске подготовлены :
Заставка к уроку ( из коллекции картинок Интернета) ,модели земного шара, ракеты, космического корабля на старте и в космосе, закрытые шторкой доски .
Фото Земли из космоса (900igr.net. Картинка 28.http://900igr.net/kartinki/fiz…;Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_…)
5)В каких случаях можно применять для решения физических задач закон сохранения импульса?
6)Формулировка закона сохранения импульса .
(Оценивается уровень базовых понятий темы «Импульс» Критерии оценки : активность учащихся при фронтальном опросе .
1).Если активно менее 30 % учащихся – знания учащихся на критическом уровне
2). Если активно от 30 до 60 % - на допустимом
3).Если активно от 60 и выше – на оптимальном.
3.Вступление в урок.
Учитель : Сегодня на уроке нам потребуются рабочая тетрадь ,но самое главное - это ваши знания , умения и навыки, чтобы успешно совершить……небольшая пауза, и опускается шторка интерактивной доски : Путешествие с импульсом.
http://900igr.net/kartinki/fiz…900igr.net. Картинка 28. (картинка-заставка на интерактивной доске)
Учитель : Однажды, великий русский учёный М.В.Ломоносов , размышляя над вопросами мироздания, загляделся на бездонное звёздное небо и у него родились следующие поэтические строчки :
Открылась бездна звезд полна
Звездам числа нет ,бездне дна…
Человечество всегда стремилось в бесконечное , космическое пространство . Мы горды тем, что именно наша страна открыла космическую эру, и конечно должны знать имена учёных, распахнувших нам окно в космос, и имена первооткрывателей космического пространства. Давайте вспомним имена учёных и первых космонавтов, ( можно дать небольшие исторические справки)известных не только в России, но и далеко за её пределами .
(следуют ФРОНТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ )
(Оценивается эрудиция учащихся, как один из факторов формирования личности).
Затем внимание учащихся обращается к интерактивной доске.
( На ней модель земного шара и невидимая учащимся космическая ракета.Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_… )
Учитель : Итак, мы на космодроме, ракета готова к старту! (С помощью возможностей доски, наведения кончика электронной ручки на ракету и выбора пиктограммы «перемещение» ракета размещается на условной стартовой площадке.
4.1.Учитель : Начинают работать двигатели и ракета взмывает в небо.( Ракета, теперь уже другая , с раскрытыми солнечными батареями размещается над макетом земного шара. Вопрос №1 : Объяснить механизм взлёта ракеты и её движение в космосе.
1).Отметка «4-5»- учащийся показал умение применить закон сохранения импульса для ответа на поставленный вопрос , сделал необходимые записи ( «4»- допустил1,2 неточности в формулировках).
2).«3»- объяснил взлёт ракеты и её движение в космосе на качественном уровне, без соответствующих записей.
Учитель : Мы в космосе. Из иллюминатора видна наша прекрасная планета ( на доске снимки Земли из космоса)
Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: http://www.mrtop10.com/top_10_…
Планеты земля в картинках : tim.
4.2. Учитель: Но пришло время возвращаться на Землю. Ракету надо затормозить. Вопрос №2 : Как затормозить ракету в космосе? (Ракета опускается на Землю, снижаясь по полю доски).
(ФРОНТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Оценивается, как и вопрос 4.1
5.Учитель : Мы опять в нашей любимой школе, в нашем кабинете, где нас ждут новые открытия. Перед вами на демонстрационном столе бильярдные шары, две метровые линейки. Предлагаю желающему провести физический эксперимент . Не забывайте , что мы путешествуем с импульсом!
Контроль УУД:
1)Постановка цели эксперимента
2)Выдвижение гипотез и их обоснование.
3)Умения спланировать эксперимент
4)Умения грамотно поставить эксперимент
5)Умение сформулировать выводы по эксперименту
Деятельность учителя:
1)Размещает на демонстрационном столе бильярдные шары, 2 метровые линейки
Деятельность учеников :
1)Самостоятельное ( можно в парах) построение модели эксперимента
2)Постановка целей эксперимента
3) Выдвижение гипотез
4)Проведение самого эксперимента (при чётком выполнении техники безопасности)
5)Формулирование выводов по результатам эксперимента.
(ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ УЧАЩИМИСЯ).
Оценивается умение учащегося применять свои знания в новой ситуации.
1).Отметка «5» - учащийся поставил цель эксперимента, выдвинул гипотезу, правильно поставил эксперимент , сделал вывод(ы).
2).Отметка «4»- отсутствует 1,2 элемента из выше названных.
3).Отметка «3»- поставлен эксперимент , сделан вывод.
6.Учитель : Следующим заданием является «Поучительная» задача, которую я предлагаю вам решить.
Текст задачи: Металлический шарик массой 100 г брошен учеником со скоростью 10 м/с перпендикулярно стенке. Время взаимодействия со стенкой 0, 01с. Найти среднюю силу удара при абсолютно упругом взаимодействии и оценить полученный результат.
Контроль УУД:
1).Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в решении задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса »
2)Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме
Деятельность учителя:
1)Представляет текст задачи ,подготовленный на интерактивной доске.
Деятельность учеников :
1).Производят краткую запись данных задачи, проверяют размерность физических величин
2).Анализируют задачу
3).Вырабатывают ход решения и самостоятельно решают, затем представляют решение на доске
4).Оценивают полученный результат
Оценка полученного результата заставляет учащихся задуматься , так как при ударе развивается сила 200 Н. При сравнении её с силой тяжести в 200 Н, становится понятно, что эффект от груза массой 100 г подобен эффекту от груза массой в 20 кг . В данном случае решение подобной задачи воспитывает у учащихся чувство ответственности за свои действия.
Оценивается умение учащихся применять свои знания при решении задачи.
1)Отметка «5» - записаны : формула связи изменения импульса тела с импульсом силы( в векторном и скалярном видах), все величины , используемые для решения задачи записаны в системе СИ; проведены необходимые математические преобразования , записан ответ.
2)Отметка «4»- ответ представлен в общем виде, без вычислений.
3)Отметка «3»- записаны не все исходные формулы, или допущены ошибки в математических преобразованиях .
7.Учитель: А теперь запустим в пространство нашего класса нашу импровизированную ракету. Наша задача не только запустить ракету, но и найти скорость вылета газа из горлышка импровизированной ракеты при заданных массе «ракеты» и её объёме. Недостающие данные для решения нашей проблемы мы найдём , проведя эксперимент.
Контроль УУД:
1).Умения использовать результаты эксперимента для решения практической задачи
2).Умения строить алгоритм решения задач, используя для этого знание формул и законов.
Деятельность учителя:
Представление установки практической задачи и цели эксперимента .
Деятельность учеников :
1).Проведение эксперимента одним из учащихся и получение данных для практической задачи .
2).Составление алгоритма решения задачи.
3).Запись данных, и самостоятельное решение задачи.
4).Оценка полученного результата.
Перед учащимися установка: Насос Камовского, на раструб которой надета пробка, вставленная в пластиковую бутылочку. Рядом на штативе укреплена метровая линейка. Задание записано на доске:
С помощью установки на демонстрационном столе : насоса Камовского, импровизированной раекты , метровой линейки , запустить ракету в пространство нашего класса и найти скорость вылета воздуха из «сопла» нашей ракеты. Объём ракеты 250 см3 , средняя плотность воздуха в классе ( сегодня температура воздуха в классе = 230 С ) 1,2 кг/м3. Проведение эксперимента :При нагнетании воздуха в бутылочку она взмывает в воздух, подобно небольшой ракете. Рядом на штативе укреплена метровая линейка. С помощью неё можно оценить высоту подъёма ракеты .Обращается внимание на расчёт высоты подъёма ракеты по отношению к её центру масс )
Один из учащихся проводит эксперимент, по трём измерениям учащиеся рассчитывают высоту подъёма ракеты, даётся время на обдумывание метода решения задачи, составление алгоритма решения и учащиеся самостоятельно решают задачу.
(ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА и РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ УЧАЩИМИСЯ В ПАРАХ ).
Оценивается умение учащихся применять свои знания в новой ситуации.
(Первым 3 парам выставляется отметка).
1)Отметка «5» - записаны : формула связи высоты полёта ракеты со скоростью вылета газов, закон сохранения импульса; все величины записаны в системе СИ; проведены необходимые математические преобразования , записан ответ( допускается решение по частям, с промежуточными вычислениями).
2)Отметка «4»- ответ представлен в общем виде, без вычислений.
3)Отметка «3»- записаны не все исходные формулы, или допущены ошибки в математических преобразованиях .
8.Учитель: Подошло время оценить знания данной темы и сразу проверить уровень их усвоения. В этом, как всегда, нам поможет система интерактивного опроса Verdiсt. Даётся 2 варианта тестов по 5 вопросов ( составлены по материалам демоверсий ЕГЭ 2002-2012года ).
Оценивание :
1)5 верных ответов – «5»
2) 4 верных ответа – «4»
3) 3 верных ответа – «3»
4) 2 верных ответа – «2»
Попыток ответа – 1.
Положительные аспекты использования системы интерактивного тестирования:
Получение оценки знаний сразу после проведения опроса
Исключение возможности споров между желающими ответить на уроке
Возникновение мотивации для проведения дискуссии по несовпадающим вопросам
Составляемый рейтинг учеников является мотиватором его повышения
Определение уровня усвоения изучаемого материала всеми учащимися и каждым в отдельности.
9.В оставшееся время – презентация: «Импульс на службе человека».
Контроль УУД:
1).Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
2)Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
3)Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения творческих заданий.
Оценивание презентации:
1)Использование различных источников при подготовке презентации.
2) Грамотная работа с источниками.
2)Творческий подход в оформлении.
3)Эффективное использование пространства презентации.
4)Интересный, познавательный рассказ.
10.Подведение итогов урока и домашние дифференцированные задания ( на карточках).
Даются 2 задачи ( для «продвинутых» учащихся - №1 и «средних» - №2).
1.Кусок пластилина сталкивается со скользящим навстречу по горизонтальной поверхности стола бруском и прилипает к нему. Скорости пластилина и бруска перед ударом направлены противоположно и равны vпл = 15 м/с и vбр = 5 м/с. Масса бруска в 4 раза больше массы пластилина. Коэффициент трения скольжения между бруском и столом μ = 0,17. На какое расстояние переместятся слипшиеся
брусок с пластилином к моменту, когда их скорость уменьшится на 30%?
(ответ : 0,15 м)
2. Летящий снаряд разрывается на два осколка. По отношению к направлению движения снаряда первый осколок летит под углом 90° со скоростью 50 м/с, а второй – под углом 30° со скоростью 100 м/с. Найдите отношение массы первого осколка к массе второго осколка.
(Ответ: 1)
Выводы по уроку :Моя гипотеза подтвердилась. Урок прошёл в хорошем темпе, учащиеся были активны, с тестом и решением задач справились на достаточном и оптимальном уровнях. Мне очень захотелось поблагодарить моих учеников так же нестандартно, как и прошедший урок: «Мои замечательные ученики! Я хочу пожелать вам дальнейших успехов в изучении физики и для вас я сочинила следующие строчки :
Вот если б можно было сердце разделить на атомы
я б подарила каждому по капельке души,
чтоб в жизни каждого из вас исполнилась мечта
И стала б яркой , как звезда, у каждого судьба!»
Для создания урока были использованы ;
1.Собственный сценарий урока.
2.Фотографии и картинки, взятые из Интернета : (900igr.net. Картинка 28.http://900igr.net/kartinki/fiz…;Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: Планеты земля в картинках : tim. http://www.mrtop10.com/top_10_…),Fotozal.com - Фото 10087a в разделе: http://www.mrtop10.com/top_10_…Планеты земля в картинках : tim. .
3.Интерактивная доска .
4.Система интерактивного тестирования Verdiсt
5.Задачи из материалов демоверсий ЕГЭ 2008-2009 год задачника А.П.Рымкевич ( 318).